Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

1 Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социум как особенная часть мира


Скачать 281.39 Kb.
Название1 Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социум как особенная часть мира
Документ создан автором12.01.2016
Размер файла281.39 Kb.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социум как особенная часть мира.

10.1. Что отличает общество от социума?

1) Общество (в самом узком смысле) – группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга («общество книголюбов», «дворянское общество»).

2) Общество (общество в самом широком смысле) – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

3) Социум – социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. В этом значении социальное представляет собой одну из подсистем мира в целом.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

10.2. Что такое система?

10.2.1. Система – совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.

Системой является любая совокупность явлений, которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом.

Система – комплекс взаимодействующих элементов.

Элемент – 1) составная часть сложного целого; 2) некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.

Структура – 1) расположение и связь частей, составляющих целое; 2) внутреннее устройство чего-либо.

Функция – 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег); 2) функция в социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

10.2.2. Классификация систем:

По отношению системы к окружающей среде:

1) открытые (есть обмен ресурсами с окружающей средой);

2) закрытые (нет обмена ресурсами с окружающей средой).

По происхождению системы (элементов, связей, подсистем):

1) искусственные (орудия, механизмы, машины, автоматы, роботы и т.д.);

2) естественные (живые, неживые, экологические, социальные и т.д.);

3) виртуальные (воображаемые и, хотя реально не существующие, но функционирующие так же, как и в случае, если бы они существовали);

4) смешанные (экономические, биотехнические, организационные и т.д.).

По способу управления системой:

1) управляемые извне (без обратной связи, регулируемые);

2) управляемые изнутри (самоуправляемые или саморегулируемые);

3) с комбинированным управлением (автоматические, полуавтоматические, автоматизированные, организационные).

10.3. Принципы (черты) человеческого общества как системы:

1) сложность (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много);

2) иерархичность (любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как сложная система) = общество – сложная система, суперсистема;

3) интегративность (ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, не обладает качеством присущим обществу как единому целому);

4) самодостаточность (способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования);

5) самоуправляемость (общество изменяется и развивается в результате внутренних причин и механизмов);

6) открытость (взаимодействие с внешней средой);

Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество.

7) основным элементом общества является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств их достижения, человек является универсальным элементом всех социальных систем;

8) динамичность (общество находится в постоянном изменении);

9) непредсказуемость, нелинейность развития (возможность различных вариантов и моделей будущего развития).

Общество есть динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна в процессе изменения сохранять свою сущность и качественную определённость.

10.4. Из чего состоит общественная система?

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты, социальные группы, общности, социальные нормы др.

10.4.1. Подсистемы общества – сферы общественной жизни:

1) экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (классы, социальные слои, нации);

3) политическая (политика, государство, право);

4) духовная (формы и уровни общественного сознания, которые в процессе общественной жизни образуют то, что принято называть духовной культурой).

Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:

1) экономическая – производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,

2) политическая – государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п.,

3) социальная – классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,

4) духовная – церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п.

Есть ли среди сфер жизни общества определяющая?

1) Карл Маркс:

Изменения в производстве, отношениях собственности вызывают значительные изменения в других областях жизни.

2) Макс Вебер:

Духовные ценности протестантизма сыграли главную роль в зарождении капитализма как экономической системы.

10.4.2. Общественные отношения – многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности.

Виды общественных отношений:

1) материальные: по поводу производства, распределения, обмена и потребления матери-альных благ;

2) духовные: политические, идеологические, правовые, нравственные, и др.

10.4.3. Когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает:

1) социальные общности;

2) социальные институты и организации,

3) социальные роли, нормы и ценности.

1.9. Основные институты общества.

11.1. Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия).

11.2. Признаки социального института:

1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности;

2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;

3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества;

5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.

11.3. Этапы институционализации:

1) возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование общих целей;

2) постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

3) создание особой системы знаков, символов;

4) возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

5) создание материальной базы социального института; 6) включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

11.4. Типы социальных институтов.

11.4.1. Основные и неосновные социальные институты.

Предназначение институтов – !!! удовлетворять важнейшие потребности общества. Этих потребностей пять, как и основных социальных института:

1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);

2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;

5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Основные социальные институты:

1) институты семьи и брака;

2) политические институты, особенно государство;

3) экономические институты;

4) институты образования, науки и культуры;

5) институт религии.

Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать орудие труда, созданное человеком. Семья возникла приблизительно 0,5 млн. лет тому назад. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет.

Неосновные (неглавные) институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи.

Примеры: 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов.
11.4.2. Социальные институты с точки зрения содержания целей и задач:

1) экономические (собственность, деньги, банки);

2) политические (государство, армия, политические партии и движения, профсоюзы);

3) социальные (социальные статусы и роли); 4) культуры (образование, наука, искусство).

11.5. Функции социальных институтов. Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон).

Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.

Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.

Явные функции социальных институтов: 1) функция социализации; 2) регулятивная; 3) интегративная; 3) коммуникативная.

Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле.

Латентный – скрытый, внешне не проявляющийся.

К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.

Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества.

11.6. Как связаны основные подсистемы общества и главные социальные институты?

11.6.1. Между сферами общественной жизни и социальными институтами отсутствует жёсткое соответствие. Для выполнения функций каждой из сфер общественной жизни необходимо объединить усилия нескольких главных институтов.

11.6.2. Если объединить такие институты как образование (культура и наука) и религия в один, то между сферами общественной жизни и главными социальными институтами, можно будет установить взаимооднозначное соответствие:

1) экономическая сфера – производство;

2) социальная сфера – семья и брак;

3) политическая сфера – государство;

4) духовная сфера – образование и религия.

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ).

18.1. Что (кто) является главным действующим лицом истории (субъектом исторического процесса)?

18.1.1. Народ и масса (толпа).

Маркс утверждал, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся (пролетариат), являются творцом истории.

18.1.2. Какова роль в истории социальных групп?

1) классы; 2) нации, народности; 3) возрастные группы (молодёжная революция 60-х гг. XX в.); 4) профессиональные группы.

Для защиты своих интересов социальные группы создают гильдии, клубы (политические клубы в период Французской революции), политические партии, профессиональные союзы, церкви.

18.1.3. Элиты определяют лицо любого общества путём принятия важнейших решений и использования государственной власти для их реализации.

18.1.4. Человечество, человеческое общество в целом.

Стадиальный подход = унитаристский = унитарно-стадиальный = формационный (Карл Маркс).

Классификация общественных систем:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные;

3) первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;

4) примитивное (общество первобытных охотников и собирателей), традиционное (аграрное) общество, индустриальное и постиндустриальное.

Разновидности стадиального подхода.

1) А. Тюрго, Адам Смит и др.:

охотничье-собирательный, скотоводческий, земледельческий, торгово-промышленный периоды.

2) Карл Маркс (1818-1883).

Предмет труда + средства труда + люди = производительные силы. В процессе производства между людьми возникают производственные отношения (рабовладельческие, феодальные, капиталистические).

Производительные силы + производственные отношения = способ производства.

Способ производства формирует соответствующую общественно-экономическую формацию = производственные отношения (базис) + политическая, правовая, духовная системы (надстройка).

История человечества есть последовательная смена общественно-экономических формаций: 1) первичная (первобытная), 2) вторичная (основанная на частной собственности) = рабовладельческая + феодальная + капиталистическая, 3) третичная (коммунистическая).

3) Уолт Ростоу (1916-?):

1) традиционное общество; 2) переходное общество; 3) стадия сдвига; 4) стадия зрелости; 5) эра высокого массового потребления.

4) Раймон Арон. «Индустриальное общество: три очерка об идеологии и развитии» (1966).

Параметры сравнения: 1) характер общественного устройства; 2) характер участия членов общества в управлении его делами; 3) господствующий характер экономических отношений; 4) организационно-технологический уровень; 5) структура занятости; 6) характер поселений; 7) уровень и масштабы образования; 8) характер и уровень развития научных знаний.

Типы обществ:

Примитивное: 1) трайбализм; 2) большинство принимает непосредственное участие в управлении хаотичным образом; 3) натуральное хозяйство, общинная собственность; 4) примитивная обработка орудий промысла; 5) половозрастное разделение труда, большинство занято одним и тем же промыслом; 6) небольшие временные поселения; 7) передача знаний изустно и в индивидуальном порядке; 8) систематизации накопленных знаний не происходит.

Традиционное: 1) слабо централизованное государство с тенденциями к абсолютизму; 2) авторитаризм, политика дело узкого слоя элиты; 3) частная собственность на средства производства, преобладание экономики пропитания; 4) орудия труда на основе мускульной энергии человека и животных, основная хозяйственная единица – семья; 5) развитие ремесленного и сервисного секторов, абсолютное большинство населения занято в аграрном секторе; 6) большинство проживает в сельской местности, города – центры политической, промышленной и духовной жизни; 7) образование – удел тонкого слоя элиты; 8) наука и производство слабо связаны.

Индустриальное: 1) национальные государства; 2) всеобщее избирательное право, массовые партии; 3) коммерциализация производства и исчезновение экономики пропитания, частная собственность на капитал; 4) концентрация производства, господство машинного производства, реорганизация производства на фабричной основе; 5) падение доли работников сельского хозяйства, рост промышленного пролетариата; 6) урбанизация общества; 7) рост массовой грамотности; 8) наука проникает во все сферы жизни, рационализация социальной жизни.

Постиндустриальное: 1) усиление прозрачности национальных границ и влияния наднациональных организаций; 2) ???????; 3) возрастание роли информации, которая становится основным средством обмена; 4) развитие высоких технологий, автоматизация и компьютеризация; 5) увеличение доли занятых в информационном и особенно – в сервисном секторах; 6) тенденция субурбанизации; 7) проблема функциональной неграмотности; 8) наука становится непосредственной производительной силой.

5) Олвин Тоффлер (1928 - ). «Третья волна» (1980):

1) аграрное общество; 2) индустриальное общество; 3) третья волна.

Особенности всех видов стадиального подхода:

1) История рассматривается как всемирная история, целостная и единая для всех регионов; т. е. существует история всего человечества.

2) Историческое развитие имеет поступательный характер; история общества делится на определенные фазы, формации, стадии, закономерные этапы.

3) Те или иные народы или регионы полагаются ведущими, определяющими лицо истории, облик данного ее этапа и направление исторического прогресса.

4) Выделяются прогрессивные и отсталые народы, удел последних – следование по прогрессивному пути, проторенному передовыми народами.

5) Переходы от одних состояний общества к другим носят революционный характер (аграрная революция, промышленная революция, буржуазная революция).

Чем отличается теория общественно-экономических формаций Маркса от теории постиндустриального общества?

1) Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло человечество в своём развитии.

2) Сторонники теории постиндустриального общества подчёркивают особую и всё возрастающую роль в развитии общества духовного фактора (ценностных ориентиров и знаний).

Достоинства и недостатки стадиального подхода:

+ 1) позволяет увидеть общее, что было в историческом развитии различных народов;

+ 2) позволяет увидеть историю человеческого общества как единый процесс;

+ 3) позволяет установить закономерности истории человеческого общества;

+ 4) предлагает стройную периодизацию всемирной истории и отдельных стран;
− 1) многие духовные процессы и явления не поддаются объяснению с точки зрения экономического и технологического детерминизма;

− 2) многие народы не проходили в своём развитии через все и даже через большинство стадий => вызывает сомнения его универсальность и применимость к ко всем странам и эпохам;

− 3) на второй план отодвигается роль человеческой деятельности, значение человеческой свободы;

− 4) недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

18.1.5. Цивилизация.

Цивилизационный подход:

1) всемирная история складывается из историй отдельных цивилизаций.

2) каждое единичное общество является социальным организмом и имеет свои индивидуальные особенности, которые отличают его от других сообществ.

3) в истории человечества не существует сходных во всем социальных организмов.

4) каждый социальный организм отличается индивидуальностью и неповторимостью своего развития.

5) Нет общего для всех «русла цивилизации», поэтому народы не делятся на «прогрессивные» и «отстающие».

!!! В стадиальном подходе главной причиной развития и основным объектом исследования обычно является материальная сторона общественной жизни; духовная же сторона, включающая культуру, традиции, считается второстепенной. В цивилизационном подходе каждая цивилизация рассматривается как отдельный социальный организм, в котором материальные и духовные факторы имеют равноценную роль.

В каких значениях употребляется слово «цивилизация»?

1) пришедшая на смену первобытности ступень развития общества, характеризующаяся возникновением городов, появлением письменности, формированием различных общественных слоёв и появлением государства = ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Морган, Энгельс);

2) большая общность людей, которая долгое время занимает определённую территорию и отличается особенностями экономического уклада, особыми взглядами людей на окружающий мир и место человека в нём, обычаями, правилами поведения, религиозными взглядами, эстетическими ценностями (западная цивилизация, китайская цивилизация);

3) синоним культуры, культура = цивилизация (Тойнби, Хантингтон).

4) как определённая стадия в развитии локальной культуры, стадия деградации и упадка ( Шпенглер):

Классификация цивилизаций.

Запад и Восток:

1) экономическая сфера: Запад – развитый, урбанизированный, индустриальный; Восток – отсталый, сельский, аграрный;

2) социальная сфера: Запад – классовая дифференциация; Восток – родоплеменные, сословные, клановые, этнические отношения;

3) политическая сфера: Запад – гражданский, демократический; Восток – патриархальный, авторитарный, деспотический;

4) духовная сфера: Запад – материализм, плюрализм, рациональность (Логос), динамизм, покорение природы, научность, свобода, антропоцентризм; Восток – духовность, монизм, интуитивность (Дао), адаптация к природе, сакральное знание, порядок, теоцентризм.

Создатели цивилизационного подхода: 1) Николай Данилевский (1822-1885); Освальд Шпенглер (1880-1936); Арнольд Тойнби (1889-1975).

Достоинства и недостатки цивилизационного подхода:

+ 1) позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всём их многообразии и специфике;

+ 2) обращает внимание на те стороны общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников стадиального подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология);

+ 3) ставит в центр исследования человеческую деятельность, человека;
− 1) сложно представить всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

− 2) преувеличивает взаимную изоляцию цивилизаций.

18.2. Почему развивается общество? Движущие силы (причины) общественного развития.

Детерминизм - учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

18.2.1. Волюнтаризм: развитие истории определяется разумом и волей отдельных людей.

18.2.2. Конспирология: большинство важных исторических событий происходит в результате решений, втайне задуманных и принятых небольшой группой людей.

18.2.3. Провиденциализм: история есть реализация божественного плана или провидения.

18.2.4. Географический детерминизм:

Природная среда есть основной фактор социальной жизни.

18.2.5. Расизм:

История есть борьба между расами. В этой борьбе побеждают наиболее совершенные. Расы произошли от разных прародителей и не равны по своим способностям. Низшей является чёрная раса. Несколько более развитой – жёлтая. Высшей и единственно способной к прогрессу является белая, среди которой выделяется арийская раса, а лучшую часть арийцев составляют германцы. Именно арийцами созданы все известные в истории цивилизации. Создавая ту или иную цивилизацию, арийцы захватывали области с иным расовым составом. В результате происходило их смешение с представителями низших рас, что вело к вырождению арийцев.

18.2.6. Геополитика – политологическая концепция, согласно которой политика государств (в основном внешняя) предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.). Возникла в конце 19 - начале 20 вв. Термин «геополитика» употребляется в современной литературе для обозначения определенного влияния географических факторов (географического положения и др.) на внешнюю политику государств (геополитическая стратегия и т.п.).

18.2.7. Демографический детерминизм (Мальтус):

Когда нет препятствий для размножения людей, число их удваивается через каждые 25 лет и, следовательно, возрастает в геометрической прогрессии. Средства существования даже в самых благоприятных условиях возрастают лишь в арифметической прогрессии.

18.2.8. Исторический материализм (Карл Маркс):

Движущей силой развития общества является противоречие между динамично развивающимися производительными силами и консервативными производственными отношениями.

18.2.9. Экологический детерминизм.

Экономика всякого общества в любое время неизбежно является продуктом установившегося соотношения между состоянием культуры и окружающей природы. Это равновесие может быть нарушено в результате природных условий. Чтобы его восстановить, необходимы изменения в экономике. Именно этим объясняется переход населения Европы от «доистории» к «истории» в ходе неолитической революции.

18.2.10. Космический детерминизм.

Александр Чижевский (1897-1964):

Свыше 60% социальных катаклизмов и массовых движений произошло в периоды максимума солнечной активности (длящиеся 2-3 года в 11-летнем цикле), тогда как на периоды её минимума (тоже по 2-3 года) падает лишь 5% их числа.

18.2.11. Технологический детерминизм.

Олвин Тоффлер. «Футурошок» (1970):

Крупнейшим переломом в развитии технологии и общества в целом была аграрная революция. Возникла частная собственность, общественные классы, государство, города. В результате топливной революции (паровая машина) возникли капитализм и демократия.

18.3. Как развивается общество (формы, скорость, циклы, альтернативы)?

18.3.1. Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих людей. Основу исторического процесса составляют события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.

Социальные изменения – это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений.

Социальное развитие – изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состяние.

18.3.2. Формы социальных изменений: эволюция и революция.

Эволюция – 1) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе; 2) в узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные изменения в отличие от революции.

Революция - происходящее в течение определённого (обычно короткого по историческим меркам) периода времени тотальное (полное) изменение всех сторон жизни общества – и экономической, и политической, и духовной, т.е. !!! коренной перелом в характере всех социальных отношений.

18.3.3. Скорость, темп исторического развития.

Закон ускорения развития общества (исторического времени) утверждает, что на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Эпоха первобытности (дописьменное время) значительно «длиннее» всех последующих.

18.3.4. Типы социальной динамики. Ритм исторического процесса.

1) Линейное движение истории.

Распространённым типом социальной динамики является линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития (прогресс и регресс).

2) Циклический тип социального движения.

Цикл – совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени (напр., годовой цикл).

Николай Кондратьев (1892-1938): продолжительные циклические процессы в экономике – волны длительностью в 48-55 лет («длинные волны» Кондратьева).

1 волна: подъём - 1789-1814, спад – 1814-1849;

2 волна: подъем – 1849-1873, спад – 1873-1896;

3 волна: подъём – 1896-1920, спад – 1920-1938;

4 волна: подъём – 1938-1955, спад – 1955-1973;

5 волна: подъём – 1973-2000, спад – 2000-???

Идея: связь между низшими точками и пиками волн и различными европейскими и американскими войнами. В частности, низшая точка каждой волны совпадала с относительно небольшой и выгодной войной, которая помогала возобновлению производства. Но с течением времени зарождались различные напряжения, экономическая система становилась самонадеянной и жестокой, и неизбежно возникали великие войны – этот период совпадал с пиком подъёма экономической волны. Эти войны были чрезвычайно разрушительными.

3) Спиралевидный тип социальной динамики.

18.3.5. Историческая альтернатива.

Альтернатива - 1) необходимость выбора одной из двух или нескольких исключающих друг друга возможностей при решении того или иного вопроса; 2) каждая из этих возможностей.

Закон неравномерности общественного развития разных народов.

Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой, «входят» в последующую стадию в разное время и в различных условиях.

Исторический опыт свидетельствует о том, что в определённых условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т.е. историческая альтернатива. Однако многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.

1.16. Понятие общественного прогресса.

Прогресс – переход от низшего к высшему.

Регресс – движение от высшего к низшему, процессы деградации.

19.1. Идея регресса, деградации.

19.1.1. Гесиод (7-6 вв. до н.э.): пять поколений людей, золотое, серебряное, бронзовое, героическое и железное.

19.1.2. Жан-Жак Руссо (1712 – 1778).

Идея: «естественное состояние» характеризуется свободой и равенством, зло же появляется лишь вместе с развитием цивилизации, зарождение собственности языка, искусств и наук способствует развращению человека.

19.2. Идея круговорота.

Круговорота исторического теории – различные концепции, согласно которым общество в целом либо отдельные его сферы движутся в своем развитии по замкнутому кругу от варварства к цивилизации и к новому варварству.

19.2.1. Никколо Макиавелли. «История Флоренции»:

«Поскольку уже от самой природы вещам этого мира не дано останавливаться, они, достигнув некоего совершенства и будучи уже неспособными к дальнейшему подъёму, неизбежно должны приходить в упадок, наоборот, находясь в состоянии полного упадка, до предела подорванного беспорядками, они не в состоянии пасть ещё ниже и по необходимости должны идти на подъём»;

19.2.3. Джамбаттиста Вико (1668-1744): звериное состояние, век богов, век героев, век людей, вторичное варварство.

19.2.4. Цивилизационный подход (Данилевский, Шпенглер, Тойнби).

19.3. Идея прогресса.

19.3.1. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Тюрго (1727-1781).

Жан Кондорсе (1743-1794).

Труды: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794).

Идея: Политический и социальный прогресс является следствием прогресса просвещения и научных знаний. Причиной общественного прогресса является просвещённое меньшинство. Критерием выделения стадий исторического процесса являются крупные перемены в развитии разума. С учения Тюрго и появления французской республики начинается девятая эпоха, эпоха будущего. Сотрётся разница в интеллектуальном и социальном положении людей. Исчезнут грани между народами. Нации сольются во всемирную республику граждан.

19.3.2. Линейно-стадиальный подход.

1) Георг Гегель (1770-1831).

Идея: всё действительное разумно, всё разумное действительно.

2) Карл Маркс.

Человечество идёт ко всё большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

Главный вывод: смысл и конфликт (противоречие) современной эпохи: капиталистическая формация уступает место коммунистической.

Попытки оспорить главный вывод Маркса:

1) Жан Фурастье (1907-1990). «Великая надежда 20 века» (1949);

2) Раймон Арон (1905-1983). «Восемнадцать лекций об индустриальном обществе» (1962);

3) Джон Гэлбрейт. «Новое индустриальное общество» (1967).

Идея: не отношения собственности, как считал Маркс, а научные технологии являются движущей силой социального прогресса. Научно-техническая революция полностью изменяет социальную структуру общества, что ведёт к сближению (конвергенции) двух противоположных экономических систем (капитализма и социализма) в рамках единого индустриального общества.

19.3.3. В чём состоит противоречивость прогресса?

1) Если изобразить прогресс человечества графически, то получится не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.

2) Прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.

3) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.

4) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену.

19.3.4. Критерии прогресса.

1) Французские просветители (Кондорсэ): развитие разума.

2) Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн): общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

3) Шеллинг (1775 – 1854): постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (1770 – 1831): по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

5) Лев Толстой:

«Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы».

6) Марксизм:

Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека.

Но: так же как нельзя найти всеобщий, универсальный критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений).

История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры.

Вывод:

Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась !!! лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

Универсальный критерий прогресса. Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм».

!!! Универсальный критерий социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

19.4. Глобализация – совокупность экономических, финансовых, информационных, коммуникационных, социокультурных, политических и психологических процессов, которые не знают территориальных или юридических барьеров, легко преодолевают государственные границы и способны затронуть любую социальную общность в любом месте мира.

Виды глобализации:

1) экономическая (ТНК);

2) финансовая;

3) политическая (ослабление роли национальных государств, усиление роли ООН (?), МВФ, ВБ, ЮНИСЕФ, ВТО);

4) экологическая (1997 - Киотский протокол);

5) криминальная (наркотики, сигареты и алкоголь, нелегальная миграция, торговля оружием, женщинами, детьми, внутренними органами, крадеными машинами);

6) культурная (все страны копируют западный образ жизни).

19.5. Геополитические прогнозы.

19.5.1. Разочарование в последствиях научно-технической революции => Даниел Белл. «Грядущее постиндустриальное общество» (1973), Олвин Тоффлер. «Футурошок» (1970), «Третья волна».

19.5.2. Возврат к марксизму: мир-системный анализ.

Иммануил Валлерстайн (1930 – ).

Идея: мир-экономика делится на 1) ядро, 2) полупериферию и 3) периферию. История ядра – история 1) борьбы за гегемонию между несколькими претендентами, 2) победы одного из них, 3) его господства над миром экономикой и 4) последующего его упадка. Государства ядра безвозмездно присваивают излишек, созданный в странах периферии.

«Великая иллюзия теории модернизации состояла в обещании сделать всю систему "ядром" без периферии»;

19.5.3. Френсис Фукуяма.

Труды: «Конец истории»? (1989).

Идея: история длилась благодаря борьбе Добра и Зла, разума и неразумия, демократии и тоталитаризма. Падение СССР означает падение последнего оплота иррационализма => история заканчивается и возникает царство Разума.

19.5.4. Сэмюэл Хантингтон.

Труды: «Конфликт цивилизаций?» (1993).

Идея: на смену конфликту идеологий приходит конфликт цивилизаций (западная, славяно-православная, исламская, конфуцианская, индуистская, японская, латиноамериканская, африканская).

19.6. Война в XXI веке.

1) «Война четвёртого поколения».

Первое поколение войн: классические войны между государствами (кульминация – наполеоновские войны).

Второе поколение: войны на истощение индустриальной эпохи (от гражданской войны в США до Первой мировой войны).

Третье поколение: манёвренная война (просачивание, блицкриг).

Особенности «войн четвёртого поколения»: 1) полем боя становится всё общество противника; 2) военные усилия направлены на подрыв морального духа населения и разрушение его культурной среды обитания; 3) !!! различие между войной и миром будет расплывчатым; 4) исчезнут различия между понятиями «военные» и «гражданские»; 5) понятия фронта и тыла заменят понятия «объект-цель» и «объект-не цель»; 6) психологические операции приобретут доминирующее значение (СМИ).

2) Информационная война означает попытки исказить или подорвать знания и представления населения противника о себе и своём месте в мире (дипломатия, пропаганда и психологические кампании, политические и культурные диверсии, введение в заблуждение или вмешательство в деятельность местных средств массовой информации, поддержку диссидентских и оппозиционных движений.
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы).

20.1. Диагноз.

20.1.1. Ирония истории – полное несовпадение целей человечества в социальной сфере и полученных им результатов.

Человек в принципе не способен постичь взаимодействие исторических связей, и учесть игру исторических случайностей. В силу этого человек в итоге всегда остается ни с чем, получая результат, в лучшем случае, совсем непохожий на первоначальные цели, если не противоположный им.

20.1.2. Отчуждение – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им.

Современный человек своими руками создал целый мир доселе не виданных вещей. Но вышло так, что это его творение стоит теперь над ним и подавляет его. И чем более могущественны и грандиозны развязанные им силы, тем более слабым созданием ощущает себя он – человек.

20.1.3. Далай – лама XIV:

«У нас большие дома и маленькие семьи;

Больше удобства, но меньше времени;

Мы образованы, но бесчувственны;

Мы стали больше знать и меньше размышлять;

Появилось много экспертов, но прибавилось проблем;

Медицины стало больше, а здоровья меньше;

Мы знаем путь на луну и обратно, но с трудом переходим улицу, чтобы познакомиться с новым соседом.

Мы плодим компьютеры, чтобы удержать ещё больше информации – для того, чтобы сделать ещё больше копий, но разучились общаться.

Мы преуспели в количестве, но потеряли в качестве.

Наступило время фастфуда и медленного пищеварения;

Высоких людей и мелких характеров;

Крутых прибылей и мелких отношений.

Настало время, когда «всё в окне и ничего в комнате» (всё снаружи и ничего внутри)».

20.1.4. 1972 – Деннис Медоуз. «Пределы роста» (1972 – первый доклад Римского клуба), 1988 – Э. Пестель. «За пределами роста: глобальная катастрофа или стабильное будущее».

Римский клуб – международная общественная организация.

20.2. Что такое глобальные проблемы современности?

Глобальные проблемы современности 1) затрагивают не отдельные стороны нашего существования, а всё наше бытие. Не найдя ответа на вызов глобальных проблем, человечество не сможет выжить; 2) глобальные проблемы образуют систему, требующую же системного решения; 3) такое системное решение требует объединённых усилий всего человечества.

20.3. Классификация глобальных проблем современности:

20.3.1. Версия №1:

1) угроза новой мировой войны, 2) экологический кризис и его последствия, 3) разрыв в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», 4) демографическая ситуация, 5) наркомания, 6) преступность, 7) разрушение культурных и нравственных ценностей, 8) международный терроризм.

20.3.2. Версия №2: а) интерсоциальные («Восток-Запад», «Север-Юг»); б) общество и природа (экологические проблемы, проблема ресурсов, проблемы космического пространства и Мирового океана); в) индивид – общество (здравоохранение, образование, демография, психическое состояние личности, здоровый образ жизни, нравственность и культура).

20.4. Взаимосвязь глобальных проблем современности.

Можно ли выделить среди глобальных проблем главную (исходную, первичную)?

Все глобальные проблемы даже в совокупности несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете («ядерная зима»).

20.5. Оказывалось ли человечество в прошлом в столь же тяжёлых ситуациях?

Верхний палеолит завершился !!! первым тяжёлым экологическим кризисом, охватившим средние широты планеты. Человечество спасла неолитическая революция (переход к земледелию и скотоводству).

Опустынивание обширных территорий в неолите стало причиной !!! второго экологического кризиса. Из него человечество вышло двумя путями: 1) продвижением на север, где по мере таяния ледников освобождались новые территории; 2) переходом к поливному земледелию в долинах великих южных рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Именно там возникли древнейшие цивилизации.

!!! Третий раз за всю свою историю человечество вновь столкнулось с глобальным экологическим кризисом.

20.6. Происхождение глобальных проблем современности = неравномерность общественного развития + глобализация.

20.6.1. Неравномерность общественного развития.

Глобальные проблемы современности порождены неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а мотивы деятельности людей и их нравственные ценности далеки от социальных, экологических и демографических потребностей эпохи.

Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией.

Закон культурного отставания – закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры.

20.6.2. Глобализация современного мира.

Исторические контрасты сочетаются с охватившим нашу планету стремительным процессом интернационализации. В сравнении с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросли как общепланетарное единство человечества, спаянного общей судьбой, так и его беспрецедентное многообразие.

20.6.3. Почему технический элемент опережает нравственный?

Техногенная культура явилась средой, в которой вызревал не только экологический кризис, но и кризис духовности.

Инновации и технологические новшества выступают приоритетом техногенной культуры, они самоценны и считается, что они приведут к улучшению качества жизни, обеспечат социальный прогресс. В традиционалистских культурах ничего подобного не было. Там инновации никогда не выступали как ценность, они всегда были подчинены традиции. Жить в эпоху перемен для традиционалистского типа общества считалось совсем не благом, а наоборот. В древнекитайской притче сказано, что самая тяжелая участь для человека – жить в эпоху перемен.

20.7. Способы преодоления глобального кризиса:

1) научно-технический прогресс (проектирование безоотходных и энергосберегающих производств, использование альтернативных источников энергии, создание искусственных материалов с заданными свойствами, развитие генетики);

2) создание «мирового правительства» (объединение усилий всех государств для борьбы с международным терроризмом, недопущение распространения ядерного оружия, осуществление действенных мер по борьбе с эпидемиями);

3) установление нового мирового экономического порядка (борьба с проблемой отсталости и бедности в развивающихся странах);

4) развитие нравственной культуры и правовых мер, препятствующих использовнаию научных и технических возможностей во вред человеку;

5) Стивен Хокинг:

«Рано или поздно такие бедствия, как столкновение с астероидом или ядерной война могут стереть людей с лица Земли. Но если человечество распространится в космосе и установит независимые колонии на других планетах, его будущее будет спасено»;

6) эволюционный скачок:

Константин Циолковский:

«Представим себе совершенно изолированное животное… Животное пронизано только лучами света. Встречая тут хлорофилл, растворенный в крови углекислый газ и другие продукты распада тканей животного, они разлагают их, соединяют и в результате дают кислород, крахмал, сахар, разные азотистые и другие питательные материалы… Такое существо уже может обитать в пустоте, в эфире, даже без тяжести, лишь бы была лучистая энергия».

Автотрофность – способность живых организмов поддерживать своё существование без поедания других организмов – путём преобразования мёртвого вещества в живое; способность, ныне присущая растениям, которую в будущем должны обрести люди.