Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Аннотация к программе


Скачать 122.58 Kb.
НазваниеАннотация к программе
Заголовок
Документ создан автором14.04.2017
Размер файла122.58 Kb.



Аннотация к программе
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.) в ряду целей и задач образования на первое место выдвигает необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».

Решение этой образовательной задачи не может обойтись без изучения родного края, наиболее близкой и понятной ребёнку социально-природной среды (местности). Познание края и его совершенствование происходит в результате той человеческой деятельности, которая получила название «краеведение».

Краеведение как сфера педагогической науки накопило богатый материал. Определены общие цели и задачи школьного краеведения, показано его образовательное и воспитательное значение (А.С.Барков, П.В.Иванов, В.А. Кондаков). Раскрыты основы теории и методики организации краеведения (С.П. Аржанов, Е.А. Звягинцев, Э. Ю. Петри и др.).

Исследования, посвящённые применению краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе (О.С. Тарасова, А.Н. Никифорова, Г.А. Гришина и др.).

В настоящее время потребность в краеведении резко возрастает в связи:

а) с гуманитаризацией образования;

б) поисками новых путей воспитания;

в) актуализацией проблемы национального самосознания;

г) необходимости воспитания бережного отношения к историко-культурному опыту народа

На сегодняшний день в обучении и воспитании обучающихся существует ряд противоречий, среди которых выделяется следующее: между объективно богатым ценностно-педагогическим потенциалом краеведения и его неполным использованием для разностороннего развития обучающихся.

Данное противоречие обусловило проблему исследования: «какова ценностная основа краеведческой работы обучающихся как средства их разностороннего развития и влияния его на профессиональную ориентацию в выпускных классах общеобразовательной школы», а также послужило основой для разработки программы объединения «Мастера прионежья с основами исследовательской работы».
Ориентирована программа на детей среднего и старшего школьного возраста. Она рассчитана на 1 год, по 6 часов в неделю (216 учебных часов в году), целевая группа от 3 до 8 обучающихся. Программа предусматривает работу с одарёнными детьми, старшеклассниками, выбравшими для себя поступление на исторические факультеты вузов и факультет туристического менеджмента.

Пояснительная записка.

Образовательная программа составлена (разработана) в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ), Приказом министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для образовательных организаций дополнительного образования детей).

Помимо социально-ориентированного, программа относится к культурологическому и аксиологическим направлениям, т.к. предоставляет воспитанникам более углублённое(по сравнению с изучением школьных предметов) знакомство с историей и культурой родного края, построенное с опорой на краеведческие ценности, в частности на этнографический аспект в области краеведения.

Ориентирована программа на детей среднего и старшего школьного возраста. Она рассчитана на 1 год, по 6 часов в неделю (216 учебных часов в году), целевая группа от 3 до 8 обучающихся. Программа предусматривает работу с одарёнными детьми, старшеклассниками, выбравшими для себя поступление на исторические факультеты вузов и факультет туристического менеджмента.

Новизна программы состоит в объединении различных видов деятельности (поисковая, исследовательская, экскурсионная, оформительская, музейная, хозяйственная) для достижения одной цели.

Для успешного усвоения материала по программе на каждом этапе обучения предусматривается три уровня обучения:

I уровень: поисково-диагностический (репродуктивный)

II уровень: практический

III уровень: творческий.

Только при наличии всех трёх уровней видится целесообразным и успешным и успешным освоение материала предлагаемой программы.

Программа ориентирована на детей среднего и старшего возраста, поэтому учёт возрастных особенностей обучающихся имеет особое значение.
Принципы построения программы.

Данная программа в своей реализации опирается на ряд основных педагогических принципов:

- принцип целенаправленности;

- принцип активности, познавательности и наглядности;

- принцип последовательности;

- принцип доступности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- принцип демократических взаимоотношений учителя и учащихся;

- принцип согласования педагогического процесса с индивидуальными психологическими особенностями обучающихся.

Цели и задачи образовательной программы:

Обучающаяся цель: формирование ценностно-ориентированного отношения ребёнка к историко-культурному наследию своего региона, на основе изучения быта, традиционных занятий крестьян Русского Севера, овладение умениями и навыками старинного ремесла.

Задачи к обучающей цели:

  • сформировать интерес к изучению прошлого своего края, ремёслам;

  • способствовать развитию навыков и умений по изучению и обработке продуктов творческо-краеведческой работы воспитанников.

Воспитывающая цель: воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности.

Задачи к воспитательной цели:

  • воспитывать у детей желание и умение трудиться;

  • воспитывать чувство гордости за выполненную работу, умение доводить дело до конца;

  • показать важность коллективной и индивидуальной работы;

  • развивать самостоятельность.

Развивающая цель: развитие творческих способностей воспитанников посредством приобщения воспитанников к исследовательской деятельности средствами краеведения.

Задачи к развивающей цели:

  • развивать в ребёнке потребность самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной информации;

  • развивать умение ребёнка наблюдать, запоминать, сравнивать, анализировать и т.д.

  • поощрять любознательность, изобретательность, стремление к прекрасному и т.д.

  • поддерживать ребёнка в его желании достичь успеха.


Прогнозируемые результаты.

Обучающая цель:

Обучающиеся по окончании учебного года должны знать:

  • историю развития своего края, художественных промыслов Русского Севера;

  • символику цвета и орнаментальных мотивов народного костюма, ритуальные назначения предметов крестьянского быта, обычаи и обряды, фольклор, бытующий в крае;

Должны уметь:

  • определять цели и задачи исследования, давать краткую характеристику изучаемого объекта;

  • готовить программу сбора материала (вопросники, памятки, таблицы, подворные карточки обследования);

  • выявлять источники по теме исследования. работать с ними;

  • выявлять респондентов – участников исторических событий, ветеранов, старожилов;

  • отбирать материал, проводить его научную оценку и систематизацию;

  • оформлять материал в альбомах, журналах, выставках и т.д.;

  • выступать с результатами исследований на семинарах, конференциях и т.д.


Формы организации педагогической деятельности:

- индивидуальная работа;

- групповая работа;

- творческая мастерская.

основной формой организации учебного процесса является занятие. Особое внимание уделено изучению традиций и обычаев родного края в беседах с носителями данных традиций – старожилами, специалистами по изучению истории и культуры Русского Севера и т.д.
Методы обучения.

Для организации учебного процесса используется ряд методов обучения, которые можно классифицировать:

по способу подачи материала:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);

- наглядный (показ, демонстрация образцов);

практический (выполнение работ с применением полученных знаний);

по характеру деятельности воспитанников:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывая образовательные продукты (схемы, таблицы, творческие проекты и т.д.).
Формы и методы контроля.

В самом начале обучения каждый воспитанник проходит входной контроль, отвечая на вопросы анкеты. На основе анализа полученных результатов планируется работа с каждым воспитанником или группой в целом. В процессе обучения отслеживается динамика развития ребёнка путём промежуточного контроля: участие в конференциях, семинарах, олимпиадах, выставках, конкурсах.


Индивидуальный учебно-тематический план.


№ п/п

Месяц

Тема

Общее

кол-во

часов

Тео-

рия

Прак-тика

Текущий контроль, аттестация

1.

сентябрь

Проведение работы по выбору объекта научного исследования. Поиск материала по выбранной теме в музее, архиве, библиотеке. Изучение правил работы с библиографией (участие в библиографических уроках).

24

2

22

Устный опрос

2.

октябрь

Формы и методы работы по исследуемой теме. составление графика исследований, списков респондентов. Работа с историческими источниками для составления вопросника, творческого портрета респондента и т.д.

24

2

22




3.

ноябрь

Начало сбора материала по исследуемой теме (информации экспертов) согласно выбранному объёму работы (сплошное или выборочное исследование). Организация проведения поиска респондентов и беседы с ними. Обучение общению с респондентами.

24

2

22

Контрольное задание

4.

декабрь

Продолжение сбора материала по выбранной исследовательской теме. Обучение ведению записей при беседе с респондентами.

24

2

22




5.

январь

Начало обработки собранного материала (составление картотеки по исследуемой теме, написание творческого портрета респондента, историко-этнографической характеристики исследуемой местности и т.д.)

24

-

24




6.

февраль

Продолжение обработки собранного материала. Изготовление карт, чертежей. Написание исследовательской работы (статьи, реферата и т.д.)

24

-

24




7.

март

Составление и оформление Приложения к работе. Проведение подготовки к защите исследуемой темы. Написание тезисов к работе, отработка умений и навыков публичного выступления.

24

2

22

Промежуточный зачёт

8.

апрель

Подготовка к краеведческой викторине, эссе (поиск и изучение материала в архиве, библиотеке). Изготовление этнографических образцов предметов конца 19, начала 20 вв.

24

-

24




9.

май

Использование материалов по исследуемой теме в учебно-воспитательном процессе. (Оформление альбомов, проведение экскурсий и т.д.). Защита исследуемой темы. Проведение работы по организации выставки экспонатов по исследуемой теме.

24

-

24

Итоговый зачёт

10.

ИТОГО

216

10

206





В основе программы «Мастера Прионежья. Исследователь» работа И.С. Борисова «Методика историко-краеведческой работы в школе», которая позволяет более детально познакомить обучающихся с методами и приёмами ведения исследовательской работы, оказать помощь в овладении навыками исследования по теме, и использования его в учебно-воспитательном процессе.

В предлагаемой программе преследуются две цели:

1) педагогическая – приобщение воспитанников к исследовательской деятельности, использование материалов в учебно-воспитательном процессе;

2) научная – исследование краеведческого объекта.

Следует отметить, что большая часть работы по программе – самостоятельная работа по поиску материалов, работа с респондентами. Программа предусматривает и увеличение самостоятельности и творчества со стороны воспитанников и на завершающей стадии исследовательской работы (составление таблиц, схем, сбор коллекций, устройство выставок и т.д.).
Методы работы по программе:

- наблюдение жизни населения;

- теоретический анализ опубликованной литературы;

- сравнительно-исторический.

В программе предпринята памятка максимального сближения научного и школьного краеведения: использование одних и тех же источников исследования, методов обработки исследуемого материала и т.д.

Наряду с задачами учебного плана в программе ставятся задачи воспитательного характера, чувства гражданственности, а именно - обучить воспитанников работе в коллективе, взаимодействию и сотрудничеству, научить уважать труд предшествующих поколений.

В программе предусматривается и укрепление и развитие уважения к книге, как своеобразному инструменту умственного труда, спутнику и советчику.

Одна из основных задач программы - интернациональная задача – подготовить ребёнка к сопоставлению культур в старшем возрасте, дать ему широкий выбор ценностей, открыть мир разных цивилизаций. Чем больше национальных особенностей увидят дети в родной культуре, тем неизбежнее обнаружат и поймут существование общечеловеческих, нравственных ценностей в культуре других народов.
Критерии результативности.

  • Рациональная организация рабочего времени;

  • Правильность выполнения заданий;

  • Качество выполнения заданий;

  • Применение полученных знаний при написании исследовательской работы, реферата, организации выставки т.д.;

  • Аккуратность работ;

  • Самостоятельность выполнения работы.



Гигиена техники безопасности.

Для занятий необходимо светлое помещение, с достаточным дневным и вечерним освещением. Кроме того, дети должны знать правила поведения на улице, в общественных местах, в беседах с незнакомыми людьми. Необходимо также позаботиться о том, чтобы ребёнку было удобно работать, не возникало дискомфорта, утомления из-за предлагаемой нагрузки по исследуемой теме. Следует организовать перерывы в работе, чаще применять приёмы релаксации, физкультминутки.
Оборудование кабинета.

Создание соответствующей развивающей среды способствует успешному обучению детей. Кабинет должен быть оснащён:

- подборкой специальной литературы,

- средствами ТСО (микрофоном, магнитофоном),

- бумагой, папками, шкафами для хранения материалов и т.д.
Используемая литература:

  1. Воронщиков С.Г., Новожилова М.М. «Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. – 2-е издание – М.: 5 за знания, 2007, - 352 с.

  2. Борисов Н.С. «Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982, - 223 с.

  3. Бухвалов В.А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, – 144 с.

  4. Балашов Д.М. «Как собирать фольклор». – М., издание «Знание», 1971, - 37 с.

  5. «Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика». – М., 1989 , - 168 с. – (сб. науч. тр./ НИИ культуры)

  6. «Элективные курсы по обществознанию для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9-11 классах»: методическое пособие. / сост. Корнева Т.А., Черников В.В.; под ред. О.В. Козачевой. – М.: Глобус, 2000, - 201 с. – (профильная школа).