Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Дошкольный период важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром


Скачать 98.73 Kb.
НазваниеДошкольный период важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром
Документ создан автором07.10.2016
Размер файла98.73 Kb.



Пояснительная записка.

Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём –пяти годам, но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых детей мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии ребёнка.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ, челюстей. – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов , принимающих участие в речи.

Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой , Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой , Г.В.Чиркиной и другими.

У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

Её цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а

впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) в коррекции нарушений произношения.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1.Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.. Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений , подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

2.Формирование правильного речевого дыхания. Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от обычного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность развития фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Программа содержит описание организации и содержания дополнительной коррекционной работы с детьми старшего возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Так же в программе предусмотрены :

* Практические задания для развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.(см. Приложение1)

*Выполнение пальчиковых игр и упражнений в соответствии с тематическим планом ( см. приложение №2)

Цель программы: Воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.

В основе программы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.

Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь.

Актуальность программы в том, что она способствует решению проблем социальной адаптации дошкольников, предоставляя ребенку, новые возможности взаимодействия с окружающими людьми.

Учебный курс рассчитан на детей 5 – 6 лет. Срок реализации -1 год.

Место проведения занятий: групповая комната.

Периодичность занятий: 2 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 15 -20 минут.

Развивающие задачи:

1) Развивать у детей воображение, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

2) Развивать у детей внимание, мышление;

3) Развивать связную речь детей;

4) Развить диалогическую речь, речевое дыхание, общую моторику, зрительное и слуховое внимание;

5) Формировать у детей некоторые способы умственной деятельности: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения;

Образовательные задачи:

1)Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. Укреплять речевые мышцы.

2) Способствовать развитию правильного речевого дыхания.

3) Учить детей использовать в речи слова-синонимы, слова-антонимы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; образовывать слова множественного числа;

4) Закреплять умение детей давать обобщающее название предметам;

5) Уточнять и расширять у детей словарь по темам.

Воспитательные задачи:

1) Формировать положительную установку на участие в занятии;

2) Воспитывать у детей умение доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений;

3) Воспитывать у детей умение трудолюбия.

Средства реализации задач:

- Артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами.

-Логопедические попевки (аудио)

-Пальчиковые игры.

- Мячи для массажа пальчиков.

- Дыхательные упражнения ( картотека)

- Стишки, скороговорки для улучшения дикции ( картотека, презентации)

- Игры на развитие фонематического слуха ( картотека, презентации)

- практические задания на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий дети смогут овладеть следующими интегративными качествами:

- Владеющий основными артикуляционными движениями по возрасту.

- Произносящий звуки речи в пределах нормы.

- Владеющий навыками правильного дыхания ( выдох длиннее, чем вдох)

- Имеющий развитую связную речь, мелкую и общую моторику.

- Умеющий общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.

Форма проведения занятий :

Индивидуальная - по 1 ребенку в группе.

Количество занятий: 2 раза в неделю.

Каждое занятие включает в себя:

- Артикуляционную гимнастику

- Пальчиковые игры и упражнения

- Дыхательные и голосовые упражнения

-Дидактические игры на развитие фонематического слуха.

-Игры и упражнения по развитию связной речи.

Расписание работы кружка « РЕЧЕВИЧОК»

на 2016-17 учебный год.

Вторник - с 17.30ч. до 18.00ч.

Четверг - с 17.30ч. до 18.00ч.

Перспективный план занятий кружка

на 2016-17 учебный год.

Месяц, тема.

Направления работы.

Содержание.

Сентябрь.


Обследование детей старшего дошкольного возраста




Октябрь.


Артикуляционная гимнастика


Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

-Уметь расслаблять язык.

-Чередовать движения губ и языка.

-Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка.

Ноябрь.


Артикуляционная гимнастика

Мелкая моторика.

Постановка звуков.

-Освоить различные движения пальцами рук.

-Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина)

-Самомассаж пальцев рук.

Декабрь.


Артикуляционная гимнастика

Речевое дыхание.

Постановка звуков.

-Учиться правильному речевому дыханию, вдох(носом), выдох(ртом).

-Отрабатывать силу голоса.

-Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю



Январь.


Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память.

Постановка звуков.

-Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.

-Угадывание предметов по загадке-описанию.

-Выполнение действий только при определённом, заданном условии.

Февраль.


Фонематический слух.

Автоматизация поставленных звуков в речи.

 -Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.

-Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

-Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение.


Март


Словарный запас.

Автоматизация поставленных звуков в речи.

-Уточнение лексических тем, предлагаемых программой Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду"

-Уточнение названий геометрических фигур и цвета.

-Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.



Апрель


Связная речь.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.

-Составление рассказа-описания по наглядному образцу.

-Составление рассказа по сюжетной картине.

-Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

-Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

-Составление рассказа на материале собственного опыта.

Май

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.

Правильное проговаривание звуков:

-Изолированно;

-В слогах (прямых, обратных, стечениях);

-В словах;

-В словосочетаниях;

-В предложениях, скороговорках;

-В стихотворных текстах;

-В связной речи.

Литература для педагога и детей.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие игры со словами для детей-М.:ООО Издательство «Дом.21век».2007.

Веселые скороговорки для «непослушных» звуков/ Авт. сост. И. Г. Сухин .- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2002.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду - М.:Мозаика-Синтез,2006.

Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду - Ярославль: Академия развития, 2006.

Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС,2002.

Жукова Н.С. Уроки логопеда.-М.:Эксмо,2007.

Занимательное азбуковедение/составитель В.В.Волина. - М.:Просвещение.1991.

Игры и упражнения со словами. Серия: «Дошкольное образование».М.:ЮНВЕС,2000.

10.ИвановаО.Н., Короткова Г.Н.Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду -Ярославль: Академия развития,2009.

11.Игры в логопедической работе с детьми/Под редакцией В.И. Селиверстова - М.: Просвещение,1981.

12.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников-М.: Мозаика-Синтез,2006.

13.Максаков А.И.Развитие правильной речи ребенка в семье- М.:Мозаика-Синтез,2006.

14.Пожиленко Е.А.Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2002.

15.Оздоровление детей через музыку, движение и речь./Авт.-сост. Е.Н. Маслова. -Волгоград: ИТД «Корифей»,2010.

16.Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал/авт.-сост. О.М. Ельцова. - Волгоград: Учитель, 2009.

17.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду.-М.:Мозаика-Соинтез,2007.

18.Скороговорки и чистоговорки для развития речи./сост.В.Г.Дмитриева.-М.:Астрель;СПб.:Сова,2008.

19.Учимся,говорим,играем.Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ/Авт.-сост. Г.Н. Сергиенко-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006.

20.ФальковичТ.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма-М.:ВАКО,2005.

21.Шанина С.А., Гаврилова А.С..Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка-М.: РИПОЛ классик: ДОМ 21 век.