Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Годовой экзамен по химии в 10 классе 2015-2016 учебный год


Скачать 178.08 Kb.
НазваниеГодовой экзамен по химии в 10 классе 2015-2016 учебный год
Документ создан автором30.03.2016
Размер файла178.08 Kb.

Годовой экзамен по химии в 10 классе

2015-2016 учебный год
Годовой экзамен составлен в формате ЕГЭ по изученному разделу «Органическая химия»
Экзамен по химии состоит из 25 заданий трех уровней сложности:

1–18 – задания базового уровня сложности, правильное выполнение которых оценивается в один первичный балл, для выполнения задания нужно выбрать один правильный ответ из четырех предложенных;

19 - 23– задания повышенного уровня сложности с записью краткого ответа, оцениваются в 1 и 2 балла, суммарно могут принести 10 первичных баллов;

24, 25 – сложные задания с развернутым ответом, включающие решение генетической цепочки и решение задачи на вывод формулы органического вещества, оцениваются в 5 и 4 балла, в сумме приносят 9 первичных баллов
Максимальное количество баллов за работу: 37
Работа выполняется на бланках ЕГЭ
Время выполнения работы – 180 минут

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 10 класса при проведении годового экзамена по химии
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 10 класса для проведения годового экзамена по химии (далее – кодификатор) составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровни) (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).

Кодификатор состоит из двух разделов: «Перечень элементов содержания, проверяемых на годовом экзамене по химии» (раздел 1) и «Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на годовом экзамене по химии» (раздел 2).

Структура раздела 1 кодификатора приведена в соответствие со структурой Обязательного минимума стандартов 2004 г. Лишь по отдельным элементам содержания, формулировки которых представлены в стандарте в слишком общем виде, проведена их детализация с учетом уровня формирования соответствующих понятий в курсе химии.

В раздел 1 кодификатора не вошли те элементы содержания обязательного минимума, которые:

– подлежат изучению, но не являются объектом контроля и не включены в «Требования к уровню подготовки выпускников»;
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на годовом экзамене по химии в 10 классе
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

1. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах

2. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа

3. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола)

5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола

6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров

7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот

8. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды)

9. Взаимосвязь органических соединений.
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Экспериментальные основы химии

1.Качественные реакции органических соединений

2. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории)

3. Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории)

4. Природные источники углеводородов, их переработка
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

1. Нахождение молекулярной формулы вещества

2. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

3. Расчёты по химическим уравнениям
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на годовом экзамене по химии

Умения и виды деятельности, проверяемые заданиями КИМ

Знать/понимать:

1.

Важнейшие химические понятия




Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в органической химии




Выявлять взаимосвязи понятий




Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений

2.

Основные законы и теории химии




Применять основные положения химических теорий (химической связи, строения органических соединений) для анализа строения и свойств веществ

3.

Важнейшие вещества и материалы




Классифицировать органические вещества по всем известным классификационным признакам




Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами




Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике




Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ

Уметь:

1.

Называть




изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре

2.

Определять/ классифицировать:




пространственное строение молекул




окислитель и восстановитель




принадлежность веществ к различным классам органических соединений;




гомологи и изомеры




химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам)

3.

Характеризовать:




строение и химические свойства изученных органических соединений

4.

Объяснять:




зависимость свойств органических веществ от их состава и строения




сущность изученных видов химических реакций:, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);

5.

Планировать/проводить:




эксперимент по получению и распознаванию важнейших органических соединений, с учетомприобретенных знаний о правилах безопасной работы с

веществами в лаборатории и в быту;




вычисления по химическим формулам и уравнениям


Спецификация

контрольных измерительных материалов

для проведения в 2016 году годового экзамена по химии в 10 классе
1. Структура КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 23 задания с кратким ответом, в их числе 18 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …18) и 5 заданий повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 19 - 23).

Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом

Общее представление о структуре вариантов КИМ дает таблица 1.

Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы


Часть

работы


Количество

заданий


Тип и уровень

сложности заданий


Максимальный первичный балл


Процент максимального первичного балла

за выполнение данной

группы заданий от общего максимального

первичного балла, равного 37

Часть 1


23

Задания с кратким

ответом


28

75,6

Часть 2

2

Задания с развернутым ответом

9

24,3

Итого

25




37

100



Задания базового уровня сложности, с кратким ответом, проверяют усвоение элементов содержания раздела школьного курса химии: «Органическая химия», «Методы познания в химии. Химия и жизнь». Задания данной группы имеют сходство по формальному признаку – по форме краткого ответа, который записывается в виде одной или двух цифр или в виде числа с заданной степенью сложности. Между тем наряду с формальным сходством задания имеют между собой различия по формулировкам условия, чем определяется различие в поиске верного ответа, который будет являться результатом выполнения конкретного задания. Так, в одном случае при поиске ответа необходимо применить знания для подтверждения только одного ответа из четырех вариантов или двух ответов из пяти вариантов, предложенных в условии. Причем важно заметить, что предлагаемые варианты ответов являются в равной мере привлекательными для выбора, то есть близки по содержанию и правдоподобны. Поэтому выполнение любых из таких заданий предполагает применение знаний в системе. Например, нужно будет связать воедино знания о принадлежности вещества к определенному классу со знаниями о строении, общих и специфических свойствах этого вещества.

Благодаря такой особенности своего построения задания базового уровня сложности служат целям проверки сформированности ряда общеучебных (метапредметных) умений, в первую очередь умения «самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной и учебно-практической задачи».

Задания повышенного уровня сложности, с кратким ответом, который устанавливается в ходе выполнения задания и записывается согласно указаниям в виде определенной последовательности четырех цифр, ориентированы на проверку усвоения обязательных элементов содержания основных образовательных программ по химии не только базового, но и углубленного уровня.

В сравнении с заданиями предыдущей группы они предусматривают выполнение большего разнообразия действий по применению знаний в измененной, нестандартной ситуации (например, для анализа сущности изученных типов реакций), а также сформированность умений систематизировать и обобщать полученные знания.

Для оценки сформированности интеллектуальных умений более высокого уровня, таких как устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами знаний (например, между составом, строением и свойствами веществ), формулировать ответ в определенной логике с аргументацией сделанных выводов и заключений, используются задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом.

Задания с развернутым ответом, в отличие от заданий двух предыдущих типов, предусматривают комплексную проверку усвоения на профильном уровне нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков. Они подразделяются на следующие разновидности:

– задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений органических веществ);

– расчетные задачи.

Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:

объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением, характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений, взаимосвязь органических веществ

проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям
2. Распределение заданий КИМ по содержательным блокам / содержательным линиям, видам умений и способам действий




Содержательные блоки / (доля заданий)

содержательные линии

Количество заданий в частях работы


Вся работа

Часть 1

Часть 2

1

Органическая химия

19 (76%)

20 

1

2

Методы познания в химии. Химия и жизнь

2.1

Экспериментальные основы химии. Основные способы получения (в лаборатории)

важнейших веществ, относящихся к изученным классам органических соединений

2 (8%)

-

-

2.2

Общие представления о промышленных

способах получения важнейших веществ

1 9 (4%)

-

-

2.3

Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

3 (12%)

2

1

Итого

25








Распределение заданий по видам проверяемых умений и способам действий


Основные умения и способы действий

Количество заданий в частях


Вся работа

Часть 1

Часть 2

Уметь:

определять/классифицировать:

вид химических связей в соединениях; принадлежность веществ

к различным классам органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в

органической химии

6

6




характеризовать:

строение и химические свойства изученных органических соединений;

9

9




объяснять

зависимость свойств органических веществ

от их состава и строения;

6

5

1

планировать/проводить: эксперимент по получению и распознаванию важнейших органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; вычисления по химическим формулам и уравнениям

4

3

1




25

23

2


3. Распределение заданий КИМ по уровню сложности


Тип и уровень

сложности заданий


Количество заданий

Максимальный первичный балл


Процент максимального первичного балла за выполнение данной группы заданий от общего максимального

первичного балла, равного 37

Задания базового

уровня сложности


23

28

75,6

Задания повышенного

уровня сложности


2

9

24,3




25

37

100


4. Продолжительность годового экзамена по химии

Общая продолжительность выполнения экзаменационной работы составляет 3 часа (180 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

1) для каждого задания базового уровня сложности части 1 – 4 минуты;

2) для каждого задания повышенного уровня сложности части 1 – 5–7 минут;

3) для каждого задания части 2 – до 10 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование

−Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

−таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

−электрохимический ряд напряжений металлов.

Во время выполнения экзаменационной работы разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Верное выполнение каждого задания базового уровня в части 1 работы оценивается 1 баллом.

Верное выполнение каждого из заданий повышенного уровня сложности в части 1 оценивается 2 баллами. Ставится 1 балл, если в ответе допущена одна ошибка. Ставится 0 баллов, если: а) в ответе допущено более одной ошибки; б) ответ в бланке отсутствует.

Задания части 2 (с развернутым ответом) предусматривают проверку от четырёх до пяти элементов ответа. Наличие каждого элемента ответа оценивается 1 баллом, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 4 до 5 баллов в зависимости от степени сложности задания: задание с порядковым номером 24– 4 балла; 25 –5 баллов. Проверка заданий части 2 осуществляется на основе сравнения ответа с поэлементным анализом приведенного образца ответа.
Максимальное количество баллов за работу: 37
Перевод баллов в оценку:

0 -14 баллов – «2» (менее 41% справляемость)

15 –24 балла – «3» (41 – 67%)

25 – 31 баллов – «4» (68 – 85%),

Более 31 балла – «5» (от 86%)

Демонстрационный вариант
Часть 1.

Задание с выбором одного верного ответа.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания укажите верный вариант ответа.

1. Для алканов характерны реакции

1) присоединения 2) замещения

3) полимеризации 4) этерификации
2. В молекуле этилена имеются

1) одна http://reshuege.ru/formula/a2/a2ab7d71a0f07f388ff823293c147d21.png- и одна http://reshuege.ru/formula/4f/4f08e3dba63dc6d40b22952c7a9dac6d.png-связь 2) две http://reshuege.ru/formula/a2/a2ab7d71a0f07f388ff823293c147d21.png- и три http://reshuege.ru/formula/4f/4f08e3dba63dc6d40b22952c7a9dac6d.png-связи

3) пять http://reshuege.ru/formula/a2/a2ab7d71a0f07f388ff823293c147d21.png- и две http://reshuege.ru/formula/4f/4f08e3dba63dc6d40b22952c7a9dac6d.png-связи 4) пять http://reshuege.ru/formula/a2/a2ab7d71a0f07f388ff823293c147d21.png- и одна http://reshuege.ru/formula/4f/4f08e3dba63dc6d40b22952c7a9dac6d.png-связь
3. Изомером гексина-2 является

1) гексадиен-2,4

2) 2-метилбутен-2

3) 3 -метилбутин-1

4) гексен-2
4. В молекуле какого вещества все атомы углерода находятся в состоянии sp2-гибридизации:

  1. Гексана 2) гексена 3) этана 4) этена


5. Этан в лаборатории можно получить в одну стадию из

1) http://reshuege.ru/formula/54/5429a91a898f37c90c161a04b35fb5e6.png
2) http://reshuege.ru/formula/99/99592290fa675692b82e98f9a42c6056.png
3) http://reshuege.ru/formula/30/30a1afb60d8d08aa4e9829edb1acc879.png
4) http://reshuege.ru/formula/d0/d04bd0e7b7dbc7cc32a8fd7b5092edb4.png
6. Изомером 2-метилпропанола-1 является:

  1. Метилпропиловый эфир

  2. пропанол-1

  3. 2-метилбутанол-1

  4. пропандиол-1,2


7. Этанол превращается в уксусный альдегид под действием

1) http://reshuege.ru/formula/3e/3eac1bad8f2a228095805e242392dbaf.png

2) http://reshuege.ru/formula/db/db3712c45785feae0cf48a750cb9e5a7.png

3) http://reshuege.ru/formula/fd/fd3f6c2d9252092e5894d0ad5e4bb23d.png

4) http://reshuege.ru/formula/07/0726766e0b649aac5c9c6f50a98a4b55.png
8. Свежеосаждённым гидроксидом меди(II) окисляется

1) этанол 2) уксусная кислота 3) ацетон 4) этаналь
9. Определите конечное вещество Y в схеме превращений:

http://reshuege.ru/formula/9e/9eedb09c996eaa95d4961ad17751935d.png

1) НСООСН3
2) C2H5OH
3) С2Н4(OН)2
4) СН3СООН
10. При гидратации пропилена преимущественно образуется

1) пропанон

2) пропанол-1

3) пропаналь

4) пропанол-2
11. Ацетилен получают при взаимодействии воды с

1) карбидом алюминия

2) карбонатом калия

3) карбидом кальция

4) гидридом натрия
12. С каждым из веществ: водой, хлороводородом, водородом — может реагировать

1) бутан 2) хлорэтан 3) бензол 4) пентен-2
13. Реакции замещения соответствует схема

1) http://reshuege.ru/formula/53/5325c2ee4ef21976658fc6faa6f7cd6e.png

2) http://reshuege.ru/formula/16/168c91f2c6f769d279c53c8bd94541a3.png

3) http://reshuege.ru/formula/7a/7a70261ac9ed92834e1f324e8f574d46.png

4) http://reshuege.ru/formula/54/54e4bed56d4d4112189f2d010c971456.png
14. С каждым из двух веществ - гидроксид натрия и соляная кислота - вступает в реакцию:

  1. аминоуксусная кислота 2) метиламин 3) этанол 4) уксусная кислота


15 Глюкоза, в отличие от сахарозы,

1) горит с образованием СO2

2) вступает в реакцию «серебряного зеркала»

3) растворяет гидроксид меди(II)

4) не вступает в реакцию поликонденсации
16. Верны ли следующие суждения о свойствах муравьиной кислоты?

А. Вступает в реакцию «серебряного зеркала».

Б. При комнатной температуре является твердым веществом.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны
17. Масса глицерина, которую необходимо добавить к 100 г 10%-го раствора, чтобы получить раствор с массовой долей 15%, равна ________г. (Запишите ответ с точностью до целых.)

1) 7

2) 3

3) 6

4) 9
18. Рассчитайте объём (н. у.) ацетилена, который выделится при взаимодействии с водой 50 г карбида кальция, содержащего 8% примесей. Ответ укажите в литрах с точностью до десятых.

В задании на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов (цифры в ответе могут повторяться).

19. Установите соответствие между названием органического соединения и классом, к которому оно принадлежит.
НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ КЛАСС ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

А) 1,2-диметилбензол 1) сложные эфиры

Б) гексанол-3 2) углеводороды

В) метилацетат 3) спирты

Г) глицерин 4) карбоновые кислоты

5) аминокислоты

6) простые эфиры
20. Установите соответствие между веществами и реактивом, с помощью которого их можно отличить.

Вещества

 

Реактив

А) уксусная и муравьиная кислота

Б) пропанол и пропанон

В) этаналь и пропанон

Г) этилен и этан

 

1) фенолфталеин

2) гидроксид натрия

3) бромная вода

4) оксид серебра (аммиачный раствор)

5) калий


Ответом к заданиям 21-23 является последовательность цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите эти цифры в порядке возрастания сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов без пробелов и других символов.
21. Какие вещества присоединяются к пропену в соответствии с правилом В.В. Марковникова?

 

1) вода

2) бромоводород

3) кислород

4) иодоводород

5) водород

6) бром
22. Для глицерина характерна(-о):

1) sp3-гибридизация атомов углерода

2) твёрдое агрегатное состояние (при стандартных условиях)

3) реакция с азотной кислотой

4) реакция изомеризации

5) взаимодействие с гидроксидом меди (II)

6) взаимодействие с диэтиловым эфиром
23. Анилин реагирует с

1) кислородом

2) бромом

3) хлоридом калия

4) соляной кислотой

5) гидроксидом натрия

6) метанолом

Часть 2

Для записи ответов к заданиям этой части используйте бланк ответов. Запишите сначала номер задания, а затем полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.
24. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить

следующие превращения:

http://reshuege.ru/formula/5d/5d60164d273866e02ca607e89427d480.png

http://reshuege.ru/formula/7a/7aba4a02d38c40ed710731750a0e1107.png

25. При сгорании 4,6 г органического вещества образуется 8,8 г углекислого газа и 5,4 г воды. Указанное вещество жидкое при н.у., реагирует с металлическим натрием и масляной кислотой. На основании этих данных:

1) установите простейшую молекулярную формулу исходного вещества,

2) составьте его структурную формулу,

3) приведите уравнение реакции его взаимодействия с масляной кислотой.