Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

И. М. Сеченов


Скачать 115.95 Kb.
НазваниеИ. М. Сеченов
Документ создан автором13.04.2017
Размер файла115.95 Kb.

f:\программы итог\титульные+\художественно-эстетическое++++++\фантазии из солёного теста.jpg

Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Интеллектуальное развитие и развитие речи зависит от развития пальцев.

И.М. Сеченов.

Пояснительная записка.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития обучающихся. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Данная программа является актуальной потому, что в раннем школьном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Отличительная особенность данной программы:

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами.

Одновременно, опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конуса, шара, овала, цилиндра), дети должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов. Необходимо развивать творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбрать темы, выразительные средства и способы изображения.

Направленность программы: художественная.

Вид образовательной деятельности – декоративно-прикладное творчество.

Цель программы: развитие у детей творческих и эстетических способностей, художественного вкуса, путем усвоения основных способов и приемов лепки из соленого теста.

Задачи:

Образовательные:

  1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;

  2. учить соблюдать правила техники безопасности;

  3. учить стремиться к поиску, самостоятельности;

  4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

  1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

  2. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

  3. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

  4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;

Воспитательные:

  1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

  2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

  3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 7-8 лет. Сроки реализации программы – 1 год. Занятия проходят 1 раз в неделю, по 1 часу, общее количество часов в год – 36 часов.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся будут знать:

1. правила техники безопасности;

2. свойства теста и различные рецепты замешивания теста;

3. основные приёмы и способы лепки, способы соединения элементов;

4. последовательность изготовления изделий из теста;

5. правила хранения изделия из теста

6. технологии окрашивания, сушки и глазировки изделий;

9. порядок сборки композиции в панно;

10. приемы декорирования.

Обучающиеся будут уметь:

1. владеть основными приемами лепки и инструментами (ножницами, стеками, валиком, формочками для вырезания фигур);

2. изготавливать простые и более сложные поделки и композиции из соленого теста (кулоны, панно, цветы, плоские и объемные фигурки животных);

3. гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

4. составлять композиции согласно правилам;

5. правильно пользоваться ножницами, стеками, валиком, формочками для вырезания фигур,

6. свободно пользоваться описаниями, эскизами и схемами;

7. самостоятельно составлять рабочие эскизы, рисунки;

8. выполнять правила последовательной работы над изделием;

9. отдельные элементы и собирать их в целое,

10. владеть приемами сборки, сушки, окраски и глазировки изделий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Мастер-классы с обучающимися и их родителями, открытые занятия, выставки готовых работ изделий, участие в итоговой выставке, проверочные работы за полугодие и за год.

Учебно-тематический план.

1 год обучения.



Тема

Количество часов

Формы итоговой и промежуточной аттестации.

Теория

Практика

Всего




1.

Вводное занятие.

0,5

0,5

1




2.

Основы техники и технологии изготовления изделий из соленого теста.

1

2

3




3.

Технология изготовления цветного теста

1

1

2




4.

Промежуточная аттестация.







1

Тестирование.

5.

Мастерим сами (изготовление изделий из теста).

4

21

25




6.

Итоговое занятие

1

3

4

Тестирование. Изготовление поделки.

Всего: 36 ч.

Содержание программы:

1.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка. Демонстрация образцов будущих изделий. Игровая программа.

2. Ознакомление с основами технологии и техники изготовления изделий из солёного теста. Инструменты и материалы, используемые для обработки теста. Как лепить из соленого теста. Рецепты соленого теста. Как приготовить соленое тесто. Виды соленого теста. Техника безопасности при работе с соленым тестом и со стеками. Сушка и раскраска поделок.

3.Технология изготовления цветного теста. Способы окрашивания теста, виды красителей. Демонстрация видов окрашенного теста.

5.Мастерим сами (изготовление изделий из теста).

В разделе программы предполагается изучить темы: «Фантазия на кухне», «Поиграем в зоопарк», «Цветы и ягоды», «Веселая рыбалка» и др.

Теория: Виды корзинок, фруктов, их формы, зоопарк, кто в нем живет, повадки животных, рассматривание животных (презентация), разновидности цветов и ягод («Осторожно, не уколись!»), кто живет в пруду, что можно выловить из пруда и т.д.

Практика: Изготовление изделий из соленого теста. Примерный перечень работ: корзинка из соленого теста с овощами, (фрукты, овощи), ежик, крокодил, кит, божья коровка, мышка, черепаха, магнит-зверюшка на холодильник, кактус, ягоды на веточке, букет с розами, рыбки, улитки и т.д.

4,6. Итоговое занятие. В ходе итоговых занятий предусматривается проведение тестирования по проверке теоретических знаний, выполнение практического задания (проверка полученных умений), оформление и посещение выставки декоративно-прикладного творчества.

Методические пояснения.

Методы и приемы обучения:

Индивидуальные и коллективные формы лепки могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов ставит перед учащимся определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений. На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности. Занятия по замыслу проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знаний и умений. Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы, отмечая в них красоту и пластику формы, характерные, свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения животных детям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинута голова у курицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост в одну ровную линию у убегающей лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания должны помочь детям во время лепки сделать образ выразительным. Взрослый использует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях. Иногда проводят целенаправленные наблюдения. Дети рассматривают форму туловища, сравнивают по размеру его части. Если перед подобными наблюдениями детей предупреждают, что они будут рассматривать петушка, а потом лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят особенности животных. Во время наблюдений преподаватель задает детям вопросы, направляющие их внимание на то характерное, что поможет передать животное более выразительно. Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как продумывается и организуется процесс занятий. Каждый ребенок может сам взять себе то количество теста, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети, сидя за обычными столами, на доске. Занятие делится на две части: первая часть занятия — лепка предметов, а вторая часть — окраска их.

Используемые приемы лепки:

«Разминание» — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

«Отщипывание» — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

«Сплющивание» — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме.

Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.

        В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

Показателями  качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

- уровень воспитанности обучающихся;

- микроклимат в детском объединении;

- взаимодействие с родителями.

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения:

Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями.

А также самооценка себя ребенком, педагогические тесты.

Динамику развития творческих способностей можно также проследитьчерез педагогическую диагностику, изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики  можно проанализировать следующие показатели:

  • Мотивацию к образовательной деятельности;

  • Отношения в коллективе;

  • Уровень творческой активности;

  • Организаторские способности обучающихся;

  • Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

Литература:

1. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г.

2. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». «Ярославль, "Академия и Ко» 2000 г.

3. Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» ,2000г.

4. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс».

5. А.Л. Романовская, Е.М. Чезлов «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс»

6. Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия». - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 год.

Календарное планирование.

ИТБ. История солёного теста. Техника работы с тестом.

«Рыбка». Плоские изделия.

«Рыбка». Раскрашивание изделия.

«Сова». Лепка.

«Сова». Раскрашивание изделия.

«Цветы». Лепка из цветного солёного теста.

«Подкова». Лепка.

«Подкова». Раскрашивание изделия.

«Ёжики на поляне». Лепка.

«Ёжики на поляне». Раскрашивание изделия.

«Подсвечник». Лепка.

«Подсвечник». Раскрашивание изделия.

«Корзинка с фруктами». Лепка.

«Корзинка с фруктами». Раскрашивание изделия.

«Витой венок». Лепка.

«Витой венок». Раскрашивание изделия.

Промежуточная аттестация. Тестирование.

«Ёлка». Лепка из цветного теста.

«Крокодил». Лепка.

«Крокодил». Раскрашивание изделия.

«Курочка». (подставка под яйцо). Лепка.

«Курочка». Раскрашивание изделия.

«Рамка для фотографий». Лепка.

«Рамка для фотографий». Раскрашивание изделия.

«Аквариум». Лепка.

«Аквариум». Раскрашивание изделия.

«Матрёшка». Лепка.

«Матрёшка». Раскрашивание изделия.

«Любимое домашнее животное». Лепка.

«Любимое домашнее животное». Раскрашивание поделки.

«Пасхальный кролик». Лепка.

«Пасхальный кролик». Раскрашивание изделия.

«Жар-птица». Лепка.

«Жар-птица». Раскрашивание изделия.

«Летняя картина. Лепка. (пластилин)

Итоговая аттестация. Тестирование. Изготовление поделки самостоятельно.