Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

I. Пояснительная записка Программа по истокам адресована обучающимся 1-4х классов общеобразовательных учебных учреждений


НазваниеI. Пояснительная записка Программа по истокам адресована обучающимся 1-4х классов общеобразовательных учебных учреждений
страница1/4
Документ создан автором13.10.2017
Размер файла0.59 Mb.
  1   2   3   4

Актуальность.

Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в  образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к  ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

  .I. Пояснительная записка

Программа по истокам адресована обучающимся  1-4х классов  общеобразовательных учебных учреждений.

Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Разработчики программы применили социокультурный системный подход, включив  в сферу своего предмета несколько социокультурных кругов: народная и традиционная культура, государственные и церковные праздники,  а также предоставив возможность каждому образовательному учреждению использовать курс для приобщения к своим собственным традициям и истокам.

Актуальность.

Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет:

-Развивать социокультурную основу личности со второго года обучения начальной школы;

-Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;

-Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

-Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.

II. Общая характеристика курса " Истоки"

Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В начальной школе учебный курс «Истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. Курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда, терпение, любовь, покаяние, истина и т.д. «Истоки» открывают детям в обычном необычное, помогают в давно известном раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность Истоков – ЖИЗНЬ. В 1 классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, которые дают представление о МИРЕ: (мире внешнем – социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Во 2 классе раскрывается смысл ценностей внешнего мира: как микросоциума, в котором живет и развивается ребенок («Родной очаг», «Родные просторы»), так и духовно-нравственного смысла деятельностного аспекта окружающей среды («Труд земной», «Труд души»).
В 3 классе идет ознакомление с истоками ценностей внутреннего мира человека («Вера», «Надежда, «Любовь», «София»). В 4 классе происходит знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации («Традиции образа», «Традиции слова», «Традиции дела», «Традиции праздника»). Таким образом, в начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки». Развитие духовной основы личности в младшем школьном возрасте создает необходимые предпосылки для самоутверждения ребенка в средней и профессиональной школе.
«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)

Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.

Межпредметные связи.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью. В курсе « Истоки» просматривается связь с предметами: литературное чтение.

III. Описание места учебного курса "Истоки" в учебном плане.

На изучение предмета «Истоки» в начальной школе отводится 102 часа, в том числе в во 2- 4 классах – по 34 часа в год ( 1 ч в неделю, 34 учебные недели). 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Во 2-м классе являются:-Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, к истокам духовных ценностей и образа жизни.

-Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем.

-Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.

В 3 классе являются:- Освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.

- Актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.

- Содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.

В 4 классе являются:- Формирование межличностных отношений (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

- Формирование ценностных отношений (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);

Программа «Истоки» основывается на ряде фундаментальных наук о культуре и человеке, наук, которые почти не представлены в современном образовании.

V. Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения курса " Истоки"

2 КЛАСС

Универсальные учебные действия (УУД): личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Изучение курса «Истоки» (2 класс) способствует развитию у обучающихся следующих видов УУД:

Личностные УУД

·  формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

·  осознание «Я» как гражданина России;

·  формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

·  развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

Регулятивные УУД

·  определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;

·  умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

·  умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

·  формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

·  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

Общеучебные:

·  развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

·  структурирование знаний;

·  развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

·  рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).

Логические:

·  формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

·  умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

·  умение строить доказательство;

·  структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

Коммуникативные УУД

·  формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

·  развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;

·  развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

·  формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;

·  приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

3 КЛАСС

Универсальные учебные действия (УУД): личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Изучение курса «Истоки» (3 класс) способствует развитию у обучающихся следующих видов УУД:

Личностные УУД

·  формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

·  осознание «Я» как гражданина России;

·  формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

·  развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

Регулятивные УУД

·  определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;

·  умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

·  умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

·  формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

·  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

Общеучебные:

·  развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

·  структурирование знаний;

·  развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

·  рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).

Логические:

·  формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

·  умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

·  умение строить доказательство;

·  структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

Коммуникативные УУД

·  формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

·  развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;

·  развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

·  формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;

·  приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

4 КЛАСС

Универсальные учебные действия (УУД): личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Изучение курса «Истоки» (4 класс) способствует развитию у обучающихся следующих видов УУД:

Личностные УУД

·  формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

·  осознание «Я» как гражданина России;

·  формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

·  развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

Регулятивные УУД

·  определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;

·  умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

·  умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

·  формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

·  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

Общеучебные:

·  развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

·  структурирование знаний;

·  развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

·  рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).

Логические:

·  формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

·  умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

·  умение строить доказательство;

·  структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

Коммуникативные УУД

·  формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

·  развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;

·  развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;

·  формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;

·  приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.

VI. Содержание учебного курса.

Программа курса «Истоки » охватывает весь период начальной школы со 2 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.

2-й класс

34 часа

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД-люди, происходящий от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ - территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (7 часов)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (9 часов)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (9 часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия - Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА - образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

3 класс.

34 часа

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение бремени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

  1   2   3   4