Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Игры для развития речи и мышления дошкольников


Скачать 35.54 Kb.
НазваниеИгры для развития речи и мышления дошкольников
Документ создан автором23.04.2017
Размер файла35.54 Kb.



Урюпина Ю.Н. учитель-логопед

БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»

Игры для развития речи и мышления дошкольников


Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки - «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д. Ребенок научится свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширяться словарный запас. (Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов.) Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»).

Прогулки на даче и в городе можно использовать для игр и бесед с ребенком. Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи цветок, ветка?». Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.). Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если ребенок сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.

Можно предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо).

Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, загадки.

Играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики):

  1. Соедини линией каждый овощ и ту геометрическую фигуру, на которую он похож. Назови каждый овощ ласково.




  1. Назови игрушки, которые «спрятались» на рисунке.





  1. Рассмотри картинки и назови то, что на них нарисовано. Какая картинка лишняя? Почему? Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом и раскрась их.





  1. Внимательно рассмотри рисунок. Что перепутал художник? Исправь ошибки с помощью стрелок. Придумай к каждой картинке предложение.




  1. Догадайся, что забыл нарисовать художник у птиц. Ответь на вопросы.

У снегиря нет чего? У синицы нет чего? У ласточки нет чего? У цапли

нет чего?

Дорисуй части тела и раскрась этих птиц.


  1. Назови изображенные на рисунке предметы ласково. Посчитай каждый предмет до десяти. Например: один стул, два стула и т.д.




Список литературы:

  1. http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2013/10/25/konsultatsiya-dlya-roditeley-nekotorye-igry-na

  2. Алтухова Т.А., Егорова Н.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интелектуального развития детей 5-6 лет С общим недоразвитием речи. Тетрадь 3. - М.: АРКТИ, 205.

  3. Алтухова Т.А., Егорова Н.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Тетрадь 1. — М.: АРКТИ, 2005. — 40 с: ил.

  4. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Тетрадь 2. — М.: АРКТИ, 2005. — 40 с: ил.

  5. Самусикова Л.А. Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям // Логопед. – 2004 . – №2. – С. 65 -69.