Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Игры и упражнеия на развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста


Скачать 60.82 Kb.
НазваниеИгры и упражнеия на развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста
Документ создан автором27.06.2016
Размер файла60.82 Kb.

ИГРЫ И УПРАЖНЕИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование понимания причинно-следственных отношений.

Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п.

Выделяют три вида мышления:

  • наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами, игрушками);

  • наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

  • словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно – действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребёнка с 3 – 4 лет. На основе наглядно – действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно – образное. К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Словесно-логическое мышление – это вид мышления, помогающий ребенку анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление. Все операции словесно-логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию словесно-логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы как детям с отставанием в развитии, так и нормально развивающимся дошкольникам, без овладения ими не происходит полноценного развития ребенка.

Одним из компонентов словесно – логического мышления является мыслительная операция по установлению причинно-следственных связей.

Формирование понимания причинно-следственных отношений необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни. Например, можно обсудить с ребенком (лучше это продемонстрировать), что произойдет с растением, если оно останется без полива, или почему вареное яйцо может быть всмятку или вкрутую; суп — пересоленным, чай — сладким, пол — грязным, ноги — мокрыми.

Так же способствовать развитию данной мыслительной операции по установлению причинно-следственных отношений помогут следующие игры и упражнения:

1. «Назови причину».

Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Приведите пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода.

Попросите ребенка назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.

Важным оказывается показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот — однозначное следствие из разных причин.

2. «Составление рассказа по серии картинок».

Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории). Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы. Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет. Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ.

Примерные серии сюжетных картин.




3. «Составление рассказа по сюжетной картине».

Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

Примерные сюжетные картины.



Сюжетная картинка «Мы дежурные». Сюжетная картинка «День Победы».

4. «Прослушай, прочти и перескажи».

Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

Примеры рассказов.

Л. Н. Толстой. Умная ворона.

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.



5. «Пословицы и поговорки».

Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, а зимой — телегу».

6. «Подбери следующее».

Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый — ... (второй), завтрак — ... (обед), июль — ..., лето — ..., январь — ..., зима — ...., седьмой —... и т.п.

7. «Расставь события по порядку».

Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д. Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.

8. «Время и антивремя».

Ребёнку предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.

9. «Составь предложение».

Ребёнку предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например: «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание - составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

10. «Сделаем книжку».

Совместно с ребёнком попробовать сделать небольшую свою книжку, придумав небольшой рассказ. При изготовлении книги можно использовать вырезки из журналов, газет, а так же собственные рисунки ребёнка.

11. «Перепутались слова».

Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место.

1) Пойдем в мы в воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).

2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).

3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из дома рано утром).

4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).

5) Клоунами завтра с приезжает весёлыми цирк. (Завтра приезжает цирк с весёлыми клоунами).

Предложенные игры и упражнения, помогут Вам не только в формировании причинно-следственных отношений и развитию словесно – логического мышления, а так же будут способствовать полноценному развитию вашего ребёнка.

Список рекомендованной литературы:

1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6 – 7 лет с ОНР. – М.: Гном, 2011.

2. Борякова Н. Ю. Развитие мышления у детей с ЗПР. – М.: Сфера, 2007.

3. Борякова Н. Ю. Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Под ред. Проф. Т. Б. Филичевой. – М.: «Гном – Пресс», 2000.

4. Игра – занятие. Истории в картинках. – Киров: Весна дизайн, 2007.

5. Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию (Ознакомление с окружающим): Уч.-нагл. пос./Авт.-сост. Н.В. Нищева; худ. О.Р. Гофман. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

6. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс – диагностика в детском саду. – М.: Генезис, 2012.

7. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / авт.-сост. Е. В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2008.

8. Серия «Умный малыш». Последовательность событий. – Киров: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2013.

9. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / Сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. – Спб: «Дельта», 1997.

10. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999.

Интернет источники:

1. http://steshka.ru/syuzhetnye-kartinki-dlya-detej

2. http://www.liveinternet.ru/users/mama-rusi/post330056561/