Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Игры на развитие речи детей раннего возраста


Скачать 69.62 Kb.
НазваниеИгры на развитие речи детей раннего возраста
Документ создан автором06.06.2017
Размер файла69.62 Kb.



Урюпина Ю.Н. учитель-логопед

БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»

Игры на развитие речи детей раннего возраста

Ребенок нуждается в общении с вами. Помните об этом и разговаривайте с малышом постоянно. Сопровождайте процесс кормления, купания и одевания веселыми песенками и стихами.

У Матрешиной сестрицы

По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Совершая утренний туалет, расскажите своей дочке потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

А для сына подойдет вот такая потешка:

Расчешу сыночку

Кудряшки-завиточки.

Вот какие завитушки,

Завитушки словно стружки.

При кормлении расскажите дочке веселый стишок:

Наварили каши

Маленькой Дуняше.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

А для сына подойдет вот такая потешка:

Кушай кашу, мой сыночек,

Будешь крепким, как дубочек.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

Разминайте пальчики малыша и произносите тексты самых простых упражнений для пальчиков.

Пальчик — мишка,

пальчик — мышка,

Пальчик — лиска,

пальчик — киска,

Ну, а этот пальчик — волк,

Серый волк — зубами щелк.

Загните большой пальчик на левой руке, потом мизинец.

Загните указательный пальчик, а потом безымянный.

Загните средний пальчик.

Сожмите кулачок.


* * *

Раз, два, три, четыре, пять,

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул,

Самый меньший крепко спит,

Ничего не говорит.


Нежно нажимайте на кончик каждого пальчика малыша на левой руке, начиная с большого.

Загибайте пальчики по одному, начиная с большого.
Сжав все пальчики, нежно сожмите кулачок. Повторите упражнение и для пальчиков правой руки.

* * *

С 6 до 9 месяцев

Игра «Где куколка – ля-ля?»

Вам будет нужна кукла, которую вы посадите на полку шкафа или привяжете к перекладине манежа, кроватке малыша. Кукла должна всегда находиться на этом месте, малыш должен её хорошо видеть, бодрствуя в манеже или кроватке.

Поднесите малыша к кукле, пусть он потрогает, рассмотрит, погладит по головке, закроет и откроет его глазки. Не забывайте разговаривать с малышом, комментируя всё, что он делает: «Вот куколка – ля-ля! Позовём её: ля-ля, куколка. У куколки глазки, носик, ротик. А вот ручки. Куколка – ля-ля! Вот какая! Куколка может песенку спеть: ля-ля-ля-ля». Спросите малыша: “Где куколка – ля-ля?» - и в ответ вновь поверните малыша к ней, обхватите его ручку и протяните её к игрушке, сказав: «Вот куколка – ля-ля».

Посадите или положите малыша в манеж и теперь игрушку поднесите к ребёнку, повторяя все предыдущие действия с ней. В конце игры посадите куклу на место. Попросите малыша найти её, спросив: «Где куколка – ля-ля?»
Игра «Ладушки»

Посадите малыша к себе лицом. Своими ногами прижмите ноги ребёнка к полу. Малыш будет сидеть с развёрнутыми ногами более устойчиво. Если ему сидеть неудобно, положите его на колени. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:

Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Пили простоквашу.
Попили, поели,
Шу, полетели,
На головку сели.

При последних двух строчках помашите ручками малыша и положите их на его головку. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребёнок часть действий, а потом и все действия выполнял сам, вначале подражая вам, а потом – услышав слова потешки.

Игра «Ку-ку, где кукла?»

Играйте на полу, предварительно убедившись, что для игры достаточно места.

Вам понадобятся кукла и прозрачный платок. Пойте, выполняя движения, соответствующие словам песенки:

Вот красивая игрушка –

Наша куколка Катюшка,
Может хлопать, может петь.
Кто желает посмотреть?

Спрячьте под платок куклу на глазах ребёнка, спросите: «Где куколка – ля-ля? Найди!» Каждый раз, когда малыш доползёт до игрушки, снимет платочек, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте её под платок, но уже в другом месте комнаты.

С 9 до 12 месяцев

Игра «Мишка милый»

Если ваш малыш до этого много играл с куклой, мишкой, то эти игрушки ему уже знакомы. Высыпьте из коробки на пол игрушки, среди них будет находиться и знакомый малышу мишка. Прочитав стишок, попросите малыша найти среди игрушек его мишку:

Мишка милый,
Мишка славный,
Неуклюжий и забавный.
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.

Если малыш не может найти игрушку, помогите ему, перебирая и рассматривая вместе с ним все игрушки. Не забывайте спрашивать у малыша: «Это миша?» Если вы взяли в руку другую игрушку, скажите, покачав головой: «Нет, не миша. Где миша?» Учите малыша самостоятельно находить одну знакомую игрушку на полу среди других предметов и игрушек.

Игра со знакомыми игрушками

Поставьте перед малышом две знакомые игрушки.

Попросите дать вам одну из игрушек. Если малыш правильно выбирает игрушку, похвалите его, поменяйте игрушки местами и вновь попросите найти игрушку, но уже другую.

Играйте в эту игру, меняя игрушки местами и побуждая малыша находить одну игрушку среди двух знакомых.

Как только малыш научится выбирать из двух игрушек, поставьте третью и начните всё сначала.

Игра «Забавы перед зеркалом»

Сядьте с малышом перед зеркалом. Высовывайте язык, издавая забавные звуки, надувайте щёки, фыркайте, привлекая внимание малыша к вашим действиям с помощью зеркала. Издавайте смешные звуки, побуждая малыша подражать вам. Напевайте малышу те слоги, которых нет в его лепете.

Соотнесение игрушки и картинки

Подберите картинку с игрушкой, например, собачку, машинку или куколку. Картинка должна быть не менее 30x20 см. К картинке нужна будет игрушка. Покажите малышу игрушку, например, машинку. Покатайте её, а затем спрячьте, подложив малышу картинку с машинкой. Спросите его: «Где машинка на картинке?» Выдержите паузу и, если малыш не пытается искать игрушку на картинке, поводите пальчиком малыша по картинке, указав на машинку.

Спрячьте картинку и покажите вновь игрушку, спросив: “Где машинка?»

Играя в эту игру, вы научите малыша соотносить игрушку и картинку с её изображением. Через 5-6 игр поменяйте картинку и игрушку.

Рассматривание книжки

Читаете простые четверостишия, например из книги «Игрушки» Агнии Львовны Барто, рассказываете русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Показывая ребенку яркие картинки с изображениями животных, читаете ему двустишия:

«Мяу! Мяу!» — рыжий кот.

Он у бабушки живет.
«Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.
«И-го-го!» — вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

«Бе-бе-бе!» — барашек черный. Он веселый и проворный.
«Ме! — кричит козел сердито,— Опрокинуто корыто».
«Му! Му! Му! — кричит корова,— Забодаю Катю с Вовой».



Игра «Дай!»

Посадите малыша за стол.

Вам понадобятся две или три игрушки, с которыми малыш постоянно играет и знает их. Доставайте по очереди игрушки, называя их полным словом и лепетными. Поставьте все игрушки перед малышом и попросите его дать одну из них. Скажите малышу: «Дай! Дай!» Спрячьте эту игрушку за спину, сказав: “Попроси – дай, дай!”. Покажите её и вновь спрячьте, побуждая ребёнка самого попросить игрушку.

Играя в эту игру, малыш научится называть игрушки и просить их.

Таким образом, с помощью этих игр, к концу первого года жизни возникает речевое общение между ребёнком и взрослым, которое происходит не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи. Главная задача родителей в этот период – внимательно следить за тем, как происходит развитие малыша. Чем больше вы разговариваете с малышом, поёте ему песенки или читаете стихи, тем быстрее происходит процесс запоминания новых слов.
Список литературы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/659783/

  2. Резенкова Ю,А. Игры с детьми младенческого возраста: 2 изд.–М.: Школьная Пресса, 2003. -160 с.

  3. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит...— СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.