Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Использование результатов педагогического мониторинга для эффективного управления образовательными системами


Скачать 153.24 Kb.
НазваниеИспользование результатов педагогического мониторинга для эффективного управления образовательными системами
Заголовокположение о мониторинге
Документ создан автором11.12.2016
Размер файла153.24 Kb.




– использование результатов педагогического мониторинга для эффективного управления образовательными системами.

Мониторинг – важнейшая составляющая системы управления качеством образования в Учреждении.

Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации общеразвивающих программ дополнительного образования детей. Мониторинг фиксирует достигнутый уровень качества образования, основные тенденции в его изменении, проблемы и направления улучшения.

Оценку, экспертизу, анализ и мониторинг качества образования реализует администрация Учреждения.


  1. Цель и задачи мониторинга


Основанием для определения целей мониторинга результатов образовательной деятельности может стать разный уровень результата:

- на уровне педагога – определить, насколько результат педагогической деятельности и организованный в Учреждении педагогический процесс соответствует заявленной цели.

- на уровне ребенка – выявление позитивного изменения личности ребенка в условиях образовательного процесса.

- на уровне Учреждения – изучение изменения результативности деятельности Учреждения на основе изменений количественных и качественных характеристик системы деятельности Учреждения и его отдельных компонентов.

Целью системы мониторинга в Учреждении является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития Учреждения.

Задачи мониторинга:

– непрерывное наблюдение за состоянием системы образования и получение информации;

– систематизация информации, создание базы данных;

– анализ полученных данных, составление аналитических справок;

– совершенствование содержания образования;

– получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса;

– планирование прогноза развития Учреждения на основе аналитического обобщения результатов деятельности.

  1. Субъект, объект, предмет мониторинга


Субъектом в зависимости от объема, задач, направлений мониторинговых исследований качества являются: администрация учреждения, педагог дополнительного образования, педагог-организатор.

Объектом образовательного мониторинга является деятельность (функционирование) субъектов образовательной системы: содержание образования; уровень и качество знаний, сформированность умений и навыков обучающихся; результаты образовательного процесса и другие аспекты деятельности Учреждения.

Предметом мониторинга является соответствие результатов стандартам или целям деятельности; соответствие достижений обучающихся планируемым результатам; качество кадрового состава Учреждения удовлетворенность субъектов деятельности ее результатами.

Понятие результата связано не только с понятиями «цель», «стандарт», но и уровнями результата, в соответствии с которыми выделяют уровни предметов мониторинга:

– предмет мониторинга на уровне ребенка – изменения в личности ребенка, в уровне знаний, умений, навыков, в поведении, саморегуляции;

– предмет мониторинга на уровне педагога – изменения в профессиональной позиции педагога, в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижение профессиональных целей, личностного роста;

– предмет мониторинга на уровне результатов деятельности учреждения в целом – здесь объект и предмет определяются целью деятельности Учреждения и содержанием основных путей достижения этой цели.

Предметом мониторинговых исследований качества образования являются: результаты образовательной деятельности; материально-технические, санитарно-гигиенические условия образовательного процесса и т.д.


  1. Условия обеспечения и организации мониторинга


Система условий обеспечения мониторинга:

кадровые условия – включение всего педагогического коллектива в реализацию процесса мониторинга;

материально-технические условия – наличие необходимого оборудования для создания банка информации;

научно-методические условия – наличие научно-методической литературы, подготовка кадров, разработка программы мониторинга;

мотивационные условия – поощрение педагогов и управленцев, участвующих в мониторинговой деятельности;

организационные условия – четкость объектов и предметов мониторинга, участие в мониторинге каждого субъекта объекта мониторинга, единые параметры и критерии отслеживания и оценки результатов деятельности учреждения, открытость, управляемость, создание и систематическое ведение банка информации Учреждения.

Критерии и показатели мониторинга в Учреждении:

- сохранность контингента (качественное и количественное состояние контингента);

- состояние программного обеспечения образовательной деятельности (разноуровневость программ, сроки реализации программ и т.д.);

- коллективные и индивидуальные достижения обучающихся (участие и стабильность достижений в конкурсах, смотрах, фестивалях разного уровня и масштаба; уровень освоения общеразвивающих программ и т.д.);

- уровень востребованности образовательных услуг населением;

- педагогические кадры (уровень квалификации, образования, участия в мероприятиях по повышению квалификации; проявление (демонстрация) педагогами личных, профессиональных, творческих достижений) и т.д.


  1. Этапы организации мониторинга


В созданной системе мониторинга выделяются блоки: «Административный», «Педагогический», «Ученический».

Технология мониторинга результатов деятельности на административном уровне позволяет отслеживать такие важные параметры: педагогический коллектив, списочный состав обучающихся, сохранность контингента, ресурсное обеспечение. Это позволяет отслеживать динамику данных параметров и проводить анализ качества предоставления образовательных услуг.

Блок педагогического мониторинга позволяет проанализировать образовательный процесс, сделать вывод о повышении или понижении его качества, а также результативности освоения и полноты реализации дополнительных общеразвивающих программ, степень удовлетворенности образовательным процессом.

Ученический блок позволяет отслеживать результаты участия обучающихся в различных мероприятиях, охват массовыми мероприятиями, количество выпускников учреждения. Эти данные показывают изменения профессионализма обучающихся по данной общеразвивающей программе, т.е. качество полученного дополнительного образования в плане приобретения знаний, умений, навыков. Анализ информации о достижениях обучающихся позволяет увидеть динамику развития детей и коллективов, сравнить результативность, выявить условия и причины достижений. Организация мониторинга предполагает 3 этапа:

  1. Подготовительный:

- постановка цели, определение задач, планируемых результатов;

- определение объекта и предмета мониторинга;

- отбор критериев и определение показателей;

- выбор, разработка инструментария для проведения мониторинга;

- планирование мониторинга равномерно по времени.

2) Практический - сбор информации о свойствах объекта мониторинга.

Источниками и способами получения информации являются: наблюдение, анализ документов, анализ статистической отчетности, тематические проверки, посещение занятий, собеседование, самооценка, анкетирование, тестирование, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся, и др.

3) Аналитический – обработка и систематизация информации для дальнейшего использования данных мониторинга.

На данном этапе мониторинга проводятся следующие мероприятия:

- обработка полученных результатов, соотнесение их с поставленными целями и задачами; систематизация информации;

- создание банка статистических и отчетных материалов;

- анализ полученных результатов мониторинга;

- выводы, принятие соответствующих управленческих решений;

- разработка рекомендаций по корректировке планов, программ;

- определение дальнейших объектов мониторинга.

Таким образом, проводя мониторинговые исследования, можно обеспечить непрерывное отслеживание состояния всех объектов и процессов в Учреждении, прогнозировать дальнейшее развитие, своевременно корректировать управленческую деятельность с целью устранения нежелательных отклонений и внесения изменений в программы и планы работы.

Система мониторинга является долгосрочной, так как содержание программы может оставаться практически неизменным на протяжении нескольких лет. На основе сравнения полученных результатов анализируется деятельность Учреждения, но в содержание мониторинга могут быть внесены коррективы.


  1. Требования к организации и проведению мониторинговых исследований


1. Наличие перечня объектов мониторинговых исследований.

2. Набор и форма показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени.

3. Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования.

4. Итоги педагогического мониторинга оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, письменного анализа с рекомендациями.

5. При проведении педагогического мониторинга необходимо соблюдать следующие условия: системность; продолжительность во времени; сравнимость; объективность; комфортность.

Источниками системы мониторинга Учреждения:

- на уровне администрации: сведения о педагогическом коллективе, укомплектованность кадрами, материально-техническое оснащение образовательного процесса и т.д.

- на уровне педагога: профессиональная подготовка, компетентность, квалификация, активность в мероприятиях различного уровня, реализация дополнительных общеразвивающих программ, уровень удовлетворенности деятельностью Учреждения и т.д.

- на уровне обучающихся и их родителей (законных представителей): уровень усвоения дополнительных общеразвивающих программ, творческие достижения, психологический климат коллектива, удовлетворенность родителей (законных представителей) и обучающихся деятельностью Учреждения.



  1. Перечень действий по организации и проведению мониторинга




  1. Утверждение директором состава рабочей группы по подготовке и проведению (сопровождению) мониторинга на уровне Учреждения, педагога, ребенка, определение сроков проведения.

Состав рабочей группы: представители администрации, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

  1. Ознакомление обучающихся, родителей, коллектива Учреждения с порядком проведения мониторинга, с критериями и параметрами оценки.

  2. Подбор анкет, опросников, тестов для проведения мониторинговых исследований.

  3. Проведение мониторинговых исследований.

  4. Обработка и анализ полученных данных.

  5. Обсуждение итогов мониторинга на заседании педагогического совета.

  6. Принятие управленческих решений по устранению недостатков в деятельности Учреждения.



8. Содержание системы мониторинга

Направления мониторинга

Количество и частота проведения мониторинговых исследований

Ответственные исполнители

Мониторинг на уровне администрации учреждения

Укомплектованность педагогическими кадрами

2 раза в год ( на 1 сентября и 1 января )увольнение и прием нового сотрудника

директор

Анализ педагогического состава (педагогических работников с высшим образованием от общего числа, педагогических работников со средним профессиональным образованием)

3 раза в год (на начало и конец учебного года и на конец каждого учебного года) выполнение муниципальных заданий, запрос отчетов по кадрам

директор

Стаж работы педагогов


2 раз в год далее по мере необходимости (прием нового сотрудника, запрос отчетов по кадрам)

директор

Уровень квалификации педагогических работников (категории)

2 раз в год далее по мере необходимости (прием нового сотрудника, запрос отчетов по кадрам)

директор

Количество аттестованных педагогических работников

1 раз в год, далее в течение учебного года по мере поступления документации

Зам директора по УВР

Анализ участия педагогов по повышению квалификации вне учреждения (наличие сертификата, удостоверения)

2 раза в год

Зам директора по УВР

Активность участия педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.д. различного уровня

в течение года

Зам директора по УВР

Степень удовлетворенности педагогов деятельностью Дома детского творчества

1 раз в год

Зам директора по УВР

Списочный состав обучающихся

3 раза в год

педагоги д.о.,

Зам директора по УВР

Качественный и количественный анализ списочного состава обучающихся


2 раза в год

педагоги д.о.,

Зам директора по УВР

Сохранность контингента обучающихся в течение учебного года по годам обучения (доля детей фактически посещающих образовательное учреждение от списочного состава)

2 раза в год

Зам директора по УВР

Степень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг

1 раз в год

педагоги д.о.,

Зам директора по УВР

Количество проверок качества оказания услуг, зарегистрированных в книге (журнале) регистрации проверок

в течение года по мере необходимости (по плану работы различных ведомств)

директор



Наличие предписаний в ходе лицензирования

при прохождении процедуры

директор


Обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно – эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения

по плану ТБ и ОТ

Зам. директора по АХЧ


Отсутствие случаев детского травматизма

в течение года

Зам. директора по АХЧ

Количество обоснованных жалоб родителей (законных представителей), обучающихся на качество услуг

в течение года

директор

Оснащенность образовательного процесса

1 раз в год при составлении годовой сметы расходов

Зам. директора по АХЧ


Мониторинг на уровне педагога

Программное обеспечение образовательного процесса (характеристика дополнительных общеразвивающих программ по видам, срокам, уровням реализации)

2 раза в год

Зам директора по УВР

Полнота реализации дополнительных общеразвивающих программ

2 раза в год

Педагоги д.о.

Зам директора по УВР

Уровень освоения обучающимися дополнительных общеразвивающих программ

2 раза в год

Педагоги д.о

Зам директора по УВР

Личные профессиональные достижения педагогических работников

2 раза в год

Зам директора по УВР

Мониторинг на уровне ребенка

Достижения обучающихся (коллективные и индивидуальные)

в течение года

педагоги д.о.

Педагоги-организаторы

Охват обучающихся массовыми мероприятиями.


2 раза в год

Педагоги-организаторы

Количество выпускников учреждения, поступивших по профилю обучения в учебные заведения

1 раз в год

педагоги д.о.


Количество детей, удовлетворенных работой детского объединения

1 раз в год

педагоги д.о.,





  1. Организация банка информации


Система информационного обеспечения:

1 – создание и организация банка данных – единицы необходимой информации, способы сбора и хранения информации, обеспечении её защиты, обработки и распространения;

2 – организация мониторинга – постоянное наблюдение за состоянием и развитием Учреждения.

Создание и организация банка данных Учреждения предполагает выполнение 2 условий:

– сохранение системности деятельности Учреждения, то есть сбор информации о реальном состоянии каждого из компонентов системы и их взаимосвязях;

– полнота базы показателей реального состояния: учёт всех количественных, качественных показателей и показателей, характеризующих соответствие деятельности стандартам или заявленным программ.

Основу банка информации составляют данные мониторинговых исследований, которые постоянно пополняются, обновляются и систематизируются.


  1. Организация и управление мониторингом


Руководство мониторингом, периодичность, показатели, формы сбора и представления информации в Учреждении осуществляет администрация Учреждения.

Основные аспекты деятельности:

– организация разработки нормативных и методических материалов;

– определение объема и структуры информации;

– планирование и организация мониторингового исследования;

–организация научно-методического обеспечения мониторинговых обследований: организация распространения информации о результатах мониторинга; координация деятельности.

Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации. Лица, организующие мониторинг, несут персональную ответственность за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и распространение результатов.

С учетом изменений, происходящих в образовании, возможна работа по пересмотру системы показателей мониторинга, совершенствованию методов и процедур его проведения.

По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований.

Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных.