Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружках «Флористика», «Природная мастерская». Педагог: Залужская Н. В


Скачать 239.87 Kb.
НазваниеИспользование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружках «Флористика», «Природная мастерская». Педагог: Залужская Н. В
Документ создан автором13.04.2017
Размер файла239.87 Kb.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружках «Флористика», «Природная мастерская».

Педагог: Залужская Н.В.

Здоровье – понятие комплексное. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – совместная задача родителей и педагогов, решаемая через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

профилактическим методикам: гимнастике для глаз (дыхательной гимнастике), самомассажу) пальчиковой гимнастике и др.;

освоение элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка и т.д.);

При организации учебно-воспитательного процесса педагогу дополнительного образования важно уделять внимание:

использованию физкультминуток и перемен с подвижными играми;

проветриванию, влажной уборке помещений;

чередованию занятий с высокой и низкой активностью;

специально организованной двигательной активности ребенка (занятиям оздоровительной физкультурой, подвижным играм); массовым оздоровительным мероприятиям (тематическим праздникам здоровья, соревнованиям);

взаимодействию с семьей.

При организации занятий в учреждении дополнительного образования целесообразно уделять внимание таким аспектам как:

гигиенические условия в кабинете;

число видов деятельности, используемых педагогом (нормой считается не менее 4–7 видов за занятие);

средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут);

использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ребенок в роли педагога, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки) и др.;

умение педагога использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач;

позы воспитанников и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

физкультминутки и физкультпаузы (норма – на 15–20 минут занятия по 1–2 минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у детей желания их выполнять;

положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

наличие у воспитанников мотивации к разным видам деятельности на занятии: интерес к изучаемому материалу, стремление узнать новое, радость от активности, и т.п/;

благоприятный психологический климат на занятии;

преобладающее позитивное выражение лица педагога;

момент наступления утомления воспитанников и снижения их активности;

темп и особенности окончания занятия;

состояние и вид детей, выходящих с занятия;

При подведении итогов занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. Важно не подавить инициативу, творческий потенциал каждого воспитанника.

Таким образом, для сохранения здоровья детей и подростков в учреждении дополнительного образования необходима рациональная организация занятий с обязательным применением здоровьесберегающих технологий.

“Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”. Профессор Н.К.Смирнов

Современному обществу необходимо здоровое поколение людей. Здоровьесберегающие технологии стали востребованы педагогами всех образовательных учреждений. Многочисленные исследования показали, что дети в 6-7- летнем возрасте имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 3,9 % до 12,3% , с нервно-психическими расстройствами – с 5,9% до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9% до 16,8% . Одна из самых частых патологий – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Все это оказывает особое влияние на качество образования.

Успешность обучения определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел на занятия, что является исходным фоном на старте обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Объект исследования – педагогическая деятельность, направленная на формирование гармонично развитой личности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

-условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса:

- организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;

- рациональная организация двигательной активности учащихся;

- система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

-создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

-«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

-Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

-Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

-Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

-Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

- Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.

-Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

Виды здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические - выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществляется контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Знание правил техники безопасности.

-физкультурно-оздоровительные- развитие двигательной активности; пальчиковая гимнастика; формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

-социально-психологические, направленные на благополучие ребенка - эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.

Использование на занятиях здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Организация учебно – воспитательного процесса:

1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу воспитанников, включаются учащиеся в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки (упражнения для снятия общего и локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика); использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы, личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями.

4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности воспитанников на занятиях, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; создание ситуации успеха; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;

6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

В современном образовании широко применяются различные формы и методы здоровьесберегающих технологий. Очень важно, чтобы в напряженном учебном графике работы они занимали немного времени, но были бы эффективны для поддержания здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в кружках «Флористика», «Природная мастерская»:

- медико-профилактические – соблюдение СанПиН 2.4.4.1251 – 03. Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей:

- соблюдение ИТБ;

- физкультурно-оздоровительные элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на каждом занятии.

Наибольшая их эффективность достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны и проводятся под музыкальное сопровождение. Как показывает практика самое оптимальное время проведения ориентировочно через 20-25 минут после начала занятия, то есть когда появляются первые признаки переутомления. Внешним проявлением утомления является потеря интереса и внимания у ребят, ослабление памяти, нарушение схемы плетения и вышивания и т.д.

Гимнастика для глаз:

- Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры, и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем "пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз.

- Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить, сколько на рисунке веточек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

- Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и другое

- Упражнения для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до трех), затем открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4–5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки (на счет "1–4"), потом перенести взор вдаль (на счет "1–6"). Повторить 4–5 раз.

В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет "1–6". Повторить 1–2 раза.

- Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. – сидя, руки на поясе. На счет "1" – поворот головы направо; "2" – и. п.; "3" – поворот головы налево; "4" – и. п.; "5" – плавно наклонить голову назад; "6" – и. п.; "7" – голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

- Упражнение для мобилизации внимания.

И. п. – стоя, руки вдоль туловища. На счет "1" – правую руку на пояс; "2" – левую руку на пояс; "3" – правую руку на плечо; "4" – левую руку на плечо; "5" – правую руку вверх; "6" – левую руку вверх; "7–8" – хлопки руками над головой; "9" – опустить левую руку на плечо; "10" – правую руку на плечо; "11" – левую руку на пояс; "12" – правую руку на пояс; "13–14" – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп: 1-й раз медленный; 2–3-й раз – средний; 4–5-й раз – быстрый; 6-й раз – медленный.

- Упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. На счет "1" – правую руку вперед, левую вверх; "2" – переменить положения рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз, потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. На счет "1–2" – свести локти вперед, голову наклонить вперед; "3–4" – локти назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз. Затем руки опустить вниз и расслабленно ими потрясти. Темп медленный.

И. п. – сидя, руки вверх. На счет "1" – сжать кисти в кулак; "2" – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

- Общеразвивающие упражнения с игровым моментом:

1.Ходьба с подниманием руки вверх и опусканием вниз, хлопки.

Текст. Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,,

Руки вниз – хлопок другой.

2.Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачиванием влево, вправо.

Текст. Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

3.Прыжки с ноги на ногу по «камешкам».

Текст. Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее:

Раз- два, раз- два –

Позади уже вода.

4.Бег («ручеек») между разложенными на полу предметами («камешками»).

Текст. День и ночь бегу, бегу,

Отдохнуть бы – не могу!

Если мне остановиться,

Может море испариться.

5.Ходьба с подниманием рук.

Текст. Мы шагаем и шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

6.Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.

Текст.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

7.Бег на носках.

Текст. Впереди из – за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

8.Прыжки на двух ногах.

Текст. Зайчик быстро скачет в поле.

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке, непоседы – ребятишки.

- Дыхательная гимнастика

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос. При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе.

- Список скороговорок для дыхательных упражнений.

А мне не до недомогания.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Во мраке раки шумят в драке.

Мила мыло не любила, мыло Мила уронила.

От топота копыт пыль по полю летит.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

У елки иголки колки.

Упражнения на релаксацию

Расслабление мышц плечевого пояса: роняем руки; трясем кистями; стряхиваем «воду» с пальцев; поднимаем и опускаем плечи; твердые и мягкие руки; мельница.

Пальчиковая гимнастика

Мы сегодня вышивали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Вышивать опять начнем.

- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб плести и вышивать,

Чтобы дарить и чтоб брать.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

-Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Ивану Большаку – дрова рубить.

Ваське-Указке – воду носить.

Мишке Среднему – печку топить.

Гришке Сиротке – кашку варить.

Крошке Тимошке – песенки петь,

Песенки петь и плясать.

- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Флажок.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

-Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

- Мама, мама!

- Что, что, что?

- Гости едут.

- Ну и что.

- Здравствуй, здравствуй.

Чмок, чмок, чмок.

- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

У печи, печи, печи

Испечем мы пироги.

- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

Четыре братца высоки да тонки,

Держатся вместе, а пятый в сторонке.

Но чуть за работу приходится браться,

Четверо кличут пятого братца.

- Ладонь расположена вертикально, указательный, средний, безымянный и мизинец прижаты друг к другу, большой палец смотрит в сторону. На последней строчке четыре сложенных вместе пальцев начинают сгибаться (звать к себе).

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

- На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

- Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

- Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Позиция педагога на занятии, стиль его поведения и общения серьезно влияют на социально-психологический климат занятия, отношение учащихся к учению. Педагогам важно помнить, что психологический климат на занятии начинает создаваться вне занятия. Как педагог относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими педагогами, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет.

Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату на занятиях:

• Педагог старается входить в класс с хорошим бодрым настроем. Педагогу вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме. Обращаться к учащимся с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только на занятиях, но и в жизни.

• Любое эмоциональное состояние, включая и отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

• Нужно помнить возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на занятии. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

• Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся группы (А.В.Макаренко)

• Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)

• Приходить в кабинет нужно немного раньше занятия. Убедиться, все ли готово к занятию. Стремиться к организованному началу занятия.

• Начинать занятие энергично, вести его так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

• Держать в поле зрения всю группу. Особенно следить за теми, у кого внимание неустойчиво. Гуманизм современного занятия состоит в стремлении педагога обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху.

Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Заканчивать занятие общей оценкой работы группы и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на занятии.

Таким образом, мы видим, что современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в образовательных учреждениях

Заключение.

В результате анализа литературы и интернет - ресурсов, описывающих здоровьесберегающие технологии, а также опыта работы других педагогов учреждения выявлено, что при несоблюдении здоровьесберегающих образовательных технологий в течение занятия у обучающихся развивается утомление, что способствует понижению работоспособности и в итоге ведет к отрицательному эмоциональному состоянию, а также к повышенной тревожности и незащищенности у воспитанников. Длительное утомление может привести к переутомлению, что отразится, в первую очередь, на здоровье ребенка, а, во вторую, – на успеваемость его в обучении. Возникают не только признаки физического утомления, но и ухудшается психическое состояние, что может проявиться подавленностью, необоснованными тревогами, тягостными ощущениями своей неполноценности. В результате появляются изменения характера. Если меры медико-санитарной реабилитации не осуществляются, и учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья обучающегося. Соблюдение же психогигиенических норм позволяет предотвратить ход развития такой ситуации.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994.

2. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М. 1988.

3. Болонов Г.П. Сценарии спортивно-театрализованных праздников: игровые упражнения, физкультминутки, подвижные игры, полезные советы. Кн.2.-М.: Шк. Пресса, 2004.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

5. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. Медицинские рекомендации – СПб.: ТОО диамант. ООО «золотой век». 1999

6. Шмаков С.А, Безбородова H.H. От игры к самовоспитанию. -М.: Изд-во1.

7. Интернет – ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo - тренирую, упражняюсь) - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.

Оздоровительная гимнастика является одной из разновидностей здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих оптимальное текущее функциональное состояние организма, восстанавливающих работоспособность, повышающих эмоциональный тонус, оказывающих профилактическое воздействие в условиях учебной деятельности детей и подростков.

Гимнастика и упражнения для глаз

Гимнастика для глаз профессора Э.С. Аветисова:

• крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их (повторить упражнение 6–8 раз);

• быстро моргать в течение 15 секунд (повторить 3–4 раза);

• закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями указательного пальца в течение одной минуты;

• выполнять круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении.

Упражнение «Пчела»

Педагог предлагает детям представить перед собой медленно летящую кругами пчелу, сфокусировать на пей свой взгляд и выполнять таким образом круговые движения глазами. По команде педагога «пчела садится учащимся на переносицу». Дети не должны упускать ее из виду.

Упражнение «Дирижер»

Педагог предлагает воспитанникам представить себя знаменитыми дирижерами. Встать, взять в руку «дирижерскую палочку» (карандаш, ручку) и в такт звукам музыки начать дирижировать. При этом важно не отрывать взгляда от кончика палочки, сопровождать глазами все ее движения в течение музыкального фрагмента. Движения палочки должны быть плавными, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации.

Дыхательная гимнастика и упражнения на дыхание.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Разминка.

Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) – короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту.

«Ушки»

Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

«Малый маятник»

Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

«Обними плечи»

Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу.

«Насос»

Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.

Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад.

Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.

«Большой маятник»

Наклоны вперед и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

Упражнения на дыхание:

Перед тем как приступить к упражнениям, воспитанникам предлагается расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Во время выполнения упражнений нужно уделить внимание поступлению свежего воздуха в помещение, педагог должен уделять особое внимание самочувствию детей и индивидуально подходить к каждому из них.

Упражнение 1

Детям, в положении сидя или стоя, предлагается набрать полные легкие воздуха, задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.

Упражнение 2

-вдох (спокойный, полный, глубокий);

-выдох (интенсивный, резкий, энергичный).

Самомассаж, позволяет повысить биоэнергетический потенциал воспитанников, снять напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Каждый из видов самомассажа выполнять не менее 10 раз:

- с силой потереть одну ладонь о другую;

- пальцами рук захватить щеки и потянуть их вверх – вниз;

-кончиками пальцев постучать по затылку и макушке;

-указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

-3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

-потянуть вниз мочки ушей;

-«хлопанье ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить.

Пальчиковая гимнастика

1. «Паучок»

На изогнутый сучок

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

Правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.

С крестиком на спинке

Указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне.

Свил уютный гамачок,

Пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой.

Сам – в сторонку

Пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя.

И молчок…

Правый указательный палец приложить к губам.

2. «Очки»

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

3. «Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).