Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Жестокое обращение с детьми в семье


Скачать 42.47 Kb.
НазваниеЖестокое обращение с детьми в семье
Документ создан автором29.06.2016
Размер файла42.47 Kb.

Фёдорова Ж. А.

педагог – психолог

БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»

Жестокое обращение с детьми в семье.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения.
Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие над детьми – нанесение ребенку родителями (лицами их заменяющими), либо ответственными за воспитание и другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.

2. Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

3. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

4. Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокое отношение:

  • Младший школьный возраст: стремление скрыть причину травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, утомленный вид, отставание в физическом развитии.

  • Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, частые вялотекущие заболевания.


Факторы риска, способствующие нарушению прав ребенка:
- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчима или мачехи;

- присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

- нежеланный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:


  • Психическое или физическое развитие не соответствует его возрасту.

  • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.

  • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).

  • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием.

  • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.

  • Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.

  • Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов.

  • Ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).


В случаях, если эти признаки насторожили педагога в отношении кого – либо из детей, следует обратить внимание и на его родителей. В беседе о ребенке такие родители:

- в беседе – противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения;

- позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью идет от постороннего лица;

- перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;

- неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений: преуменьшение или преувеличение их;

- невнимание к ребенку, неласковое обращение с ним

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка

- высказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка

- рассказы о том, как их самих наказывали в детстве.

Главная задача педагога в решении вопросов профилактики жестокости и насилия – планомерная информационная работа с детьми и родителями.
Классный руководитель, педагог может проводить следующую работу по данному направлению:

- информационная работа с детьми по вопросам и профилактики жестокости и насилия;

- информирование по проблеме жестокого обращения с детьми (формы, факторы, ответственность, реагирование на ситуации жестокого обращения с ребенком в семье);

- изучение нормативных документов, защищающих ребенка от жестокого обращения (семинары, консультации);

- информирование родителей по проблеме профилактики жестокости и насилия.

Педагог может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие. Внимание педагогов к детям поможет своевременно оказать им необходимую помощь. Каждому взрослому, находящемуся рядом с детьми, важно не оставаться равнодушными к их судьбе и информировать соответствующие службы о фактах жестокого обращения с детьми.

Использованные источники:

1) www.nsportal.ru

2) www.u14.edu35.ru

3) www.m.segmdou17.ru