Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Йской олимпиады школьников по литературе на территории Вологодской области в 2016 2017 учебном году Общие положения


Скачать 106.16 Kb.
НазваниеЙской олимпиады школьников по литературе на территории Вологодской области в 2016 2017 учебном году Общие положения
Документ создан автором21.10.2016
Размер файла106.16 Kb.

Принципы организации муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

на территории Вологодской области в 2016 – 2017 учебном году
Общие положения

Ученики 7-8 классов участвуют и в муниципальном этапе, но на региональный этап, в отличие от учеников 9-11 классов, не выходят. С учетом этого для 7-8 классов предлагаются отдельные задания, соответствующие их уровню подготовки. Главная идея при разработке этих заданий состоит в том, чтобы они получились интересными и познавательными, не отпугнули детей сложностью и наукообразием, дали простор творчеству – и одновременно исподволь готовили школьников к участию во всех этапах Всероссийской олимпиады в будущем.

Задания для учеников 9-11 классов строятся в логике заданий, предлагаемых на заключительном этапе олимпиады.

Муниципальный этап олимпиады по литературе проводится в соответствии со сроками, установленными в Порядке проведения Всероссийской олимпиады школьников от 18 ноября 2013 года (№1252). Согласно Порядку, муниципальный этап олимпиады проводится не позднее 25 декабря. Конкретные даты проведения муниципального этапа олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа. Особенности муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе заключаются в том, что он объединяет более подготовленных, по сравнению со школьным этапом, участников. На муниципальном уровне олимпиады участвуют только победители и призеры школьного этапа от разных параллелей (7-11 кл.).

Для проведения муниципального этапа олимпиады организаторами создается оргкомитет. Он состоит из представителей методической службы района, города, учителей предметов гуманитарного цикла, представителей региональной или городской общественности. Региональный орган управления образованием совместно с кафедрами профильных институтов создает предметно-методические комиссии и жюри, в которые наряду со школьными учителями могут входить ученые, методисты, литературоведы, аспиранты и студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования, иные высококвалифицированные специалисты, не являющиеся научными и педагогическими работниками.

Задания для муниципального этапа олимпиады по литературе разрабатываются предметно-методическими комиссиями, которые формируются региональными образовательными структурами. Эти комиссии учитывают в своей работе рекомендации Центральной предметно-методической комиссии олимпиады по литературе. Предметно-методическая комиссия разрабатывает различные творческие задания, соответствующие уровню литературного развития учащихся, рассылает их в предметно-методические комиссии муниципалитетов при полной конфиденциальности до наступления даты проведения муниципального этапа олимпиады. Муниципальная предметно-методическая комиссия для проведения предметной олимпиады выстраивает систему подготовки учителей. Муниципальный этап олимпиады объединяет учащихся разных школ. Для подготовки к нему проводятся мероприятия по информированию, обучению и консультированию будущих участников и их наставников.
Организационно-технологическое обеспечение

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проходит в один (по возможности неучебный) день. При его проведении выделяются помещения для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по одному человеку за столом (партой). Школьники обеспечиваются комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), их знакомят с правилами выполнения заданий и оформления работ. Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся лишается права участвовать в олимпиаде.

Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно кодируются. Время выполнения задания варьируется в зависимости от класса: для учеников 7-8 классов – 3 астрономических часа; для учеников 9-11 классов – 5 астрономических часов. Для осуществления контроля за выполнением заданий организуется дежурство работников сферы образования (кроме учителей русского языка и литературы). По истечении времени выполнения заданий работы школьников сдаются представителю организатора олимпиады. Жюри муниципального этапа оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; рассматривает апелляции совместно с оргкомитетом данного этапа олимпиады.
Кодирование олимпиадных работ

Для кодирования работ Оргкомитетом создается специальная комиссия в количестве не менее двух человек (один из которых является председателем) на каждый класс (возрастную параллель).

После выполнения заданий работы участников олимпиады передаются комиссии для кодирования. На обложке каждой тетради пишется соответствующий код, указывающий № класса и № работы (например, 9-1-1, 10-1-1, 11-1-1). Код дублируется на прикрепленном бланке для кодирования. После этого обложка тетради снимается. Все страницы с указанием фамилии автора работы изымаются и проверке не подлежат.

Обложки (отдельно для каждого класса) сдаются председателю комиссии, который помещает их в сейф и хранит там до показа работ.

Для показа работ комиссия декодирует работы.

Работа по кодированию, проверке и процедура внесения баллов в компьютер организованы так, что полная информация о рейтинге каждого участника школьного этапа олимпиады является доступной только членам комиссии.

Для проверки работ выделяется несколько отдельных аудиторий (7-8-х, 9-11-х классов).

Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ

Проверка работ производится в спокойной обстановке, исключающей спешку. При небольшом количестве участников проверка работ может производиться в один день, при большом – в два-три дня. Предельный срок проверки – пять дней, включая день олимпиады. Выполненное задание оценивается членами жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной Центральной предметно-методической комиссией и излагаемой в данном документе (см. соответствующий раздел). Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады.

Работы пишутся только в прозаической форме (если в задании специально не оговаривается иное).

Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Члены жюри оценивают записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Если задание выполнено не полностью, то члены жюри обращаются к черновику работы. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника.

Объем работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.

Работа должна быть независимо проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. В случае существенного расхождения их баллов председателем жюри назначается третий проверяющий. Его оценка и решает спорный вопрос с распределением баллов. Итоговый балл оформляется специальным протоколом, где значится шифр работы, балл и подписи всех членов жюри. Результаты проверки всех работ участников олимпиады члены жюри заносят в итоговую таблицу технической ведомости оценивания работ участников олимпиады.

Участники, набравшие менее половины максимально возможного балла, не могут становиться участниками следующего этапа.

Лучшие работы учащихся хранятся в отделов муниципального образования не менее трех лет.
Задания для 7-8 классов

Задания базируются на принципах посильности, занимательности и ориентированности на подготовку к настоящим олимпиадным испытаниям в дальнейшем. С учетом этого ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы. Время выполнения –3 астрономических часа. Максимальный общий балл за оба задания – 50.

Шкалы оценивания работ выстроены в соответствии в параметрами их проверки и прилагаются к заданиям.
Задания для 10-11 классов

Муниципальный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из одного аналитического задания (с опорой на предложенные направления для анализа; максимальный балл – 70) и одного творческого задания (максимальный балл – 30). Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим заданием самостоятельно. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.

Аналитическое задание

В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического. Выбор типа текста – право ученика. Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки. Ученик сам определяет методы и приемы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей. Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл, – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения. Под «целостным анализом текста» понимается не обязательный учет и скрупулезное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста: рекомендуется сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нем и в наибольшей степени «работают» на раскрытие заложенных в нем смыслов. Анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе еще не означает научности. Гораздо важнее сказать о своем понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четверка», четвертая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале «в районе» 15 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов. Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии оценки аналитического задания:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30.

2. Композиционная стройность работы и ее стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

N.B. Направления для анализа, предложенные школьникам, носят рекомендательный характер; их назначение лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней исключительно размышлений по предложенным направлениям.

Творческое задание

Задание ориентировано на выявление творческих способностей школьника, его умения создавать разные по жанру и стилю тексты, готовности решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли писателя, рецензента, комментатора, исследователя, журналиста и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

Критерии оценки творческого задания

1. Глубина понимания проблематики произведения и характера задания. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10. Максимально 10 баллов.

2. Общекультурный и литературный кругозор. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10. Максимально 10 баллов.

3. Владение навыками создания связного, цельного, соответствующего заявленной теме, лексически и стилистически богатого, выразительного текста. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10. Максимально 10 баллов.

Итого: максимальный балл – 30 баллов.
Порядок подачи и рассмотрения апелляций

Для рассмотрения заявлений участников олимпиады создается апелляционная комиссия.

Право подачи апелляции имеют все участники олимпиады.

Апелляцией является аргументированное письменное заявление о несогласии с результатами оценки.

Апелляция подается в предметный оргкомитет школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе после официального объявления итогов проверки олимпиадных работ и проведения показа работ. Часть вопросов может быть снята во время показа, который организуется до проведения апелляции.

Показ работ и рассмотрение апелляции проводится в доброжелательной обстановке. Участнику олимпиады должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями.

По результатам рассмотрения апелляции комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении иных баллов. Не рекомендуется во время апелляции снижать баллы и основанием для этого снижения объявлять недочеты, найденные во время апелляции. Такие недочеты свидетельствуют только о недостаточном качестве первоначальной проверки. В любом случае апелляция не должна становиться поводом для «наказания» участника олимпиады.

Изготовление копий работ для участников не допускается.

Информация об итогах апелляции передается комиссией в предметный Оргкомитет с целью пересчета баллов и внесения соответствующих изменений в итоговую таблицу результатов участников школьного этапа олимпиады. Измененные данные в итоговых таблицах являются основанием для пересмотра списка победителей и призеров завершенного этапа олимпиады.