Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Как помочь ребенку заговорить? Какие игрушки способствуют речевому развитию?


Скачать 48.93 Kb.
НазваниеКак помочь ребенку заговорить? Какие игрушки способствуют речевому развитию?
Документ создан автором23.04.2017
Размер файла48.93 Kb.



Урюпина Ю.Н. учитель-логопед

БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»

Как помочь ребенку заговорить?

  1. Какие игрушки способствуют речевому развитию?

Игрушек у ребенка должно быть и не много, и не мало, а достаточно. Отдельных игрушек для развития именно речи не так много, так или иначе, все игрушки преследуют и другие развивающие цели.

Общие правила выбора игрушек для развития речи:

1.Соответствие игрушек реальным предметам и объектам по цвету, форме и пр. Например, стоит избегать покупки розовых обезьян или кукол с излишне крупной головой.

2.Разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же типа. Например, пирамидка может быть деревянной, связанной, пластиковой, резиновой.

3.Для развития мотивации и преодоления негативизма иногда стоит завести одну игрушку-героя ваших занятий. Например, зайчик или фея, или пират, который от своего лица просит ребенка сделать что-либо, а также выдает поощрения (в частности, лакомство). В случае если ребенок вел себя негативно, то именно зайчик или пират не дадут ему лакомство, а не мама.

Примерный перечень необходимых игрушек:

1. Куклы и фигурки людей с набором атрибутов для игры в них. Именно на кукле ребенок учится имитировать действия взрослого, а способность к имитации чрезвычайно важна для развития речи. Куклы могут быть: мальчиками и девочками, взрослыми и малышами. Фигурки людей используются в сюжетных играх, позволяют развивать словарь. Например, фигурки в одежде, атрибутивной для профессий: фигурки повара, доктора и пр. для закрепления названий профессий и развития понимания глаголов: «лечит», «готовит» и пр. Фигурки членов семьи для отработки понятий: старше - младше, брат-сестра, сын-дочка, высокий - низкий.

2.Фигурки животных. Для неговорящих детей лучше подобрать тех животных, названия которых имеют простую слоговую структуру, доступную для повторения неговорящим ребенком: коза, лиса, сова, киса, бык и т.п. Помимо закрепления названий самих животных, у ребенка появляется возможность в игровой форме запомнить глаголы, обозначающие способы передвижения (плавает, прыгает, летает), приема пищи (грызет, жует, лакает), звучания (мычит, блеет); или прилагательные: злой, полосатый, колючий.

3. Игровые наборы для проигрывания сказок. Например, для игры в сказку «Колобок» могут быть использованы перчаточные куклы, пальчиковые куклы, конструкторы сказки, фигурки животных и колобок из настоящего теста.

4. Игрушечная еда для кормления животных и отработки предложно-падежных форм: «коза ест сено, кошка пьет молоко» и т.п. А затем: «мишка ест малинУ, собака косточкУ» и пр. Рыбку дадим кому? МишкЕ, лисЕ, кискЕ» и пр.

5. Разные пирамидки и конструкторы

6. Тематические рамки-вкладыши и пазлы по самым разным темам: «животные», «фрукты», «машины» и др.

7. Сенсомоторные игрушки: набор разнофактурных мячиков: резиновых, связанных, пластиковых, звучащих по-разному; корзина с разнофактурной тканью разного размера.

8. Кукольные дома и предметы интерьера для них

9. Куклы с комплектами одежды так для развития грамматических показателей: «Оденем Вике пана-мУ, юбкУ, курткУ»

10. Звучащие игрушки: погремушки, пищалки и другие, издающие звуки разной частоты.

11. Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и др. (для изучения формы и размера).

12. Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки.

13. Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т. п.).

14. Шнурки, крупные бусы из различных материалов: пластмассовые и деревянные.

2. В какие игры играть с ребенком для развития речи?

Игры для активизации речевой активности, речевого подражания:

Игра «Поезд»

По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту».

Игра «Кораблики»

Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветных губок для мытья посуды. Дуть на губки нужно произнося длительно звук «ф».

Игра «Птички»

Взрослый: «Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути-ути), цыплят (цып-цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели.

Полетели, полетели, на головку сели,

на щечки сели, на лобик, на бровки,

на подбородок, на локотки, на коленочки,

на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку.

Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути-ути), цыплят (цыпцып).

Игра «Выжимаем губки»

Проводится с целью сформировать навык речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки, водной из них — вода, раскладывает губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом звукоподражание «кап-кап». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т. д.) губку» (правой и левой рукой). Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне получается произнести звукоподражание. Когда ребенок сможет по подражанию воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».

Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки»

Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие — на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».

Игра «Замок»

Ребенок и взрослый соединяют пальцы рук в «замок», на слова «чик- чик» (открываем замок) — разъединяют руки. Взрослый стимулирует ребенка к повторению жеста и звукоподражания.

Игра «Футбол»

Ребенку необходимо закатить мячик (ватный шарик), подув на него или просто руками в сооруженные из кубиков ворота. Взрослый восклицает: «Гол!», «Мяч!», побуждая ребенка к повторению слова.

Игра «Буль-буль»

Переливание жидкостей из «интересных» для ребенка емкостей: цветных бутылочек; баночек, оклеенных разными камушками и т. п. Переливание жидкостей сопровождается звукоподражанием: «буль буль». Если ребенок во время игры проливает воду, можно стимулировать его к произнесению междометия «Ой».
Список литературы:

1. М. И. Лынская. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий»

2. М.И. Лынская. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению.

3. http://www.tvoyrebenok.ru/speech_toys.shtml