Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Количество часов


Скачать 131.22 Kb.
НазваниеКоличество часов
ЗаголовокПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Документ создан автором20.10.2016
Размер файла131.22 Kb.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный человек живет в мире техники. Станки, механизмы, бытовые приборы окружают его повсюду, начиная с раннего возраста. Предприятия, на которых предстоит работать сегодняшним школьникам, оборудованы самыми сложными устройствами. Знания по физике нужны не только ученому инженеру, но и людям рабочих специальностей. Курс «Основы физики» направлен на формирование социально значимых знаний и умений, позволяет связать изучаемый материал с жизнью, применять полученные знания на практике и тем самым по­высить возможности социальной адаптации школьников.

Содержание курса составляют сведения о некоторых свой­ствах физических тел и веществ, процессах, закономерностях, с которыми люди сталкиваются в быту.

Цель курса — формирование знаний и умений для повыше­ния социальной адаптации выпускников школы.

Задачи курса:

- формирование у учащихся представлений о физических явлениях, встречающихся в быту;

-формирование умений использовать полученные знания в повседневной жизни.

В программе для каждой темы определены вопросы, подле­жащие изучению, перечни демонстраций и практических работ.

Содержание практической части определяет:

- прикладная направленность (связь с повседневной дея­тельностью человека);

- техническая простота

- безопасность.

Программа реализуется за 1 год обучения. На изучение предмета отводится 34 часа (1 ч в неделю).

ΙI. Учебно – тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов


1

Введение.




2

Физические величины




3

Строение вещества




4

Движение и взаимодействие тел




5

Тепловые явления




6

Электрические явления




7

Магнитные явления




8

Световые явления




9

Повторение




ΙIΙ. Содержание учебного курса
Введение

Физика — наука о природе. Использование физических знаний в практической деятельности. Физика — основа техники.

Физические величины

Измерение физических величин. Измерение линейных раз­меров тел. Единицы измерения длины. Измерительные при­боры: линейка, штангенциркуль, микрометр.

Единицы измерения объема тела. Измерительный прибор — мензурка.

Фронтальные лабораторные работы

1. Определение цены деления шкалы измерительного при­бора.

2. Измерение линейных размеров тел с помощью линейки, штангенциркуля, микрометра.

3. Измерение объема тел неправильной формы с помощью мензурки.
Строение вещества

Молекулы и атомы. Взаимодействие и движение молекул. Расположение молекул в газах, жидкостях, твердых телах.

Диффузия. Примеры диффузии в быту (окрашивание белья при стирке, засолка огурцов, заварка чая, распространение запаха и др.). Агрегатные состояния веществ.

Демонстрации

1. Диффузия.

2. Различные агрегатные состояния веществ.
Движение и взаимодействие тел

Механическое движение. Виды движений: поступательное и вращательное.

Равномерное и неравномерное движение. Путь. Единицы измерения пути. Скорость движения. Единицы измерения ско­рости. Средняя скорость движения. Спидометр.

Масса тела. Единицы измерения массы. Измерение массы на рычажных весах. Гравитационное взаимодействие. Сила тяжести. Вес тела.

Сила трения. Зависимость силы трения от прижимающей силы и качества обработки поверхностей. Положительная и отрицательная роль трения в быту. Способы увеличения и уменьшения силы трения.

Инерция. Проявление инерции в быту (насаживание молот­ка на рукоятку, выколачивание пыли, полоскание белья и др.).

Давление жидкостей. Передача давления жидкостями (гид­равлический тормоз, гидравлический домкрат, гидравлический пресс).

Сообщающиеся сосуды, их применение (лейка, чайник, фонтан, водопровод, шлюз).

Давление газа, передача давления газами. Использование давления газов в отбойных молотках, баллонах с кислородом для сварки, баллонах аквалангиста, пневматических тормозах.

Воздушная оболочка Земли. Атмосферное давление. Исполь­зование атмосферного давления в быту (мыльница с присос­ками, действие вантуза, медицинские банки и др.). Измерение атмосферного давления с помощью барометра-анероида. Атмо­сферное давление и погода. Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека.

Демонстрации

1. Различные виды движения тела.

2. Сообщающиеся сосуды.

Фронтальные лабораторные работы

1. Измерение массы на рычажных весах.

2. Изучение трения скольжения.

Тепловые явления

Тепловые явления в природе и их значение в жизни че­ловека, животных и растений. Тепловое расширение твердых тел, жидкостей и газов. Температура. Термометр. Измерение температуры. Учет теплового расширение тел в быту и в технике.

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излуче­ние. Примеры использования и учет теплопередачи в быту. Экономия тепловой энергии в быту.

Агрегатные переходы (плавление, кристаллизация, паро­образование, конденсация). Температура плавления и ее учет в технике и в быту. Кипение жидкости. Температура кипения. Влажность воздуха. Приборы для измерения влажности воз­духа. Использование явлений испарения и конденсации в технике и в быту (очистка веществ, сушильная машина). Атмо­сферные явления: дождь, снег, град.

Горение. Энергия, выделяющаяся при сгорании топлива. Экологические проблемы энергетики.

Демонстрации

1. Конвекция в жидкостях.

2. Плавление льда.

3. Кипение воды.

Фронтальные лабораторные работы

Изучение устройства и принципа действия термометра, измерение температуры жидкости.
Электрические явления
Электрические явления в природе и их значение в жизни человека, животных. Два рода электрических разрядов. Элек­тризация тел. Способы электризации. Взаимодействие заря­женных тел. Проводники и диэлектрики.

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока. Действие электрического тока. Использование теплового действия электрического тока в быту.

Электрическая цепь. Электрическое сопротивление. После­довательное и параллельное соединение проводников. Бытовые электрические приборы: электролампы накаливания, электро­нагревательные приборы, пылесос, электродрель, вентилятор, стиральная машина, холодильник и др. Техника безопасности при работе с электрическими приборами. Схема электрической проводки квартиры.

Короткое замыкание. Назначение предохранителей.

Работа и мощность электрического тока. Единицы работы и мощности. Определение мощности бытовых приборов по тех­ническому паспорту. Экономия электроэнергии.

Демонстрации

1. Явления электризации.

2. Простейшая электрическая цепь.

3. Последовательное соединение проводников.

4. Параллельное соединение проводников.

Экспериментальные задания

1. Источники питания в электрических приборах, их замена. Учет полярности клемм.

2. Определение мощности бытовых приборов по техниче­скому паспорту.

3. Снятие показаний счетчика и расчет стоимости электро­энергии.

4. Изучение работы гирлянды (последовательное соединение лампочек).

Магнитные явления

Магнитные явления. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Демонстрации .

1. Магнитная стрелка.

2. Взаимодействие магнитов.

Фронтальные лабораторные работы. Изучение постоянного магнита.
Световые явления

Источники света (естественные и искусственные, тепловые и люминесцентные). Линза. Собирающая и рассеивающая лин­зы. Глаз-оптическая система. Зрение человека и животных. Дефекты зрения. Очки. Лупа.

Оптические приборы: фотоаппарат, лупа и микроскоп. Ин­фракрасное и ультрафиолетовое излучение. Применение этих видов излучений. Рентгеновское излучение. Рентгеновские лу­чи в медицинской практике и на производстве.

Демонстрации

1. Различные источники света.

2. Оптические приборы.

Фронтальные лабораторные работы

Изучение лупы.
ΙV. Календарно – тематическое планирование




Дата

Тема урока

Демонстрации


1




Введение. Что изучает физика




Тема: Физические величины

2




Физические величины. Измерительные приборы.

Измерительные приборы( часы, линейка, амперметр и т.д.)

3




Измерение физических величин.




4




Единицы измерения объема тела. Измерительный прибор — мензурка

Лабораторная работа «Измерение объема тела неправильной формы»

Тема: Строение вещества

5




Молекулы и атомы. Взаимодействие и движение молекул. Диффузия.

Диффузия в жидкостях

6




Агрегатные состояния вещества




Тема: Движение и взаимодействие тел

7




Механическое движение. Виды движений

Различные виды движения

8




Масса тела. Единицы измерения массы

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»

9




Гравитационное взаимодействие. Сила тяжести. Вес тела. Простые механизмы.

Динамометр. рычаг, блок.

10




Сила трения. Роль трения в быту

Изучение трения скольжения

11




Инерция. Проявление инерции в быту




12




Давление и сила давления.

Ножницы для бумаги, металла.

13




Давление жидкостей. Сообщающиеся сосуды. Давление газа, передача давления газами.

Сообщающиеся сосуды

14




Воздушная оболочка Земли. Атмосферное давление.

барометр

Тема: Тепловые явления

15




Тепловые явления в природе и их значение в жизни че­ловека, животных и растений. Тепловое расширение твердых тел, жидкостей и газов.




16




Температура. Термометр. Учет теплового расширение тел в быту и в технике.

Измерение температуры с помощью термометра

17




Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излуче­ние.

Конвекция в жидкостях

18




Агрегатные переходы (плавление, кристаллизация, паро­образование, конденсация).

Плавление льда

19




Кипение жидкости. Температура кипения.

Кипение воды

20




Горение. Энергия, выделяющаяся при сгорании топлива. Экологические проблемы энергетики.





Тема: Электрические явления

21




Два рода электрических разрядов. Элек­тризация тел. Способы электризации.

Эбонитовая и стеклянная палочки

22




Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока.

Гальванические элементы, аккумуляторы

23




Электрическая цепь. Электрическое сопротивление. После­довательное и параллельное соединение проводников.

Сборка электрической цепи

24




Сила тока. Напряжение. Мощность.

Амперметр, вольтметр

25




Снятие показаний счетчика и расчет стоимости электро­энергии.

электросчетчик

26




Бытовые электрические приборы

Техника безопасности при работе с электрическими приборами. Короткое замыкание. Назначение предохранителей.

Бытовые приборы, предохранители

27




Работа и мощность электрического тока. Единицы работы и мощности. Экономия электроэнергии

Определение мощности бытовых приборов по тех­ническому паспорту.

Тема: Магнитные явления

28




Магнитные явления. Постоянные магниты

Постоянные магниты

29




Магнитное поле Земли.

компас

Тема: Световые явления

30




Источники света. Отражение и преломление света

Источники света


31




Линзы. Использование линз

Оптические приборы

32




Глаз - оптическая система. Зрение.




33-34




Повторение




V. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать:
- определения понятий: физическое тело, вещество, явление;

- знать виды физических явлений;

- смысл понятий: инерция, масса, плотность вещества, сила, сила тяжести, вес, время, расстояние, скорость, давление, плотность.

- смысл физических величин: масса, сила, давление, температура


Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры физических явлений;

- объяснять физические явления: диффузия, электризация, кипение, испарение, плавление, кристаллизация, теплопроводность,

- использовать измерительные приборы: мензурка, термометр, динамометр, рычажные весы,

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях в повседневной жизни.

VΙ. Контроль уровня обучения
1. Уровень усвоения знаний обучающихся осуществляется на уроке в ходе беседы. Учитель составляет вопросы по изученному материалу.

2. Система контроля знаний обучающихся представлена в форме тестов, включающих задания с выбором ответа.

VΙΙ. Ресурсное обеспечение программы
1. В.В.Жумаев, Б.Б. Горскин. Физика в твоей жизни 9-10. М.Просвещение,2008.
2. Физика 7кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/А.В. Перышкин. М. Дрофа, 2010
3. Физика 8 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/А.В. Перышкин. М. Дрофа, 2010