Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Лекция "Современное музыкальное занятие. Какое оно?"


Скачать 110.47 Kb.
НазваниеЛекция "Современное музыкальное занятие. Какое оно?"
Документ создан автором21.03.2017
Размер файла110.47 Kb.

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

«Детский сад общеразвивающего вида №20»

img607

Публичная лекция

"Современное музыкальное занятие.

Какое оно?"

Подготовили:

Музыкальные руководители

О.В.Щепкина

Ю.Н.Тропина


Г.Сокол

2017г.

Работа музыкального руководителя по ФГОС ДО – это новая проблема, которая последнее время обсуждается в детских садах на территории всей России. Только и слышится со всех сторон: «Необходимо проводить музыкальные занятия по ФГОС!», «Я провожу свои занятия по ФГОС – а вы?» Так как же на самом деле «проводить музыкальные занятия по ФГОС»? Попробуем разобраться.

Прежде всего, следует напомнить, что термин «занятия по ФГОС» - это неправильная формулировка современного подхода к образованию в детском саду. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного педагога различными педагогическими средствами (т.е. с помощь занятий, игр, бесед, наблюдений, экспериментирования и пр.) решать вопросы воспитания личности, которые определены в Целевых ориентирах ФГОС ДО. «Целевые ориентиры» - это те задачи, к которым необходимо стремиться взрослым (педагогам и родителям) при организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

По мнению А.Г.Асмолова, руководителя разработчиков ФГОС ДО, центральной и психодидактической технологией ФГОС является развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками. А вот переноса в ДОО учебно-дисциплинарной модели образования стандарт не допускает. Обучение, как считает А.Г.Асмолов, должно входить в жизнь ребенка через «ворота» детской игры.

Кстати, необходимо заметить, что в России нет ни одного официального государственного документа, в котором было бы написано, что в детском саду должна быть сетка занятий! Поэтому, исходя из требований Стандарта, образовательная деятельность в детском саду может осуществляться не только на «занятиях».

Образовательная деятельность в ДОО должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического развития дошкольников и строится при этом таким образом, чтобы ребенок становился активным в выборе содержания своего образования и был субъектом своего образования. Это достаточно сложно и требует внедрения новых инновационных форм организации образовательного процесса.

Дошкольник, в отличие от школьника, изучает окружающий его мир на протяжении всего своего дошкольного детства. Необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы целенаправленная и осознанная деятельность детей служила основным средством развития. И следует отметить, что знания и умения, которые ребёнок получает в повседневной жизни, более глубоки, так как они получены в результате практических действий.

И чем неофициальнее форма подачи информации, тем она лучше усваивается детьми. Например, хотите рассказать об оттенках белого цвета – ложитесь с детьми на ковёр и посмотрите на потолок. Если взрослый рассматривает вместе с детьми потолок, сравнивая его цветовую гамму с листком белой бумаги, со снегом, с белой блузкой и прочим (т.е. проводя самую настоящую исследовательскую работу) – дети быстрее усвоят необходимую информацию. Занятия по ознакомлению детей с деревьями лучше проводить на улице в непосредственной близости от объекта наблюдения, а не по картинкам в группе, сидя за столами-партами. Это и есть «проведение занятий по ФГОС», а правильней сказать – организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта.

Музыкальный руководитель тоже свободен в проведении занятия. Не обязательно следовать традиционной схеме проведения, предложенной Н.А. Ветлугиной: вход, упражнения, слушание музыки, распевание, пение, игра или танец. Современный Стандарт освобождает педагога от различного уровня условностей в обмен на то, что музыкальный руководитель будет акцентировать своё внимание не только на музыкальном, и но и прежде всего на личностном развитии каждого ребёнка, которое прописано в Целевых ориентирах ФГОС ДО. Содержание образования в целом сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков (Т.Н.Доронова).



Так всё же, каким должно быть современное музыкальное занятие, чтобы оно не «проводилось по ФГОС», а соответствовало требованиям Стандарта Дошкольного образования? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо снова вернуться к началу. Итак, с 1 января 2013 года «Закон об образовании в Российской Федерации», принятый в декабре 2012 года, впервые закрепил за дошкольным образованием статус БАЗОВОГО УРОВНЯ образовательной системы. А раз мы базовый уровень образования, а не просто ступенька к образованию, значит, у нас должен быть свой Стандарт, который определяет новые правила, по которым необходимо работать в детском саду.

И первым правилом является наличие в каждом детском саду ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Образовательная программа была в каждом детском саду и раньше, но ей никогда не придавалось столь серьёзного значения.

Стандарт требует, чтобы такая программа была в каждой дошкольной образовательной организации, и участвовать в её написании обязаны не только все члены педагогического коллектива, но и родительская общественность, т.е. как написано в ФГОС - «все участники образовательного процесса».

Музыкальный руководитель также принимает участие в составлении Образовательной программы. Но необходимо помнить что, если раньше музыке была посвящена целая образовательная область, то теперь раздел «Музыка» входит в образовательную область «Художественно-эстетическому развитие». Это значит, что объём информации, которую музыкальный руководитель будет транслировать детям, необходимо, к сожалению, уменьшить. Средствами музыки музыкальный руководитель (так же как и воспитатель, и родители) решает задачи воспитания личности ребёнка, которых заложены в Целевых ориентирах Стандарта.

Второе правило, которое необходимо помнить, заключается в том, что образовательная деятельность всех педагогов, в том числе и музыкальных руководителей, ведётся « с учётом индивидуальных потребностей детей на основе их индивидуальных потребностей». При этом ФГОС ДО подчёркивает: сам ребёнок становиться активным в выборе содержания своего образования. Выполнить эти условия в детском саду в полном объёме невозможно, учитывая, что основной формой работы и воспитателя, и музыкального руководителя является фронтальная. Но ведь мы помним, что, по «Закону об образовании в Российской Федерации» Ст.44, в образовании детей должны активно принимать участие родители ( или их законные представители). Вот они как раз и могут качественно выполнить все эти условия, которые мы отметили. Более того, они это сделают с учётом индивидуальных особенностей своих детей. Задача педагогов ДОО, как рекомендует Стандарт,- организовать сотрудничество с семьёй воспитанников с целью обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (пункт ФГОСа 1.69). Здесь кроется очень большая проблема. Заключается она в том, что не каждый педагогический коллектив умеет наладить и правильно организовать это партнерское взаимодействие, поделиться с родителями не только своими знаниями, но и педагогическим мастерством. Как правило, педагоги ограничиваются тем, что позволяют родителям принимать участие в мероприятиях, которые они сами же и организуют. Это не партнёрство! Необходима систематическая работа, а не разовая (от мероприятия к мероприятию). Мы с вами так же помним об участии родительской общественности в разработке Образовательной программы в ДОО (как говориться ФГОСДО)! Это очень длительный и не простой процесс. Пройдёт немало времени, прежде чем мы все научимся организовывать единое образовательное пространство «родитель-ребёнок-педагог».

Третье правило, на котором настаивает ФГОС ДО, - создание особых условий, которые бы были направлены не только на обучение и на развитие ребёнка, но и на его позитивную социализацию, а также на развитие его творческой инициативы и самостоятельности, на умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Развитие инициативы – самое сложное из всего перечисленного.

По мнению ученых (О.Веннецкая, Т.Доронова, К.Тарасова, М.Рунова, С.Якобсон и др.), существуют средства, которые позволяют направлять инициативу ребенка в педагогически ценное русло и дают возможность ДОО реализовать ФГОС ДО:

-Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка.

Педагоги старой советской закалки привыкли «гасить» разного рода инициативу ребёнка, приучали его «быть как все» и т.д. И как же развивать инициативу ребёнка, когда мы большую часть жизни говорили ему

«помолчи», «не кричи», «слушай меня» и прочее. Вот она проблема: перестройка способов взаимодействия с детьми – с авторитарного взаимодействия на партнёрское. Что же делать? Как взрослому перестроиться?

Нужно время! Наверное, необходимо теперь чаще спрашивать детей о том, что они думают, что они знают, задавать им вопросы и интересоваться их опытом, пусть небольшим, пытаться взаимодействовать с детьми на основе уже имеющихся у них знаний. Может быть, современные занятия необходимо строить так, как будто вы учитесь вместе с детьми, добываете знания вместе с ними, и они вам также интересны, как и им; включать творческий поиск в свои знания, заниматься вместе с детьми экспериментированием (например, при работе с музыкальными инструментами и различными немузыкальными звуками).

Таким образом, очень уместным будет использование методов проектной и исследовательской деятельности, проблемного обучения.

-Реструктуризация содержания образовательной деятельности. Содержание образовательной деятельности в настоящее время ФГОС реструктуризируется. Термин «реструктуризация» взят из экономики. По-русски сказать – это пересмотр способов образования и развития детей. Реструктуризировать содержание образования – это выделить те подходы, которые дадут больший результат, толчок для развития каждой личности.

Мы не должны забывать о регламенте занятий: младшая группа – 15 мин., средняя – 20 минут, старшая – 25 минут, подготовительная – 30 минут (это требования СанПиН). Вот здесь и придётся уменьшать количество знаний, которые мы даём детям на занятии, и увеличивать количество различных методов и приёмов, с помощью которых этот небольшой объём информации был бы понятен, интересен всем нашим воспитанникам. Чтобы все без исключения дети (и имеющие музыкальные способности, и не имеющие их) понимали, о чём идёт речь, и могли принимать участие в занятии наравне со всеми. На помощь придут игровые технологии, ИКТ, метод проектов. Конечно же, дети, которых мы называем «одарёнными», будут выполнять задания, быстро, танцевать хорошо, петь прекрасно и могут скучать, когда вы будете об одном и том же говорить по-разному, прежде всего ориентируясь на детей «гудошников». НО здесь можно увеличить для музыкальных детей количество разучиваемых произведений или дать им возможность поимпровизировать. Этот момент требует дальнейшего осмысления и проработки!
-Рациональная организация предметно-пространственной среды;

Создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):

■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности;

■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);

■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наоборот, — постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.

При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстрирующий детям возможности музыкальной предметной среды, создающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.


-Эффективное взаимодействие детского сада с семьей, о котором уже говорилось выше.

Четвёртое правило связано с целевыми ориентирами, которые теперь являются содержанием нашей работы на всё дошкольное детство. Необходимо изучить все эти целевые ориентиры и выяснить, как их можно выполнить средствами музыки. Хотя, необходимо сказать, в больше части своей работы мы их выполняем. Только теперь в нашей работе необходимо по-другому расставить акценты. Например, в младшем возрасте первый целевой ориентир звучит так: «Ребёнок к трём годам интересуется окружающими предметами и активно действует с ними». Выполняя задачи по решению этого целевого ориентира, мы с вами на занятиях уже используем танцы и упражнения с различными предметами (платочками, колечками, флажками, куклами). Или ещё один целевой ориентир: «Ребёнок владеет простейшими навыками самообслуживания». Как мы кто решаем средствами музыки? Предлагаем детям самим взять из корзинки или со стола погремушки, колокольчики или другие предметы, с которыми дети танцуют или на которых играют. Целевой ориентир в старшем дошкольном возрасте: «Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности (в музыке это пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на ДМИ, музыкальные игры), проявляет инициативу и самостоятельность»- решается нами в течение всего пребывания дошкольника в детском саду постепенно, на каждом занятии. Целевой ориентир «Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать»- прекрасно решается нами, когда мы вместе с детьми музицируем на различных предметах (стеклянных, деревянных, металлических и т.д.).

Итак, для того чтобы проводить занятия с учётом требований ФГОС ДО, необходимо помнить все эти правила. Опять же всё это - теория! Как сначала придумать, а потом провести такое занятие, которое к тому же должно быть созвучно Образовательной программе вашей ДОО? При этом необходимо помнить о детской инициативе, о взаимодействии с семьёй и т.д. Голова идёт кругом от новизны!

Ещё один важный компонент наших музыкальных занятий - это подбор музыкального репертуара. Здесь необходимо обратить внимание на основные критерии подбора этого репертуара: художественная ценность, доступность, актуальность, интерес к произведению со стороны ребёнка, ограничение по времени звучания.

К сожалению, учёные ещё не придумали таких занятий, которые отвечали бы всем требованиям Стандарта. Все мы пока учимся создавать занятия, где вместо слова «цель» у нас будет написано «целевые ориентиры». Где будут решаться уже другие задачи – не просто учить ребёнка петь, танцевать, слушать музыку, а прежде всего, развивать его личностные качества: воображение, крупную и мелкую моторику, способность разговаривать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной музыкальной деятельности, развивать детскую инициативу и др.

Литература:

1. Г.В.Кузнецова "Проводим музыкальные занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО" , М.Р.№ "4-2016

2..В.Кузнецова «Продолжаем изучать ФГОС ДО», М.Р.№1-2015

3А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. «Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста», С-Пб, «Детство-пресс», 2010