
Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности Достижение личностных и метапредметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия окружающей действительности, художественных образов и умении передавать и выражать своё отношение через собственные художественные образы.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, свою малую родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;
- формирование взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
- формирование уважительного отношения к культуре своего народа;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной художественно-прикладной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям;
- оценивание своих действий, предвосхищение их результатами, аргументированное отстаивание своей точки зрения;
- овладение навыками сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование этических чувств, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни.
В результате освоения программы у обучающихся будет сформировано желание и готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, художественной культуре своего народа, понимание роли изобразительного искусства в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта художественно-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать искусство как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления художественной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием художественных произведений.
Школьники научатся эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к художественной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных художественных замыслов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД освоения программы должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения художественной культуры;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в художественной и творческой деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах художественной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения художественной культуры в различных видах деятельности.
Познавательные УУД:
- умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа художественных произведений и других видов творческой деятельности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения курса внеурочной деятельности;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, применять её на практике;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль;
- умение слушать и понимать речь других;
- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и за её пределами, следовать им;
- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение другим ученикам давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя художественные знания и представления об искусстве в познавательной и практической деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы.
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
№
| Ф.И.Оребёнка
| Название работы
| Техника исполнения
| Аккуратность
| Самостоятельность
| Завершенность
|
|
|
|
|
|
|
| - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества. Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание программы включает в себя три блока. У каждого блока своя тематика. Темы занятий привязаны к календарю памятных и знаменательных дат, проходящим школьным, районным и областным конкурсам. Это позволяет учащимся отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Природа родного края (17,5 часов).
Рисование букета астр с использованием основных цветов.
Выставка местного художника-любителя Бориса Ефимовича Петухова. Тема, содержание, композиция и колорит в картинах Б.Е.Петухова.
Рисование пейзажа родного края.
"Певец русского леса". Знакомство с биографией и творчеством великого художника-пейзажиста И.И.Шишкина.
К юбилею великого художника-пейзажиста И.И.Шишкина. Рисование на тему «Парить бы над этой красотой вечно!»
2017 год – Год экологии. Рисование плаката «Судьба природы в наших руках»
Моя семья (1 час).
«Берегини. Сказка в женских портретах художницы лаковой миниатюрной живописи Светланы Беловодовой».
Российский народ и история России (14 часов).
Рисование на тему: «Сказок дружный хоровод».
По страницам истории родного края. Рисование на тему «Мы рисуем историю».
Знакомство с биографией и творчеством народной художницы России, вологжанки Джанны Таджатовны Тутунджан.
Рисование портрета. По мотивам произведений народного художника России Д.Т.Тутунджан.
Тематическое планирование.
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| Форма контроля
| Теория
| Практика
| 1
| Вводное занятие. Цели и задачи, условия безопасной работы.
| 0,5
|
|
| 2
| Природа родного края
| 5,5
| 12
| Экскурсия – 1
Рисунок-подарок - 1
Школьная выставка – 2
Районная выставка- 2
| 3
| Моя семья
| 1
|
|
| 4
| Российский народ и история России
| 5
| 9
| Школьная выставка – 3
Районная выставка- 2
| 5
| Итоговая выставка работ учащихся
| 1
|
| Итоговая выставка работ
| Итого:
| 13
| 21
| 34
|
Основной формой работы являются учебные занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Контроль может осуществляться в следующих формах: проведение открытых занятий, выставок, участие в конкурсах (школьных, районных, областных). Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п
| Тема
| Форма занятия
| Оборудование
| Основные виды внеурочной деятельности
обучающихся
| Кол-во
часов
| 1-2
| Вводное занятие. Цели и задачи, условия безопасной работы.
Рисование букета астр с использованием основных цветов.
| Теоретическое занятие - 1
Практическое занятие - 1
| Три акварельных краски, бумага для рисования, кисти, баночка с водой, декоративный подарочный бант.
| Тренинг «Чему я хочу научиться на занятиях внеурочной деятельности «Юный художник?», обсуждение условий безопасной работы на занятии, участие в беседе о разнообразии цветов на клумбах, повторение основных цветов, составление праздничного букета из астр к Дню матери с использованием основных цветов на листе формата А-4, украшение декоративным подарочным бантом.
| 2
| 3
| Экскурсия. Посещение выставки местного художника-любителя Бориса Ефимовича Петухова. Тема, содержание, композиция и колорит в картинах Б.Е.Петухова.
| Экскурсия
| Фотоаппарат
| Обсуждение правил поведения в общественном месте, посещение выставки местного художника-любителя Бориса Ефимовича Петухова, наблюдение и обсуждение темы, содержания, композиций и колорита в картинах Б.Е.Петухова.
| 1
| 4-7
| Сказок дружный хоровод. Роль цвета в передаче положительных и отрицательных героев. Тёплые и холодные цвета.
| Теоретическое занятие - 1
Практическое занятие – 3
| Гуашь, бумага для рисования, кисти, баночка с водой.
| Знакомство с положением областного конкурса рисунков «Сказок дружный хоровод», участие в беседе по сказкам о положительных и отрицательных героях, соотношение тёплых и холодных цветов, выбор сказки, словесное рисование иллюстрации, свойства гуаши, рисование иллюстрации по мотивам сказок формата А-3, оформление работы в паспарту.
| 4
| 8-12
| По страницам истории родного края. Рисование на тему «Мы рисуем историю». Передача света и тени.
| Теоретическое занятие - 2
Практическое занятие – 3
| Гуашь, бумага для рисования, кисти, баночка с водой.
| Просмотр и обсуждение картин исторического жанра, раскрывающих важные исторические события нашей страны, беседа об истории родного края, выбор темы, содержания, композиции; повторение передачи света и тени; выполнение графического рисунка на тему «Мы рисуем историю» формата А-4.
| 5
| 13-16
| Рисование пейзажа родного края. Основы линейной и воздушной перспективы.
| Теоретическое занятие - 1
Практическое занятие – 3
| Акварельные краски, бумага для рисования, кисти, баночка с водой.
| Обсуждение картин местного художника Б.Е. Петухова, переданной в них красоты природы родного края, выбор композиции, повторение основ линейной и воздушной перспективы, свойств акварельных красок, рисование пейзажа родного края по представлению на листе формата А-3.
| 4
| 17
| Знакомство с биографией и творчеством народной художницы России, вологжанки Джанны Таджатовны Тутунджан.
| Теоретическое занятие - 1
|
| Знакомство с биографией и творчеством народной художницы России, вологжанки Джанны Таджатовны Тутунджан, наблюдение и обсуждение темы, содержания, композиций и колорита в картинах Д.Т.Тутунджан.
| 1
| 18-21
| Рисование портрета. По мотивам произведений народного художника России Д.Т.Тутунджан.
| Теоретическое занятие - 1
Практическое занятие – 3
| Гуашь, акварельные краски, бумага для рисования, кисти, баночка с водой.
| Обсуждение темы, содержания, композиций и колорита в картинах Д.Т.Тутунджан, повторение правил построения портрета, передача света и тени цветом; выбор портрета, построение рисунка (формат А-3, А-4 – по выбору), выполнение работы в цвете (акварельные краски, гуашь – по выбору).
| 4
| 22
| Знакомство с биографией и творчеством великого художника-пейзажиста И.И.Шишкина "Певец русского леса".
| Теоретическое занятие - 1
|
| Знакомство с биографией и творчеством великого художника-пейзажиста, наблюдение и обсуждение темы, содержания, композиций и колорита в картинах И.И.Шишкина.
| 1
| 23-27
| К юбилею великого художника-пейзажиста И.И.Шишкина. Рисование на тему «Парить бы над этой красотой вечно!»
| Теоретическое занятие - 1
Практическое занятие – 4
| Гуашь, бумага для рисования, кисти, баночка с водой.
| Обсуждение темы, содержания, композиций и колорита в картинах И.И.Шишкина, переданной в них красоты природы нашей страны, выбор композиции, повторение основ линейной и воздушной перспективы, свойств гуашевых красок, рисование пейзажа по представлению на листе формата А-3.
| 5
| 28-32
| 2017 год – Год экологии. Рисование плаката «Судьба природы в наших руках».
| Теоретическое занятие - 1
Практическое занятие – 4
| Гуашь, бумага для рисования, кисти, баночка с водой.
| Беседа о важности экологических проблем, повторение особенностей плаката, выбор цветовой гаммы; составление композиции, рисование плаката на тему «Судьба природы в наших руках» на листе формата А-3.
| 5
| 33
| К Дню семьи. «Берегини. Сказка в женских портретах художницы лаковой миниатюрной живописи Светланы Беловодовой».
| Теоретическое занятие - 1
|
| Знакомство с талантливой художницей лаковой миниатюрной живописи Светланой Беловодовой, её творчеством, наблюдение и обсуждение темы, содержания, композиций и колорита её картин.
| 1
| 34
| Итоговая выставка работ учащихся.
| Выставка
| Работы учащихся
| Просмотр работ учащихся, представленных на выставке, высказывание личных впечатлений, защита своих рисунков, самооценка и анализ работ.
| 1
| Литература:
С.П. Ярков, Н.В. Догилева "Рисование" У – Фактория. г. Екатеринбург 1996 год.
Г.Е. Ветрова "Сказка о лесном художнике. Шишкин". Издательство "Белый город". 2003 год.
М. Рахно "Учимся рисовать". Книга 1. Саратов. Издательство "Слово".1995 год.
Газета "Педагогическое творчество" № 2, 1999 – 2005 год.
М. Виктор "Рисование. Теория." Учебное пособие 3 – 5 классы. Москва. "Айрис - Пресс". 1999 год.
http://easyen.ru/load/scenarii_prazdnikov/den_materi/ja_narisuju_mir_takim_kakim_ljublju/318-1-0-46319 - Светлана Беловодова
http://art-assorty.ru/9010-dzhanna-tutundzhan-kartiny.html - Д.Т.Тутунджан
http://art-assorty.ru/201-peyzazhi-shishkina.html - И.И.Шишкин
|