Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Логопедический массаж


Скачать 30.59 Kb.
НазваниеЛогопедический массаж
Документ создан автором27.03.2017
Размер файла30.59 Kb.



Урюпина Ю.Н. учитель-логопед

БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»

Логопедический массаж

Речь — одна из основных высших психических функций. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

В последнее время значительно возросло число детей, имеющих речевую патологию, при которых необходимы длительные логопедические занятия, а также медицинская реабилитация виде медикаментозного лечения: ЛФК, общего массажа и других медицинских мероприятий. Именно поэтому в логопедической практике стали развиваться вспомогательные технологии, в том числе и логопедический массаж, которые способствуют более эффективному преодолению речевых нарушений у детей.

Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Логопедический массаж используется в работе с детьми, у которых диагностируется такие расстройства как дизартрия, ринолалия, афазия, заикание, алалия. Логопедический массаж применяют в тех случаях, когда имеет место нарушения тонуса артикуляционных мышц.

Под воздействием логопедического массажа происходит изменение состояния мышц речевого аппарата, что способствует улучшению произносительных навыков.

Логопедический массаж может осуществляться логопедом, дефектологов или медицинским работникам, который владеет техникой логопедического массажа, то есть прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребёнка, специально проинструктированные и обученные логопедом. Логопедический массаж проводиться по рекомендации врача невропатолога, который проводит медицинскую диагностику.

Нужно отметить, что существуют противопоказаний для проведения массажа (инфекционные заболевания, заболевания кожи, инфекции полости рта, увеличение лимфатических узлов и др.)

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, шек, мягкого нёба. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения. Приемы массажа выбираются в зависимости от речевых нарушений. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Список литературы:

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-logopedicheskii-masazh-delat-ili-ne-delat.html

  2. Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

  3. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 96 с.

  4. Карелина И.Б. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях. - Издательство ГНОМ, 2013. – 64 с.

  5. Логопедический массаж: метод. пособие / А.А. Шафеева. — М.: БЕТА-ФРЕЙМ, 2009. — 55 [1] с.

  6. Танцюра С.Ю., Данилевич Т.А. Логопедический массаж зондами: упражнения и артикуляционная гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста. – М:ТЦ Сфера, 2017. -64 с.