Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Образовательная программа носит туристско-краеведческую направленность и нацелена на знакомство обучающихся с историей Вологодского края


Скачать 144.72 Kb.
НазваниеОбразовательная программа носит туристско-краеведческую направленность и нацелена на знакомство обучающихся с историей Вологодского края
Документ создан автором16.09.2016
Размер файла144.72 Kb.

c:\users\татьяна\pictures\2016-09-16 история земли вологодской\история земли вологодской 001.jpg

Пояснительная записка

Данная образовательная программа носит туристско-краеведческую направленность и нацелена на знакомство обучающихся с историей Вологодского края.

Вологодская область – благодатная земля, славящаяся красотами природы, богатыми недрами, выдающимися людьми. С любви к своей малой родине - месту, где родился человек, начинается любовь к Отчизне. Актуальность данной программы связана с тем, что в современном образовании, одной из целей которого является гражданское воспитание личности, изучение исторического, культурного, национального, географического, природо-экологического своеобразия родного региона имеет огромное значение.

Выдающиеся отечественные педагоги немало говорили о большом значении исторических знаний в деле гражданского и патриотического воспитания. «Без любви к Родине всякое знание есть медь звенящая, кимвал бряцающий», - писал К. Д. Ушинский. Изучение родной истории - одно из средств формирования любви к Отчизне. Воспитание гражданственности и патриотизма – сложный кропотливый процесс, ориентированный на перспективу.

Изучение истории региона неотделимо от рассмотрения самобытной тысячелетней культуры, символов, памяти народа, деятельности его героев. Знание истории родного края помогает глубже проникнуть в суть традиций народной культуры Вологодской области, поскольку исторические процессы, протекавшие на Русском Севере и в нашем крае в частности, несомненно, оказали влияние на формирование и развитие народных традиций Вологодчины. Сказанное выше позволяет говорить об особой значимости курса «История земли Вологодской» в образовательном процессе учреждения.

Новизна курса состоит в том, что в исторические события, происходившие в Вологодском крае, рассматриваются в рамках программы как часть отечественной истории и как проявление закономерностей общероссийского исторического процесса. Краеведческие знания, полученные в результате освоения программы, способствуют лучшему усвоению детьми материала школьных курсов по отечественной истории.

Предметом изучения в программе являются близкие человеку ценности: дом, где он родился; семья; люди, которые его окружают; улица; город; село; страна, где он живет. Этим обусловлена актуальность краеведческого курса в вопросах воспитания и обучения детей.

Изучение краеведческого курса «История земли Вологодской» оказывает влияние на формирование познавательного, культурного, исследовательского, практического опыта личности, способствует развитию духовной, нравственной, психической и физической природы обучающихся.

Цель программы – развитие интеллектуально-творческой сферы обучающихся посредством изучения исторического прошлого родного города и края, содействие гражданскому воспитанию школьников.

Задачи программы:

а) обучающие

- приобретение новых знаний через изучение исторического прошлого Вологодской земли в рамках общероссийской истории;

б) развивающие

- развитие исследовательских умений и потребностей (формирование умений работы с картой, историческими источниками и историко-краеведческой литературой; накопление опыта познавательных действий);

- развитие логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;


в) воспитательные

- формирование гражданско-патриотических качеств личности и национального самосознания средствами исторического краеведения;

- воспитание нравственных качеств (уважительного отношения к старшему поколению, наследию прошлого, бережного отношения к памятникам истории и культуры);

- побуждение к практической деятельности на благо семьи, школы, города, региона.

Возраст обучающихся по программе - 9-11 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий - 1 учебный час в неделю. Общий объем часов в год – 36 час.

Основными формами обучения по программе являются: учебное занятие, лекция, экскурсия, игра.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По итогам изучения курса обучающиеся должны знать:

  1. особенности географического положения Вологодской области;

  2. историю своего рода, города, края;

  3. имена выдающихся земляков и их достижения;

  4. достопримечательности и памятные места Вологды и области.


По итогам изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. составлять генеалогическое древо своей семьи;

  2. работать с картой, историко-краеведческой литературой и отдельными видами
    исторических источников;

  1. описывать наиболее известные памятники культуры города и края.

Контроль и оценка знаний обучающихся по программе осуществляется посредством опросов, тестов, зачета. Формой промежуточной аттестации является тест.

Формами подведения итогов освоения программы является итоговый зачет.


Учебный план


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Тек. контроль,

промежут. и итоговая аттестация

Теор.

Практ.

Всего




1.

Вводное занятие.

1




1




2.

Моя малая родина.


3


1


4




3.

История родного города.


10



1



11


опрос

4.

Вологодский край.


10


3


13


Промежут. аттест. - тест

5.

Святыни Вологодчины.



6





6


опрос

6.

Итоговое занятие.




1

1

Итоговая аттест. - зачет




ИТОГО:

30

6

36






Содержание программы

Тема № 1. Вводное занятие

Понятия: «край», «краеведение». Знакомство с содержанием курса.

Тема № 2. Моя малая родина

«Без корня и полынь не растет». Понятие «семьи». Типы русской семьи. Народные пословицы и поговорки о роли семьи в жизни человека. Моя семья. Понятие «генеалогия». Составление генеалогического древа.

«Своя избушка - свой простор». Дом в жизни человека. Народные пословицы и поговорки о доме. Дома старой Вологды и их обитатели. Дом купца С. А. Рынина (здание Школы традиционной народной культуры).

«Улица, на которой я живу».Улица, на которой я живу, и что я о ней знаю. Улицы Вологды в прошлом. Улица Мальцева (Пятницкая): прошлое и настоящее.

Тема № 3. История родного города

Вологда в XII в. Дискуссии о времени и месте основания города, происхождении топонима «Вологда». Легенда об основании Вологды святым Герасимом. Ленивая площадка - центр древней Вологды.

Вологда в XVI в. Иван Грозный в Вологде: история пребывания царя в Вологде. Библиотека Ивана Грозного. Вологодский кремль - центр древнерусского города. Строительство Вологодского кремля. Дальнейшая судьба крепости, ее современный вид. История строительства Софийского собора. Московский Успенский и вологодский Софийский соборы: черты сходства и различия. Особенности внутреннего убранства Софийского собора.

Вологда в начале XVII в. Смутное время: особенности исторического периода. Польско-литовская интервенция. Роль Вологодского края в событиях смуты. Разорение Вологды в 1612 г.

Вологда в середине XVII в. Сказание о моровой язве. Спасо-Всеградский собор (Спас обыденный): строительство обетного храма.

Вологда в конце XVII в. – начале XVIII в. Исторический портрет Петр I. Исторические предания о пребывании царя на Вологодчине. Петр I на Кубенском озере. Памятные места Вологды, связанные с визитом царя: Козленская слобода, дом И. Гутмана («Домик Петра»).

Вологда в начале XXI в. Архитектура и памятники города сегодня.

Тема № 4. Вологодский край

Вологодский край на карте России: масштабы территории, границы края; районы, города области, реки и озёра.

Государственные символы края: герб, флаг и их история. Значение символов.

Первые страницы истории края: начало заселения, первые жители. Стоянки древнего человека на территории края. Следы дославянского населения в языке. Освоение края славянами в VIII - XI вв. Отношения славян с местным населением. Население края сегодня: численность, состав.

Города Вологодчины: Белозерск, Кириллов, Вытегра, Никольск, Тотьма, Великий Устюг, Устюжна, Харовск, Грязовец, Сокол, Череповец. История основания города, местные достопримечательности.

Вологжане-землепроходцы: С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Кусков и их путешествия.

Вологжане в годы Великой Отечественной войны. Вологодский край в годы войны. Вологжане – труженики тыла. Вологжане – герои СССР.

Вологжане – выдающиеся писатели, поэты, деятели искусства.

Тема № 5. Святыни Вологодчины

Понятия: «церковь», «монастырь», «монах», «Северная Фиваида». Роль монастырей в жизни народа. История основания монастырей Вологодского края и судьбы их создателей: Дмитрий Прилуцкий и Спасо-Прилуцкий монастырь; Кирилл Белозерский и Кирилло-Белозерский монастырь; Святой Ферапонт и Ферапонтов монастырь.

Тема № 6. Итоговое занятие

Проверочный тест по курсу. Зачет.
Методическое обеспечение программы
Настоящая образовательная программа состоит из четырех тематических учебных блоков:

1. Моя малая Родина.

2. История родного города.

3. Вологодский край.

4. Святыни Вологодчины.

Последовательность блоков предусматривает постепенное расширение кругозора ребенка (от биографии ребенка к истории его семьи, от истории семьи к истории и культуре родного края), тем самым соблюдается дидактический принцип преемственности, последовательности и систематичности.

Первый блок программы предусматривает рассмотрение вопросов истории семьи, её поколенного состава, малой Родины. Опыт показывает, что беседы по данным темам особо значимы для детей, так как семья «стоит у колыбели формирования личности ребенка, закладывает основы отношений между людьми, обеспечивает преемственность традиций».1

Второй блок посвящён истории города Вологды от момента основания города (XII в.) до начала XXI века. Темы данного раздела, расположенные по хронологии, освещают самые яркие события истории родного города в контексте общероссийского исторического процесса.

Третий блок содержит информацию о Вологодском крае в целом, об истории заселения и формирования его территории, о государственных символах и городах Вологодчины. Большое внимание уделяется знакомству учащихся с деятельностью выдающихся вологжан, оставивших свой след в истории края. Жизнь и творчество известных земляков выступает ориентиром для выработки у школьников социально значимых черт личности.

Четвертый блок программы касается одной из важнейших составляющих истории и культуры Вологодского края – святыней Вологодчины. В рамках раздела уделяется внимание рассмотрению истории монастырей, особенностей их архитектуры, деятельности их основателей – вологодских святых.

Таким образом, программа «История земли Вологодской» дает широкое представление об истории и культуре Вологодского края.

В процессе обучения по программе используются следующие методы обучения:

- словесные: рассказ, беседа, дискуссия;

- наглядные: использование экспонатов, предметов этнографии, фотографий, видеофильмов, картин (художественных, исторических), схем, рисунков;

- практические методы: работа с книгой, историческими источниками;

- методы контроля: письменные работы, кроссворды, викторины, соревнования.

Техническое оснащение занятий: раздаточный материал, картины, рисунки, фотографии, видеофильмы, карты.

Список литературы


  1. Баранов С.Ю., Глебова А.А., Розанов Ю.В. Культура Вологодского края. Часть. I. - М., 2004.

  2. Батаков Н., Мансветова Е., Широков В. Великий Устюг. - Вологда, 1976.

  3. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. - М., 1983.

  4. В бронзе и граните: Памятники Вологды. - Вологда, 2004.

  5. Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып.2. - Вологда, 1995.

  6. Вологда в воспоминаниях и путевых записках конец XVIII – начало XX века / Сост. М.Г. Ильюшина. - Вологда, 1997.

  7. Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города. - Вологда, 2006.

  8. Вологда в рисунках Нины Железняк. - Вологда, 1995.

  9. Вологда в стихах и прозе: Материал к беседе для 4-6 классов. -Вологда, 2002.

  10. Вологда военных лет, 1941-1945: Фотоальбом. - Вологда, 1990.

  11. Вологда. Вологда, 1991.

  12. Вологда: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. - Вологда, 1994.

  13. Вологда: Краткий справочник. - Вологда, 2000.

  14. Вологодская область / Под общ. ред. Г.В. Судакова. - М., 2004.

  15. Вологодская область: Административно-территориальное устройство на 1 января 2000 года: Официальный справочник. - Вологда, 2001.

  16. Вологодская область: Вологда. Череповец. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. Тотьма. Великий Устюг: Добро пожаловать на родину российского Деда Мороза! / Сост. Хропов А.Г. - М., 2003.

  17. Вологодские зори. - М., 1987.

  18. Вологодские просторы: Фотоальбом о Вологодской обл. / Под общ. ред. А.А. Васильева. - М., 1987.

  19. Вологодский край. Вып. 1-3. - Вологда, 1959-1962.

  20. География Вологодской области. - М., 1997.

  21. Железняк В.В. В старой Вологде: Исторические миниатюры // Последние годы Федора Достоевского. - Вологда, 1983.

  22. Жуков Д.А. Встреча с Вологдой // На семи холмах. - М., 1981.

  23. Знаете ли вы свой край? Краеведческая викторина. - Вологда, 1969.

  24. Историческое краеведение / Под. ред. Н.П. Матюшина. - М., 1975.

  25. Край наш Вологодский. - Архангельск, 1982.

  26. Леонтьева Г.А. Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. - М., 1991.

  27. Малков В. По земле Вологодской. - Вологда, 1968.

  28. Методические указания к урокам по историческому краеведению, к факультативу «Край наш Вологодский» и к занятиям в исторических кружках. - Вологда, 1978.

  29. Милонов Н.П. Изучение истории области в средней школе. - М., 1960.

  30. Мухин А. История Вологды в рассказах для детей. Часть III. Вологда княжеская. - Вологда, 2002.

  31. Никитин Н. Семен Дежнев: первопроходец или первооткрыватель? // Преподавание истории в школе. - 1999. - №2.

  32. Никитин Н.И. Землепроходец Семён Дежнёв и его время. - М., 1999.

  33. Положение о гербе города // Вологодские новости. - 1994.

  34. Пугач И.В. Новый источник по истории крепости города Вологды XVII в. // 1941-1945: уроки войны – уроки правды, мужества и патриотизма. - Вологда, 2006.

  35. Рожденные Вологодчиной. Энциклопедический словарь биографий. - Вологда, 2005.

  36. Сазонов А. Такой город в России один. - Вологда, 1993.

  37. Самые знаменитые монастыри и храмы России. - М., 2000.

  38. Сказ о Кирилле Белозерском. - М., 1997.

  39. Смирнов Н. Древний град Белозерск // Первое сентября. История. - 2006. - № 8.

  40. Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. - М., 1985.

  41. Старая Вологда. XII – нач. XX в.: Сборник документов и материалов. - Вологда, 2004.

  42. Улицы Вологды. - Вологда, 1977.

  43. Устюжна: Краеведческий альманах. Вып.5. - Вологда, 2002.

  44. Церкви и улицы старой Вологды: план-схема. - Вологда, 1991.

  45. Череповец: Краеведческий альманах. Вып.1. - Вологда, 1996.

  46. Чернова М.Н. Изучаем историю семьи // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 3.

  47. Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 1-2. - М., 2000.

  48. Энциклопедия для детей. История России. Т. 1-2. - М., 2000.

Критерии оценки результатов промежуточной аттестации





Уровень теоретических знаний

Уровень практических умений

Высокий

Обучающийся владеет понятиями «край», «краеведение», «семья», «генеалогия».
Знает 5 пословиц и поговорок о семье, о доме.

Знает историю дома купца С.А. Рынина, улицы Мальцева.

Знает легенду об основании Вологды, историю строительства Вологодского Кремля, Софийского собора, Спасо-Всеградского собора, историю пребывания царей Ивана Грозного и Петра I в Вологде.

Знает 5-7 памятников архитектуры, сохранившиеся до нашего времени.

Обучающийся умеет составлять генеалогическое древо, находит на карте города старые улицы.

Средний

Обучающийся с помощью педагога даёт определение понятий «край», «краеведение», «семья», «генеалогия».
Знает 3 пословицы и поговорки о семье, о доме.

Знает основные сведения о доме купца С.А Рынина

С помощью педагога рассказывет легенду об основании Вологды, историю строительства Вологодского Кремля, Софийского собора.

С помощью педагога рассказывает легенды о пребывания царей Ивана Грозного и Петра I в Вологде.

С помощью педагога называет 3-5 памятника архитектуры, сохранившихся до нашего времени.

Обучающийся с помощью педагога составляет генеалогическое древо, находит на карте города старые улицы

Низкий

Обучающийся с трудом даёт определение понятий «край», «краеведение», «семья», «генеалогия».
Знает 1-2 пословицы и поговорки о семье, о доме.

Затрудняется рассказать о доме купца С.А Рынина.

Затрудняется рассказать легенды об основании Вологды, о пребывания царей Ивана Грозного и Петра I в Вологде.

С помощью педагога называет 1-2 памятника архитектуры, сохранившихся до нашего времени.

Обучающийся испытывает затруднения при составлении генеалогического древа, с трудом находит на карте города старые улицы.


Критерии оценки результатов итоговой аттестации





Уровень теоретических знаний

Уровень практических умений

Высокий

Обучающийся знает государственные символы края.

Знает историю заселения края, численность и состав населения в наше время.

Называет 8-11 городов Вологодской области.

Называет трёх вологжан-землепроходцев.

Называет имена 3-5 выдающихся вологжан.

Обучающийся владеет понятиями «церковь», «монастырь», «монах», «Северная Фиваида».

Знает историю основания монастырей Вологодского края.

Обучающийся на карте определяет территорию Вологодского края, находит города – районные центры.



Средний

Обучающийся знает государственные символы края.

Знает основные сведения о заселении края, численности и составе населения в наше время.

Называет 5-7 городов Вологодской области.

Называет двух вологжан-землепроходцев.

Называет имена 2-х выдающихся вологжан.

Обучающийся при помощи педагога даёт понятия «церковь», «монастырь», «монах», «Северная Фиваида».

Называет 1-2 известных монастыря Вологодского края.


Обучающийся с помощью педагога определяет на карте территорию Вологодского края, находит города – районные центры.


Низкий

Обучающийся с помощью педагога называет государственные символы края.

Называет 2-3 города области.

Затрудняется называть вологжан-землепроходцев.

Называет имя одного выдающегося вологжанина.

Обучающийся при помощи педагога даёт понятия «церковь», «монастырь», «монах», «Северная Фиваида». Затрудняется назвать монастыри Вологодского края.


Обучающийся с трудом определяет на карте территорию Вологодского края, находит города – районные центры.



1 Шашуков Н.Л. Народная педагогика – животворный исток русского семейного воспитания. - Вологда, 2002.