Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Образовательная программа составлена (разработана) в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29. 12. 2012г.№273-фз)


Скачать 453.48 Kb.
НазваниеОбразовательная программа составлена (разработана) в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29. 12. 2012г.№273-фз)
страница1/3
Документ создан автором11.01.2016
Размер файла453.48 Kb.
  1   2   3

  1. Пояснительная записка.

Образовательная программа составлена (разработана) в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ), Приказом министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для образовательных организаций дополнительного образования детей).

Народное творчество - это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрение, идеалы. (И.А.Власова)

Предпосылкой создания программы явилась необходимость возрождения такого явления в декоративно-прикладном искусстве, как кружевоплетение. Отсутствие универсальной программы по кружевоплетению и невозможность овладеть этим искусством самостоятельно являются главными проблемами тормозящими развитие этого уникального вида рукоделия.

Кружевоплетение наиболее известное и самое сложное направление традиционного прикладного искусства, которое является составной частью народного творчества.

История кружевоплетения довольно интересна. Появилось оно в Западной Европе в 18 веке, а в Россию пришло столетие спустя. Однако русские мастерицы, овладев незнакомой техникой, су­мели привнести в нее свои идеи и придать орнаменту кружевных узоров национальный характер. В нашей стране появилось несколько школ кружевоплетения таких как  вологодская, елецкая, тульская, вятская, рязанская и др. Каждая из них имеет свои технические и художественные особенности, которые позволяют классифицировать кружева по технике исполнения на численные, многопарные и сцепные, а по художественному решению без труда можно определить в какой области они выполнены.

Однако преобладающий в настоящее время подход к проблеме развития ценностных ориентаций подрастающего поколения в области художественной культуры не способствует раскрытию его художественно-творческих способностей. Поэтому так актуальна задача поиска наиболее эффективных путей развития творческой деятельности подростков, вопрос о роли художественного творчества в процессе их формирования. Овладение же основами кружевного ремесла будет способствовать не только сохранению и передаче общекультурных ценностей, но и становлению личности обучающихся, развитию у них креативности.

Организация учебно-воспитательного процесса, направленного на эстетическое развитие личности, происходит на основе интеграции различных дисциплин: литература, история народно декоративного творчества. На занятиях широко используются средства ТСО и информационно-коммуникативные технологии.

Основное внимание в программе уделяется вологодской технике плетения кружева.

Основная цель программы – овладение знаниями и представлениями об искусстве кружевоплетения, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности обучающегося, а также развитие интереса к культуре и искусству русского народа.

Образовательная программа «Кружевоплетение» соответствует основным приоритетам современного российского образования, уделяющего особое внимание развитию творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, инициативности, стремления к самосовершенствованию.

Структура программы: пояснительная записка, формы и методы оценки результатов, содержание дополнительной образовательной программы, методическое обеспечение программы, приложения: контрольно-оценочные средства, практические работы, альбомы сколков.

Новизна программы
В данной программе предусмотрено изучение только сцепной техники кружевоплетения, которая является наиболее доступной в овладении. А с численной техникой, требующей большого профессионального мастерства и многопарной, использующей в работе большое количество пар коклюшек обучающиеся знакомятся обзорно. И именно такой подход к разработке программы позволяет планировать поэтапное изучение этих техник кружевоплетения в дальнейшем.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного материала; использование фото и видео материалов, наглядных и дидактических пособий.
Актуальность программы
На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к этнопедагогике, к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности.

Реализация программы позволяет приобщать ребят к традиционным народным промыслам, что помогает в формировании личностных качеств, развивает эстетические чувства, учит понимать народное искусство, отличать подлинное искусство от подделок массового потребления.

Русское кружево, насчитывающее несколько столетий своего существования, является одним из наиболее трудоёмких видов декоративно-прикладного искусства и обладает особой притягательностью за счёт сохранения традиций его изготовления на протяжении нескольких веков и использования в работе исключительно натуральных материалов.

Развиваясь в разных областях нашей страны, оно достигло высокого художественного совершенства и сохранило лучшие традиции русского кружевоплетения. Кружево каждого промыслового центра имеет свои отличительные особенности в характере узоров и приемов плетения.

В основу программы положено представление о том, что одним из важнейших средств формирования творческой личности в современных условиях является обращение к национальному духовному наследию и художественным традициям.

Программа «Кружевоплетение»:

  • обеспечивает возможность включения в социально-значимую и общественно-полезную деятельность обучающихся и участие в культурной жизни города и района;

  • создаёт условия для развития интереса к народному творчеству и русским традициям кружевоплетения;

  • организует коллективно-творческую деятельность в свободное время и является одним из средств профилактики острых социальных проблем среди молодежи.

Практическая значимость программы

Для обучающихся полезна тем, что они могут применять полученные знания, умения при изготовлении кружевных изделий и сувениров. Навыки, полученные на занятиях в творческом объединении, пригодятся в повседневной жизни, обеспечивая организацию свободного времени детей с пользой и формируя положительное отношение к здоровому образу жизни.

Программа способствует более полному раскрытию индивидуальных способностей детей. Занятия в творческом объединении помогают обогащению опыта коллективного взаимодействия, работать в команде, что даёт большой воспитательный эффект.

Направленность программы

Содержание образовательной программы «Кружевоплетение» соответствует рекомендуемой направленности дополнительных образовательных программ - художественно-эстетической.

Программа представляет собой логически выстроенную систему работы, направленную на:

  • духовно-нравственного становления личности обучающегося, сохранение историко-культурного наследия нашего народа, самоопределение детей и создание условий для развития творчества;

  • выявление и развитие творческой одаренности школьников.

Цель программы:

Обучение основам кружевоплетения, развитие художественно-творческих способностей, воспитание национальной гордости к историческому прошлому нашей страны.

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с центрами декоративно-прикладного промысла России;

- формирование специальных навыков кружевоплетения, развитие на их основе эстетического вкуса и образного мышления;

- изучить специфику изготовления оборудования для кружевоплетения и правилам организации рабочего места;

Развивающие: – развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания цветового образа в кружеве; – развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения детей на основе работы с цветом.

- развитие и поддержание интереса к народному творчеству и русским традициям кружевоплетения;

- способствовать развитию художественного вкуса;

- сформировать навыки работы в коллективе;

- научить уверенности и согласованности движения рук во время плетения;

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия и усидчивости;

- формирование средствами кружевоплетения духовной культуры детей и потребности общения их с искусством;

- развитие нравственного, умственного и физического здоровья как основы гармонично развитой личности, способной жить и действовать в согласии с самим собой, другими людьми, обществом и природой.

Программа «Кружевоплетение» имеет ряд воспитательно-образовательных и декоративно-практических направлений:

всестороннее развитие личности обучающихся, их умственных и творческих способностей, задатков, таланта, формирования общей культу­ры подростков через мир окружающих предметов.

освоение знаний на основе включения обучающихся в различные виды деятельности (познавательной, трудовой, художественной, ценностно-ориентированной, коммуникативной) по созданию личностно и общественно значимых продуктов труда;

овладение специальными умениями выполнения кружевных изделий с учетом эстетических требований и личных особенностей; безопасными приёмами труда;

развитие познавательных интересов, творческого и образного мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей и разносторонних качеств личности обучающихся, путём приобщения их к культурному наследию; способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач;

воспитание качеств личности: трудолюбия, аккуратности, инициативности, целеустремлённости, ответственности, уважительного отношения к людям и их труду, чувства национальной гордости;

получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности и готовности к продолжению дальнейшего обучения.

Основные принципы воспитания, заложенные в программу:

  1. Принцип динамичности. От самого простого до заключительного сложного задания.

  2. Принцип индивидуально-личностной ориентации предполагает предоставление обучающимся возможности самим выбирать темы и художественные образы для самореализации посредством кружевоплетения.

  3. Принцип ценностно-смыслового равенства педагога и ребенка.

  4. Принцип творческого начала. Творчество - это единый рычаг, способный непрерывно двигаться в направлении самосовершенствования и развития.

В процессе обучения ребята знакомятся с основными приемами кружевоплетения, свойствами и возможностями материалов, с разными инструментами, применяемыми в этом виде декоративно-прикладного искусства.
Организация педагогического процесса

Программа «Кружевоплетение» рассчитана на 3 года обучения:

1 год обучения - 3 учебных часа 2 раза в неделю.

2 год обучения - 3 учебных часа 2 раза в неделю.

3 год обучения - 3 учебных часа 2 раза в неделю

Программа рассчитана на обучающихся начальной школы и среднего звена, а также может быть использована в ра­боте со старшими школьниками. Ее структура позволяет корректировать практиче­ские задания в зависимости от возраста обучающихся.

Возраст обучающихся, психологические и физиологические особенности, первоначальные знания и умения в области декоративно-прикладного искусства, являются необходимыми условиями для успешного овладения программным материалом.

Работа проводится в индивидуальном и групповом порядке.

Количество обучающихся в группах:

1 год обучения - 8 человек.

2 год обучения - не менее 8 человек

3 год обучения - не менее 8 человек
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов

Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса.

Для проверки знаний, умений и навыков в объединении используются следующие виды и методы контроля:

Входной, направленный на выявление знаний, умений и навыков в различных областях декоративно – прикладного искусства. Для этого вида контроля используется метод:

- групповая беседа

Текущий, направленный на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться методы:

- устные (фронтальный опрос, беседа)

- практические задания

- наблюдения

- тестовые задания.

Тематический. Осуществляется по мере прохождения темы, раздела. Имеет целью систематизацию знаний. Используются следующие методы:

- практические

- индивидуальные и фронтальные

- комбинированные (творческий проект)

-самоконтроль

Итоговый. Проводится по результатам каждого полугодия и всего учебного года.

Основное требование к работе - это высокий уро­вень технического и идейно-художественного решения творческой задачи. Работа выполняется самостоятельно. Оценивание работы осущест­вляется не только педагогом. Это может быть отзыв на работу, полученный по итогам выставки, конкурса; оценка детского коллектива, родителями.

Формы определения результативности


Форма проведения

Тема

Сроки

I год обучения

Собеседование

Выявление творческих способностей детей

Сентябрь

Аттестация

Альбом учебных образцов «Основы кружевоплетения»

Декабрь

Выставка

« Кружевные фантазии»

Апрель

Итоговая аттестация

Практическая экзаменационная работа "Основы русского кружевоплетения"

Май

II год обучения

Выставка

«Вологодский сувенир»


Декабрь

Итоговая аттестация

Практическая экзаменационная работа "Основы вологодского кружева"

Май

I II год обучения

Выставка

"Кружевная элегия"

Декабрь

Итоговая аттестация

Практическая экзаменационная работа "Основы Вологодского кружева"

Май


2.3. Модель выпускника

Освоив образовательную программу, обучающийся приобретает широкий круг знаний, умений и владений, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни.

Модель выпускника включает следующие качества и характеристики:
Духовно-нравственные качества:

  • любовь и уважение к историческому наследию своей страны;

  • отзывчивость;

  • умение видеть прекрасное;

  • умение сотрудничать;

  • умение сопереживать;

  • радость сотворчества;

  • потребность созидать, творить.


Художественно-творческие способности:

  • эстетическое восприятие действительности;

  • творческая активность;

  • художественное отношение к явлениям окружающего мира;

  • владение навыками самоанализа, необходимыми для оценки собственной работы и работы других.


Учебно-творческие знания, умения, владения

  • умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах;

  • навыки самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

  • знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;

  • умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;

  • навыки работы в различных техниках и материалах.


СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ










Всего

Часы










Тематический блок










Текущий коконтроль




П/п




часов

Теория

Практика

контроль,

аттестация




1

Вводное занятие.

Знакомство с кружевом. Оборудование, инструменты и материалы, правила техники безопасности. Организация рабочего места.

3

1

2







2

Основные элементы кружева.

91

4

87

Устный опросс




2.1

Плетешок

Контрольный проплет

21

1

1

20

1

опрос




2.2

Сеточка

Контрольный проплет

18

1

1

17

1







2.3

Полотнянка Контрольный проплет

18

1

1

17

1







2.4

Насновка

30

1

29

Смотр







Контрольный проплет

1




1




3

Сцепная техника плетения.

42

3

39

качества







В илюш ка

30

1

29










Скань «веревочка»

6

1

5










Скань «елочка»

6

1

5







4

Выполнение изделий с применением сканей.

80

4

86

Контрольные





4.1

Подстаканник

42

1

41

задания




4.2

Изучение зашивки

3

1

2







4.3

Сувенир «снежинка»

15

1

14










Сувенир «бабочка»

20

1

19










ВСЕГО

216

12

204



  1   2   3