Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Памятка для педагогов Разработала: Шалкина Анна Николаевна учитель-дефектолог Череповец 2016 «Гимнастика мозга»


Скачать 127.91 Kb.
НазваниеПамятка для педагогов Разработала: Шалкина Анна Николаевна учитель-дефектолог Череповец 2016 «Гимнастика мозга»
Документ создан автором02.02.2016
Размер файла127.91 Kb.


Литература

  1. Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. – М., 2008.

  2. Липатова Т. В. "Гимнастика мозга", или образовательная кинесиология. Практическое пособие. – Омск.

  3. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н / Д., 2006.

  4. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

  5. Ханнафорд К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. – М., 1998.

  6. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. – М., 1999.


БУ ВО «Череповецкий центр

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Образовательная кинезиология

(«гимнастика мозга»)



памятка для педагогов

Разработала:

Шалкина Анна Николаевна

учитель-дефектолог
Череповец

2016
***

«Гимнастика мозга» представляет собой комплекс быстрых, приятных наполненных энергией действий, которые эффективны при подготовке ребенка к специфическим координированным навыкам, бросают вызов любой блокировке в обучении и являются частью всеобъемлющей программы развития личности.

Осуществление и автоматизация движений такого типа создают и развивают принципиально иные связи в коре головного мозга, что расширяет резервные возможности его функционирования.

Комплекс включает в себя 12 упражнений и подготовительный этап – ритмирование (настройку организма на восприятие сенсорной информации с целью последующего вовлечения детей в активную работу. Упражнения 3-8 способствуют развитию межполушарного взаимодействия; упражнения 4, 5, 7, 9, 12 – развитию мышления, упражнения 1-3, 5, 9, 12 – развитию памяти.

Ритмирование

1. Упражнение «Кнопки мозга», позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации. Для его выполнения необходимо массировать одновременно большим и средним пальцами левой руки парные точки в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок (малыши 3-4 лет могут массировать грудку круговыми движениями плотно прижатой левой ладошкой до легкого покраснения). Стимулирование точек следует провести 10 раз. После этого надо поменять положение рук на противоположное и провести стимулирование точек еще 10 раз. Затем следует повторить все упражнение еще раз.



2. Упражнение «Перекрестные движения», способствующее развитию интегрированных связей обоих полушарий. Упражнение представляет собой медленную ходьбу на месте под счет педагога (начинать следует с 5-10 шагов с постепенным увеличением количества шагов до 100), при выполнении которой ребенок попеременно перекрестно касается правым локтем левого колена и левым локтем - правого с обязательной фиксацией положения «локоть - колено». Модификация упражнения: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет педагога.

3. Упражнение «Крюки», оказывающие влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга.

  • скрестить ноги;

  • последовательно соединить кончики пальцев широко раскрытых обеих ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым корзиночку и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы – «ручка корзиночки» были направлены к груди;

  • развести локти в стороны, плечи расправить;

  • держать голову прямо, взгляд опустить на « корзиночку»;

  • фиксировать положение под счет педагога до 20.


Преимущества «гимнастики мозга»

  • Вызывает интерес детей, повышает их активность.

  • Проста и доступна.

  • Не требует сложного оборудования.

  • Может использоваться широким кругом специалистов: (учителями-логопедами,учителями–дефектологами, психологами, воспитателями, учителями начальных классов).

  • Работать с предъявленными упражнениями смогут без труда как дошкольники, так и учащиеся начальной школы.

  • Может быть полезна всем родителям, обеспокоенным проблемами и трудностями своего ребенка.

  • Может использоваться в качестве целого занятия или отдельной его части, в свободной деятельности, на прогулке, отдельные упражнения могут использоваться в качестве динамической паузы занятия.

  • Является прекрасным дополнением ко всем учебным программам.

  • Является прекрасной мотивацией к обучению.

  • Снимает стресс у детей и взрослых.


Основной комплекс упражнений

1. «Ушки» самомассаж ушных раковин.

Педагог под счет до 5 вместе с детьми проводит самомассаж ушных раковин: массирующими движениями «вверх и назад» для верхней части уха и «строго вниз» - на мочках. Упражнение повторить 5 раз. После правильно проведенного массажа ушки краснеют.

2. «Носики» – самомассаж кончика носа.

Под счет педагога до 10 дети массируют кончик носа круговыми движениями раскрытой ладошкой вначале правой рукой, а затем и левой, но уже под обратный счет. Упражнение повторить 2 раза;

3. «Здравствуйте, ушки!» – циклы однородных перекрестных движений рук.

По команде педагога «Ушки» дети дважды перекрестно накладывают руки на ушки, слегка захватив мочки. Первый раз левую руку – на правое ушко и одновременно с этим правую руку – на левое. Правая рука при этом оказывается сверху. При повторном же касании правая рука должна оказаться снизу. Далее может следовать команда «Плечи». После чего дети дважды перекрестно, меняя «верхнюю» руку, захватывают руками именно плечи. Упражнение повторить 10-20 раз, произвольно чередуя команды «Ушки – Плечи – Колени - Локти».

При выполнении упражнения дети обязательно должны следовать только командам педагога, а не его движениям, так как педагог может намеренно путать детей их несоответствием;

4. «Ушко-носик» – циклы разнородных перекрестных движений рук.

После команды «Ушки» педагог показывает и называет, какая именно рука должна касаться ушка, а какая, перекрестно, носика. Например, правая – носика, а левая – правого ушка. После фиксации и следующей за ней очередной команды дети меняют положение рук. Теперь левая рука касается носика, а правая левого ушка. Упражнение повторить 10 раз.

5. «Зеркальце и полочка» — синхронизация разнородных дви­жений рук с работой глазодвигательных мышц (развитие зри­тельно-двигательной координации).

Позиция «Зеркальце» — ладонь правой руки рас­крыта и поставлена вертикально; большой палец отставлен в сторону; взгляд направлен в центр ладони.

Позиция «Полочка» — ладонь правой руки гори­зонтальна; большой палец руки плотно прижат к ладони; сред­ний палец приставлен к ребру левой ладони у основания ми­зинца.

По команде педагога «полочка», приставленная к «зеркаль­цу», превращается в «зеркальце» и наоборот.

При выполнении упражнения особое значение придается контролю положения головы и глаз: взгляд перемещается с одной руки на другую без какого-либо движения головы

6. «Кулак ребро ладонь» — смена однородных позиций рук.

Позиция «Ладонь» — обе руки лежат на коленях ладонями вниз; большие пальцы направлены друг к другу и соприкасаются.

Позиция «Ребро» — обе ладошки ребром распо­ложены на коленях (ладони обращены друг к другу); большие пальцы прижаты к ладони; четыре оставшиеся пальца вып­рямлены и плотно прижаты друг к другу.

Позиция «Кулак» — обе ладошки сжаты в кулак (большой палец прижат к кулаку сбоку); кулачки — на коленях.

После команд педагога в произвольной последовательности дети меняют позиции рук, следуя исключительно командам педагога, а не его движениям, так как педагог может намеренно «путать» детей несоответствием своих движений и команд.

  1. «Солнышко и тучка» — смена разнородных позиций рук.

Позиция «Солнышко» — правая рука вытянута вперед; ла­донь широко раскрыта.

Позиция «Тучка» — левая рука вытянута вперед; ладонь сжата в кулак.

После команды педагога дети меняют позиции рук. Упраж­нение повторить 10-12 раз.

8. «Колечки» — манипуляции с пальцами.

Педагог демонстрирует детям колечки, образованные за счет поочередного соединения кончиков большого и одного из четырех пальцев каждой руки — мизинца, среднего и т. д. (рис.). Следующие за этим команды, например, «Указатель­ный», «Безымянный» и т.п., означают, что дети должны обра­зовать колечко между большим и названным пальцами.

Необходимо не только максимально задействовать в уп­ражнении мизинец и безымянный палец, но и проконтроли­ровать точность образованных при этом окружностей.

9. «Рисуем в воздухе» — «рисование» в воздухе одновремен­но обеими руками контуров геометрических фигур или пред­метов.

Варианты упражнения:

Вариант 1. Одновременное «рисование» обеими рука­ми общего контура (квадрат, солнышко, елочка и т.д.).

Вариант 2. Одновременное «рисование» каждой рукой одной и той же фигуры (ромб, квадрат, круг и т.д.).

Вариант 3. Одновременное рисование каждой рукой, но разных по форме фигур. Например, правая рука «рису­ет» квадрат, а левая — круг.

10. «Совушка-сова» — регуляция дыхания.

Упражнение состоит из двух циклов.

Первый цикл

Исходное положение — сидя или же стоя; голова поверну­та в сторону правого плеча (до упора); глаза смотрят вперед; левая рука обхватывает мышцу правого плеча; вдох. По коман­де педагога и на выдохе ребенок начинает вытягивать шейку вперед — назад (имитация движений головы совы), постепен­но переводя голову от правого плеча к левому и вновь возвра­щаясь к правому (в исходное положение). При этом каждому вытягиванию шеи вперед соответствует синхронное сжатие левой рукой мышцы правого плеча, а также «уханье» (крик совы). В данном упражнении выдох является дробным, порци­онным (при «уханье»), и запаса воздуха ребенку должно хва­тить на все время, необходимое для перевода головы от пра­вого плеча к левому и обратно в исходное положение. Упраж­нение повторить 3—4 раза.

Второй цикл

Захватить левое плечо правой рукой; повернуть голову к левому плечу и выполнить все последующие манипуляции, как указано для первого цикла. Упражнение повторить еще 3 — 4 раза.

11. «Сухой листик» — расслабление.

Исходное положение — стоя; ноги на ширине плеч; руки опу­щены вдоль тела; глаза смотрят прямо перед собой. По команде педагога дети начинают медленно опускать вниз вначале взгляд, затем голову, плечи и округлять спину. В завершающей фазе уп­ражнения происходит полное расслабление мышц спины, плеч и рук — «листик засох и оторвался от ветки».

12. «Ленивые восьмерки» (для письма) — «обкатка» контура зна­ка бесконечности («ленивая восьмерка улеглась спать»)

Для этого необходимо:

— положить лист с заранее нарисованной большой (в преде­лах поля зрения ребенка, что индивидуально для каждого) «ленивой восьмеркой» на пол перед ребенком или же нари­совать ее мелом на доске на уровне его глаз;

— предложить ребенку проехаться по контуру восьмерки ма­ленькой машинкой, начиная от центра, вначале влево и вверх, а после пересечения центра — вправо и вверх. Уп­ражнение выполнять вначале левой, а затем и правой рукой, соблюдая всякий раз первоначальное направление движе­ния — влево и вверх.

Для детей старше 5 лет упражнение можно усложнить:

— заменить машинку на маленький резиновый мячик с шипа­ми, который следует катить по «дорожке» — контуру восьмерки вначале левой, а затем и правой рукой, усиленно работая пальцами;

— укрепить лист с заранее нарисованной восьмеркой на сте­не на уровне глаз ребенка;

— предложить ребенку «обкатать» восьмерку фишкой от лю­бой детской игры, машинкой или же мячиком.

Упражнение повторить несколько раз (по желанию ребен­ка) для каждой руки в отдельности.

«Ленивые восьмерки» (для глаз) — синхронизация рабо­ты рук и глаз.

Эффект достигается за счет «рисования» в воздухе восьмер­ки (а ее середина находится на уровне носа) большим пальцем (он показывает, что «все здорово!») вначале левой, а затем и правой руки. Одновременно с этим за движением руки следует и взгляд, для концентрации которого на ноготь большого паль­ца наклеивается метка красного цвета из изоленты (можно лег­ко переклеить на палец другой руки).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА:

Упражнение «Слон» (можно выполнять стоя или сидя).

Направлено на то, чтобы обучить ребёнка поворачивать голову так, чтобы слушать обоими ушами. Упражнение Слон также  помогает развивать зрение (на расстоянии) и бинокулярность, учит использовать одновременно слуховые, зрительные и кинестетические навыки.

Чтобы выполнить упражнение, встаньте удобно и слегка согните колени. Смотрите на нарисованную на доске Ленивую восьмёрку или вообразите её на некотором расстоянии от вас. Вытяните вперёд одну руку и положите щёку на плечо этой руки, постарайтесь «приклеиться» к плечу. Направьте взгляд вдаль, поверх вытянутой руки (время от времени она будет появляться в поле вашего зрения, это нормально). Теперь двигайте верхнюю часть туловища так, чтобы рисовать Ленивую восьмёрку на расстоянии в серединном поле вашего видения (чтобы двигаться,  пользуйтесь мышцами грудной клетки, но не пытайте скручивать туловище). Теперь рисуйте Ленивую восьмёрку на воображаемой поверхности на расстоянии, начиная от центра, мысленно соединив его с срединной линией собственного тела. Повторите упражнение, вытянув другую руку, как хобот слона.
«Дыхание животом»

Данное упражнение помогает сосредоточиться на чём-либо. Сначала положите ладонь на живот. Слегка опустите подбородок, возьмите его на себя, выпрямите шею, расслабьте грудную клетку, затем выдохните из лёгких весь воздух за несколько раз. Выдохи должны быть короткими и энергичными, как будто вы ими пытаетесь удержать перо в воздухе. При каждом выдохе втягивайте живот, как будто хотите придвинуть пупок к позвоночнику. Затем сделайте мягкий глубокий вдох. Возможно, вам захочется повторить серию коротких выдохов ещё один или несколько раз. Теперь вторая часть упражнения: продолжайте медленно вдыхать и выдыхать, но уже животом. Рука, лежащая на животе, поднимается вместе с ним при вдохе и опускается при выдохе. Слегка округлите спину, чтобы воздух проникал ещё глубже. Повторите упражнение минимум 3 раза. В завершение, поместите руки на рёбра по бокам и слегка надавите на них при выдохе и ослабьте давление при вдохе. Повторите это несколько раз, затем дышите обычно.
«Энергетический зевок»

Зевание – это естественный дыхательный рефлекс, который улучшает циркуляцию крови в голове и помогает расслабить глаза. Энергетический зевок особенно хорошо помогает развить навыки самовыражения. Мы делаем его, держа пальцы на точках напряжения в мышцах челюсти, упражнение помогает убирать напряжение из челюсти и головы в целом.

Упражнение выполняется так: симулируйте зевок, поставьте при этом пальцы обеих рук на болезненные точки височно-нижнечелюстных суставов (ВНЧС). Издайте глубокий звук зевка, открывая при этом горло как можно шире, и массируя болезненные точки, чтобы убрать напряжение. Повторите упражнение 3-4 раза или до тех пор, пока ваши глаза не начнут слезиться.

Советы педагогу, родителю:

Пусть ребёнок аккуратно поставит пальцы на оба ВНЧС, уложив нижнюю челюсть в ладони. Затем он должен расслабить рот и слегка разомкнуть челюсти, при этом его руки медленно и плавно скользят по челюсти к подбородку, убирая остатки напряжения в мышцах, последние будто «тают» под его пальцами.

Чтобы укрепить язык, ребёнок должен выстелить его, как одеяло, по верхнему нёбу во время Энергетического зевка.

Это упражнение поможет развить следующие способности:

  • сосредоточенность и внимательность

  • устную речь и способность к общению.


«Точки позитива»

Упражнение Точки позитива помогает развить навыки планирования, осознанного поведения в обществе, способности принимать решения – те функции, которые управляются корой передней части лобных долей. Принимая на себя исполнительные функции, кора мозга, которая руководит. Чтобы сделать упражнение, подумайте о чём-нибудь, что обычно вызывает у вас стресс. Пока вы об этом думаете, поставьте пальцы на лоб с двух сторон на вершине лобных бугров и помассируйте эти точки. Давите достаточно сильно, чтобы кожа под пальцами натягивалась. Иногда вы можете почувствовать под пальцами пульсацию. «Когда вы обнаружили пульсацию с обеих сторон, и почувствовали, что она стала одинаковой, точки можно массировать от 20 секунд до 10 минут – в зависимости от серьёзности проблемы».

Это упражнение:

- снижает стресс, который вызывают определённые воспоминания (люди, места, ситуации);

- снижает желание реагировать на стресс рефлекторно и неосознанно;

- успокаивает чрезмерно эмоциональные реакции на внешние раздражители