Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

План работы по социально-психологической адаптации студентов групп нового набора на 2015-2016 уч год Сокол


Скачать 361.15 Kb.
НазваниеПлан работы по социально-психологической адаптации студентов групп нового набора на 2015-2016 уч год Сокол
ЗаголовокГОУ СПО «Сокольский педагогический колледж»
Документ создан автором24.03.2016
Размер файла361.15 Kb.

БПОУ ВО «Сокольский педагогический колледж»

План работы по

социально-психологической адаптации

студентов групп нового набора

на 2015-2016 уч. год

Сокол

2015

Цель: создание социально-психологических условий для личностного и профессионального становления студентов групп нового набора в условиях общежития педагогического колледжа.
Задачи

  1. Изучение индивидуальных особенностей студентов групп нового набора и определение степени адаптивности каждого студента.

  2. Содействие эмоциональному благополучию студентов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения.

  3. Выявление студентов «группы риска».

  4. Выявление источников и причин социально-психологической дезадаптации студентов.

  5. Осуществление взаимодействия со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса в целях обеспечения эффективности мероприятий социально-психологической адаптации студентов к новым условиям.

  6. Оказание консультативной помощи студентам, их родителям (законным представителям) и воспитателям общежития.


Направления работы

  1. Психодиагностика.

  2. Психологическое просвещение.

  3. Консультативная деятельность.

  4. Коррекционно-развивающая деятельность.

  5. Организационно-методическое обеспечение.



Основные критерии успешной социально-психологической адаптации студентов


  1. Наличие устойчивой мотивации к выбранной профессии.

  2. Удовлетворенность обучением в педагогическом колледже и условиями проживания в общежитии.

  3. Эмоциональное благополучие студентов, проживающих в общежитии.

  4. Активная жизненная позиция.


Этапы работы


    1. Подготовительный. Сбор первичных данных о студентах групп нового набора, проживающих в общежитии. Составление графика психологического обследования. Формирование актива помощников из числа студентов старших курсов и членов «Психологического клуба»

Сентябрь

    1. Диагностический. Проведении анкетирования и тестирования студентов, проживающих в общежитии

Сентябрь-октябрь

    1. Аналитический. Обработка полученных данных. Выявление степени адаптивности студентов групп нового набора, проживающих в общежитии. Выявлении студентов «группы риска», причин социально-психологической дезадаптации.

Октябрь-ноябрь

    1. Коррекционно-профилактический. Оказание психологической помощи и поддержки всем студентам и в частности студентам «группы риска» по преодолению трудностей адаптационного периода. Проведение тренинговых занятий, индивидуальные встречи и консультации, выработка рекомендаций для студентов. Активное взаимодействие с участниками учебно-воспитательного процесса в целях обеспечения успешности социально-психологической адаптации студентов.

Сентябрь-март

    1. Завершающий. Наблюдение, проведение заключительной диагностики, констатация результатов. Анализ изменений в эмоциональном благополучии, поведении студентов.

Май
Подготовительный этап
Цель: Сбор первичных данных о студентах групп нового набора


  1. Оформление первичных данных о студентах групп нового набора: социальный портрет студента.

Отв. Катаева И.Н.

  1. Составление графика проведения диагностических процедур в группах нового набора

Отв. педагог-психолог

  1. Проверить методики для психологического обследования студентов:

      • Анкета «Изучение мотивации поступления в Сокольский педагогический колледж»

      • Диагностика памяти. Методика «Оперативная память»

      • Диагностика доминирующей ориентации перцептивной сферы. Анкета.

      • Диагностика темперамента. Анкета.

      • Диагностика асимметрии полушарий головного мозга. Тест И.П.Павлова.

      • Диагностика самооценки. Тест Будасси.

      • Диагностика уровня групповой сплоченности. Тест Сишора.

      • Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей. Тест-опросник КОС-1.

      • Диагностика социометрических статусов студентов в группе. Тест «Социометрия»

      • Диагностика психологического состояния здоровья. Тест «Вегетативная лабильность».

4. Формирование группы актива студентов из числа членов «Психологического клуба» и студентов старших курсов.

Отв. педагог-психолог
Функции группы актива в работе по программе «Адаптация»

  • Осуществление непосредственной связи с психологом колледжа.

  • Участие в проведении анкетирования и обработке анкет.

  • Участие в составлении плана работы по адаптации студентов групп нового набора.

  • Участие в проведение занятий адаптационного характера со студентами групп нового набора.


Диагностический этап

Цель: определение индивидуальных особенностей студентов групп нового набора

1. Изучение мотивации поступления студентов в Сокольский педагогический колледж

Сентябрь. Ответственный – педагог-психолог и группа актива

2. Диагностика памяти, доминирующей ориентации перцептивной сферы

Сентябрь. Ответственный – педагог-психолог

3. Диагностика асимметрии полушарий головного мозга, темперамента

Октябрь. Ответственный – педагог-психолог

4. Диагностика самооценки, уровня групповой сплоченности

Ноябрь. Ответственный – педагог-психолог
5. Диагностика психологического здоровья, коммуникативных и организаторских способностей, социометрических статусов.

Февраль, март, май. Ответственный – педагог-психолог

Аналитический этап

Цель: анализ результатов психодиагностического обследования студентов, полученных в сентябре-ноябре. Определение студентов «группы риска».

  1. Сравнение первичных данных, полученных путем наблюдения за студентами, классными руководителями, психологом, социальным педагогом, воспитателями общежития, другими преподавателями с результатами проведенной диагностики.

Ноябрь. Отв. педагог-психолог

  1. Определение студентов «группы риска», которые могут испытывать личностные затруднения в учебной деятельности и межличностных взаимоотношениях. (По результатам психодиагностики, наблюдению классного руководителя, психолога)

Ноябрь. Отв. педагог-психолог

  1. Подготовка материалов к педсовету по адаптации.

Ноябрь. Отв. педагог-психолог
Коррекционно-профилактический этап

Цель: координация усилий и совместных действий членов педагогического коллектива с целью оказания помощи студентам, имеющим проблемы социально-психологической адаптации, а так же оказание психологической поддержки всем студентам групп нового набора.

  1. Разработка и обеспечение индивидуальных программ по преодолению проблем дезадаптации.

Ноябрь-декабрь. Отв. педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители.

  1. Проведение тренинговых и психокоррекционных занятий со студентами «группы риска»

II семестр ноябрь-декабрь. Отв. педагог-психолог

  1. Проведение индивидуальных бесед, консультаций для студентов.

В течении I и II семестров. Отв. педагог-психолог

  1. Организация работы комнаты «Психологической разгрузки» в общежитии.

В течение года. Отв. педагог-психолог

  1. «Час психолога» в группах нового набора.

В течение года. Отв. педагог-психолог, члены «Психологического клуба

  1. Встречи с родителями студентов. (По необходимости)

Отв. педагог-психолог

  1. Психологическая поддержка студентов, находящихся под опекой и детей сирот

В течении года. Отв. педагог-психолог, социальный педагог
Завершающий этап

Цель: подведение общих итогов адаптационной работы со студентами групп нового набора, прогноз дальнейшего развития студентов

  1. Анкетирование. Анкета-первокурсника

Май. Ответственный – педагог-психолог

  1. Наблюдение и фиксация изменений в поведении, обучении, личностно-эмоциональном состоянии студентов

Май. Ответственный – педагог-психолог


  1. Подведение общих итогов социально-психологической адаптации на итоговом педсовете.

Июнь. Ответственный – педагог-психолог

4. Консультации родителям или лицам их заменяющим (По мере необходимости)

В течение года. Отв. педагог-психолог

Сущность и значение адаптации

Адаптация (от лат. adaptere - приспособление) - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям.

Адаптация тем труднее и тем больше её значение, чем большие различия между старыми и новыми условиями. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в рефлекторных изменениях функционирования организма и неосознаваемых изменениях поведения на основе проб и ошибок (научение), человек дополнительно обладает возможностью активной адаптации - сознательного изменения поведения и выбора, смены и создания собственной активностью нужных себе условий. От успеха адаптации зависит успех жизни и деятельности человека в новых условиях. Процесс адаптации может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном). На биологическом уровне адаптация и адаптивность проявляется в функциональных изменениях организма (работы сердца, лёгких, органов пищеварения и др.), способствующих облегчению самочувствия.

На психологическом уровне адаптация осуществляется посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, принятия ответственности. Ж. Пиаже рассматривал адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребёнка. Им были выделены две составляющих адаптации - аккомодация (перестройка механизмов умственной деятельности с целью усвоения новой информации) и ассимиляция (как присвоение внешнего события и преобразование его в мыслительное). Иначе, адаптация предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности, мастерства и, во-вторых, изменяется психическая организация человека (сенсорные, перцептивные, мнемические и др, процессы, а также личностные: мотивация, целеполагание, эмоции и др. — см. словарь).

Социальная адаптация не является только приспособлением человека к социальной среде. Такое понимание адаптации педагогами и родителями часто приводит к нарушению личной идентичности и её кризису. Скорее речь идёт об активном взаимодействии с окружающими и проявлении субъектных свойств личности, творческом освоении социокультурных норм и образцов. (Р.В. Овчарова). Адаптация - это состояние, противоположное дезадаптации.

Дезадаптация — процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, углублению проблемной ситуации и сопровождается межличностными и внутриличностными конфликтами. Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в учебной деятельности и межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.)

На основе рассмотрения потребностей человека как источника активности исследователи обосновывают проявления дезадаптации и дезадаптированности личности при условии, если устойчиво и постоянно не выполняется комплекс потребностей человека от физиологических потребностей в безопасности, принадлежности к желаемой группе, в компетентности в деятельности и в отношениях с другими людьми до потребности в самоактуализации (А.Маслоу).

На уровне организма дезадаптация и дезадаптированность проявляются вследствие нарушений в нейропсихологических механизмах в виде патологических отклонений в деятельности органов, фиксированных форм поведения ( Г.В. Залевский, 1976) и как квазиинстинктивная активность (Л.Ф. Алексеева, 1997). На уровне субъекта проявляется психологическая дезадаптация, предопределяемая деформациями в психическом развитии индивида. На уровне личности социальная дезадаптация выражается в несоответствии поведения личности требованиям норм, правилам поведения в обществе при взаимодействии с другими людьми в процессах деятельности, общения и познания.

Факторы риска нарушения адаптационных механизмов

Типы дезадаптации

Обозначим психологические признаки, как факторы риска нарушения адаптационных механизмов, психического развития в целом в подростково - юношеском возрасте:

- сохранение инфантилизма, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсутствие самоконтроля и саморегуляции как несформированность основных предпосылок личностного развития;

- сочетание инфантильности с большой возбудимостью, аффективностью, приводящее к неуправляемости поведения;

- раннее половое развитие в сочетании с повышенным интересом к сексуальным проблемам, приводящие к истероидному поведению, алкоголизации, токсикомании, наркомании, бродяжничеству, агрессии;

- переориентация интересов на внешнее окружение (вне учебного заведения), тенденция к усвоению внешних форм юношеского поведения, имитация его асоциальных форм как указание на средовую дезадаптацию, деформации личностного развития и угрозу асоциального поведении.

Таким образом, непосредственной причиной дезадаптивного поведения в системе «личность» являются противоречия между установками, ценностными ориентациями, «Я-концепцией» личности и социальными требованиями к поведению человека.

Выделяются различные типы дезадаптации (Н.Г. Травникова,1999):

1) умеренный, который характеризуется в целом позитивной самооценкой, а её разбалансированность касается в основном взаимоотношений в семье. Поведенческие реакции подростков не выходят за рамки возрастного бунтарства, в девиантность обнаруживается в основном в семейной сфере. Для этого типа характерны недоверие к людям, проявление депрессивности, подверженность влиянию негативных факторов среды, тревожность и напряжённость по отношению к сверстникам. Неадекватно используется психоэнергетический и когнитивный потенциал личности.

2) тотальный - характеризуется выраженностью девиантного поведения не только в семье, но и повсеместно; дисоциализированное поведение не выходит за рамки обычного подросткового бунтарства. Комплекс психологических факторов этого уровня составляют амбивалентность самооценки, низкий самоконтроль, эмоциональная напряжённость, личностная тревожность, тревожность по отношению к сверстникам, асоциальность. Неадекватно используются психоэнергетический, когнитивный, интеллектуально-творческий потенциал;

3) деструктивный - характеризуется несбалансированностью поведения, выраженными личностными нарушениями, нестабильной самооценкой, некритичностью, отсутствием самоконтроля и проявляется в стойком девиантном поведении с эпизодами делинкветности. Комплекс наиболее выраженных психологических факторов включает в себя такие особенности личности, как асоциальность, недоверие к людям, напряжённость, тревожность по отношению к сверстникам. Практически все ресурсы человека используются неадекватно и различаются лишь по формам дезадаптивного поведения. Особенно ярко дезадаптивность проявляется в нравственно-творческом потенциале.

Трудности адаптации к условиям обучения педагогическом колледже следует разделить на две большие группы: 1) связанные с учебным процессом и 2) связанные с усвоением правил и норм студенческой жизни. Важно выделить временные трудности и стойкие проблемы адаптации.

Психологическая диагностика (психодиагностика) есть измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу (группа, организация).

Её целью является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности (или других объектов) и прогнозе их дальнейшего развития.

График проведения психодиагностических исследований по программе «Адаптация»


п/п

Классный руководитель

Изучение мотивации к профессии

Оперативная память


Доминирующая ориентация перцептивной сферы

Асимметрия полушарий

Самооценка

Уровень групповыой сплоченности

Темперамент

КОС

Социометрический статус

Психологическое состояние здоровья

Дата проведения


11




































12










































































Анкета первокурсника

Уважаемый студент!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет педагогическому коллективу в совершенствовании образовательного процесса. Вам гарантируется конфиденциальность Ваших ответов.
1 .Укажите мотивы поступления в наш колледж.

  1. желание получить профессию воспитателя

  2. желание получить специализацию

  3. желание работать с детьми

  4. так сложились обстоятельства

  5. поступил(а) вместе с подругой (другом)

  6. семейная традиция

  7. совет родителей

  8. рекомендации преподавателей школы

  9. личный опыт

  10. другие мотивы (указать какие).


2. Трудно ли привыкать к новым условиям жизни? (Подчеркнуть).

Да.

Нет.

3. Если трудно то, укажите причины:

1) сложно складываются взаимоотношения в группе

2) сложности общения в общежитии

3) испытываю затруднения в изучении учебных предметов (указать

каких)

4) сложности в материальном плане

5) скучаю по дому

6) строгие требования со стороны педагогов

7) строгие требования проживания в общежитии

8) трудно складываются отношения с преподавателями

9) испытываю трудности, робость при устных ответах.
4. Каково Ваше отношение к учёбе?

1) учиться нравится

2) учиться не нравится.
5.Что побуждает Вас учиться?

  1. учусь, потому что на уроках интересно

  2. учусь, потому что заставляют родители

  3. учусь, потому что хочу получать хорошие отметки

  4. учусь, чтобы стать хорошим специалистом.

  5. учусь, потому что в наше время без хорошего образования не обойтись

  6. учусь, потому что хочу завоевать авторитет товарищей

  7. учусь, потому что нравится узнавать новое

  8. учусь, потому что нравятся преподаватели

  9. учусь, потому что хочу избежать плохих отметок и неприятностей

  10. учусь потому что люблю думать, мыслить

  11. учусь, потому что хочу быть первым

  12. учусь, потому что хочу больше знать.


6. Довольны ли вы своими успехами в учёбе?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не очень.


7.Что Вам мешает учиться лучше?

  1. мало времени для подготовки домашнего задания

  2. мал запас школьных знаний

  3. слишком большая нагрузка

  4. нет интереса к учёбе

  5. большая загруженность другими делами

  6. плохие отношения в группе (общежитии)

  7. конфликты с преподавателями

  8. неполадки в семье, быту

  9. отсутствие навыков самостоятельной работы

  10. состояние здоровья

  11. нет желания, лень.


8. Что Вас больше всего привлекает в новом статусе студента?

1) Самостоятельность

2) определённая материальная независимость

3 Независимость от семьи

4) некоторая свобода поведения

5) чувство приобщения к новой социальной группе людей - студентов,

т.е. ощущение нового психологического состояния - "Я" - студент.
9. Удовлетворены ли Вы обучением в нашем колледже?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не очень.

  4. Почему? (Напишите).


10. Что помогло бы Вам быстрее привыкнуть к новым условиям?

(Напишите).

Тест

«Определение темперамента»

  1. Обычно осуществляете деятельность без предварительного планирования.

  2. Случается, что чувствуете себя то счастливым, то несчастливым без видимых причин.

  3. Чувствуете себя счастливым, когда занимаетесь делом, требующим немедленных действий.

  4. Подвержены колебаниям настроения от плохого к хорошему без видимых причин.

  5. При завязывании новых знакомств первым проявляете инициативу.

  6. Часто бываете в плохом настроении.

  7. Склонны действовать быстро и решительно.

  8. Бывает, что пытаетесь над чем-то сосредоточиться, но не можете.

  9. Вы являетесь пылким человеком.

  10. Часто бывает так, что в беседе с другими присутствуете лишь физически, а мысленно отсутствуете.

  11. Чувствуете себя неуютно, когда не имеете возможности общаться.

  12. Временами полны энергии, а временами очень пассивны.

Обработка данных.

Сумму «да» нечётных утверждений отметьте точкой по горизонтали (слева направо), а сумму «да» всех чётных - по вертикали (снижу вверх). Определите координаты своих показателей, а по ним - тип темперамента сектор 1 - холерический тип; сектор 2 -сангвинический тип; сектор 3 - флегматический тип; сектор 4 - меланхолический тип. Бели координаты располагаются поблизости к перекрёсткам, то это означает, что у вас смешанный тип темперамента Помните, что ярко выраженные темпераменты встречаются не так уж часто.

Невротизм (эмоциональная неустойчивость)



4 6 1

меланхолик холерик

5

4
интроверсия экстраверсия

0 1 2 3 4 5 6

2

флегматик сангвиник

3 1 2

0

эмоциональная лабильность

Тест


«Определение ведущей модальности»
У каждого из нас среди органов чувств есть как бы ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды.

Отвечайте на вопросы «согласен (а)» или «не согласен (а)».


  1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

  2. Часто напеваю себе потихоньку.

  3. Не признаю моду, которая не удобна.

  4. Обожаю ходить в сауну.

  5. В автомашине для меня важен цвет.

  6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

  7. Меня развлекает подражание диалектам.

  8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

  9. Люблю принимать массаж.

  10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

  11. Плохо себя чувствую, если не наслаждаюсь движением.

  12. Видя платье на витрине, знаю, что мне в нём будет хорошо.

  13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

  14. Часто читаю во время еды.

  15. Очень часто разговариваю по телефону.

  16. Я склонна к полноте.

  17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самой.

  18. После плохого дня мой организм в напряжении.

  19. Охотно и много фотографирую.

  20. Долго помню, что мне сказали приятели и знакомые.

  21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

  22. Вечером люблю принять горячую ванну.

  23. Стараюсь записывать свои личные дела.

  24. Часто разговариваю сама с собой.

  25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

  26. Тембр голоса мне многое говорит о человеке.

  27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться

  28. Люблю потягиваться, расправлять конечностии, разминаться.

  29. Слишком твердая или слишком мягкая постель – это для меня мука.

  30. Мне нелегко найти удобные туфли.

  31. Очень люблю ходить в кино.

  32. Узнаю когда-либо видение лица даже через годы.

  33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

  34. Умею слушать то, что мне говорят.

  35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.

  36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

  37. У меня неплохая стереоаппаратура.

  38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

  39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

  40. Не выношу беспорядок.

  41. Не люблю синтетических тканей.

  42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

  43. Часто хожу на концерты.

  44. Само пожатие руки много говорит мне о данной личности.

  45. Охотно посещаю галереи и выставки.

  46. Серьёзная дискуссия – это захватывающее дело.

  47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами..

  48. В шуме не могу сосредоточиться.



КЛЮЧ ОТВЕТОВ:
Тип А – визуалист (видеть) – 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Тип В - кинестетик (ощущать)– 3, 4, 9, , 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Тип С - аудиалист (слышать) – 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Тип А – визуалист (видеть).

Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видела этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметила прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии говорят типу А больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.
Тип В – кинестетик (осязать).

Тут чаще всего в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «её слова глубоко меня тронули», подарок был для меня чем-то похожим на тёплый дождь».

Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Тип С – аудиалист (слышать).

«Не понимаю, что мне говоришь», «это известно для меня…», «не выношу таких громких мелодий» – вот характерные высказывания для людей этого типа. Огромное значение для них имеет всё, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения.
Как мы узнаем, что нас кто-то полюбит?
Тип А – визуалист (видеть): по тому, как на него смотрят.

Тип В – кинестетик (осязать): по тому, как его касаются, ласкают.

Тип С – аудиалист (слышать): по тому, как ему говорят.
Тест Сишора

«Определение индекса групповой сплочённости»

Выберите в каждом вопросе один из данных ответов
I Как Вы бы оценили свою принадлежность к группе?

  1. Чувствую себя её членом, частью коллектива.

  2. Участвую в большинстве видов деятельности.

  3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.

  4. Не чувствую, что я являюсь членом группы.

  5. Живу и существую отдельно от неё.

  6. Не знаю, затрудняюсь ответить.


II Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий?)

  1. Да, очень хотел бы перейти.

  2. Скорее перешёл, чем бы остался.

  3. Не вижу никакой разницы.

  4. Скорей бы хотел остаться в своей группе.

  5. Очень хотел бы остаться в своей группе.

  6. Не знаю, трудно сказать.


III Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

  2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов.

  3. Хуже, чем в большинстве коллективов.

  4. Не знаю, трудно сказать.


IV Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

  2. Примерно такие, как в большинстве коллективов.

  3. Хуже, чем в большинстве коллективов.

  4. Не знаю.


V Каково отношение к делу (учёбе и т.п.) в вашем коллективе?

  1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

  2. Примерно такие, как в большинстве коллективов.

  3. Хуже, чем в большинстве коллективов.

  4. Не знаю.


Тест Сишора
Групповая сплочённость – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, её сплочения в единое целое.
Подсчёт баллов. максимум – 19.


Вопрос – I

1 – 5

2 – 4

3 – 3

4 – 2

5 – 1

6 - 1

Вопрос – II

1 – 1

2 – 2

3 – 3

4 – 4

5 – 5

6 – 1


Вопрос – III

1 – 3

2 – 2

3 – 1

4 - 1

Вопрос – IV

1 – 3

2 – 2

3 – 1

4 – 1


Вопрос – V

1 – 3

2 – 2

3 – 1

4 - 1





ТЕСТ БУДАССИ
Позволяет определить:

- самооценку

- критичность

- уровень притязаний

- наличие внутриличностного конфликта, который может стать основой паталагического развития или основы для нарушения межличностных отношений.
Инструкция:

Из набора качеств человека /50/ выбрать те, которые характеризуют идеал и антиидеал человека.

Выбранные качества записать в два столбика, при этом в каждом должно быть от 10 до 20 качеств.


Идеал

Антиидеал

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

………………………………………

………………………………………

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

………………………………………

………………………………………


Из первого /положительного/ и второго /отрицательного/ столбиков выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. Выбор проводить по системе "да - нет", т.е. есть эта черта у вас или ее нет, независимо от степени ее выраженности.
Обработка материалов

Число /+/ черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «идеал» (выписанных)
число черт приписываемых себе

Кс = =

выписанных черт (идеал)
Выводы
1. Если результат близок к единице, вы скорее всего переоцениваете себя. 0,8 - 1

2. Результат близкий к 0, свидетельствует о недооценке себя и повышенной самокритичности 0 – 0,34

3. При результате, близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка и вы достаточно критично себя воспринимаете 0,35 – 0,7

Таким же способом делаются выводы на основании подобного сравнения выделанных отрицательных черт со столбцом "антиицеал"

1. Результат близкий к 0 свидетельствует о завышенной критичности

2. Результат, близкий к единице - о заниженной критичности

3. 0,5 – адекватная самооценка критичности
Шкала оценок
0,35-0,7 - оптимальная самооценка, критичности

0, - 0,34 - заниженный уровень самооценки, повышенная критичность.

0,8 - I - завышенный уровень самооценки, не критично относится к себе.
I. Если самооценка и критичность находятся в оптимальном варианте или оба сдвинуты в сторону занижения или завы­шения - это является показателем умеренного и адекватного уровня притязаний.
II. Если самооценка и критичность сдвинуты в противоположные стороны, это является показателем неадекватного уровня притязаний.
III. Если один из показателей находится в оптимальном, а второй сдвинут, то это говорит о завышенном или заниженном уровне притязаний.

Тест И.П. Павлова


«Определение типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга»
ИНСТРУКЦИЯ

Даны 9 слов. Напиши их в 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Карась

Орёл

Овца

Перья

Чешуя

Шерсть

Летать

Плавать

Бегать
Оценка результатов

Ключ



I вариант – преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирует левое полушарие.

1 группа слов – карась, орёл, овца.

2 группа слов – бегать, плавать, летать.

3 группа слов – шерсть, перья, чешуя.
II вариант – преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образно мышление. Доминирует правое полушарие.

1 группа слов - карась, плавать, чешуя.

2 группа слов – орёл, летать, перья.

3 группа слов – овца, бегать, шерсть.
III вариант - одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.

Методика


«Оперативная память»
Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

ИНСТРУКЦИЯ


«Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов – 15 сек.

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ




  1. 5, 2, 7, 1, 4

  2. 3, 5, 4, 2, 5

  3. 7, 1, 4, 3, 2

  4. 2, 6, 2, 5, 3

  5. 4, 4, 6, 1, 7

  6. 4, 2, 3, 1, 5

  7. 3, 1, 5, 2, 6

  8. 2, 3, 6, 1, 4

  9. 5, 2, 6, 3, 2

  10. 3, 1, 5, 2, 7

КЛЮЧ


1. 7 9 8 5

2. 8 9 6 7

3. 8 5 7 5

4. 8 8 7 8

5. 8 10 7 8

6. 6 5 4 6

7. 4 6 7 8

8. 5 9 7 5

9. 7 8 9 5

10. 4 6 7 9


КЛЮЧ



Подсчитывается число правильных найденных сумм (максимальное их число – 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше. Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени – 4-5 минут. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.


Тест «Выявление и оценка коммуникативных

и организаторских склонностей»

Синявский В.В., Федоришин Б.А.

Инструкция выполнения соответствующей работы

Заполняя «Лист ответов», имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует много времени затрачивать на обдумывание, отвечайте быстро. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов здесь нет. «Да», «Нет.

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активными взаимодействиями человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе.

Главное содержание деятельности работников таких профессий – руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д.

К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, тренера, врача, руководителя различных подразделений, научных учреждений. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек-человек».

Методика «КОС-1» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях осваивается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.

Возможности проявления коммуникативных и организаторских склонностей заложены в соответствующих группах вопросов, совокупность которых представлена в бланке «КОС-1».
«Лист вопросов». Спектр вопросов в нем настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей. При построении вопросника были учтены также различные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие – к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос.

В программу изучения коммуникативных склонностей введены вопросы следующего содержания:

а) проявляет ли студент стремление к общению, много ли у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество;

в) быстро ил привыкает к новым лицам, к новому коллективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;

любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;

д) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;

ж) легко ил ему даются выступления в аудитории слушателей;

В соответствии с этим было разобрано 20 специальных вопросов, реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.
Программа изучения организаторских склонностей студентов включает вопросы иного содержания:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;

в) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка; е) отношение к общественной работе, общительность.

На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности студентов.

Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы.
Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены «идеальные ответы», в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности.

Обработка материалов испытания крайне проста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на «Лист ответов», подсчитываются количество совпадающих с «дешифратором» ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонностей выражается в отношении количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать простую формулу:

n

К = n / 20 К = 20

где К – величина оценочного коэффициента,

n – количество совпадающих с дешифратором ответов.

Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей, близкие же к 0 – о низком уровне.

Оценочный коэффициент (К) – это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используют шкалы оценок, в которых тому или иному диапозону количественных показателей «К» соответствует определенная оценка.

* Испытуемые, получившие оценку «1», характеризуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативной и организаторской деятельности.

* У испытуемых, получивших оценку «2», развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

* Для испытуемых, получивших оценку «3», характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Обладая в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.

* Испытуемые, получившие оценку «4», отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

* И, наконец, та группа испытуемых, которая получила оценку «5», обладает очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ответная реакция в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в каждом деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворили их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика контролирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, в данный период развития личности. Если при обследовании студента обнаруживается не очень высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

КЛЮЧИ К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+
-
+
-
+

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

-
+
-
+
-

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

+
-
+
-
+

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

-
+
-
+
-


О

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


+
-
+
-
+

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


-
+
-
+
-

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


+
-
+
-
+

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40


-
+
-
+
-

Шкала оценок коммуникативных склонностей «К»



«К»

Оценка

(балл)

Уровень проявления коммуникативных склонностей

0,10 – 0,45

0,46 – 0,55

0,56 – 0,65

0,66 – 0,75

0,76 – 1,00

1

2

3

4

5

низкий

ниже среднего

средний

высокий

очень высокий

Шкала оценок организаторских склонностей «О»



«К

Оценка

(балл)

Уровень проявления организаторских склонностей

0,20 – 0,55

0,56 – 0,65

0,66 – 0,70

0,71 – 0,80

0,81 – 1,00

1

2

3

4

5

низкий

ниже среднего

средний

высокий

очень высокий


Лист вопросов к методике КОС


  1. Много ил у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?




  1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения.




  1. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?




  1. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?




  1. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?




  1. Нравится ли вам заниматься общественной работой?




  1. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?




  1. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?




  1. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?




  1. Любите ли организовывать и придумывать со своими товарищами различные игры и развлечения?




  1. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?




  1. Часто ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?




  1. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?




  1. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим намерением?




  1. Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?




  1. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с вашими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?




  1. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?




  1. Часто ли в решении дел вы принимаете инициативу на себя?




  1. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?




  1. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?




  1. Нравится ли вам постоянно находится среди людей?




  1. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?




  1. Испытывает ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?




  1. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?




  1. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?




  1. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?




  1. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых вам людей?




  1. Верно ли, что вы стремитесь к доказательству своей правоты?




  1. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?




  1. Принимали ли вы участи в общественной работе в школе, классе, группе?




  1. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?




  1. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?




  1. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?




  1. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?




  1. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?




  1. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?




  1. Верно ли, что у вас много друзей?




  1. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?




  1. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с незнакомыми людьми?




  1. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы людей?