Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка 3 Цели 7 Задачи 8 Содержание программы 9


Скачать 185.65 Kb.
НазваниеПояснительная записка 3 Цели 7 Задачи 8 Содержание программы 9
ЗаголовокМуниципальное образовательное учреждение
Документ создан автором17.07.2017
Размер файла185.65 Kb.



Программа деятельности детской общественной организации

«ИМЕНИ ХАСАНА ЗАМАНОВА»

МБОУ “Кузякинская ООШ ООШ”

Содержание


1. Пояснительная записка 3

2. Цели 7

3. Задачи 8

4.Содержание программы 9

5. Структура и управление 12

6. Содержание и механизм реализации программы 13 7. Схема взаимодействия с различными социальными структурами 16

8. Кадровое обеспечение 18

9. Условия реализации программы 19

10. Ожидаемые результаты 21

11. Планы реализации программы 22

12. Список литературы 30


  1. Пояснительная записка


Надо видеть себя в детях,

чтобы помочь им стать взрослыми,

надо принимать их как повторение своего детства,

чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец,

жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Старший вожатый в школе должен не только руководить, направлять, но и воспитывать. Что же такое воспитание?

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателя и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование. Воспитание – это чувство, голос души и сердца. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку уютно, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.

Программа рассчитана на возраст 8 – 15 лет.

Тематическое планирование составляется ежегодно.

Срок реализации программы:

Программа деятельности детского общественного объединения рассчитана на 3года.

Сегодня государство признало воспитание необходимым, и стало обозначать - какие ценности следует воспитывать. Но чтобы процесс воспитания и развития проходил успешно, ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество.

Дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самоутверждении. Сегодня, когда у школьников есть выбор, наиболее привлекательными для них являются объединения, где они не только чувствуют себя социально, психологически защищенными, но и имеют условия для духовного и физического развития и самореализации. Детские объединения выполняют и педагогические функции: развивающую - обеспечение гражданского, нравственного становления личности ребенка, ориентационную - обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных ценностей, создание условий для реализации возможностей ребенка, для устранения дефицита общения и соучастия. Все, кто проплывают через бухты детства, отрочества и юности, готовятся вступить в открытый океан жизни. Однако в этих бухтах бывают бури и штормы, проносятся цунами, поэтому пребывание в них далеко не безмятежно. И чем быстрее человек научится ориентироваться в бухтах, тем проще ему будет в открытом океане жизни. Готовиться надо не только к тому, чтобы выжить. Надо открывать новые земли, готовиться преобразовывать общество. При этом каждый должен внести свой вклад в прокладывание нового курса корабля, который носит имя Родина.

В настоящее время наша страна активно включается в мировое сообщество, идет развитие социокультурной жизни, усиливаются демократические процессы в различных сферах общества. Это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность, способную гибко меняться вместе с обществом, осваивать и активно включаться в различные виды деятельности. Будущее нынешних детей напрямую зависит то того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности, которая является приоритетной, так как большая часть жизни ребенка связана именно с ней.

Социальная потребность создания программы обусловлена следующими проблемами:

  • занятость детей во внеурочное время, неумение правильно организовать его;

  • стремление детей к самосовершенствованию, саморазвитию, удовлетворению потребностей в различных сферах деятельности, но отсутствие информации о возможности реализовать свой творческий потенциал;

  • недостаточное внимание к сохранению и укреплению своего здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни;

  • формирование лидерского потенциала и дальнейший личностный рост членов детского общественного объединения.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность выявленных проблем подтверждается данными проведенного среди членов объединения анкетированием, которое показало, что свободное от уроков время есть у 80% опрошенных. На вопрос, как они его используют, ответили следующим образом: 2% - слушают музыку или читают книги, 45% - смотрят телевизор или просиживают за компьютером, 20% - просто гуляют на улице в окружении сверстников или сидят дома, 10% - занимаются спортом. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети пассивно проводят свободное время, не умеют им правильно распорядиться. При этом 57% опрошенных хотели бы заниматься полезной, интересной деятельностью, что подтверждает готовность детей включиться в реализацию данной программы.

Но только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавать все свои силы на созидание, преодоление задач, связанных с творчеством. Поэтому одним из приоритетных в программе является спортивно-оздоровительное направление, которое способствует укреплению физического и психического здоровья, так как более половины детей – членов детского объединения имеют различные болезни
Другими, не менее значимыми направлениями деятельности данной программы являются трудовое, досуговое и культурно-массовое. Выбор этот актуален и не случаен, так как является необходимым звеном в жизнедеятельности детей именно этой возрастной группы. Занимаясь трудовой деятельностью, дети ориентированы на помощь тем людям, которые в ней нуждаются (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьники и воспитанники детских садов), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Образовательное направление программы – обучение актива - способствует формированию активной жизненной позиции, развитию лидерских качеств, вырабатывает стремление к дальнейшему личностному росту.

Развитие в себе лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота о своем здоровье и здоровье окружающих помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Детское общественное объединение преследует цель:

создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребёнка; обеспечение духовного, культурного, интеллектуального, личностного роста членов объединения, уважение друг к другу, стремление к взаимопониманию.

ЗАДАЧИ

Детское общественное объединение решает задачи:


  • создать условия для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей и воплощение их в жизнь

  • повысить роль детского объединения в жизни школы и социума

  • развитие таких качеств, как милосердие, доброжелательность

  • воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде родного края, уважение к общечеловеческим ценностям

  • приобретение знаний, умений, навыков, необходимых каждому ребенку для полноценного общения, планирования и организации разнообразной творческой и социально значимой деятельности; организация деятельности по педагогической помощи и поддержке ребенка в его жизненном самоопределении.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Программа является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по четырем основным направлениям:


  • образовательное

  • трудовое

  • спортивно – оздоровительное

  • культурно – массовое


Особенность данной программы заключается и в том, детское объединение представляет собой разновозрастный, часто меняющийся, коллектив, и каждый вносит свой конкретный вклад в разностороннее развитие детей и формирование их гражданской ответственности.

Мы видим смысл в том, чтобы наши воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты.

Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлектирует, осознает, оценивает, понимает себя и других.

Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек – существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа.

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни, как уже отмечалось, есть три основания – истина, добро и красота.

Для того чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, сегодня необходимо помочь им достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развивать в себе творчество и гражданские качества, освоить различные поведенческие стили, учиться разрешать проблемы, возникающие в разных ситуациях, определиться со своим местом в жизни, выбрать профессию.

В объединении созданы условия для включения детей в интересные и значимые для них отношения в досуговой деятельности. Основы организации - коллективная игровая деятельность, в которой воспитываются цели и значения для личного саморазвития и самореализации, формируется отношение к миру, к себе. Организация детского досуга через познавательные, социальные игры - праздники, деловые игры наполняет жизнь детского объединения интересным содержанием.

Коллективная игровая деятельность дает возможность быть рядом в делах детям с различными интеллектуальными и лидерскими способностями, но одинаково расти организаторами, быть интересными друг другу. Но все же среди этого контингента выделяются подростки, имеющие высокий уровень интеллекта и творчества, обладающие набором личностных качеств, позволяющих им проявить себя в различных ситуациях лидером. На вершине своего развития член объединения формирует у себя ответственное отношение к себе, другим людям, природе и окружающему миру.

Одно из важнейших положительных значений деятельности ДОО является включение участников программы в проектную деятельность разработку собственных социально-значимых программ. В ходе проектной деятельности подростки учатся анализировать возможности и имеющие средства, а самое главное -разрабатывать новые способы решения задач, разрешения каких-либо проблем и достижения цели.

В основу данной программы положена концепция В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека». Автор программы придерживается предлагаемого ученым подхода к воспитанию: «не от общества, а от ребенка, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремиться познать себя, найти в мире свое место». Процесс воспитания при этом рассматривается как деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: в творческой деятельности, быть здоровым, в защищенности и безопасности, в уважении и признании, в самореализации. Такая трактовка процесса воспитания неразрывно связана с определяющими направлениями деятельности данной программы. В основу ее реализации положены следующие ведущие педагогические принципы:

  • целостности в подходе к ребенку

  • деятельностный принцип

  • возрастной

  • принцип гуманизма

Находясь в образовательном пространстве в стенах школы, детское объединение взаимодействует со всеми учащимися, педагогическим коллективом и родительской общественностью через следующие формы работы:

  • совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу текущей деятельности

  • подготовка и реализация совместных социальных проектов, акций и мероприятий

  • организация работы с младшими школьниками, совместные дружеские спортивные встречи и соревнования

  • проведение социологических опросов

  • совместное участие в заседаниях круглых столов по обсуждению проблем жизнедеятельности школьного коллектива.


Поэтому, выполняя социальный заказ общества, реализация данной программы обусловлена следующими факторами:

  • дальнейшая социализация детей с учетом их интересов и потребностей, освоение ими социального опыта;

  • расширение контактов с педагогическим коллективом, родителями, другими детскими объединениями, общественностью;

  • обеспечение прав детей, ориентированных на самореализацию личности ребенка;

  • развитие лидерского потенциала каждого члена объединения.


СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ

страшеклассников


Органы ученического самоуправления:
- формируются на демократической, альтернативной, выборной основе из числа учащихся 5-9 классов
- организует и координирует работу школьных органов ученического самоуправления - заместитель директора по воспитательной работе, классных органов самоуправления - классные руководители 5-9 классов.
- в структуре органов ученического самоуправления школы выделяются два уровня:
первый уровень - органы классного самоуправления: собрания классных коллективов и советы классов;
второй уровень - органы школьного самоуправления: совет старшеклассников.

Общее собрание ДОО «ТАҢ»




Совет старшеклассников ДО «ТАҢ»


  • Учебный сектор




  • Трудовой сектор





  • Культурно – массовый сектор




  • Спортивно – оздоровительный сектор








Учащиеся школы

Высшим органом самоуправления является общее Собрание, созываемая председателем не реже одного раза в год. Делегатами Собрания являются все участники объединения. В период между общими Собраниями руководящим и исполнительным органом является Совет

6. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Содержание программы предусматривает четыре основных направлений деятельности:

  • образовательное

  • трудовое

  • спортивно – оздоровительное

  • культурно – массовое



Направление

Проектная линия

Содержание деятельности

Формы работы

Культурно – массовое


«Дорогою добра»

Деятельность ориентирована на развитие активной гражданской позиции и патриотизма, милосердия и сострадания как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Беседы, праздники,

диспуты, КТД, встречи с интересными людьми, экскурсии, уроки памяти волонтерская работа, социальное проектирование, выпуск школьных СМИ.

Спортивно-оздоровительное

«Здоровье для всех»

Деятельность направлена на укрепления здоровья детей, привлечение их внимания к здоровому образу жизни, проблемам вредных привычек.

Соревнования, конкурсы, кроссы,

КТД, ГТО, беседы, диспуты, тренинги,

анкетирование, Дни здоровья

Образовательное

Школа актива

Деятельность направлена на формирование активной жизненной позиции, на развитие лидерских качеств. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности и умению организовать коллективно – творческую деятельность.

Деятельность направлена на повышение мотивации учения с увлечением, укреплению знаний, умений и навыков в учебном процессе.

Лекции,

беседы, диспуты, тренинги, тестирование, деловые, ролевые игры, социальное проектирование, КТД, предметные недели, сочинения, научные общества учащихся, экскурсии, конкуры.

Трудовое

"Труд – основа жизни"

Деятельность направлена на обретение системы нравственных ценностей, обучение навыкам межличностного, конструктивного, делового общения со сверстниками и взрослыми, навыками адекватного реагирования на систему социальных вызовов.

Беседы, акции,

КТД, деловые,

ролевые игры, тренинги.

Праздники,

выставки творческих работ,

В рамках каждого направления работа ведется по проектным линиям. Все направления находятся в логической взаимосвязи, но одновременно обладают самостоятельностью. Работа по проектным линиям ведется на протяжении всего срока реализации программы. Все члены детского общественного объединения являются непосредственными участниками деятельности в рамках всех проектных линий.
Механизм реализации программы

  • Сотрудничество и взаимодействие участников детского объединения с различными структурами

  • Создание условий для безболезненного вхождения ребенка в мир взрослых, психологического комфорта при совместной деятельности

  • Реализация программы через социально активную деятельность членов объединения, участие в общественно значимых делах.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • наличие материально-технической базы (комната школьника, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение).

  • учебные пособия (наглядный, дидактический и методический материал, стенды).

  • кадровое обеспечение: библиотекарь, учитель физической культуры, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «ИМЕНИ ХАСАНА ЗАМАНОВА»

  • поддержка общественности

  • заинтересованность детей и взрослых в решении поставленных задач

  • спонсорская поддержка


Реализуя данную программу, детское объединение «ИМЕНИ ХАСАНА ЗАМАНОВА» выполняет следующие функции:

  • Регулятивная - становление подростка в организации, а так же занимается проектировочной деятельностью

  • Адаптационная – создание условий для безболезненного вхождения ребенка в мир взрослых, психологического комфорта при совместной деятельности

  • Актуализационная – пробуждение способности к

самореализации, самоутверждению, саморазвитию личности

  • Коммуникативная – нормализация общения, отношений в среде детей и взрослых

  • Организаторская – успешная реализация организаторских способностей в объединении.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемым результатом деятельности детской организации является:

  • Повышение уровня творческой и социальной активности у членов организации, их уровня воспитанности 

  • Развитие организаторской и коммуникативной культуры

  • Повышение творческого и лидерского потенциала ребёнка и подростка, а также уровня его социальной активности

  • Приобретение уверенности в возможности влияния на позитивный результат, в итоге своей деятельности

  • Обогащение социального опыта подростка, развитие его индивидуальных способностей

  • Получение опыта взаимодействия с другими людьми, как со сверстниками, так и с взрослыми, а также опыт деловых отношений

  • Создание банка педагогических технологии, приёмов и методов работы с активом детских объединений

  • Профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год)

2. Федеральный закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании». – «Вестник образования», №7/1996.

3. Федеральный закон от 20.07.2000 №102 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений» ст. 16 Закона РФ «Об образовании». – « Вестник образования», № 18/2000.

4. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19.05.1995г.)

5. Федеральный закон РФ от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». – «Проблемы школьного воспитания», № 2/1995.

6. Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09,1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях». – «Вестник образования», №9/2000.

7. Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 № 2419 о реализации решения коллегии от 29 мая 2001 г. №11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений». – «Внешкольник», №9/2001.

8. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10,1999 №574). – «Внешкольник», №1/2000.

9. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001гг. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.1999 №574). - Внешкольник, №1/2000.

10. Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп: Программа работы с детьми младшего школьного возраста. Издание 3-е. Ижевск: Издательство ИПК

11. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций/Изд. 2-ое перераб. и доп. – Москва, 1996.

12. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.

13. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н. Степанова. – М.:ТЦ«Сфера»,2000.

14. Воспитательная система школы: проблемы управления. Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.И. Соколовой. – М.: Сентябрь, 1997.

15. Гольберг В.А. Проект целевой комплексной программы «Здоровье»(«Классный руководитель» № 1, 2001 г.)

16. Козлова Г.В. Программы воспитательной работы/ «Классный руководитель», №4, 2000.

17. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М.: Просвещение, 1986.

18. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001..

19. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – м.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

20. Рожков М. И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора. Метод. пособие для организаторов детского движения. – Москва, 1996.

21. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.

22. Тебе, вожатый!: Выпуск 1. – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2003.

23.Тебе, вожатый!: Выпуск 2. – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2004.

24. Фридман Л.М. психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 25. Хочу быть лидером! Выпуск 1. – Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000.

Список литературы, рекомендуемой для детей
1. Агеева И.Д. «Новые загадки про слова для всех школьных праздников». – М.: ТЦ Сфера, 2003. Серия «Вместе с детьми».

2. «Я познаю мир.- детская энциклапедия». М.: АСТ Астрель, 2005.

4. «Большая детская энциклопедия». / Пер. с англ. А.И.Кима, В.В.Демыкина – М.: ООО Росмен-Издат, 2000

5. «Взвейтесь кострами». Повести. Рассказы. Стихи. Воспоминания./ Сост. В.Г.Волкова. – Иркутск: Вост. - Сиб. изд.,. («Пионерские горны»)

6. Винокурова Н.А. «5000 игр и головоломок для школьников». - М.: ООО Изд. АСТ, 2000

7. Гайдар А.П. « Тимур и его команда». – М.: АСТ – Пресс, 2000.- 120с.

8. Гончаров И.Ф. Подвигнут я тобою. Слово о матери. – Л.: Дет. Лит ., 1988

9. Громова О.Е. Спортивные игры для детей.: М., 2002,

11. Дитрих А.К. ,Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. «Почемучка»

М.:Педагогика-пресс,2003.

12. «Записки краеведов». Сост. Н.И. Куприянова, З-32 Л.И. Шиян. –

Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. – 271с.ил., 16 л. ил.

13. Зигуненко С.Н. « Я познаю мир». – М.: АСТ Астрель, 2006..

14. «Календарно-обрядовая поэзия русского народа»

15. «Командные игры – испытания». Сборник игр. КИПАРИС – 8 / Автор – составитель Ю.Д. Беляков – М.: Педагогическое общество России, 2004. -

16. Крючков В. « Барабан бьет тревогу». – М.: Молодая гвардия, 1984. –

17. Нагибин Ю.М. « Рассказы о Гагарине» . - М.: Дет. лит., 1998

18. Новиков Л.К. «Русичи». Легенды о любви и доблести. – Н.Новгород: Ниж. гуманист. центр, 2004

19. Осипова В.Н., Терехова Л.А. « Добрый человек придет, словно свету принесет». – Смоленск: СОИЦУ, 2000

20. Песни «Орленка» /Сост. А.Завражнов, И. Киреев, О. Можейко- М.: Собеседник, 2005

21. Побережная Л. А. «Игротека». Лидер 21 века. – Н.Новгород, ООО Пед. Технологии, 2006. –

22.Пчелов Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн».- М.: 2002.

23. «Я - гражданин своей страны» - Праздники в школе, Минск, 2015

24. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». /Сост. Ю.Г.Круглов – М.: Педагогика-пресс, 1990.

25. Шангина И.И. «Русские дети и их игры».- СПб., 2000.

26. Чем развлечь гостей – сбрник, 2015

27. «Как вести за собой». Большая книга вожатого. Учебное пособие. /Сост. Л.И.Маленкова - М.: Педагогическое общество России, 2004.

28. Любимова Т.Г. « Развиваем творческую активность». Игры и упражнения для детей и взрослых. – Чебоксары, КЛИО, 1996.