Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М. И. Белоусенко «Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; д огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей»


Скачать 344.28 Kb.
НазваниеПояснительная записка Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М. И. Белоусенко «Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; д огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей»
Документ создан автором13.04.2017
Размер файла344.28 Kb.

f:\программы итог\титульные+\художественно-эстетическое++++++\детство.jpg

Пояснительная записка
Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», 2003г.

Срок реализации адаптированной программы – 2 года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 7-15 лет.

Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Основные задачи в работе вокального кружка

- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-

хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.

- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.

Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата

ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:

1. Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

3.Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

4. Выработка подвижности голоса.

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Возраст детей 7-15 лет. Это учащиеся 1-10 классов. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

Режим занятий.

Общее количество часов в год – 216 часов.
Количество часов в неделю – 6 часов.

Периодичность в неделю – 3 раза

Продолжительность занятия – 2 часа, перерыв между занятиями – 10 минут.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.
Учебно-тематический план

на первый год обучения.




Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических практических

Форма итоговой аттестации

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.


32


2


30




2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.


46


4


42




3.

Работа над дикцией и артикуляцией


34


4


30




4

Промежуточная аттестация

2

1

1

Практическая деятельность

5.

Формирование чувства ансамбля.


42


2


40




6.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.


48


4


44




7.

Выступления

10




10

Практическая деятельность, наблюдение

8

Итоговая аттестация

2

1

1




Итого:

216

14

108





Учебно-тематический план

на второй год обучения.




Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических практических

Форма итоговой аттестации

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.


26


2


24




2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.


46


3


43




3.

Работа над дикцией и артикуляцией


38


2


36




4.

Формирование чувства ансамбля.


44


2


42




5

Промежуточная аттестация

1

1

2

Практическая деятельность: выступление, наблюдение

6.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.


46


2


44




7.

Выступления

12




12




8.

Итоговая аттестация

2

1

1

Практическая деятельность: итоговый концерт, наблюдение.

Итого:

216

11

205





Содержание программы.


  1. Работа над певческой установкой и дыханием.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

  2. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

  3. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.


Методическое обеспечение программы.

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

Музыкальные инструменты (фортепиано), проигрыватель, магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные

Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, районных мероприятиях Качество обучения прослеживается в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

Мониторинг развития интегративных качеств личности по музыкальному воспитанию


Мониторинг развития интегративных качеств личности ребенка по музыкальному воспитанию разработан на основе диагностики интегративных качеств О. П. Радыновой.

Интегративное качество. Что дает музыка развитию личностного качества Параметры мониторинга. Сформировано. Не сформировано.

1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими

навыками» Двигательная активность детей под музыку, которая окрашивает движения ребенка эмоциями, способствует физическому развитию детей, увлеченности этой деятельностью.

На музыкальных занятиях движения способствуют:

1) Развитию чувства ритма;

2) Эмоциональной отзывчивости;

3) Согласованности движений с музыкой. - увлеченность детей движениями под музыку;

- качество их согласованности с музыкой;

- четкость движений,

- амплитуда движений;

- координация движений;

- выразительность движений. 1 0

2. «Любознательный,

активный» Привлекательная для детей музыкальная деятельность, знания о музыке, композиторах, музыкальных инструментах, преподнесенные в интересной форме, проведение музыкальных викторин, конкурсов способствуют развитию любознательности и активности. - ребенок задает вопросы;

- ребенок отвечает на вопросы; - присутствие желания действовать;

- проявление инициативы.

3. «Эмоционально

отзывчивый» Эстетические чувства при восприятии музыки закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических представлений и проявлений, которые отражаются на поведении детей в разных жизненных ситуациях - внимание в процессе восприятия музыки;

- наличие любимых произведений;

- высказывания о характере музыки;

- внешние эмоциональные проявления;

- поведение детей во время коллективной музыкально-художественной деятельности, музыкальных игр-сказок и в повседневной жизни

4. «Овладевший

средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения) » Совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых, развивает представления о красоте, в том числе, и о красоте в общении людей Личностные проявления детей:

– желание помочь ребенку;

- желание действовать сообща.

Коммуникативные умения:

- выслушать собеседника;

- проявить сочувствие;

- проявить терпимость в конфликтных ситуациях;

- вежливость;

- гендерные проявления.

5. «Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений» На музыкальных занятиях воспитывается культура поведения на основе сформированных представлений о красоте музыки и внутреннего мира человека

- помощь другим детям;

- доброжелательность;

- адекватность реакции на указания педагога;

- внимание (в процессе слушания музыки) ;

- выдержка (дослушать произведение до конца.

6. «способен решать

интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту» На музыкальном занятии развивается речь детей, в том числе, образная речь, «словарь эмоций», развивается творчество в разных видах музыкально-художественной деятельности: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, рисовании под музыку, музыкально- театрализованных играх - характеристики эмоционального содержания музыки, моментов изобразительности музыки;

- выделение средств музыкальной выразительности и связь их с музыкальным образом;

- выразительность и оригинальность творческих проявлений;

- упорство в достижении цели, в преодолении трудностей;

- вера в свои силы.

7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе»

В процессе музыкальной, художественной деятельности формируются наиболее успешно представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе в силу их эмоциональной окрашенности в художественных образах - проявления эмоциональной отзывчивости к произведениям о семье, родной стране, природе;

- понимание детьми, что эти произведения обладают красотой, как и сам мир, который они изображают;

- понимание ценности искусства для людей;

- вербальное и невербальное проявление чувств радости, восхищения, утешения, любви (те чувства, которые мы испытываем к родному и близкому).

8. «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» Развитие музыкального восприятия – это процесс обучения детей слушать и слышать, рассуждать, сравнивать и обобщать, выполнять задания взрослого, что способствует подготовке детей к школе - умение сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончанием звучания марша, петь выразительно, ритмично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик, различать количество частей в произведении: 2-х-3-х-частную форму и др.)

9. «Овладевший необходимыми умениями, навыками» (для осуществления музыкальной деятельности)

В процессе музыкальной деятельности дети овладевают определенными умениями и навыками восприятия музыки, исполнительства (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) и творческими умениями - сформированность предпочтений детей;

- сформированность желания слушать художественно полноценную музыку;

- называние любимых произведений, композиторов;

- разнообразие форм высказываний о музыке.

Исполнительские и творческие умения диагностируются в соответствии с возрастом детей.


Используемая литература:

1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
Репертуар (примерный)

«Новогодние игрушки» (А. Хоралов – А. Дементьев)

«Снежинка» (Е. Крылатов – Л. Дербенёв)

«После праздника» (Н. Сосин – С. Маршак)

«Родня» (Р. Паулс – И. Резник)

«Что манит птицу?» (Р. Паулс – Д. Джокер)

«Ты – человек!» (Е. Крылатов – Ю. Энтин)
Календарное планирование

(1 год)

  1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.

  2. Знакомство с правилами и основными требованиями к вокальному кружку.

  3. Что такое певческая установка. Правильная посадка при пении. Ритмические упражнения.

  4. Слушание и разучивание новой песни «Три желания».

  5. Работа над чистым интонированием песни.

  6. Точное пропевание мелодии.

  7. Разбор интервальных скачков в песне. Упражнения на разные виды интервала.

  8. Характеристика произведения. Разбор основных понятий: лад, темп.

  9. Умение делить песню на фразы, предложения.

  10. Индивидуальная работа над трудными фразами в песне.

  11. Что такое ритмический рисунок. Упражнение на ритм.

  12. Отработка точности ритмического рисунка выученной песни.

  13. Что такое целое и промежуточное дыхание.

  14. Работа над динамическими оттенками. Пение под фонограмму.

  15. День пожилых людей. Участие в концерте.

  16. Выступление солистки ансамбля на Дне учителя.

  17. Слушание и разучивание новой песни «Не повторяется такое никогда».

  18. Работа над текстом в песне. Смысловая нагрузка содержания.

  19. Что такое активное и пассивное дыхание.

  20. Распределение дыхания на фразы, предложения. Работа над песней.

  21. Вокально-хоровая работа. Навыки пения в ансамбле.

  22. Работа над дикцией и активной артикуляцией.

  23. Слушание фонограммы. Вступление, проигрыш. Пение под фонограмму.

  24. Навыки пения сидя и стоя. Посадка, положение корпуса.

  25. Понятие грудного и головного резонатора. Вокально-хоровая работа.

  26. Разучивание песни «Дети войны». Содержание текста. Разбор.

  27. Работа над чистым интонированием. Пение по нотам.

  28. Участие ансамбля в концерте.

  29. Звуковедение в песне. Индивидуальное прослушивание учащихся.

  30. Формирование сценической культуры. Построение, выход, уход.

  31. Подведение итогов . Зачётная работа.

  32. Репетиция к выступлению на фестивале.

  33. Исполнение песен.

  34. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

  35. Упражнения на развитие голосового аппарата.

  36. Индивидуальная работа с солистами. Песни «Две подружки», «Обелиск».

  37. Формирование выразительного пения (понятие – полётность звука).

  38. Исполнение песен на сцене под фонограммы.

  39. Репетиция песен.

  40. Понятие «легато», «нон легато». Работа над ровным звучанием в песнях.

  41. Слушание новой песни «Праздник». Разбор текста.

  42. Разучивание основной мелодии песни.

  43. Работа над сложными фразами в песне. Пропевание интервалов.

  44. Ошибки при исполнении Индивидуального прослушивание каждого учащегося.

  45. Формирование навыков пения в ансамбле. Учимся слушать друг друга.

  46. Мягкая атака звука. Округление гласных в песне.

  47. Динамические оттенки. Пение в характере, эмоциональность.

  48. Пение под фонограмму. Сложности пения под музыку. Счёт такта.

  49. Что такое сценический образ песни. Выразительное исполнение.

  50. Исполнение выученных песен под фонограмму.

  51. Умение согласовывать пение с ритмическими движениями.

  52. Промежуточная аттестация.

  53. Исполнение песен.

  54. Исполнение песен.

  55. Знакомство с новой песней «Сто святых церквей». Работа над текстом.

  56. Работа над чистым звуковедением в песне. Пение по нотам.

  57. Разбор интервалов в песне. Работа над трудными местами.

  58. Работа над песней «Белый снег войны». Разучивание мелодии первого голоса.

  59. Двухголосие. Упражнение на двухголосие. Разучивание второго голоса.

  60. Индивидуальная работа с солистами. Выразительное исполнение песни.

  61. Вокально-хоровая работа. Пение в ансамбле.

  62. Работа над формированием сценической культуры.

  63. Работа над эмоциональным строем в песне.

  64. Исполнение выученных песен под фонограмму. Выразительное исполнение.

  65. Выход и уход со сцены. Исполнение песен на сцене.

  66. Исполнение песен.

  67. Исполнение песен.

  68. Повторение песни «Я хочу, чтобы не было больше войны».

  69. Распределение дыхания на фразы, предложения. Упражнение на дыхание.

  70. Вокально-хоровая работа над выученными песнями.

  71. Работа ансамбля над дикцией и активной артикуляцией.

  72. Песни «Память о войне», «Я хочу, чтобы не было больше войны».

  73. Работа над сценическим образом в песнях.

  74. Работа над новой песней «День Победы на века». Разбор мелодического настроения.

  75. Характеристика строя песни. Работа над чистым интонированием.

  76. Разбор интервальных знаков в песне. Пропевание интервалов.

  77. Индивидуальная работа над двухголосием в припеве.

  78. Вокально-хоровая работа над выученными песнями.

  79. Исполнение песен.

  80. Исполнение песен.

  81. Знакомство с новой песней «У каждого из нас своя Россия».

  82. Мелодические особенности песни. Вокальная работа над песней.

  83. Распределение дыхания в песне. Промежуточное дыхание, цепное дыхание.

  84. Подробный разбор текста песни. Особенности содержания.

  85. Вокально-хоровая работа. Упражнение на развитие голосового аппарата.

  86. Сложности при исполнении. Отработка сложных мест.

  87. Исполнение песен.

  88. Индивидуальная работа с солистами.

  89. Работа над содержанием и смысловой нагрузкой в военных песнях.

  90. Сценический образ военных песен. Работа над эмоциональностью.

  91. Вокально-хоровая работа. Отрабатывание сложных мест.

  92. Исполнение песен.

  93. Индивидуальная работа с солистами.

  94. Исполнение песен.

  95. Исполнение песен.

  96. Индивидуальная работа с солистами.

  97. Вокально-хоровая работа с ансамблем.

  98. Обсуждение вокального репертуара на следующий учебный год.

  99. Отработка изученных песен.

  100. Распределение дыхания в песне. Промежуточное дыхание, цепное дыхание.

  101. Мелодические особенности песни. Вокальная работа над песней.

  102. Работа ансамбля над дикцией и активной артикуляцией.

  103. Исполнение выученных песен под фонограмму. Выразительное исполнение.

  104. Индивидуальная работа с солистами. Выразительное исполнение песни.

  105. Исполнение песен.

  106. Исполнение песен.

  107. Исполнение песен.

  108. Итоговая аттестация учащихся.

Календарное планирование

(2 год обучения)

  1. Слушание песен современных композиторов. Выбор репертуара.

  2. Распевки на все виды дыхательной гимнастики.

  3. Знакомство с песней «Спасибо учитель». Фразы, предложения.

  4. Двухголосие. Знакомство с понятием. Разбивка детей по голосам.

  5. Заучивание основной мелодии песни. Точное интонирование.

  6. Ладовая структура песни. Характеристика произведения.

  7. Работа над различными приёмами. Звуки в песнях.

  8. Вокально-хоровая работа над песней «Спасибо учитель».

  9. Репетиция песен.

  10. Слушание песни «Руки усталые». Трудности при исполнении.

  11. Индивидуальная работа с учащимися над точными интонациями.

  12. Слушание фонограммы (выступление, проигрыш). Исполнение под музыку.

  13. Исполнение песен.

  14. Репетиция песен.

  15. Исполнение песен.

  16. Строй в песне. Разбор новой песни «Мечтай».

  17. Разделение на фразы, предложения. Разбор трудных мест.

  18. Отработка сложных фраз в песне. Работа над дикцией.

  19. Распределение дыхания в песне на предложения. Исполнение под фонограмму.

  20. Художественный образ песни. Кульминационные моменты.

  21. Разбор интонационного развития в песнен (динамика, регистр, интервал).

  22. Исполнение песен.

  23. Слушание и разучивание песни «Мама моей мамы».

  24. Художественный разбор песни. Песенная строфа. Распределение дыхания.

  25. Работа с песней о маме. Отработка чистого интонирования.

  26. Особенности музыкального языка. Работа над дикцией, чётким дыханием.

  27. Выразительное исполнение основной мелодии. Отразить кульминационные моменты.

  28. Формирование певческого звука. Разбор приёмов атаки звука.

  29. Вокально-хоровая работа над песнями «Руки усталые», «Мама моей мамы».

  30. Репетиция песен. Прослушивание солистов. Работа с микрофоном.

  31. Исполнение песен.

  32. Исполнение песен.

  33. Знакомство с понятием ритма. Упражнение на ритм.

  34. Что такое ритмический рисунок в песне. Примеры.

  35. Слушание песни «Маленький принц». Работа над мелодией.

  36. Разбор особенности каждого куплета. Исполнение куплета по голосам.

  37. Работа с фонограммой. Разучивание вокализа в песне.

  38. Разбор сложных мест в песне. Выразительное исполнение.

  39. Разбор новой песни «Снег».

  40. Интонационный строй песни. Общая сравнительная характеристика.

  41. Понятие вариации. Упражнения на вариационную форму изложения.

  42. Вокально-хоровая работа над песней «Снег».

  43. Мелодическое построение песни. Работа над фразами, предложениями.

  44. Работа над выразительным эмоциональным исполнением.

  45. Промежуточная аттестация.

  46. Репетиция песен.

  47. Репетиция песен.

  48. Исполнение песен.

  49. Слушание новой песни о доброте. Характеристика прослушанного произведения.

  50. Интонационнный разбор песни по ладу, тональности ритму. Динамика.

  51. Мелодическое построение песни. Работа над фразами, предложениями.

  52. Дыхательная гимнастика Стрельникова. Особенности дыхания.

  53. Распевание по дыхательной гимнастике (активное, пассивное).

  54. Ритмический рисунок. Отработка ритма в тексте.

  55. Знакомство с понятиями резонатор (брюшной, головной, грудной).

  56. Распевки на разные позиции резонатора. Упражнения на развитие голосового аппарата.

  57. Знакомство с песней «Ромашки опалённые войной». Разбор текста.

  58. Индивидуальное занятие. Разбор произведения, тональность, лад, темп.

  59. Знакомство с основными правилами и приёмами постановки голоса.

  60. Вокальная работа над песней. Отработка динамических оттенков.

  61. Работа над военными песнями «Ромашки», «Боевые ордена».

  62. Вокально-хоровая работа. Следить за чёткой дикцией.

  63. Разбор образного содержания песен. Исполнение в характере.

  64. Репетиция песен с микрофоном, на сцене.

  65. Репетиция песен.

  66. Исполнение песен.

  67. Слушание и разучивание песни-романса «Опять метель».

  68. Образ-портрет в песне. Раскрытие музыкального образа.

  69. Работа над текстом и мелодией в песне. Вокально-хоровая работа.

  70. Репетиция песен.

  71. Исполнение песен.

  72. Что такое музыкальная речь. Выражение человеческих чувств через песню.

  73. Работа над новой песней «Тот, кто любит читать».

  74. Разбор основных особенностей произведения. Средства выразительности в песне. Характеристика произведения.

  75. Работа над точным интонированием, музыкальной речью, эмоциональным строем.

  76. Репетиция песен. Выход, уход ансамбля. Сольное исполнение песен.

  77. Исполнение песен.

  78. Исполнение песен.

  79. Что такое атака звука. Разучивание попевок с мягкой атакой звука.

  80. Понятие певческой установки правильного дыхания при исполнении.

  81. Работа над новой песней «Апрель». Разучивание основной мелодии.

  82. Деление песни на фразы, предложения. Работа над трудными местами.

  83. Вокально-хоровая работа. Отработка легато и стакатто в песне.

  84. Работа над певческой установкой, правильности дыхания. Атака звука.

  85. Распределение дыхания в куплете. Работа над чёткой дикцией.

  86. Основные ошибки при исполнении. Учиться слушать друг друга.

  87. Отработка пульминационных моментов. Точное интонирование вокализа.

  88. Слушание и разучивание песни «Белые голуби».

  89. Основное содержание песни, форма, средства выразительности, работа над мелодией.

  90. Особенности стоя песни. Учиться петь мягко, напевно.

  91. Индивидуальное занятие с учащимися. Работа над выразительностью.

  92. Умение выделять главное в песне, соединение музыкальных особенностей с текстовым содержанием.

  93. Знакомство с многообразием музыкальных образов и их развитие в песнях.

  94. Работа над содержанием и смысловой нагрузкой в военных песнях.

  95. Репетиция песен.

  96. Исполнение песен.

  97. Работа над сценическим образом, эмоциональностью.

  98. Генеральная репетиция.

  99. Исполнение песен.

  100. Исполнение песен.

  101. Знакомство с песней «Белые голуби». Индивидуальная работа с солистами.

  102. Работа над дикцией, чистым интонированием, эмоциональным образным характером в песне.

  103. Исполнение песен.

  104. Исполнение песен.

  105. Распределение дыхания в куплете. Работа над чёткой дикцией.

  106. Основные ошибки при исполнении. Учиться слушать друг друга.

  107. Исполнение песен.

  108. Итоговая аттестация.