Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка. Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»


Скачать 177.74 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
Документ создан автором11.11.2016
Размер файла177.74 Kb.

j:\10\swscan01326.jpg


Пояснительная записка.

          Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29.12.2012 г., Концепцией развития дополнительного образования (от 04.09.2014 г. №1726- р). В соответствии с данными документами содержание программ дополнительного образования должно быть ориентировано на формирование и развитие творческих способностей, должно обеспечивать духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

У каждого взрослого и ребенка есть отеческая земля, малая родина. Родина, которую он любит, готов защитить от врага. Здесь он проводит свое детство, сюда возвращается будучи взрослым, опытным, состоявщимся человеком. Возвращается, чтобы вспомнить, и еще раз увидеть то, что дорого с детства, дорого и любимо.

Очень многое мы открываем заново, известное - частично переосмысливаем. Это относится и к представлениям об окружающей нас действительности, о нашей природе и людях, об истории нашего края, что заботило, что радовало наших земляков, что они изучали, чем занимались, какой опыт приобрели.

Академик Д.С.Лихачев писал: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование  патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием знаний о родном крае.

 Цель  программы:

- формирование у обучающихся целостного представления о нашем крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций, эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей и подростков по отношению к родному краю и селу через вовлечение школьников в общественно полезную деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и создание условий для развития творчески активной, социально –адаптивной личности через туристско – краеведческую деятельность.

Данная цель может быть достигнута посредствам решения следующих задач:

-формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к малой родине, гордости, сопричастности и ответственности за судьбу края, бережного отношения к историческому и природному наследию;

- формирование навыков работы с историческими источниками, научно – популярной литературой и периодической печатью;

- развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края;

- укрепление здоровья и физическое совершенствование детей;

- формирование здорового образа жизни;

- развитие инициативы,  находчивости, ловкости;

- привитие чувства коллективизма;

- формирование знаний, умений и навыков по туризму;

- выполнение спортивных нормативов и званий.
         Направленность программы.

Познавательная программа краеведческой, туристической, экологической, гражданско-патриотической направленности предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди учащихся, формирование и развитие личностных качеств ребенка, воспитание гражданственности и патриотизма. Программа имеет выраженную краеведческую направленность.

Актуальность программы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к малой родине, воспитываем в них нравственность,ответственность перед обществом за сохранение и преумножение богатств своего края. Только знания сделают нашу любовь к родному краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие ее традиции. Таким образом, воспитание любви к малой родине – одна из основных задач современного образования.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у обучающихся четкого понимания исторической значимости родного края, формирования здорового образа жизни, совершенствование навыков, необходимых для туриста.

 

Программа рассчитана на детей 11 – 14 лет. Общее количество учебных часов -34. Срок освоения программы 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.

Данная программа предполагает различные формы организации учебного процесса. Большую роль в освоении программы имеют экскурсии, во время которых дети изучают природные объекты, получают знания, необходимые для туриста. Также используются беседы, встречи с различными людьми, походы в музеи. Занятия могут проходить в форме диспута, игры, практической работы.

Особенностью организации учебного процесса по туристическому краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из кабинета, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, музей, улица, дом, учреждения и т.д.). Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательская и проектная деятельность.

             В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция обучающихся на уровне положительного отношения к семье, обществу, ориентации на содержательные моменты социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения поставленной задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в дополнительной образовательной деятельности;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой села и дальнейшим выполнением творческой работы.

При достижении метапредметных результатов у детей будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Регулятивные: обучающиеся научатся

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других субъектов;

- различать способ и результат действия;

- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации.

Познавательные: обучающиеся научатся

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, справочников, сведений Интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию информации, устанавливать причинно – следственные связи;

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, дома культуры и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире в виде план –карты на бумаге и ведении журнала экскурсий, в том числе и в электронном виде;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: обучающиеся научатся

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для совместной работы;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

           В основе реализации программы «Туристическое краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения УУД, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей детей, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно- воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Результатами изучения курса «Туристическое краеведение» являются знания и умения:

- объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

- ориентироваться на карте нашего края, называя географические объекты, их расположение;

- знать историю возникновения и заселения нашего края, ориентироваться на исторической карте села;

- знать историю развития села, некоторых исторических личностей;

- знать исторические здания, сохранившиеся до наших дней, уметь рассказать о них;

- знать историю своей семьи нескольких поколений, уметь рассказать о ней;

- знать знаменитых людей села, уметь рассказать о них, о их роли в истории села;

- знать историю развития промыслов, уметь рассказать о них;

- знать традиционные праздники нашей местности;

- знать нескольких литературных деятелей села и их произведения;

- уметь анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

- уметь создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады с помощью взрослых и самостоятельно;

- уметь вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно и с помощью взрослых.

Отслеживание результатов

Подведение итогов по каждому разделу может быть организовано в форме:

- составления и защиты проекта в виде туристического маршрута по изученным объектам с описанием данных объектов;

- создание презентаций по изученной теме;

- создание литературных творческих работ (сочинения, рассказы, очерки, стихотворения), отражающих тему раздела;

- конкурсов исследовательских работ;

- участие в конференциях разного уровня;

- участие в туристических слетах, различного рода спортивных мероприятиях.                    

Качественными показателями обучения служат результаты выступлений обучающихся на соревнованиях по туристскому многоборью, туризму и ориентированию, выступления на слетах, фестивалях, участие в учебно-тренировочных спортивных походах, выполнение  разрядных требований.

Содержание обучения.

Раздел 1. Летопись родных мест

Тема 1.1 Вводное занятие

Значимость изучения истории своего края. Знакомство с источниками информации по данному разделу.

Тема 1.2 Из глубины веков… История возникновения окрестных деревень.

Знакомство с историей возникновения некоторых деревень по материалам музея, библиотеки.

Экскурсия в одну из деревень с целью ознакомления с бытом людей через беседу со старожилами. Помощь пожилым людям. Экскурсии в музей.

Раздел 2. Родословие

Тема 2.1 Вводное занятие

Знакомство с понятиями и терминами «генеалогия», «род», «родственники», «родословие» и др. Знакомство с генеалогическими источниками. Особенности работы с генеалогическими источниками.

Тема 2.2 Мое родословное древо.

Знакомство со значением своего имени. Сбор информации о своих родственниках. Выполнение проекта – составление своего родословного древа. Представление своего родословного древа с использованием изученной терминологии.

Тема2.3 Наши земляки в истории села. Трудовые династии. Экскурсия.

Знакомство с историческими личностями. Вклад наших земляков в развитие деревни и района. Изучение трудовых династий медиков, учителей и др. по материалам музея и библиотеки. Составление списка трудовых династий. Экскурсия в музей.

Тема2.4 Наши земляки в Великой Отечественной войне.

Вклад наших земляков в победу в Великой Отечественной войне. Изучение книги памяти. Рассказ о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Тема 2.5 Творческий проект «Вечная память героям» (сочинение, презентация, материалы для книги).

Выполнение творческого проекта по теме «Вечная память героям»

Раздел 3.Туризм.

Тема 3.1. История развития туризма в стране. Туристские возможности Вологодской области. Туризму в России более 100 лет. Истоки туризма. Организованный и самодеятельный туризм. Виды туризма. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Маршруты часто совершаемых походов. Литература о туристской Вологодчине.

Тема 3.2. Правила техники безопасности на занятиях, в походах и на соревнованиях по ориентированию и туристскому многоборью. Правила поведения на улице во время движения к месту соревнований и к месту сбора туристов перед походом. Безопасность – важнейшее требование к походам.

Тема 3.3. Организация пешего туристского похода. План подготовки к походу. Распределение обязанностей в группе. Знакомство с инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися.

Тема3.4. Туристское снаряжение. Одежда и снаряжение ориентировщика.  Групповое и личное снаряжение для пеших походов и требования к нему. Подготовка снаряжения к походу. Ремонтный набор. Перечень группового и личного снаряжения для пеших походов 1 категории сложности. Правила укладки рюкзака. Одежда и обувь ориентировщика. Компас, планшет, карточка участника.

Тема 3.5 Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию. Правила соревнований. Виды соревнований по спортивному ориентированию.Проведение массовых (детских) соревнований.

Тема 3.6 Питание в туристском походе. Подбор продуктов для пешего похода 1 к. с. Режим питания в походе. Принципы упаковки продуктов.

Тема 3.7 Особенности лыжных походов. Выбор лыж. Личное и групповое снаряжение для лыжного похода. Техника классического хода на лыжах. Техника преодоления подъемов «лесенкой», «елочкой». Спуск «плугом», остановка падением. Профилактика обморожений.

Тема 3.8 Элементы топографии и ориентирования на местности. Спортивная карта. Карта географическая и топографическая. Масштаб линейный и численный. Рельеф и горизонтали. Основные условные знаки. Туристский и спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, местным предметам. Снятие азимута. Движение по азимуту. Спортивная карта: условные знаки, цвета, масштаб карты.

Тема 3.9 Основы техники пешеходного туризма. Препятствия в пешем походе 1 к. с. Рациональная техника ходьбы. Приемы преодоления невысоких препятствий (поваленные деревья, камни и т.д.). Приемы передвижения на подъемах и спусках по травянистым и лесным пологим склонам. Преодоление легкопроходимых заболоченных участков.

Тема 3.10 Организация туристского быта. Выбор места бивака. Последовательность бивачных работ. Установка и снятие палатки. Разведение костра. Основные типы костров для приготовления пищи. Организация ночлега в палатке. Экология и бивачные работы.

Тема 3.11 Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Понятие о гигиене. Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание, закаливание. Медицинское обследование туристов и ориентировщиков. Оказание первой медицинской помощи при ожогах, потертостях, порезах, обморожениях.

Тема 3.12 Наблюдения в туристском походе, основы экологического поведения. Виды и способы простейших наблюдений на маршруте. Метеорологические, астрономические, геологические, ботанические наблюдения. Ведение походного дневника. Простейшие приемы обработки результатов наблюдений. Необходимость бережного отношения к природе. Нормы экологической безопасности в походе. Памятные места похода, интересные места для совершения экскурсий.

Календарно – тематическое планирование.



Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма подведения итогов

Общ.

Теор.

Практ.























11.

12.

13.

14.

Летопись родных мест

Вводное занятие

Из глубины веков… История возникновения окрестных   деревень

Экскурсия в деревню

Экскурсия в музей

1

1

1

1



1

1


1

1



Подготовка презентации

«История моей деревни»

2

21.
22.
23.
24.


Родословие

Вводное занятие

Мое родословное древо.

Наши земляки в истории села. Трудовые династии.

Наши земляки в Великой отечественной войне.

Творческий проект «Вечная память героям» (сочинение, презентация и т. д.).

1
1
1
1




1
1
1
1

Выполнение проекта «Мое родословное древо»

Подготовка материалов для книги «Спасибо за победу!», проект«Вечная память героям»





















 

 

п/п

 

 

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

практика на местности

11

История развития туризма в стране. Туристские возможности Вологодской области.

1

1

-

-

22.

Правила техники безопасности на занятиях, в походах и на соревнованиях

1

1

-

-

33.

Организация пешего похода 1 к. с.

3

1

1

1

44.

Туристское снаряжение. Одежда и снаряжение ориентировщика.

2

1

-

1

55.

Основные положения правил по спортивному ориентированию

1

1

-

-

66.

Питание в туристском походе.

3

1

1

1

77.

Особенности лыжных походов

2

1

1

-

88.

Элементы топографии и ориентирования на местности. Спортивная карта.

3

1

1

1

99.

Основы техники пешеходного туризма

3

1

1

1

110.

Организация туристского быта

3

1

1

1

111.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

2

1

1

-

112.

Наблюдения в туристском походе, основы экологического поведения

2

1

-

1




Всего

26

12

7

7