Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка Формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений.


Скачать 269.74 Kb.
НазваниеПояснительная записка Формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений.
Документ создан автором13.04.2017
Размер файла269.74 Kb.

f:\программы итог\титульные+\туристско-краеведч+++\круглый год.jpg

1.Пояснительная записка
Формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этических норм и общечеловеческих гуманистических отношений. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях, религиозной культуре, и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование.

Важнейшим средством передачи и освоения компонентов традиционной материальной, духовной и соционормативной культуры (этнокультурного опыта) являются традиции. Каждый народ не просто стремится сохранить исторически сложившиеся этнокультурные традиции, но и переносит их в будущее, чтобы не утратить этнической идентичности, сохранить самобытность региональных культур. Благодаря преемственности обеспечивается передача и освоение основных ценностей, традиций, идей, форм и средств этнокультурного развития, которые передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видоизменяясь. Традиции, обычаи, обряды выступают как средства связи личности и общества.

Освоение детьми традиций народной культуры обеспечивает формирование фундамента, на котором впоследствии строятся их нравственные и художественно-эстетические идеалы. Передача детям социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей предшествующих поколений осуществляется через труд, добротворческую сознательную деятельность и изучение основ народной культуры Вологодской области.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере традиционной народной культуры для обучающихся начальной школы обусловлена необходимостью решения задач этнокультурного воспитания, результатом которого выступает формирование личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, содержанием – ценности традиционной народной культуры, а средствами – нормы и традиции культуры своего этноса.

Целью программы является формирование ценностного отношения обучающихся начальной школы к традиционной народной культуре региона.

Задачи:

знакомство с этнокультурой региона и формирование готовности использовать приобретённые знания и опыт в повседневной жизни;

приобретение опыта этнокультурной деятельности;

приобретение опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе освоения традиционной культуры;

формирование устойчивого познавательного интереса к традиционной народной культуре, уважения к истории, культурным и историческим памятникам.
2.Общая характеристика программы
Построение и содержание программы внеурочной деятельности «Круглый год» основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, комплексного воздействия на когнитивную, эмоционально-волевую и деятельно-практическую сферу личности ребенка, принцип проектности.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс освоения традиционной народной культуры должен согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Важной конкретизацией принципа является категория возрастосообразности. В младшем школьном возрасте перед ребёнком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его полноценное личностное развитие. Среди них особого внимания требуют социально-культурные (морально-нравственные, познавательные, ценностно-смысловые) и социально-психологические (становление личностного самосознания).

Принцип культуросообразности предполагает, что индивидуальное и коллективное творчество воспитанников должно строиться в соответствии с ценностями и нормами традиционной народной культуры региона, не вступая в противоречие с общечеловеческими ценностями.

Принцип коллективности предполагает, что процесс изучения и освоения народных традиций осуществляется в детско-взрослом коллективе, даёт воспитаннику опыт взаимодействия с окружающими людьми, создает условия для самопознания, художественно-творческой самореализации.

Принцип патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы этнокультурных явлений и предметов, собственных действий по отношению к малой родине, Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют воспитанника на действия во благо Отечеству).

Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоционально-волевую и деятельно-практическую сферу личности ребенка предполагает обеспечение подлинной целостности формирования его духовно-нравственного развития, социальной ответственности и активности.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и ребёнка, содержанием которого является обмен ценностями, выработанными культурой конкретного общества. Диалогичность требует не столько равенства между педагогом и ребёнком, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип проектности предполагает ориентацию деятельности детей на самостоятельные проектные действия в логике «замысел – реализация – рефлексия».

Педагогический процесс представляет собой комплексное изучение явлений, объектов традиционной культуры. В процессе занятий обучающиеся осваивают фольклор, народные игры; знакомятся с календарными и семейными обрядами, узнают семантику и особенности народного костюма, традиционного домостроения; изготавливают народную игрушку.

Содержание программы основано на фольклорно-этнографическом материале Вологодской области и выстроено с учётом циклов народного календаря (сезонных периодов календарного года). Народный календарь является как содержательной основой процесса обучения, так и методом освоения народной культуры.

Каждая тема программы раскрывается в содержании нескольких видов деятельности: художественное творчество и трудовая деятельность (народная игрушка), познавательная (народный календарь и др., проектная деятельность), игровая деятельность (музыкальный фольклор и народные игры), досугово-развлекательная (праздники, гуляния, вечоры, проблемно-ценностное общение), туристско-краеведческая деятельность (народный календарь, праздники, фольклор, народные игры и др., проектная деятельность). В процессе изучения праздников и значимых дней календарного года обучающиеся приобретают первоначальные знания по этнографии, традициям материального быта, семейно-бытовым обрядам, народной педагогике и др. В ходе изготовления народных игрушек дети осваивают принципы конструирования вещей, активно включаются в процесс формирования предметного мира традиционной культуры. Народные игры обогащают опыт творческого общения с другими людьми, позволяет усваивать различные социальные роли. Освоение и исполнения образцов музыкального фольклора способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей.

Занятия могут проводиться как в учебных аудиториях, так и в помещениях, предназначенных для активной двигательной деятельности.

Формы занятий: игра, народный праздник, экскурсия, вечора, проект, учебное занятие и т. д. Подведение итогов деятельности организуется в форме выставок, концертов, защиты проектов и т. п.

3. Описание места программы в структуре ООП.
Программа внеурочной деятельности является частью организационного раздела ООП. Программа рассчитана на 2 учебных года. Количество часов первый год обучения – 36, второй год обучения – 36. Продолжительность занятия – 1 учебный час (35 – 45 минут).

4. Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Основная идея программы состоит в том, что деятельность воспитанника должна быть нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, и только потом – на развитие специальных предметных компетенций. Поэтому образовательный процесс не ограничен обучением с конечным результатом в виде знаний, умений, навыков, а нацелен на создание пространства многообразных видов деятельности и развивающихся общностей взрослых и детей, на проявление индивидуальности каждого ребёнка, приобретение новых и совершенствование имеющихся у него способностей.
5. Результаты освоения программы

Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:

  1. Результаты первого уровня (приобретение обучающимся социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний и первоначальных общих представлений о компонентах этнокультуры (обрядах, обычаях, фольклоре, ремёслах, праздниках, народных играх и т. п.), о способах продуктивной социально-культурной коллективной творческой деятельности.

  2. Результаты второго уровня (получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) формирование позитивных отношений обучающихся: принятие этнических ценностей своего народа, развитие ценностных отношений к традиционной культуре региона, наличие устойчивой положительной мотивации к изучению и освоения форм этнокультуры.

  3. Результаты третьего уровня (получения обучающимся опыта самостоятельного общественного действия): проявление инициативы в применении этнокультурных знаний; наличие первоначального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в ходе выполнения социально-культурных проектов в сфере традиционной культуры; приобретение опыта актуализации художественно-творческой деятельности в процессе исполнения образцов фольклора и изготовления изделий народных ремёсел.


6. Содержание программы.
1 год обучения
Тема 1. ««Осень, осень, в гости просим…»
Занятие 1. «Круглый год»

Понятия: «календарь», «народный календарь», «круглый год».

Природные сезоны. Будни и праздники.

Виды деятельности: рисование (аппликация, макетирование) на тему «Народный календарь».
Занятие 2. «Осень, осень, в гости просим…»

Осень в народном календаре. Традиции праздника «Семён-летопроводец». Проводы лета.

Виды деятельности: разучивание народной игры «Калечина-малечина», считалки «Трынцы-брынцы».
Занятие 3. «Матушка Пресвятая Богородица…»

Традиции праздника «Рождество Пресвятой Богородицы».

Понятие «урожай». Урожай зерновых как главный итог труда человека на земле. Значение хлеба.

Виды деятельности: разучивание игры «Катай каравай»; коллективная работа «Выпечка традиционного ржаного хлеба».
Занятие 4. «Репа-репонька, уродилась крепонька…»

Понятие «народная игрушка».

Материалы для изготовления народной игрушки.

Вид деятельности: изготовление народных игрушек из овощей, плодов.
Тема 2. «Батюшко Покров, покрой землю теплом…»
Занятие 1. «Скоро, девушки, Покров, скоро нам гуляночка…»

Традиции праздника «Покров Пресвятой Богородицы».

Понятие «частушка».

Вид деятельности: разучивание частушек о празднике.
Занятие 2. «Тёпло лето прожили, до Покрова дожили…»

Праздник «Покров». Вечора (традиционное застолье, народные игры).
Занятие 3. «Был праздник, будет и труд»

Народная глиняная игрушка. Образы, технология изготовления.

Вид деятельности: изготовление игрушек из глины.
Занятие 4. «Делу - время, потехе - час»

Значение народной игры. Многообразие народных игр. Особенности игр осенне-зимнего периода.

Вид деятельности: разучивание игры «Сиди, сиди, Яша».
Тема 3. «Зазимье пришло, вечёрки привело …»
Занятие 1. «Человек без дому, что птица без гнезда…»

Традиционное жилище. Виды жилых построек Вологодской области. Устройство традиционного дома.

Экскурсия в традиционные жилые постройки (реальная или виртуальная экскурсия).

Разучивание игры «У дядюшки у Якова».
Занятие 2. «Кузьма-Демьян, идите кашу хлебать…»

Традиции праздника «Кузьминки». Традиционное застолье (кузьминская каша, народные игры, частушки).
Занятие 3. «Клубок катится, нитка тянется…»

Технология изготовления народной игрушки из ниток.

Виды деятельности: изготовление из ниток куклы девочки.
Занятие 4. «В хороводе были»

Понятие «хоровод». Разучивание хоровода.

Виды деятельности: изготовление из ниток куклы мальчика.
Тема 4. « Зима не лето – в шубку одета»
Занятие 1. «Ваня в кафтане, Маня в сарафане…»

Народная одежда. Значение и функции одежды. Мужской и женский костюмные комплексы.

Пословицы и поговорки о народной одежде.

Виды деятельности: работа с альбомом-раскраской «Традиционная одежда Вологодской области».
Занятие 2. «Придёт Наум – наставит на ум»

День Наума-грамотника в народном календаре. Грамота. Славянская азбука.

Пословицы об обучении грамоте.

Виды деятельности: рисование букв славянской азбуки.
Занятие 3. «Народился наш Спаситель, всему миру Искупитель»

Традиции праздника «Рождество Христово».

Разучивание рождественской песенки «Маленький вьюнчик».
Занятие 4. «Придут Святки, все святые вечера…»

Обряды святочного периода: Колядование. Гадания.

Разучивание колядки.

Разучивание игры «Пахом».
Тема 5. «Пришла Коляда - отворяй ворота!»
Занятие 1. «Мы ходили, мы искали Коляду…»

Традиции праздника «Васильев вечер» (Старый Новый год).

Обряд колядования (моделирование ситуации «Обход домов колядовщиками»).
Занятие 2. «Святы, святы, святочки, святые вечерочки».

Святочная вечора (игры, хороводы)

Разучивание игры «Ремешки».
Занятие 3. «Стану сказку сказывать…»

Понятия «сказка»; «диалект», «диалектная речь».

Знакомство с текстами вологодских сказок в этнографическом исполнении.

Тема 6. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
Занятие 1. «Вся семья вместе, так и душа на месте…»

Традиционная семья. Поколенный состав. Система внутрисемейных взаимоотношений. Семейный лад. Уклад жизни традиционной семьи.

Разучивание игры «Горе моё, гореванье моё».

Виды деятельности: рисование «Большая семья» (коллективная работа).
Занятие 2. «Детушек воспитать – не курочек пересчитать»

Дети в традиционной семье. Функции детей в повседневной, праздничной и обрядовой жизни.

Виды деятельности: изготовление тряпичной куклы «Младенчик».
Занятие 3. «Отец-большак да мать-большуха…»

Взрослые члены семьи (родители, старшее поколение). Функции взрослых в повседневной, праздничной и обрядовой жизни.

Виды деятельности: изготовление тряпичной куклы «Столбушка».
Занятие 4. «Каков род, таков и приплод»

Понятия «род», «родня», «родственник». Физическое и духовное родство. Наименования степеней родства в вологодской устной традиции.

Повторение народной игры «У дядюшки у Якова».

Исполнение частушек о родне.
Тема 7. «Масленицу провожаем, весну дожидаем!»
Занятие 1. «А мы Масленку дожидали…»

Традиции празднования Масленицы.

Разучивание приговорки на сбор дров для масленичного костра «Тётки-лебёдки». Разучивание масленичных выкриков.
Занятие 2. «Дорогая наша Масленица…»

Масленичная вечора.

Разучивание народных игр «Горелки», «Шла-шла тетёра».

Разучивание частушек о масленице.
Занятие 3. «Через 7 недель будет светлый день…»

Традиции Великого поста. Значимые дни Великого поста (Чистый понедельник, Средокрестье).

Понятие «праведность». Пословицы, поговорки о праведности.

Тема 8. «Светлое Христово Воскресение»

Занятие 1. «Добрым путём Бог правит…»

Пословицы и поговорки о милосердии, вере, мудрости, чести, достоинстве.

Виды деятельности: изготовление лоскутного коврика (коллективная работа).
Занятие 2. «Ой, кулики-жаворонушки…»

Народные традиции встречи весны. Закликание птиц.

Разучивание заклички «Жаворончик молодой».
Занятие 3. «Верба-вербочка – золотая веточка…»

Народные традиции Вербного воскресенья.

Разучивание приговорки «Верба, ты верба…».
Занятие 4. «Христос воскрес, Сын Божий…»

Традиции празднования Пасхи.

Виды деятельности: роспись пасхальных яиц.
Тема 9. «Круглый год - дней хоровод»

Занятие 1. «Егорий хоробрый…»

Георгий Победоносец.

Образ защитника Родины и победителя врагов в русской традиции.

Пословицы поговорки о смелости и доблести.

Разучивание закличек «Солнышко-вёдрышко…», «Дожжик-дожжик, перестань…».
Занятие 2. «Скоро, скоро Троица…»

Народные традиции празднования Троицы.

Разучивание игр «Ручеёк», «Раз-два, барышок…».
Занятие 3. «Лето красное, солнце ясное»

Традиции летних народных праздников.

Разучивание и исполнение закличек «Радуга-дуга…», «Богова коровка…».
Занятие 4. «Круглый год – дней хоровод»

Итоговое занятие.

Игра «Круглый год».
2 год обучения
Тема 1. «Сентябрь лето провожает»
Занятие 1. «Осень-матушка…»

Понятие «месяцеслов». Русский месяцеслов как тип календаря.

Отражение представлений об осени в месяцеслове.

Виды деятельности: рисование «Осень-матушка» (коллективная работа).
Занятие 2. «Сентябрь-батюшка…»

Дни сентября в народном месяцеслове (Семёнов день; Рождество Богородицы; Никита-гусепролёт; Вера, Надежда, Любовь, София).

Праздник «Семён-летопроводец» (обряд проводов лета, застолье, игры, хороводы).

Разучивание пляски «Оттоп».
Занятие 3. «Осень-собериха…»

Осень – период подведения итогов работы человека на земле.

Виды урожая (зерновой, овощной, плодово-ягодный, грибной и т. п.)

Виды деятельности: рисование (лепка, аппликация) «Осенний урожай» (коллективная работа).
Занятие 4. «Лесовик-лесной, не сиди под сосной..»

Персонажи народных верований, связанные с пространством леса.

Былички о лесовом, лешем.

Знакомство с текстами в этнографическом исполнении.

Виды деятельности: изготовление народной игрушки из природного материала «Лесовик».
Тема 2. «Октябрь - листопадник»
Занятие 1. «Октябрь-листападник…»

Дни октября в народном месяцеслове (Арина, Сергий, Покров).

Понятия «гуляние», «ярмарка». Осенние покровские ярмарки.

Понятие «пляска». Разучивание «На парочку».
Занятие 2. «Покров-праздник»

Покровское гуляние-ярмарка (пляски, частушки, народные игры).
Занятие 3. «Мой дом на горе, три окошка на дворе…»

Традиционный крестьянский дом как модель структуры мира: три части пространства Вселенной – подземный, земной и небесный мир. Отражение народных представлений о доме в устройстве традиционной избы.

Виды деятельности: рисование «Изба» (коллективная работа).
Занятие 4. «Домовой – соседушко-батюшко…»

Персонажи народных верований, связанных с жилым пространством. Народные представления об образе «хозяина дома».

Былички о домовом и дворовом.

Знакомство с текстами в этнографическом исполнении.
Тема 3. «Ноябрь – ворота зимы»
Занятие 1. «Ноябрь – ворота зимы»

Дни ноября в народном месяцеслове (Казанская, Дмитриев день, Кузьминки, Михайлов день, Филиппово Заговинье).

Разучивание хоровода «Заинька по сеничкам».
Занятие 2. «Кузьминки – по осени поминки»

Праздник Кузьминки (традиционное застолье, народные игры, пляски).

Разучивание частушек о гармонисте «Заиграй наша гармошка…».
Занятие 3. «Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит»

Мужские традиционные ремесленные занятия.

Обработка дерева. Изделия из дерева (утварь, постройки).

Виды плетения (из бересты, дранки, ветвей ивы, корней сосны). Плетёные изделия.

Виды деятельности: плетение из бересты.
Занятие 4. «Золотые руки»

Обработка льна и получение нити традиционным способом.

Женские традиционные рукоделия: ткачество, вышивка.

Народные представления о покровительнице женских рукоделий Параскеве-Пятнице.

Виды деятельности: вышивание.
Тема 4. «Декабрь – стуж айло год кончает»
Занятие 1. «Барыня Зима»

Зимний период а народном месяцеслове.

Пословицы, поговорки, присловья о зиме. Загадки о природных явлениях зимы.

Виды деятельности: рисование «Зимушка-красавица» (коллективная работа)
Занятие 2. «Декабрь год кончает, зиму начинает»

Дни декабря в народном месяцеслове (Спиридон-солнцеворот).

Разучивание скороговорки «как на горке, на пригорке».

Разучивание игры «Уголки».
Занятие 3. «Я гуляю зиму в сарафане синем…»

Традиционная народная одежда: праздничная, повседневная.

Разнообразие костюмных комплексов Вологодской области.

Виды деятельности: изготовление кукол в народном костюме.
Занятие 4. «У меня на сарафане петушок да курочка...».

Символические функции традиционной одежды.

Смысловое значение орнаментики народного костюма.

Виды деятельности: продолжение работы по изготовлению куклы в народном костюме.
Тема 5. «Январь – батюшка зиму величает»

Занятие 1. «Пришли Святки – веселись, робятки»

Святочная вечора (пляски, игры).

Разучивание игры «Соколёна».
Занятие 2. «Январь – году начало, зиме – серёдка»

Дни января в народном месяцеслове (Васильев день, Крещенский сочельник, Крещение Господне, Татьянин день, Афанасьев день).
Занятие 3. «Солнышко на конике в гору едет»

Глиняные игрушки.

Виды деятельности: изготовление глиняной игрушки «Конь»
Тема 6. «Февраль зиму выдувает»
Занятие 1. «Февраль - бокогрей»

Дни февраля в народном месяцеслове (Тимофей-полузимник, Сретенье, Власьев день).

Разучивание народных игр «Лодыжки», «Чья копна на моей копне».
Занятие 2. «Сам да сама, да семь самышат…»

Традиционные семейно-бытовые обряды. Рождение, свадьба.

Разучивание хоровода «А мы просо сеяли».
Занятие 3. «Гармошечка-говорушечка…»

Народные музыкальные инструменты. Разновидности народных инструментов Вологодской области. Звучание гудка, гуслей, балалайки, гармони.

Разучивание народных игр в сопровождении музыкальных инструментов: «Растяпа», «Болтун».
Занятие 4. «Весна-весняночка…»

Весенний период в народном месяцеслове. Пословицы, поговорки, присловья о весне. Загадки о природных явлениях весны.

Дни марта в народном месяцеслове (Тимофей-весновей, Евдокия-плющиха, Сороки, Алексей-человек Божий).
Тема 7. «Март - предвесенье»
Занятие 1. «Твори, мама, опару, пеки пироги…»

Традиционная праздничная пища: выпечка, напитки, мясные и рыбные блюда.

Обрядовая пища масленичного периода.

Виды деятельности: выпечка масленичных блинов.
Занятие 2. «Как на масляной неделе»

Масленичная вечора (игры, пляски).

Разучивание пляски «Канитель».

Разучивание масленичных выкриков «Масленицу провожаем», «На Масленицу, на Починовскую».
Занятие 3. «От Масленицы до Пасхи»

Великий пост. Духовный смысл поста.

Понятие «духовные стихи». Слушание духовного стиха «Полетите Петры-Павлы…».

Разучивание игры «Камушки».
Тема 8. «Апрель-брат водой богат»
Занятие 1. «Апрель-снегогон»

Дни апреля в народном месяцеслове (Дарья-поплавиха, Благовещенье, Марья-зажги снега, Зосима-пчёльник).

Разучивание заклички «Тили-тили, жавороночки…».

Виды деятельности: рисование «Апрельские диковинки» (коллективная работа).
Занятие 2. «Говиньице переломилосе…»

Обряды середины Великого поста (Средокретья).

Разучивание закличек, приговорок: «Кресты, кресты-пророки…», «Мороз, мороз, не зноби ты наш овёс…».

Виды деятельности: выпечка обрядового печенья «кресты».
Занятие 3. «По дедовой мудрости…»

Понятие «былина». Герои русских былин. Северорусская былинная традиция.

Знакомство с текстами былин в этнографическом исполнении «Жил Святослав девяносто лет…» .

Виды деятельности: выполнение проекта «Застава богатырская»
Занятие 4. «Светлое Христово Воскресение»

Пасхальное гуляние (катание пасхальных яиц, народные игры, пляски, частушки, хороводы).
Тема 9. «Май лето в гости ожидает»
Занятие 1. «Май-травень»

Дни мая в народном месяцеслове (Егорьев день, Семён-ранопашец, Борис и Глеб, Николин день).

Разучивание закличек.

Виды деятельности: рисование «Майский день» (коллективная работа).
Занятие 2. «Батюшко Егорий, спаси нашу скотинку…»

Святой Георгий – покровитель домашнего скота.

Егорьевские пастушеские обряды. Труд пастуха.

Виды деятельности: изготовление глиняной игрушки «Барашки».
Занятие 3. «Летний день год кормит…»

Летний период в народном месяцеслове.

Разучивание народных игр «Городки», «Ворон».
Занятие 4. «Конец – делу венец»

Итоговое занятие.

Викторина «»Народная мудрость»

Виды деятельности: выставка работ.

Тема 10.Проверочные работы. Выставка работ.

Занятие 1.Прверочная работа.

Занятие 2. Оформление выставки.
7. Тематическое планирование занятий
1 год обучения





Тема

Количество часов

Форма итоговой аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

«Осень, осень, в гости просим!»

4

1

3




2.

«Батюшко Покров, покрой землю теплом…»

2

1

1




3.

«Зазимье пришло – вечорки привело»

4

1

3




4.

«Зима – не лето, в шубу одета»

4

1

3




Промежуточная аттестация

2

1

1

Практическая деятельность, игра

5.

«Пришла Коляда – отворяй ворота!»

3

1

2




6.

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

4

1

3




7.

«Масленицу провожаем, весну дожидаем!»

3

1

2




8.

«Светлое Христово Воскресение»

4

1

3




9.
10.

«Круглый год – дней хоровод»
Итоговая аттестация

4
2


1
1

3
1



Наблюдение, народные игры




ИТОГО:

36

10

26




2 год обучения





Тема

Количество часов




Всего

Теория

Практика

1.

«Сентябрь лето провожает»

4

1

3




2.

«Октябрь - листопадник»

4

1

3




3.

«Ноябрь – ворота зимы»

4

1

3




4.

«Декабрь-стужайло год кончает»

4

1

3




Промежуточная аттестация













5.

«Январь-батюшка зиму величает»

3

1

2




6.

«Февраль зиму выдувает»

4

1

3




7.

«Март - предвесенье»

3

1

2




8.

«Апрель-брат водой богат»

4

1

3




9.

10.

«Май лето в гости ожидает»»

Проверочная работа. Выставка работ.

4

2


1

1

3

1







ИТОГО:

36

10

26






8. Материально – техническое обеспечение

Традиционная народная культура
- Баранов С.Ю., А.А. Глебова, Ю.В. Розанов. Культура Вологодского края. - М., 2004.

- Бузин В. С. Этнография русских: Учебное пособие. – СПб., 2007

- Виноградов Г.С. «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. - СПб., 1999

- Древо жизни: сборник материалов по традиционной культуре Тарногского района. – Вологда, 2004

- Древо жизни: сборник материалов по традиционной культуре Верховажского района. – Вологда, 2010

- Древо жизни: Традиционная культура Березниковской земли. – Вологда, 2007

- Древо жизни: сборник материалов по традиционной культуре Сямженского района. – Вологда, 2005

- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. Прим. Т.А.Бернштам, Т.В. Станюкович и др. – М., 1991

- Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л., 1991

- Морозов И. А., Слепцова И. С., Островский Е. Б., Смольников С. Н., Минюхина Я. А. Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.

- Народная традиционная культура Вологодской области / сост., науч. ред. А.М. Мехнецов. – Вологда: ОНМЦК И ПК, 2005

- Русские / Отв. ред. В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. – М.: Наука, 2005. -828 с.: ил.- (Народы и культуры)

- Русский Север: этническая история и народная культура. XII – XX века. – М.: Наука, 2001

- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., 1995

Угрюмов А. Кокшеньга. - Архангельск, 1992

- Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. - М., 1987
Музыкальный и устно-поэтический фольклор
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х книгах. – М., 1992

- Бахтин В.С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. - Л., 1988

- Вологодские сказки конца XX - начала XXI века/Сост. Т.А.Кузьмина. – Воскресенское, 2008

- Вологодское словечко: Школьный словарь диалектной лексики. Изд. 2-е, исправл. и доплн. /Отв. редактор Л. Ю. Зорина. – Вологда: Вологод. гос. пед. ун-т, 2011.

- Голубиная книга В.Е. Русские народные духовные стихи XI - XIX веков. - М., 1991

- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. – М.: Рус. яз., 1999.

- Детский фольклор / Сост., вступит. ст., подготовка текстов и коммент. М. Ю. Новицкой. – М.: Русская книга, 2002.

- Едемский М.Б. Вечерованья и городки (хороводы) в Кокшеньге Тотемского уезда Вологодской губернии // Живая старина. - 1905. - Вып. 3-4.

- Заветное словечко: Сказки Вологодского края в пересказе С.Ю. Баранова. – Вологда, 2008.

- Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. – М., 1995

- Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М., 2002.

- Кулёва С.Р. Неизвестная частушка. – Вологда, 2008.

- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество. Детство/Сост., подг. текстов, вступ. ст., коммент. В.П. Аникина. - М., 1991

- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2: Детство, отрочество/Сост., подгот. текстов, вступит. ст., коммент. В.П. Аникина. - М., 1994

- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 3: Девичество/Сост., подгот. текстов, вступит. ст., коммент. В.П. Аникина. - М., 1994

- Народные песни Вологодской области. Песни средней Сухоны/Сост. А.М. Мехнецов. - Л., 1981

- Народная проза/Сост., вступ. ст., подг. текстов и коммент. С.Н. Азбелева. - М., 1992.

- Народная традиционная культура Вологодской области. Т. 1.: Фольклор и этнография среднего течения Сухоны. Ч. 1.: Песни, хороводы, инструментальная музыка в обрядах и праздниках годового цикла / Сост., науч. ред. А. М. Мехнецов, Г. В. Лобкова, И. В. Королькова и др. – Вологда, 2005.

- Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. – М., 1996.

- Обнорский П. Народные песни, собранные в Вологодском и Грязовецком уездах П. Обнорским: (Этнографический материал) //Вологодские губернские ведомости. _ 1883. - №16-18.

- Ончуков Н.Е. Северные сказки. Книга 1,2. - СПб., 1998

- По заветам старины: материалы традиционной народной культуре Вожегодского края/Под ред. А.М. Мехнецова. - СПб., 1996

- Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в трех томах. - М., 1993

- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1998

- Русские народные песни Вологодской области/Сост. М. Бонфельд. – Вологда, 1973

- Святочные игрища Белозерья. Колядки. Подблюдные песни/Сост. М.В. Алексеева, И.В. Парадовская. - М., 1996.

- Словарь областного Вологодского наречия. По рукописи П.А. Дилакторского 1902/изд. подгот. А. Н. Левичкин, С. А. Мызников. - СПб.,2006.
Народные игры
- Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. - М., 1995

- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. Методическое пособие. - М., 1991

- Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. - М., 1994

- Слепцова И.С., Морозов И.А. «Не робей, воробей!»: Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества. Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1995.

Материальная культура
- Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983

- Быков А.В. Народный костюм вологодской области. - Вологда, 1990

- Быков А.В. От зимних святок до филиппова заговенья. Народный костюм земли Вологодской в достоверных рисунках и правдивых рассказах. - Вологда, 1999.

- Власова И. В. Северно-русский костюм // Русский Север: этническая история и народная культура XII-XX вв. – М., 2001.

- Воронина Т. А. Традиционная и современная пища русского населения Вологодской области / Русский Север: ареалы и культурные традиции (ред.-сост. Т. А. Бернштам, К. В. Чистов). - СПб., 1992.

- Жарникова С.В. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. - Вологда, 1991.

- Жегалова С., Жижина С. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. - М., 1983.

- Ланцев В.В. Иллюстрированный сборник архитектурно-строительных терминов (крестьянское жилище, культовые постройки). – СПб., 2002.

- Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX века. - М., 1984.

- Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. - М., 1989

- Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия/Предисл. И.И. Шангиной. - СПб., 1999.

- Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия/Авторы - сост. Н. Соснина, И. Шангина. - СПб., 1998.

- Смолицкая В.Г. Русь избяная. - М., 1993

- Тазихина Л. В. Север Европейской части РСФСР // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX – начала XX вв.) – М., 1971.

- Ткань, ритуал, человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы/Авт. - сост. О.В. Лысенко, С.В. Комарова. - СПб., 1992

- Традиционный народный костюм Вологодской области (конец XIX – первая половина XX века): Этнографические очерки. – Вологда, 2006.

- Традиционный орнамент Уфтюги. Ткачество и вышивка. – Вологда, 2006.

- Черемухина Л.А. Северная кухня. - Архангельск, 1992
Ремёсла и промыслы
- Блинов Г.М. Чудо кони, чудо птицы. - М., 1977

- Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет. - Архангельск, 2006.

- Вологодские художественные промыслы / авт. А. А. Глебова. - Вологда, 2000.

- Глебова А. А. Художественные особенности вологодского кружева // Вологодское кружево. – Вологда, 2010

- Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М., 1994

- Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л., 1986

- Жарникова С. В. Мир образов русской прялки. - Вологда, 2000.

- Ильина Е. С. Закуштский гончарный промысел: историко-этнограф. очерк. - Вологда, 2000.

- Кочев М. С. Секреты бересты. – М., 2005.

- Лопатенко Н.М. Традиционная керамика Ерги. - Вологда, 1993

- Лукин М. П., Давыдова Н. М. Умельцы Великого Устюга. - Архангельск, 1977.

- Мокина Г. Г. Гончарное производство Вытегорского района // Вытегра: краеведческий альманах. Выпуск 1. - Вологда, 1997.

- Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. - М., 2009.- 216с.

- Русецкая О. Прикосновение к истокам: очерки о народных художественных промыслах России. - М., 1987

- Талицына Л.Ю. Вологодские свободно-кистевые росписи. Экспедиционные и учебно-методические материалы. – Часть 1. – Вологда, 2006

- Шелег В. А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: ареалы и культурные традиции/ред.-сост. Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. - СПб., 1992.
Народный календарь
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1-3 - М., 1998

- Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX - нач. XX в. - Л., 1988

- Виноградов Г. С. Детский народный календарь//Виноградов Г. С. «Страна детства». Избранные труды по этнографии детства/Сост. А. В. Грунтовский; подг. текстов и комментарии А. Ф. Некрыловой. – СПб., 1998

- Дайн Г. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М., 2001.

- Календарные обряды и фольклор Устюженского района / Сост. А.В.Кулёв, С.Р.Кулёва. – Вологда, 2004

- Колпакова Н. А мы просо сеяли. - М., 1984

- Круглый год. Русский земледельческий календарь. Русский земледельческий календарь. \ Сост., вступ. ст., и примеч. А.Ф. Некрыловой. - М., 1991

- Лобкова Г.В. «Сдоблялисе на святки кудесам» (Вологодские ряженые) // Живая старина. – 1995. – №2.

- Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). – М., 2004.

- Морозов И.А., Слепцова И.С. Праздничная культура Вологодского края. ч. 1. Святки и Масленица. – М., 1993.

- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конец XVIII - начало ХХ века. - Л., 1988

- Парадовская Г.П. От Рождества до Святой Пасхи. - Вологда, 1997

- Полуянов И. Месяцеслов. - Архангельск, 1979

- Поэзия крестьянских праздников/Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. И.И. Земцовского. - Л., 1970.

- Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина. – Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2000.

- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - С-Пб., 1995
Народная педагогика, семейно бытовые обряды
- Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. - М., 1985

- Едемский М.Б. Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда / Сост., подготовка текста и коммент. М.А.Вавиловой, С.Н. Смольникова. – Вологда, 2002.

- Мужики и бабы: Мужское и женское в традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб., 2005.

- Науменко Г.М. Этнография детства. - М., 1998

- Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории. - С-Пб., 1992

- Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Д. А. Баранов, Т. А. Зимина и др. – СПб., 2006.