Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка формирование творческой личности одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.


Скачать 240.12 Kb.
НазваниеПояснительная записка формирование творческой личности одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
ЗаголовокПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Документ создан автором02.05.2017
Размер файла240.12 Kb.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчест­ва, она дает удивительную воз­можность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах, а лепка из соленого теста более всего развивает творчество ребенка, т.к. слепив фигурку, ее можно раскра­сить, покрыть лаком, украсить тканью, бисером, добавить при­родные материалы, создать целые композиции.

Актуальность данной программы заключается в развитии детского художественного творчества, которое в условиях наплыва технологий становится все более актуальной проблемой.

Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и пробовать. Все начинается с детства. Результативность образовательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Новизна данной программы заключается в использовании нетрадиционных для занятий по лепке в детском саду, способах работы для создания художественного образа (каркас, декорирование изделия различными материалами, такими как текстиль, бисер);  в комплексном использовании заданий и упражнений по развитию творческого воображения на каждом занятии.

Педагогическая целесообразность предоставляемая данной программой состоит в возможности «пробы сил» обучающихся в данном виде творчества – лепке из соленого теста, содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценке детей. Дети дошкольного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности – созданное изображение из соленого теста – прежде всего, удовлетворял бы их самих, а также вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, навыков и умений, необходимых для успешного овладения тестопластикой, развития их творчества. Функционально мелкая пластика в современной культуре может выполнять не только традиционную роль произведения декоративно-прикладного творчества, но и быть средством общения (сувенир или подарок), связующим звеном между культурой прошлого поколения и современной культурой (интерпретация традиционных образов глиняной, деревянной и других игрушек , способом творческого самовыражения.

Пластическое творчество – наиболее эмоциональная сфера деятельности детей, расширяющая кругозор и возможности ребенка.

Тесто доступный материал для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него получаются разнообразные, достаточно крепкие даже для игры ребенка. Солёное тесто – это экологически чистый материал, идеально подходящий для лепки и художественного творчества. Работа с солёным тестом доставляет огромное удовольствие и радость детям.

Работа по данной программе рассчитана для детей старшей и подготовительной группы. Дети 4-5 летнего возраста с увлечением осваивают несложные приемы лепки из соленого теста, пробуют изготовлять вместе с педагогом игрушки из 3-5 частей, украшают дополнительными деталями.

Изобразительная деятельность детей подготовительной группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. В психологии детей также произошли значительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того, возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характера изображения — оно становится более четким.

Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все более разнообразными. Предметы, выполненные детьми подготовительной группы, свидетельствуют об их творчестве.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методике лепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соленого теста предполагает изготовление поделок в двумерном изображении, что в лепке из соленого теста более распространено, например, изображение панно, плоскостных фигур, брелоков. При трехмерном изображении объемных фигурок используется каркас (фольга, бросовый материал)
Цель: расширить возможности для детского самовыражения и творчества через занятия лепкой из соленого теста.
Задачи:

Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей возникновения мукосола, возможностями данного вида творчества;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике обработки изделий.

Технические:

– развивать координацию движения рук;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;

– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать речь;

расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать наблюдательность;

– развивать эстетический вкус;

– развивать образное и логическое мышление;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству в целом и основному виду – лепке;

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Социальные:

– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Особенности организации образовательного процесса:

Подготовительный курс обучения в детском саду имеет 2 уровня: стартовый и базовый.

На 1 уровне дети осваивают приемы лепки, изготовляют простые поделки из соленого теста.

На 2 уровне осваивают более сложные приемы лепки. Данный уровень характеризуется более устойчивым интересом к творчеству, у детей появляется больше возможностей для дополнений (в связи с приобретенными умениями и навыками) своих работ различными деталями (налепами), работы становятся интересными.

    • уровневая дифференциация обучения (старшая группа – 4 – 5 лет – 1 год, подготовительная группа 5 – 7 лет – 2 год);

    • занятия проводятся в группах детского сада, по 1 разу в неделю в каждой группе, продолжительность занятия 30–40 минут, с проведением физкультурной паузы.

    • общее количество часов в год – 36.

В проведении занятий используются формы коллективного творчества и индивидуальной работы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где концентрация внимания привлекается с помощью игрушек. На занятиях не только применяется красивая наглядность, но и обыгрывается весь ход занятия. Особенно увлекательными становятся занятия работы над коллективными композициями, достаточно придумать интересный сюжет и вроде бы одинаковые игрушки детей соревнуются между собой, или идут на помощь, для игры их только нужно сделать.

К каждому занятию подбирается такой учебно-дидактический материал, который помогает поддерживать у детей интерес к занятиям. Это могут быть интересные сведения из жизни животных, короткие стихи, загадки, скороговорки.

Основной формой организации работы является учебное занятие. Обычно это комбинированное занятие. Так как на одном занятии приходится объяснять порядок работы, контролировать процесс самостоятельной работы.

Программой предусмотрены так же занятие - игра, занятия-праздники, выставки.

Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала), репродуктивный, проблемный, педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения.

На первом году обучения значительное место занимает лепка мелких деталей: овощей, фруктов, цветов, листочков, которая осуществляется на основе сравнения формы. Ими украшаются плоские изделия: кольца, предметы вырезанные формочками. Объемные изделия состоят из 3 -5 частей, имеют круглую и овальную форму.

На втором году обучения дети выполняют более сложные работы. Изделия усложняются за счет большего количества частей, оформления декоративными деталями, дети активно вносят свои элементы творчества.

Ожидаемым результатом обучения является расширение возможностей для творчества и самовыражения ребенка, положительное эмоциональное самоощущение, позитивное отношение к обучению, познанию окружающего мира, себя. Повышение степени свободы выбора приемов в творчестве ребенка, вера в свои силы.

Результативность образовательного процесса отслеживается по определенным критериям в начале и конце каждого учебного года. По результатам мониторинга проводится анализ и корректировка работы с детьми.

Программа построена на принципах общей дидактики:

связи с жизнью, наглядности, систематичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторяемости, построение программного материала от простого к сложному.

Отслеживание результативности программы

Для отслеживания результатов развития детей по данной программе выбран уровневый контроль.

Основные критерии уровней развития творческих способностей с использованием техники лепки из соленого теста:

1. Способность к придумыванию образа.

2. Способность к отражению его с помощью нетрадиционных изобразительных средств (теста).

3. Способность творчески и рационально применять различные приемы.


На основании критериев были определены уровни развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

1 уровень.

Проявляет фантазию. Освоил основные способы и приемы лепки из соленого теста. Применяет разнообразные приемы дополнения своей работы различными деталями. Может вылепить по аналогии задуманное изделие. Увлеченность работой.

2 уровень. Проявляет интерес. Технические навыки изображения объектов с помощью теста недостаточно сформированы. Отмечается стремление создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но задуманный художественный образ с помощью теста в полной мере передать не может. Недостаточно развиты творческие способности.

3 уровень. Не проявляет выраженного интереса к лепке с использованием соленого теста. Технические навыки использования теста для изображения объектов отсутствуют. Слабо развиты творческие способности.
Виды и формы контроля:

Текущий: Наблюдение, беседа с детьми, родителями, воспитателями.

Итоговый: Творческое задание.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

-поделки;

-участие в конкурсах, выставках, викторинах

-творческие задания

Учебный план 1-го года обучения



Разделы

Тема

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

всего

теория

Практика.




1.Основы лепки из соленого теста

1.Вводное занятие.

Угощение для кукол.

Пирожные. Конфеты.


1


0,5


0,5






2.Украшения вырезание формочками, оформление налепами.



1


0,5


0,5




3.Фрукты. Овощи. Цветы. Ягоды. Грибы.

2

1

1




4.Кольцо, подкова, украшенные цветами, ягодами, фруктами.

4

2

2




2.Основы изготовления

рельефных и плоских изделий из соленого теста

5.Украшения. Панно.

7

3,5

3,5





Аквариум. Коллективная работа.

2

1

1





Снежинки.

1

0,5

0,5





Зимняя сказка.


2

1

1





Новогодний сувенир.




2


1


1




3.Основы лепки на каркасе, раскрашивание изделий


6.Шарообразные герои.

4

2

2





Колобок.

2

1

1




Черепашка.

2

1

1




7.Герои с овальными формами.

6

3

3





Рыбка.


2


2

2




Утка.

2

2

2




Заяц.

2

2

2




4. Изготовление сувениров, игрушек.

8.Сувениры-подарки.

6

3

3





Медали в подарок.

2

1

1




Панно «Цветы»

2

1

1




Пасхальный сувенир.

2

1

1




9.Игрушки своими руками.

4

2

2





Котик.

2

1

1




Собачка.

2

1

1




10.Итоговое занятие. Аттестация

1

0,5

0,5

Творческое задание

Итого

36

18

18






Содержание учебного плана 1-го обучения

Тема 1. Вводное занятие. Угощение для кукол.
Вводное занятие. Теория: Знакомство с нетрадиционным декоративно-прикладным искусством – мукосолом. Рассматривание игрушек, панно из соленого теста. Знакомство со свойствами соленого теста.

Практика: Лепка пирожных, конфет из цветного теста для кукол.
Тема 2.

Фигурки, вырезание формочками, оформление налепами.

Теория: Объяснение работы. Плоские работы различной формы: уточки, рыбки, черепашки. Практика:Вырезание формочками, украшение налепами из цветного теста.
Тема3.

Фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы.

Лепка без применения каркасов.

Теория: «Дары леса, сада, огорода»

Практика: Дети учатся сравнивать размер, форму. Осваивают приемы скатывания, раскатывания, прищипывания, соединения деталей из теста. Учатся раскрашивать высохшие работы красками.
Тема 4

Кольцо, подкова, украшенные фруктами, цветами, ягодами.

Теория: Подкова – символ счастья. Педагог показывает последовательность выполнения кольца, подков. Напоминает приемы выполнения фруктов, простых цветов и листиков.

Практика: изготовление и украшение изделий детьми.
Тема 5.Украшения. Панно.

Теория: Объяснения порядка работы. Беседа, рассказы по темам, фольклорный материал.

Коллективная работа «Аквариум». Лепка и украшение налепами рыбок.

«Снежинки» Лепка различных снежинок. Составление из деталей.

«Сказочное Новогоднее панно». Дети изготовляют несложные детали по сюжету панно. Пример: зайцы, елочки.

Новогодний сувенир. Плоское изображение зимнего волшебника: Дед Мороз, Снеговик. Основные детали большая и маленькая лепешки, соединенные между собой.
Тема 6. Шарообразные герои.

Теория: Объяснение работы. Беседа по сказке колобок, домашних любимцах. Скатывание фольги в шар – основа изделий, накрыть лепешкой из теста, снова скатать, налепить мелкие детали.

Практика: лепка колобка, черепашки, украшение налепами.
Тема 7. Герои с овальными формами.

Теория: Беседа о животных. Фольклорный материал (загадки). Объяснение работы. Скатывание фольги в овальную колбаску - основа изделий, накрыть лепешкой из теста, снова скатать, налепить мелкие детали.

Практика: Лепка. Рыба. Утка. Заяц.
Тема 8. Сувениры-подарки.

Теория: Беседа, рассказ демонстрация наглядности по данным темам. Практика: Сувенир ко Дню Защитника Отечества. Медаль круглой формы, оформленная деталями. Главные детали: танк, корабль, звездочка.

Сувенир ко Дню 8 марта. Сердечко, оформленное цветами. (Допустимы и другие варианты.)

Пасхальный сувенир. Подставка под яйцо. Скатывание шара. Проделывание углубления, украшение кружочками, цветами, листочками.
Тема 9. Игрушки своими руками.

Теория: Объяснение порядка выполнения работы.

Практика: Лепка. Котик. Собачка. Горизонтальное положение. Игрушки состоят из овального туловища, круглой головы, четырех лап - «морковочек», хвоста и мелких деталей: глазки, носик, ушки.
Тема 10.

Итоговое занятие.

Теория: Определение уровня образовательных результатов.

Практика: Самостоятельное задание: Вылепить любую поделку выпускникам подготовительной группы в подарок на память о садике.

Результаты 1 года обучения

К концу года ребенок должен знать:


  • технологию изготовления поделок из соленого теста;

  • правила работы с тестом.


Должен уметь:


  • лепить предметы круглой и овальной формы на плоскости;

  • применять в лепке из соленого теста знакомые способы и приемы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать;

  • дополнять готовые изделия налепами;

  • составлять несложную композицию;

  • лепить объемные лепные фигуры шарообразной и овальной формы из 3-5 частей;

  • Раскрашивать вылепленные изделия.



Учебный план 2-го года обучения


Разделы

Тема

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

всего

теория

Прак

тика




1.Основы лепки плоских

изделий из соленого теста

1.Вводное занятие.

1

0,5

0,5





2.Украшения для дома.

4

2

2

Подкова, оформленная цветами.

2


1


1





Корзиночка с фруктами и цветами.

2

1

1




3.Панно.


6

3

3




Панно «Ваза с цветами и фруктами» Коллективная работа

2

1

1




Панно «Котик». Индивидуальная работа.


2

1

2




Панно «Птичий двор»

Коллективная работа.



2

1

1




2.Основы лепки изделий из соленого теста на каркасе, раскрашивание игрушек

4.Игрушки-сувениры.


18

9

9




Птичка.

2

1







Рыбка.

2

1







Собачка.

2

1







Новогодний сувенир.

2

1







Черепаха.

2

1







Кошка.

2

1







Корова.

2

1







Медведь.

2

1







Человечки.

2

1







5.Предметы для дома.


6

1,5

4,5




Подставка для карандашей.

2

1







Подставка для телефона.

2

1







Рамочка для фотографий.

2

1







6.Итоговое занятие.Аттестация.

Организация выставки детских работ.

1

0,5

0,5

Выставка работ

Итого

36

18

18






Содержание учебного плана 2 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие.

Рассматривание выставочных работ в мастерской.
Тема 2. Украшения для дома.

Теория: Обереги. Подкова.

Практика: Раскатывание жгута, плавный поворот концов жгута, украшение мелкими деталями. Корзиночка с фруктами и цветами. Раскатывание теста, вырезание по шаблону стекой, ручка – коса, оформление фруктами и цветами. Украшения-подвески. Рассматривание образцов. Оформление работ по замыслу.
Тема 3. Панно Теория: Цветы. Фрукты. Загадки. Беседа о лете. Объяснение.

Практика: Лепка «Ваза с цветами и фруктами».

Коллективная работа, Показ приемов декорирования.

Практика: Панно с одним героем. Пр.: « Котик»
Тема 4 .Игрушки-сувениры.

Теория: Объяснение, повторение приемов лепки.

Практика: Лепка игрушек с основой на фольге с применением бросовых материалов, украшение дополнительными деталями. Игрушки раскрашиваются гуашевыми красками.
Тема 5. Предметы для дома.

Теория: Полезные предметы для дома. Беседа. Объяснение порядка выполнения работы. Подставка для карандашей.

Практика: Работа выполняется на каркасе. Облепляем обрезанный пластиковый стаканчик фольгой, затем тестом, украшаем деталями.

Рамочка. Рассматривание образцов. Показ выполнения одной из рамок. Оформление по замыслу детей.
Тема 6 . Итоговое занятие. Аттестация

Выставка работ из соленого теста в детском саду.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Этапы образовательного процесса

Сроки

Комплектование групп

С 25 августа по 14 сентября

Начало учебного года

С 1 сентября

Продолжительность учебного года

36 учебных недель

I полугодие-17 учебных недель

II полугодие 19 учебных недель

Промежуточная аттестация

С 22 по 26 мая 2017 года

Дополнительные дни отдыха

04.11.2016, 1-8 января 2017, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая

Окончание учебного года

31 мая (30 июня)

Летние каникулы

С 01 июня (1 июля) по 31 августа 2017 года

Занятия проходят по адресу: г.Белозерск, Советский проспект, д.51

Результаты 2 года обучения:

К концу года ребенок должен знать:

  • рецепт приготовления соленого теста ;

  • правила работы с материалами и инструментами;

  • технологию изготовления простых поделок из соленого теста;

Должен уметь:

  • лепить предметы круглой и овальной формы.

  • применять в лепке из соленого теста знакомые способы и приемы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать.

  • дополнять готовые изделия налепами.

  • составлять несложную композицию.

  • лепить объемные лепные фигуры шарообразной и овальной формы;

  • раскрашивать вылепленные изделия.


Структура проведения занятия


Занятие








Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
1.Образцы изделий.

2. Фольклорный и занимательный материал.

3. Разработки занятий.

4. Детские книги, иллюстрации.

Основные материалы необходимые для работы:


  1. Мука

  2. Мелкая соль.

  3. Фольга.

  4. Гуашь.

  5. Кисти №2,3.

  6. Картон.

  7. Клей.

  8. Тесьма.


Литература


  1. Горичева В.С.. Изделия из соленого теста.

  2. Ю.Б. Гомозова “Калейдоскоп чудесных ремесел” Ярославль 1998

  3. Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”.

  4. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках.- СПб, 2006.

  5. ЛежневаC/C/, И.И. Булатова “Сказка своими руками” Минск 1994.

  6. Лепка и тестопластика. 2008 год Карапуз

  7. О.С. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров” Москва 1990.