Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка II. Учебно-тематический план III. Содержание программы


Скачать 390.46 Kb.
НазваниеПояснительная записка II. Учебно-тематический план III. Содержание программы
Документ создан автором20.03.2017
Размер файла390.46 Kb.



Структура программы

I. Пояснительная записка ……………………………………..………..………3

II. Учебно-тематический план……………………………………………………7

III. Содержание программы ………………………….…...…………………..10

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы ……………………………………………………………………..16

V. Список литературы …………………..…………………………………....18

Приложения:

  1. Оценочный лист

  2. Тест на знание теоретического материала

  3. «Страна загадок и чудес» Конспект занятия

  4. «Восславим русскую березу…» Конспект занятия



1.Пояснительная записка.

Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве севера России. Сохранились предметы, относящиеся к 17 – 18 векам. На бересте писали, из нее делали обувь, посуду, различные предметы быта, использовали при строительстве жилья.

Актуальность программы основывается на том, что плетение из традиционных материалов сейчас пользуется заслуженным признанием. Задача педагога дополнительного образования – не дать исчезнуть той части культуры, которая складывалась не одно столетие. Береста – дешевое и доступное сырье. Для работы с ней не требуется дорогостоящее оборудование и приспособления для работы с берестой очень простые. Программа имеет художественную направленность. У детей, занимающихся берестой, формируются художественные умения, навыки, вкус. Дети приобщаются к народной культуре, развивается их творческая активность, наблюдательность, воображение и трудолюбие.

Новизна программы в обучении детей, как плетению из берестяных полос, так и тиснению по пластовой бересте.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия могут проходить в индивидуальной и групповой форме, группы разновозрастные, использование ИКТ, метода проектов.

Межпредметные связи с программами общего образования:

с программами «Истоки», «Технология», «Изобразительное искусство»

Контингент детей постоянный, набор в группы детей свободный. Занятия проходят в индивидуальной и групповой форме, группы разновозрастные. Программа рассчитана на 2 года обучения. В группе занимается 5 – 10 детей в возрасте от 8 до 14 лет. Программой предусмотрено 216 часов, 108 часов в год, это 3 часа в неделю.

Программа предусматривает замену или дополнение тем в зависимости от изменения уровня развития детей.

Важно выделить нормативные правовые документы, регламентирующие образовательный процесс по данной программе.

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  • Приказ Минобнауки России от 29.09.2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации 4 сентября 2014 года.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 4 июля 2014 г. №41г. Москва « Об утверждении СанПин 2. 4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.

  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.


Цель и задачи.

Цель: Развитие творческого потенциала детей через обучение их плетению из бересты и тиснению по бересте.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить плести из берестяных полос.

  2. Научить тиснению по пластовой бересте.

  3. Научить заготовлять и обрабатывать бересту.

Развивающие:

  1. Развивать художественно – творческие способности у детей.

  2. Расширить знания детей о традиционном народном промысле, познакомить с традициями местного берестоплетения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе.

  2. Воспитывать бережное отношение к природному материалу.

Задачи 1 года обучения:

1. Познакомить с берестоплетением, как народным промыслом.

2.Познакомить с инструментами и материалами необходимыми для работы, правилами техники безопасности, организацией рабочего места.

3. Освоить простейшие виды плетения, сначала из бумаги, далее из берестяных полос. Плетение плоскостное и объемное.

4. Познакомить с приемами работы в технике тиснения по пластовой бересте.

5. Развивать мелкую мускулатуру рук и пальцев у детей.

Задачи 2 года обучения:

1. Закрепить правила техники безопасности при работе с инструментами и освоить новые.

2. Совершенствовать умение плести из берестяных полос.

3. Научиться плести изделия с «Плечиками». Сужение и расширение изделия.

4. Совершенствовать умение тиснить по пластовой бересте.

5. Развивать творчество и умение художественно оформить изделие.
Требования к знаниям, умениям и навыкам.

На 1 год обучения дети должны знать:

- технику безопасности при работе с ножницами, иглой, молотком, киянкой, клеем.

- как оборудовать рабочее место.

- основные свойства и качества бересты, правила заготовки, обработки, хранения бересты, инструменты, использующиеся при этом.

На 1 год обучения дети должны уметь:

- приготовить полоски для плетения, подобрать бересту для тиснения.

- освоить прямое и косое плетение из бумажных, а затем и берестяных полос.

- освоить основные приемы тиснения по пластовой бересте.

- изготовить простейшие изделия, сувениры из берестяных лент.

На 2 год обучения дети должны знать:

- как оборудовать рабочее место, инструменты необходимые для

работы и правила техники безопасности при работе с ними.

- правила заготовки, обработки, хранения бересты, инструменты, использующиеся при этом.

- о народных мастерах берестяного промысла.
На 2 год обучения дети должны уметь:

- приготовить бересту к работе, рационально её использовать, производя расчеты материала и соблюдая правила техники безопасности.

- составить самостоятельно несложную композицию тиснения по бересте, проявлять творчество.

- освоить прямое и косое плетение, счет с образца.

Условия реализации программы.

Для работы нужны столы и стулья по росту детей. Рабочее место должно быть хорошо освещено естественным или искусственным светом.

Для плетения из бересты необходимо иметь:

Острые ножницы, канцелярские скрепки, линейку, карандаш, коточик, шило, нож для нарезки лент, проволока, цветная бумага, клей ПВА, МОМЕНТ, скальпель или нож для чистки бересты.

При освоении детьми раздела, «тиснение по бересте», добавляются инструменты: молоток, фигурные ножницы, штампы для рисунков, пробойники, дуги -6,7,8 и т.д., стамески, киянки.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится через промежуточную и итоговую аттестацию.

Педагог заполняет в течение года оценочный лист по основным умениям и навыкам, которые должен получить ребенок. Практические знания, умения и навыки оцениваются по 3-х бальной системе: 3 – отличная работа, 2 – с погрешностями, 1 – нет нужного результата. (См. Приложение 1) Для оценки Теоретических знаний дети выполняют тест. (См. Приложение 2)

2. Учебно – тематический план

Задачи 1 года обучения:

  1. Познакомить с инструментами и материалами необходимыми для работы, правилами техники безопасности, организацией рабочего места.

  2. Освоить простейшие виды плетения, сначала из бумаги, далее из берестяных полос. Плетение плоскостное и объемное.

  3. Познакомить с приемами работы в технике тиснения по пластовой бересте.

  4. Развивать мелкую мускулатуру рук и пальцев у детей.

  5. Познакомить с берестоплетением, как народным промыслом.




Тема

всего

теория

Практ

1

2

3


4


5

6


7

8
9

10

11
12

13

14

15

16
17

Вводное занятие

Обработка заготовленной бересты. Обработка бересты для тиснения
Брелки, закладки, медали с аппликацией и элементами тиснения. Клееные детали. Медалька, медальон, игольница, дом, снежинка.

.

Плетенки из полос. Косичка из трех полос. Плетенка с 2 осевыми. Плетенка объемная из 4 полос. Закладка, змейка. Браслеты.
Цветы объемные. Букеты из 3-5 цветов. Розы, ромашки, васильки, тюльпаны.
Сувениры и игрушки на основе конуса. Клоун-человечек, ангелочки, колокольчик рождественский.
Плетение салфеток и панно украшение узором или объемными цветами.
Валентинки.
Брелки плетеные.

Плоскостные игрушки: стрекоза, бабочка, ель, рыбка.
Берегини.
Женские украшения: бусы, браслеты, обручи на голову.
Плетение изделий с квадратным дном. Солонка, корзинка. Украшение полосками другого цвета, узоры.

Игрушки на основе куба: мяч, лесовик, домовой.

Знакомство с мастерами берестяного промысла.

Аттестация и оформление портфолио объединения и обучающихся.

Подготовка к праздникам, выставкам, ярмаркам и участие в выставках, ярмарках, праздниках.

Всего:

1

5

10


8


6

3


6

6
6

9

6
10

9

6

1

4
12
108

1


1

1

1

1
1

1

12
19


5

9


8


6

3


6

5
6

8

5
9

9

6
4


89


Задачи 2 года обучения:

  1. Закрепить правила техники безопасности при работе с инструментами и освоить новые.

  2. Совершенствовать умение плести из берестяных полос.

  3. Научиться плести изделия с «плечиками». Сужение и расширение изделия.

  4. Совершенствовать умение тиснить по пластовой бересте.

  5. Развивать творчество и умение художественно оформить поделку





тема

всего

т

пр

1
2
3


4

5
6
7

8
9

10

11

12

13

14

15

16

17


Вводное занятие. Знакомство с планом работы и образцами. Правила техники безопасности.

Обработка заготовленной бересты. Нарезание лент.

Изготовление изделий с оплеткой края: зеркало, обложка для блокнота и фото альбома, рамки для фото и картин (круг, овал, капелька, квадрат).

Плетенки из полос. Плетенка объемная из 4 полос. Браслеты. Обручи на голову. Рамки.
Цветы объемные. Букеты из 3-5 цветов. Розы, астры.

Новогодние игрушки: символика года.
Плетение из бросового материала.

Валентинки. Плоскостное плетение.
Плетение изделий с квадратным дном. Солонка. Солоник. Традиционные изделия Верховажского края.

Плетение шкатулки. Крышка, расчет размера крышки, украшение.
Вазы для цветов. Крупеник.

Игрушки объемные из нескольких деталей (собака, снеговик).
Плетеные плоскостные игрушки: скорпион, рак, рыбка, петух.
Плетение подносов квадратной и прямоугольной формы. Объемный край.
Знакомство с мастерами берестяного промысла. Исследовательская деятельность.
Аттестация и оформление портфолио объединения и обучающихся.
Подготовка к праздникам, выставкам, ярмаркам и участие в выставках, ярмарках, праздниках.

Всего:

1
5
12


6

6
6
10

6
6

6

6

9

6

6

1

4

12

108

1


1

1


1

1

4


9



5
11


6

6
5
10

6
6

5

6

9

6

6

12

99


3. Содержание программы.

1 год обучения
. Тема 1. 1 час. Вводное занятие. Экскурсия по кабинету. Рассказ педагога о промысле, рассматривание традиционных изделий местных мастеров, показ образцов, знакомство с инструментами, материалами, рассказ о видах березы. Правила техники безопасности.

Тема 2. 5 часов. Обработка заготовленной бересты. Обработка бересты для тиснения. Техника безопасности при обработке бересты. Практическая работа. Показать особенности пластовой бересты: наросты, цветовую гамму, способность слоиться и качества бересты необходимой для тиснения и плетения. Беседа о рациональном раскрое бересты и бережном отношении к природному материалу.

Тема 3. 10 часов. Брелки, закладки, медали с аппликацией и элементами тиснения. Клееные детали. Медалька, медальон, игольница, дом, снежинка. Рассматривание образцов. Практическая работа. Работа с трафаретом. Прорисовываем элементы на бумаге, составляем узоры на изделиях разной формы: круг, овал, прямоугольник. Для качественного склеивания между кусочками бересты проклеивается серая бумага. Дополнительный материал: льняная нить, тесьма.

.Тема 4. 8 часов. Плетенки из полос. Косичка из трех полос. Плетенка с 2 осевыми. Плетенка объемная из 4 полос. Закладка, змейка. Браслеты.

Рассматривание образцов. Для более четкого выделения полос, начинается обучение плетению с полосок цветной бумаги. Практическая работа. Плетение косичек из 2х, 3х, и более полос. Подставляем дополнительные полоски и закрываем плетение.

Тема 5. 6 часов. Цветы объемные. Букеты из 3-5 цветов. Розы, ромашки, васильки, тюльпаны. Правила композиции при составлении букета. Дополнительный материал: ивовый прут, проволока. Практическая работа. Показ, вырезание отдельных деталей, сборка цветка и букета.
Тема 6.3 часа. Сувениры и игрушки на основе конуса. Клоун-человечек, ангелочки, колокольчик рождественский. Рассказ о традициях новогодних праздников, новогодних сувенирах. Дополнительный материал: клей, самоклейка и бусины для украшения. Практическая работа. Работа с образцами, раскрой деталей по выкройке. Украшение изделий, по замыслу детей.

Тема 7. 6 часов. Плетение салфеток и панно украшение узором или объемными цветами. Рассматривание образцов. Практическая работа. Плетение полосками шириной 1,5 см. для тех, кому покажется сложно, работу можно начать с полосок из цветного картона. Украшение «конвертиками», полоски контрастного цвета.

Тема 8. 6 часов. Валентинки. Рассказ педагога об истории праздника, сувенирах, которые принято дарить в этот день. Рассматривание образцов, открыток, знакомство с литературой по теме. Изготовление сувениров по образцам, предложенным педагогом и творческие работы детей (украшение, размеры, цвет)

Тема 9. 6 часов. Брелки плетеные. Рассматривание образцов. Практическая работа. Плетение брелков из 4-х полос, размер брелка зависит от ширины полоски для плетения. Материал для украшения: тесьма, бисер, бусины.

Тема 10. 9 часов. Плоскостные игрушки: стрекоза, бабочка, ель, рыбка. Дополнительный материал: спички, льняная нить, тесьма. Рассматривание иллюстраций. Практическая работа. Работа с технологическими картами. Украшение игрушек.

Тема 11. 6 часов. Берегини. Беседа с детьми об оберегах, обзор литературы по данной теме. Практическая работа. Счет с образца, плетение полосками шириной 1 см.

Тема 12. 10 часов. Женские украшения: бусы, браслеты, обручи на голову. Рассказ педагога из истории женских украшений в прошлом и настоящем. Дополнительный материал: бисер, нитки, иголки. Практическая работа. Рассматривание образцов. Подбор бересты, снимаем мерки на плетение изделий нужного размера.

Тема 13. 9 часов. Плетение изделий с квадратным дном. Солонка, корзинка. Украшение полосками другого цвета, узоры. Знакомство с историей солонки, значение соли в жизни человека в разные исторические периоды. Практическая работа. Рассматривание иллюстраций, образцов и традиционных народных солонок. Плетение полоской шириной 1,5 см.

Тема 14. 6 часов. Игрушки на основе куба: мяч, лесовик, домовой. Рассказ о традиционных игрушках из бересты и на основе бересты (кукла). Обзор литературы по данной теме. Практическая работа. Плетение прямое или косое на выбор детей.

Тема 15. 1 час. Знакомство с мастерами берестяного промысла. Практическая работа. Просмотр фильмов, встречи с мастерами, рассказ педагога с рассматриванием фотографий и изделий выполненных мастером. Посещение музея.

Тема 16. 4 часа. Аттестация и оформление портфолио объединения и обучающихся. Анализ работы каждого ребенка в учебном году. Практическая работа. Оформление портфолио объединения и портфолио наиболее активных детей.

Тема 17. 12 часов. Подготовка к праздникам, выставкам, ярмаркам. Участие в праздниках, выставках, ярмарках. Практическая работа. Изготовление сувениров. Воскресенский Торжок, Алексеевская ярмарка в селе Верховажье. Вставки в городе Вологда: «Природа и творчество», «Букет зимы суровой», «Рождество христово».

2ой год обучения
Тема 1. 1 час. Вводное занятие. Знакомство с планом работы, новыми образцами, инструментами и материалами. Правила техники безопасности.

Тема 2. 5 часов. Обработка заготовленной бересты. Нарезание лент. Беседа о рациональном раскрое бересты и бережном отношении к природному материалу. Практическая работа. Подбор бересты для тиснения и плетения. Нарезание лент ножницами и ленторезом.

Тема 3. 12 часов. Изготовление изделий с оплеткой края: зеркало, обложка для блокнота и фото альбома, рамки для фото и картин (круг, овал, капелька, квадрат). Работа с образцами, беседа о назначении изделий. Практическая работа. Раскрой формы и изготовление изделий.В рамках для фотографий соединяются 3 стороны, 4-ая остается, чтобы вставлять фото или иллюстрацию.

Тема 4. 6 часов. Плетенки из полос. Плетенка объемная из 4 полос. Браслеты. Обручи на голову. Рамки. Работа с образцами. Беседа о назначении и применении украшений. Практическая работа. Плетение из полосок шириной 1 см и 0,5 см., индивидуальный показ плетения углов и поворотов на 90 градусов.

Тема 5. 6 часов. Цветы объемные. Букеты из 3-5 цветов. Розы, астры.

Правила композиции при составлении букета. Дополнительный материал: проволока, ива, клей. Практическая работа. Изготовление цветов разного размера, мелких и больших, для напольных ваз.

Тема 6. 6 часов. Новогодние игрушки: символика года. Рассказ о традициях новогодних праздников, новогодних сувенирах. Дополнительный материал: клей, самоклейка и бусины для украшения, нитки, иголки. Практическая работа. Работа с образцами. Изготовление подарков родным и друзьям. При изготовлении изделий, приветствуется самостоятельность и творчество

Тема 7. 10 часов. Плетение из бросового материала. Беседа с детьми о чистоте окружающего нас мира, о вариантах использования упаковочного материала. Рассматривание образцов. Практическая работа. Плетение корзин из упаковочной ленты. Подбор цветных полос для украшения.

Тема 8. 6 часов. Валентинки. Плоскостное плетение. Рассказ педагога об истории праздника, сувенирах, которые принято дарить в этот день. Рассматривание образцов, открыток, знакомство с литературой по теме. Изготовление сувениров по образцам, предложенным педагогом и творческие работы детей (украшение, размеры, цвет)

Тема 9. 6 часов. Плетение изделий с квадратным дном. Солонка. Солоник. Традиционные изделия Верховажского края. Посещение музея. Рассматривание экспонатов. Рассказ о назначении и использовании солонок и солоников. Практическая работа. Плетение солоников прямым или косым плетением на выбор детей.

Тема 10. 6 часов. Плетение шкатулки. Крышка, расчет размера крышки, украшение. Рассматривание фото и иллюстраций, образцов. Беседа об использовании шкатулок сейчас и в прошлом. Практическая работа. Плетение шкатулки из полосок шириной 1,5 см., счет с образца. Расчет ширины полоски, чтоб закрылась крышка. Секрет мастерства. Полоска берется на 1 мм шире. В край шкатулки в месте загиба полос вставляется дополнительно укрепляющая полоска бересты.

Тема 11. 6 часов. Вазы для цветов. Крупеник. Рассматривание фото и иллюстраций, работа с книгой. Показ образцов. Рассказ о традиционном изделии северного края - «крупеник» Практическая работа. Вазы для цветов. Индивидуальный показ убавления полос в объемном плетении. Секрет мастерства: отрезается полоска, которая лежит сверху.

Тема 12. 9 часов. Игрушки объемные из нескольких деталей (собака, снеговик). Рассматривание образцов и фотографий. Дополнительный материал: прутики, глазки, клей. Практическая работа. Плетение «прямое» и «косое». Игрушки состоят из 3х и более деталей.

Тема 13. 6 часов. Плетеные плоскостные игрушки: скорпион, рак, рыбка, петух. Дополнительный материал: проволока, нитки, иголки, бусины. Практическая работа. Работа с технологическими картами, образцами. Ширина полос до 1 см.
Тема 14. 6 часов. Плетение подносов квадратной и прямоугольной формы. Объемный край. Работа с образцами. Практическая работа. Плетение подноса, полоска для плетения от 1,5 см., размер 20х20 см.

Тема 15. 1 час. Знакомство с мастерами берестяного промысла. Исследовательская деятельность. Просмотр фильмов, рассказ педагога, посещение музея, рассматривание экспонатов. Встречи с мастерами. Оформление собранного материала.

Тема 16. 4 часа. Аттестация и оформление портфолио объединения и обучающихся. Анализ работы каждого ребенка в учебном году. Практическая работа. Оформление портфолио объединения и портфолио наиболее активных детей.

Тема 17. 12 часов. Подготовка к праздникам, выставкам, ярмаркам и участие в выставках, ярмарках, праздниках. Весенняя ярмарка в селе Чушевицы, Воскрксенский Торжок, Алексеевская ярмарка в селе Верховажье.

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Основное содержание программы предусматривает теоретическое и практическое обучение. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются словесные, наглядные и практические методы обучения, чаще в комплексе. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая включает выполнение изделий. Теоретическое обучение предусматривает ознакомление учащихся с декоративно прикладным искусством, образцами народных мастеров и образцами педагога, исторический материал. Теоретический материал выдается одновременно с практикой, как указания, советы и правила изготовления изделия. Часть информации идет как «секреты мастерства».Экскурсии в музеи и на выставки помогают познакомить с традициями и современным состоянием берестяного промысла. Участие в конкурсах и выставках различного уровня поможет детям проявить себя и выявить таланты.

Программа предполагает сотрудничество детей и родителей.

Знакомство детей с техникой плетения и тиснения идет «от простого к сложному». Не сложность исполнения первых работ рождает уверенность в своих силах.

Дети в группе разного возраста, с разным темпом деятельности, поэтому часто используется в работе индивидуальный показ. Уже с 1 года дети должны проявлять самостоятельность, научиться работать с книгой, иллюстрациями, схемами. Важен правильный анализ изделий. Атмосфера доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки способствует развитию творческих способностей детей.
Перечень методических материалов к образовательной программе: «Берестоплетение».






Название материала


Форма материала


Номер темы


1


2

3

4

5

6

7

8

9

10

11
12
13

14

15
16


Галаева И.П. Художественное плетение из бересты. Вологда ВИРО 2001г.
Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет. Архангельск: 2006г – 411 стр.

Кочев М. Секреты бересты – М: Профиздат, 2005 год.
Ускова Ф. Береста. Русское золото. - М: Профиздат 2007г.
«Береста»

Аппликация плоскостная.

Игрушки из коротких полос.

Бусы.

Плетенки.

Валентинки: плетеные, тисненые.
Плетеные шкатулки разных размеров.

Солонки и солоники.
Вазы.

Технологические карты.

Брелки, медали, сувениры.
Владимир Махнюк Береста

Москва АСТ-ПРЕСС


книга


книга

книга

книга

альбом с фотографиями.

образцы

образцы

образцы

образцы

образцы

образцы
образцы
образцы

технологические карты

образцы
книга


Тема № 4, 9, 11 – 1год.

№ 3,4,10 – 2г

.

Тема № 6- 1г

№ 4, 10 – 2г.
Тема № 4-1г.

№ 3, 9,10-2г.
Тема № 4-1г.

№2,5,9 - 2г.
Т №5,11,8-1г

№ 4,,8,12-2г
Тема №2-1г.

Тема №5-1г.

Тема №4-1г.

Тема №4-1г

№ 4 – 2год
Тема№8-1г.

№ 8 – 2год.
Тема №10-2г
Тема №9-2г

№ 13 – 1г

Тема11-2год.

Тема №7,8-1

№8,6 – 2год.
Тема 9-1г, 6,8 -2год





Литература для детей и педагога.


  1. Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет. - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда севера», 2006.

  2. Галаева И.П. Художественное плетение из бересты. - Вологда 2001г.

  3. Кальмо К. Работы из бересты. – М: Государственное издательство 1930

  4. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Яр: «Академия развития», 1998год.

  5. Палько Л.Л. Работы с ивой, лозой, берестой. – М: Вече, 2001год.

  6. Новикова Л.В. Базулина Л.В. « 100 поделк из природных материалов», - Яр: Академия холдинг, 2003год.

  7. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. – М: АСТ ПРЕСС, 1999год.

  8. Финягин В.В. изделия из бересты. Уроки ремесла. – М: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  9. Кочев М. Секреты бересты. – М: Профиздат, 2005год.

  10. Ускова Ф.Береста. Русское золото. –М: Профиздат, 2007год.

  11. Махнюк Владимир Береста. Техника. Приемы. Изделия. –Москва АСТ-ПРЕСС Энциклопедия Серия «Золотая библиотека увлечений»

2008 год


Приложения

Тест на знание теории 1 год обучения – (промежуточная аттестация)

ФИО________________________________________________________класс

Педагог дополнительного образования: Ширяевская Ольга Павловна


  1. Береста – это:

- кора сосны-

- кора березы-

- кора ивы-

2. Бересту заготовляют:

- в июне-

-в декабре-

- в марте-

3. Мастера, который плетет из бересты называют:

- плотник-

-берестянщик-

- художник-

4. Лапти – это:

- сапоги-

- обувь-

- игра-

5. Зобеника – это:

- Вологодская корзина-

- Тульский самовар-

- Дымковская барышня-

6. Солоник – это:

- емкость в которой хранили, носили соль –

- кормушка для лосей-

- гора –

7. Пестерь –это:

- ткань в цветочек-

- заплечный короб для переноса грибов и ягод –

- корзина –

8. Туес – это:

- емкость для хранения жидкости –

- плетеный сосуд цилиндрической формы –

- сосуд сделанный из пластовой бересты и еловых круглых досок-

9. Коточиг,(кочедык) это:

- инструмент для чистки котов-

- инструмент для картошки –

- инструмент для плетения из берестяных полос.

10. Археологи находят:

- берестяные дома-

- берестяные грамоты-

- берестяные копья-
11. На бересте можно:

- рисовать, писать-

- песни петь, плясать-

- чертить чертежи-

12. Для изготовления берестяных бус используют:

- бусинки «палатки»

- бусинки «плашки»-

- бусинки «плюшки»-

13. Детская погремушка из бересты называется:

- шаркунок-

- звонок-

- манок-

14. Ступни – это:

- праздничная обувь крестьян -

- летняя обувь крестьян –

- зимняя обувь крестьян –

15. Тиснение - это:

- резьба узоров на куске бересты -

- украшение бересты различными выдавленными узорами –

- роспись по бересте-

16. Киянка – это:

- круглый молоток –

- квадратный молоток –

- деревянный молоток –

17. Береста может быть разного цвета:

- розового – красного –

- желтого – коричневого –

- голубого – синего –

18. На бересте есть отверстия для дыхания:

- иголочки -

- чечевички –

- носики -

19. Гриб, который вырастает на поврежденном стволе березы:

- подберезовик –

- белый гриб –

- чага-

20. Праздник, когда люди украшают березу яркими лентами:

- Новый год –

- Троица –

- Пасха –

21. Крупеник – это:

- суп из разной крупы без овощей -

- плетеный сосуд для хранения крупы –

- солдатский суп –

22. Сколотень –это:

- полоска бересты шириной 2 см -

- прямоугольный или квадратный кусок бересты –

- береста имеющая форму цилиндра, целиком снятая с части березы -

23. Инструмент для нарезания бересты на полоски – лычки разной ширины.

- бокорез –

- ленторез-

- линейка –

Журнал педсовет № 5 2007 года.

Е.А.Пастухова п. Малиновский, Тюменская область.

Ханты – Мансийский автономный округ
Страна загадок и чудес.
Мероприятие посвященное Ханты – Мансийскому автономному округу.

Оформление холла:

Чум на постаменте, рядом – макеты берез.

На стене – карта ХМАО, рисунки бегущих оленей, солнца.

Образцы орнаментов и узоров народов ханты и манси на плакате.

Плакат говорите по мансийски.

Цветные ленточки для украшения веточек берез.

Фонограммы музыки народов севера.

Ведущий.

Здравствуйте ребята. Мы рады пригласить вас сегодня в страну загадок и чудес. Эта страна – край, в котором мы живем, и называется он Ханты – Мансийский автономный округ Югра. С самых древних времен живут здесь северные народы – ханты и манси. Их дом – чум, уютный и просторный внутри. Сооружают его из деревянных опор и покрывают шкурами животных, как правило, оленей. Такое устройство жилища позволяет очень быстро собрать его и перевезти на новое место, где есть корм оленям и людям. За год семья может менять место стоянки несколько раз. Мужчины ханты и манси рыболовы и охотники. Частенько они уходят на промысел в тайгу на несколько дней. Дорогой они поют песни.

Песня.

Чтец. Я очень молодой, счастливый и богатый,

Я очень крепкий и молодой.

Я прожил 23 зимы.

В лесу около маленькой речки.

Стоит моя маленькая одинокая юрта.

Эту юрту я сам, своими руками, строил.

Около юрты три оленя ходят.

Эти олени и ружье – мое богатство.

Оленей – авок – я сам с умершей матерью вырастил.

В мою маленькую юрту красивая девушка придет.

Эта девушка женой моей будет, жить в моей юрте будет.

Я очень богатый и счастливый.
Ведущий: женщины, как правило, остаются дома с детьми, поддерживают домашний очаг. Шьют одежду и украшают ее и предметы обихода узорами и орнаментами, подсмотренными у самой природы. Давайте вместе посмотрим на эти орнаменты.(приложение). Красивы хантыйские узоры, а также красив и певуч язык народов севера. Давайте выучим некоторые слова и предложения по мансийски. Плакат.

Здравствуйте! – пася о л э н!

Познакомьтесь – тарапатхатэн!

Меня зовут – ам намум!

Как твои дела? – нан тэлан хумус ювыт?

Поздравляю вас спраздником. – наным ялнын хотал кастыл сягтыл латын лавегум.

Спасибо. – пумасипа.

Живите счастливо. – сотынысь о л э н .

Входите –сялтэн

До свидания - ос ёмасулум

Мама - Ома

Папа - ась

Бабушка – аквиэква

Дедушка – акикве

Друг – юрт

Солнце – хейро.

Долгими темными вечерами в чуме старики рассказывают ребятне сказки и загадывают загадки.
Загадки о природе.
1 положишь в воду - не тонет, в огонь положишь – не горит. (лед)

2 от отца сын появился, от сына отец появился. (вода превращается в лед, а лед в воду.)

3 над окном серебряная монета висит. (Сосулька.)
Загадки о растительном мире.
1 Сто человек в одежде, другие сто раздетые. (деревья)

2 В уголке дремучего леса мужчина в желтом сукне стоит.(Береза с пожелтевшими листьями.)

3 В уголке дремучего леса мужчина в красной рубахе стоит. (береза со снятой берестой).

4 Посреди болота женщина в красном платке сидит.(Морошка)

5 Посреди болота женщина в красном платке плачет.(мухомор)
Загадки о животном мире и птицах.
1 Зимой берестяной дом, летом – кожаный дом. (рога оленя)

2 Ляжет – калач, встанет – стол. (собака)

3 Легкий наездник вершины дерева. (Белка)

4 Вдали войско, вблизи один.(стая уток)

5 Дом короткий, сани длинные.(сорока)
Загадки о человеке.

1 Быстрее сотни ног, быстрее сотни крыльев.(мысль)

2 Мышиные норки.(Ноздри)

3 Тридцать мужчин рубят – один передвигает. (зубы)

4 Тридцать плечистых богиню огня держат. (зубы и язык)

5 Один говорит, двое слушают.(язык и уши)

6 Голого в мех одевают.(рука в рукавице)
Загадки о разном.
1 Двое рядом соревнуются, никто не может победить.(лыжи)

2 Один мужчина сто лепешек бросает.(Следы от лыжных палок.)

3 Под водой сто глаз. (Сети)
Ведущий: долгая зима на севере. Долгая и холодная. Но не сидят дети в чуме идут на улицу, а чтобы не замерзнуть играют в игры. Поиграем и мы с вами.
Игра «Ловля оленей».

2 группы олени и пастухи. «Пастухи» берутся за руки и становятся полукругом, лицом к «оленям». «О.» бегают по очерченной площадке. По сигналу водящего «лови» «П.» стараются поймать «о.» и замкнуть круг. Круг замыкается тогда, когда поймано большее количество игроков. «О.» стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Игра «Рыбаки и рыбки.»

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Рыбаки ловят их. Ловить рыбок можно только в кругу. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Ведущий. Каждый народ имеет свою историю, которую передает из поколения в поколение с помощью песен, мифов, легенд. Познакомимся с одной из очень древних легенд народов Севера.
Давно это было забыли люди о доброте, о чистоте. Завидуют друг другу, обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на землю: черные мысли людей землю душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается, добрее становится. В дерево попадут – дерево белеет. Так появилась на нашей земле береза. Говорят, это небесной жизни кусочек, святое дерево.

До сих пор для народов ханты береза – священное дерево.

Най дерево, вэрт дерево – богам угодное, духам угодное. В старину на него вешали шкуру оленя с камусами( камус – часть шкуры с ног оленя) и головой вместе, принесенного в жертву Белому Отцу Торуму.

В березовые рощи возле хантыйских поселков женщины приходили на моление в весеннее и осеннее полнолуние, привязывали к стволам дары приклады и просили здоровья своим близким.

В старинных песнях березу со снятой берестой благодарно и уважительно сравнивали с красивой женщиной в нарядном сарафане из красного сукна. Называли березу деревом жизни: оно кормило и исцеляло от болезней.

Из весенней и осенней бересты делали узорную утварь. Из летней, светлой, - покрышки для чумов и лодок, крыли ею избушки. Из древесины вырезали блюда, ступы, корыта. Тонкие наросты (капы) использовали для рукояток ножей, ложек.

Для бытовых нужд бересту заготовляли женщины – недалеко от дома, у реки. Для полотнищ (етэм) – мужчины, причем в глубине, сердце леса.

Чагу (вош) – березовый гриб, который вырастает на поврежденных стволах, - зажигали во время обрядового действия, окуривали жилище: дым изгонял злых духов. Когда разводили дымокур от комаров, использовали древесину (полт) – желтого цвета.

Некоторые виды березы, высохнув, становятся красноватыми. Такую древесину, растертую в порошок для тепла клали на дно люльки.

В старину из березового гриба (м л щ н э тулх) делали игрушки: пульки для деревянных трубочек, далеко улетавшие при выстреле.

А сухой нарост(ломэ) сохранял в очаге огонь.

Вот мы с вами и попутешествовали по нашей Стране загадок и чудес. На память об этом путешествии выполним обряд. Береза для народов Севера – святое и почитаемое дерево, поэтому у нее принято просить исполнения желаний. А чтобы они сбылись, на веточке дерева завязывается ленточка. Мы с вами тоже тихонечко произнесем свое желание, повяжем ленточку и скажем (Пумасипа!)
Журнал Педсовет №5 2010 год

Е.И.Ломаева, село Курджиново, Карачаево – Черкессия
«Восславим русскую березу…»
Цели:

- воспитывать доброе, любовное отношение ко всему живому, чуткость и восприимчивость к красоте родной природы, желание охранять ее.

- дать сведения о некоторых деревьях; их особенностях, значении для человека;

- дать почувствовать детям, что береза действительно является для русских людей символом Родины.

Оформление, оборудование, реквизит:

- Изображение березы в разное время года.

- репродукции картин художников;

- изображения деревьев: ели, осины, сосны и др.

На доске изображения различных деревьев.
Ведущий. Здравствуйте ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено березе.

Но сначала посмотрите на доску и вспомните, какие еще деревья вы знаете.
Дети выступают с сообщениями об осине, ели, сосне и др.

Ведущий. Какими словами можно охарактеризовать эти деревья? Как вы понимаете смысл выражений: «стройная ель», «гордая и величественная сосна», «плакучая ива», «белая береза»…почему говорят, что ель царствует, а береза плачет?

Притча.

Автор – кандидат педагогических наук С. Астафьев.

В давние времена жили на свете деревья. Они очень хотели, чтобы бог услышал их мольбу, поэтому стволы и ветви их были обращены к небу. И однажды бог сказал деревьям:

- Пусть каждый из вас попросит о своем, но для каждого будет выполнена только одна просьба.

- Хочу быть стройной и красивой, - обратилась к Богу Ель.

- Хорошо. У тебя будет прямой ствол с тонкой корой и остроконечная вершина с позолоченными шишками. По утрам ты будешь любоваться собой в зеркало лесного озера. Но под кроной твоей будет темно и пусто, и трава под нею будет мертва.

- Хочу быть гордой и величественной, - сказала Сосна.

- Хорошо ты покоришь пески и скалы. У тебя будет крепкий высокий ствол с корой, отливающей огнем, и могучая крона, сияющая в лучах солнца. Но на земле под тобой будут пылать пожары, и основа твоя от них будет черной, а все, что поселится рядом с тобой, будет погибать в огне.

-Хочу быть богатой, - сказала Осина.

- Хорошо. Ты будешь расти на самой свежей и плодородной почве. Весной ты будешь носить серебряные серьги, а осенью будешь одеваться в шелка и бархат всех цветов. Но ствол твой внутри будет гнилой и трухлявый.

- Хочу быть любимой, обратилась последней березка.

Хорошо у тебя будет прекрасный белый ствол и тонкие плакучие ветви. В твоей кроне будут петь птицы, а под нею – зеленеть травы и расти цветы. но много обид и бед придется тебе испытать, а на нанесенные раны ответишь ты не горячей смолой, а светлым живительным соком. Да будет так!

Прошло время. Встал лес. И Бог пустил в этот лес Человека. И первое что принес человек с собой, был огонь. Пошли по лесу пожары , и погибла в них тонкокорая красавица Ель. Ее место заняла Сосна, которой суждено было жить среди огня. Стволы ее стали еще более могучими и высокими.

- моя просьба к Богу была самой мудрой, - говорит гордая Сосна.

А человек тем временем начал строить город. Сосновые бревна оказались лучшими, и человек вскоре вырубил Сосну.

- Как хорошо, что мой ствол сделался гнилым, - думала Осина. – моя просьба к Богу была самой удачной.

А Человек тем временем обосновался в городе, и из заводских труб поплыл на лес ядовитый дым. Стала болеть и чахнуть Осина. В одно дождливое лето ее листья стали черными, и дерево погибло.

И осталась с Человеком одна Береза. Она хотела быть любимой, поэтому вынесла и огонь, и топор, и ядовитый дым. Березовые леса стоят около наших городов и дарят радость. А весной из нанесенных Человеком ран течет по белым стволам светлый, как слеза, березовый сок.

Березовая страна - Россия…

Какое же желание было самым удачным? Мудрым?

Ответы детей.

Русский народ очень любит свою белоствольную красавицу. Березка стала символом России. Как клен для канадцев, липа для чехов, королевская пальма для кубинцев…не случайно «березовая» тема нашла отражение и в живописи и в музыке.

Звучит фонограмма песни «Во поле береза стояла»

Ведущий: но не надо понимать эту песню буквально. Березка стройная, красивая как девушка, береза символ света, чистоты, женственности. Она красива во все времена года, что нашло отражение в стихах и прозе.

Дети читают стихи.
Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками, с зелеными сережками,

Люблю ее заречную, с нарядными оплечьями,

То ясную кипучую, то грустную плакучую.(А. Прокофьев.)
Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою гурьбой, блестят в лазури голубой. (И. Бунин)
Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Осыпает ветки новым серебром.(С. Есенин)

Ведущий: с давних пор вошла в нашу жизнь березка. Мила береза русскому человеку. В ее честь названы города и поселки: Береза, Березань,

Березовка, Березники. Река Березина.

Любит народ белую красавицу. А белой названа потому, что ствол одет тонкой шелковистой корой белого цвета. Она защищает дерево от вредителей, болезней, в жаркий день – от перегрева лучами солнца.

Березу используют: почки и листья, кора березы содержат ценные вещества которые активно применяют в медицине. Березовый деготь используют для лечения кожных болезней, ожогов и ран. Березовый уголь применяют при пищевых отравлениях, заболеваниях кишечника. Целебной силой обладает березовый сок. Березовые почки – испытанное лекарственное средство. Даже растущий на березе гриб чага имеет целебные свойства: его применяют в онкологии.

Древесину используют в строительстве и при изготовлении мебели, для обогрева жилищ. А в старину, когда не было электричества, жгли лучину березовую. Из бересты русские умельцы плели корзины, туеса, оплетали глиняную посуду. Дошли эти народные промыслы и до наших времен. В древности даже писали на бересте, пока не было бумаги.

Еще березу называют деревом пионером, а пионер значит «первый.» береза первой «заселяет» заброшенные пашни, откосы у дорог, даже пожарища.

Загадки.
1 За то, что завял он зеленым в чулане,

Зимой отхлестал он хозяина в бане(веник березовый).

2 Он родился в день дождливый

Под березкой молодой –

Круглый, гладенький, красивый,

С тонкой ножкою прямой.(подберезовик)

3 Мир освещает, крик утешает,

Больных исцеляет, чистоту соблюдает.(береза)

Ведущий: А еще о березе говорили, что она: больным – на здоровье, людям – колодец, от тьмы – свет, дряхлым – пеленание. Как вы думаете, почему? (люди парятся в бане березовым веником; используют березовые почки и кору для приготовления целебных отваров и настоев; утоляют жажду березовым соком; освещают жилище лучиной и топят печь березовыми дровами; связывают берестой разбитые горшки; ремонтируют лукошки и корзины.)

Какими же словами можно назвать березу? Почему? (русская, кудрявая, белоствольная, стройная, щедрая, добрая, красивая, светлая, чистая, нежная, женственная, святая….)

А теперь я хочу проверить, внимательно ли вы меня слушали, и что нового узнали.
Что же это за девица –

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?(ель)
У меня длинней иголки, чем у елки:

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.(сосна).
Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит под горой.(береза).
Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит.(осина).
Письмо.
Ведущий; Поэты посвящали стихи березе, русский народ слагает о ней песни. Но в жизни же часто бывает по - другому. Вот послушайте письмо которое пришло на наш адрес.

«Здравствуйте ребята. Десять лет я прожила на свете и считала, что я Береза. Но прошлой весной подошел ко мне юный турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Летом дачник подошел и вырезал «Леня». Осенью грибник пришел отдохнуть. Посидел, подумал и вырезал на коре «Миша». А зимой подкатил лыжник, прочитал на мне все имена, воткнул палки в снег, вытащил огромный ножище и вывел «Эдуард». Так кто же я? Береза или Эдуард.?! И почему все кому не лень вырезают у меня куски кожи?

Береза – инвалид.

Ведущий. Жалко березку? Да деревья живые. Дерево чувствует если человек чем то огорчен и грустит вместе с ним. Наши предки славяне всегда относились к деревьям как к живым существам: мысленно просили прощения у дерева, если приходилось его рубить. Рубили только старые – созревшие деревья.

Приближается весна – время любителей березового сока. Но и они бывают разные. Случается очень небрежное отношение приводит к тому, что дерево теряет много сока – древесной крови. Люди часто наносят деревьям непоправимый вред. Раны долго не заживают, древесина начинает гнить, внутрь ствола проникают возбудители опасных болезней. Надо очень продуманно подходить к сбору сока. Важно правильно сделать надрез, а после окончания сбора закрыть ранку смолой сосны, садовой замазкой или пластилином, чтобы в нее не попали микробы.

Любите и уважайте нашу русскую березку красавицу!
Чуть пригрело солнышко откосы,

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней. В.Рождественский
Литература:

  1. М. Пришвин Деревья в лесу.

  2. И.М.Люнькова О чем поведали названия растений.

  3. С.Арефьев Притча