Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка Музыкальный фольклор развивает и обогащает духовный мир ребёнка, его нравственные устои. Веками сохранялись и отшлифовывались социально-значимые ориентиры, которые дошли до нас в музыкально-поэтическом и хореографическом языке фольклора.


НазваниеПояснительная записка Музыкальный фольклор развивает и обогащает духовный мир ребёнка, его нравственные устои. Веками сохранялись и отшлифовывались социально-значимые ориентиры, которые дошли до нас в музыкально-поэтическом и хореографическом языке фольклора.
страница1/10
ЗаголовокДетско-юношеский центр
Документ создан автором16.09.2016
Размер файла1.02 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Пояснительная записка


Музыкальный фольклор развивает и обогащает духовный мир ребёнка, его нравственные устои. Веками сохранялись и отшлифовывались социально-значимые ориентиры, которые дошли до нас в музыкально-поэтическом и хореографическом языке фольклора. Через образы, создаваемые в фольклоре, ребёнок постигает, что хорошо, а что плохо, что значимо для всех, а что надо отвергать.

Образцы музыкального фольклора несут в себе определенный смысл (подтекст). Погружаясь в их изучение, мы узнаем о смысле и цели человеческой жизни, о системе вечных ценностей, о взаимосвязях в окружающем мире. Всё это способствует формированию мировосприятия ребёнка.

Музыкальный фольклор способствует формированию патриотических чувств у подрастающего поколения. Изучая и осваивая фольклорные тексты, где отражено историческое прошлое народа, дети учатся с достоинством и без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, проявлять чувство товарищества, осознавать себя преемниками традиций своего народа.

Использование образовательного и воспитательного потенциала музыкального фольклора в системе средств становления, развития и образования личности ребенка является одним из программных направлений учреждения.

Народное музыкальное творчество играет особую роль в нравственном, патриотическом и художественном воспитании детей. Это объясняется его многосторонними связями с жизнью, историческим прошлым разных этнических групп, культурой в целом.

Музыкальный фольклор способствует активному совместному осмыслению и переживанию жизненных явлений, формированию эмоционального отношения к окружающему миру, людям. Народная песня обращена к самым глубинным сферам человеческой души и потому способна вызывать сильный эмоциональный отклик.

Установка на глубокое изучение и проникновение в традиционную культуру одного региона, восприятие песни в контексте условий ее бытования, всё это способствует формированию чувства национального достоинства, восстанавливает ослабленную связь времен.

Цель данной программы – развитие нравственно-этического сознания и художественно-эстетических ценностных ориентиров ребенка путем изучения и освоения музыкального фольклора.

Задачи:

Обучающие:

- изучение и освоение музыкального материала локальных традиций Вологодского края;

- формирование представление о многообразии музыкального творчества народа.

Развивающие:

- освоение музыкальных образцов локальной традиции, совершенствование исполнительских навыков на материале одной локальной традиции Вологодской области;

- формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.

Воспитывающие:

- воспитание уважительного и бережного отношения к музыкальному фольклору, как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- осознание себя приемниками народных традиций.

- формирование мужского и женского стереотипов поведения, семейных ценностей в соответствии с традиционными нравственными установками.

Основополагающими принципами программы являются личностный подход, культуросообразность, научность, системность, гуманистический подход, дифференциация, природосообразность, средовой подход.

Новизна программы заключается в её содержании, которое базируется на музыкальном и хореографическом неопубликованном ранее материале Вологодского края (материалы экспедиций учреждения), а также материалов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Вологодского государственного педагогического университета и др.

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 13-17 лет и состоит из подпрограмм: «Народное пение», «Народная хореография (групповая)» и «Народная хореография (мужская)». Подпрограмма «Народная хореография (групповая)» является обязательной для изучения всей группой. Подпрограмма «Народная хореография (мужская)» является вариативной для подгруппы мальчиков. «Народное пение» является обязательной для подгруппы девочек, для подгруппы мальчиков – вариативная.

Занятия проводятся в следующих формах: учебное занятие, творческая встреча, фестиваль, вечера, праздник, репетиция.

Количественный состав группы - 8-12 человек.

Сроки и формы контроля и аттестации

Для отслеживания результативности освоения программы педагог проводит текущий контроль (см. учебный план). Формы текущего контроля: зачет, концертное выступление.

Для отслеживания результативности обучения по программе «Музыкальный фольклор» (Мастер) в конце 1-го и 2-го годов обучения проводится промежуточная аттестация в форме концертного выступления.

Итоговой формой аттестации в конце курса обучения по программе является отчетный концерт группы.
Требования к знаниям и умениям

по окончании обучения по программе

«Музыкальный фольклор» (Мастер)
По окончании обучения по программе обучающиеся должны знать:

- музыкальные образцы разных жанров, характеризующие певческую и хореографическую традицию одного из районов Вологодской области;

- роль и место молодёжи в праздничном гулянии, обрядовом действе;

- особенности взаимоотношений парней и девушек на вечерах;

- манеру исполнения, диалектные особенности песен одного из районов Вологодской области;

- приуроченность хороводов, характерных для изучаемой традиции к календарю;

- бытование архаичных и поздних музыкальных образцов на территории изучаемого района;

- ход свадебного обряда, музыкальные образцы, сопровождающие свадебный обряд одного из районов Вологодской области;

- характерные пляски, бытовавшие на территории одного из районов Вологодской области;

- характерную манеру исполнения мужского пляса в традициях Вологодской области.
По окончании обучения по программе обучающиеся должны уметь:

- расшифровывать тексты музыкальных образцов (плясовых, календарно-обрядовых и лирических песен);

- восстанавливать структуру песни, кадрили по фрагментам образца;

- воспроизводить сольные и полифонические формы свадебной причети;

- слышать и воспроизводить гармонический строй песни;

- исполнять различные музыкальные образцы, характеризующие ту или иную певческую и хореографическую традицию;

- воспроизводить характерную манеру женской и мужской пляски;

- организовывать старшую вечёру.
По окончании освоения программы «Музыкальный фольклор» (Мастер) обучающиеся могут продолжить свое обучение по программе «Музыкальный фольклор» (Мастерство).


Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий по программе «Музыкальный фольклор» необходим аудиопроигрыватель, видеомагнитофон, ноутбук, телевизор. При проведении занятий по народной хореографии необходимо музыкальное сопровождение (гармонь, балалайка). Для проведения вечер, концертных выступлений, участия в фестивалях необходимы народные костюмы из фонда учреждения или личный костюм обучающегося (последний вариант предпочтительнее). При изучении темы «Святки» необходимы костюмы ряженых (медведь, коза и др.).
Методическое и дидактическое обеспечение

Для занятий по программе необходимо:

- аудио- и видеоматериалы (фонд учреждения);

- наличие текстовых расшифровок изучаемых песен (за исключением случаев, когда обучающиеся учатся делать текстовую запись песни);

- Хрестоматия по музыкальному фольклору;


- Литература:

  • Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области). – М., 1985;

  • Народные песни Вологодской области (по материалам студенческих фольклорных экспедиций): Песни средней Сухоны / Сост.: А. Мехнецов. – Л., 1981;

  • Устьянские песни: Вып. 1 / Сост. А.Мехнецов, Ю.Марченко, Е.Мельник. - Л., 1983.;

  • Устьянские песни: Вып. 2 / Сост. А. Мехнецов и др. – Л., 1984.


Подпрограмма


Народное пение

Русский музыкальный и танцевальный фольклор условно делят на стилевые зоны, каждая из которых имеет свои географические, климатические, жизненные и бытовые условия, своеобразные музыкальные интонации, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов и плясок. Вологодская область относится к северной стилевой зоне. Но и на территории самой области можно вычленить локальные музыкальные традиции, т.к. этническая история края отличается достаточной сложностью: проживали здесь финно-угры, затем в IX-XV вв. край заселялся славянами (выходцами из новгородских и ростово-суздальских княжеств)1. Территория Вологодской области обширна, певческая и хореографическая традиция восточных, центральных и западных районов имеет свои стилевые отличия.

Подпрограмма нацелена на углубленное изучение и освоение локальной песенной традиции Вологодской области.

Задачи:

Обучающие:

- изучение и освоение музыкальных образцов локальной музыкальной традиции Вологодской области;

- изучение музыкального фольклора в контексте праздничного гуляния, обрядового действа.

Развивающие:

- способствовать развитию певческих и хореографических навыков на музыкальном материале локальной традиции Вологодской области;

- совершенствование исследовательских навыков на материале локальной традиции Вологодской области.

Воспитывающие:

- понимание социальной роли и места подростков и молодежи в праздничном гулянии;

- воспитание уважения к ценностям традиционной народной культуры;

- воспитание уважительного и бережного отношения к музыкальному фольклору, как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы.
Режим занятий

Предусматривается следующий режим занятий в текущем году:

1-ый год обучения: 2 учебных часа в неделю для подгруппы девочек и 1 учебный час – для подгруппы мальчиков;

2-ой год обучения: 4 учебных часа в неделю для подгруппы девочек и 4 учебных часа для подгруппы мальчиков;

3-ий год обучения: 4 учебных часа в неделю для подгруппы девочек и 4 учебный часа для подгруппы мальчиков.

Занятия по народному пению организуются с подгруппами.

Предусматривается самостоятельная работа обучающихся:

- 1-ый год обучения для подгруппы девочек – 2 часа, для подгруппы мальчиков – 1 час;

- 2-ой год обучения для подгруппы девочек – 4 часа, для подгруппы мальчиков – 4 часа;

- 3-ий год обучения для подгруппы девочек и мальчиков – по 12 часов.

Учебный план составлен с учетом возрастных, музыкальных особенностей группы, а также наличия музыкального материала в фондах учреждения. Обязательными для обучения являются темы, связанные с народным календарем.

Темы, характеризующие жанры музыкального фольклора, не имеют строгой последовательности в изучении и строго закрепления количества часов. Так, например, тема «Хороводы» изучается и в 1-м полугодии и во 2-ом. Это связано с разучиванием хороводных песен, приуроченных к осеннему, святочному, либо весеннему календарным циклам; сложности освоения материала. В отдельной графе учебного плана можно указывать сроки изучения тем, связанных с жанрами фольклора.

В летний период обучающиеся ведут исследовательскую работу, участвуя в фольклорно-этнографических экспедициях. Материалы, записанные в экспедициях, являются содержательной основой занятий, могут использоваться обучающимися при написании рефератов, подготовке сообщений, докладов.
Методические рекомендации

В программе используются формы и методы работы, обеспечивающие музыкальное просвещение детей и подростков без предварительного отбора, без их предварительной музыкальной подготовки – это учебное занятие, репетиция, вечера, праздник, встречи с народными исполнителями.

Обучение народному пению в Вологодском областном центре традиционной народной культуры строится на основе песенного фольклора различных певческих традиций Вологодской области. В учреждении создан фонд аудио- и видеозаписей аутентичного фольклора. Материалы фонда являются основой для содержания занятий и для подбора репертуара программы.

Большое внимание на занятиях по народному пению уделяется звукообразованию, диалектным особенностям местного говора, манере исполнения музыкального образца. В качестве подготовительной работы на каждом занятии выполняются упражнения на развитие певческих навыков. Осваивая образцы музыкального фольклора, необходимо бережно относиться к материалу: уделять внимание особенностям местного говора, манере звукоизвлечения. Важным моментом в работе является прослушивание записей аутентичного фольклора. Не случайно в содержание подпрограммы включен прозаический жанр сказки. Работа над диалектом сказки, манерой её исполнения способствует формированию певческой позиции. Исполнение песен во многом зависит от активности каждого участника ансамбля. Для активизации работы учащихся на занятии можно использовать следующие формы: исполнение песни малыми составами или сольно, декламирование текста в ритме песни, пропевание мелодической линии на гласный звук. Это дает возможность активизировать дыхание и отработать диалектные особенности песенного образца, закрепить напев песни.

Тематический план подпрограммы «Народное пение» построен по народному календарю. В начале года отдаётся приоритет разучиванию игр, хороводов осеннего периода, в середине учебного года – святочный репертуар, далее – игры, хороводы, календарно-обрядовые песни масленичного и весеннего периода.

Подпрограмма предусматривает как основные элементы (темы) обучения, так и вариативные. Вариативная часть программы связана с изучением конкретной локальной традиции (темы, характеризующие певческую традицию, репертуар), состава группы (наличие мальчиков, девочек, их подготовленности (нет отбора по вокальным данным), физиологической зрелости (мутации голосов)), наличием в фонде аудио и видеозаписей музыкального фольклора.

Основным видом деятельности на занятиях является исполнительская и исследовательская деятельность, которая заключается в выяснении диалектных особенностей, манеры исполнения, структуры песни, обрядового действа, направленности хореографического шага.
Требования к знаниям и умениям

По окончании 1-го года обучения обучающиеся должны знать:

- географическое положение районов Вологодской области, культурные связи с близлежащими районами;

- традиции Семенова дня, роль подростков и молодежи в обряде;

- сюжеты рекрутских, жнивных частушек, контекст исполнения;

- коммуникативные игры старшей вечёры;

- особенности праздничных и будничных вечер;

- тексты и напевы припевок локальных певческих традиций Вологодской области;

- местные названия и разновидности хороводов изучаемой традиции Вологодской области, специфика хороводного жанра, формы вождения хороводов;

- девичьи обрядовые хороводы и игровые хороводы, приуроченность обрядового хоровода к календарю, обрядовому действу;

- плясовые песни изучаемого района Вологодской области;

- знание особенностей «дивьей» лирики и молодецкой лирики Бабушкинского и Тарногского р-ов (Устьянская лирика, Усть-Цилемская и др.);

- календарно-обрядовые песни святочного периода (колядки и песни для гадания), характерные для изучаемой традиции;

- место сольного свадебного причета в ходе свадебного обряда;

- календарно-обрядовые песни на масленицу;

- традиции ряженья в масленицу в разных регионах страны;

- жанровые особенности духовного стиха;

- многозначность практической функции колыбельных песен (убаюкивание, оберегание, благопожелание);

- сюжеты былин;

- сюжеты сказок, записанные братьями Соколовыми, Н. Ончуковым и в экспедициях учреждения.

По окончании 1-го года обучения обучающиеся должны уметь:

- исполнять рекрутские частушки;

- исполнять жнивные частушки;

- организовывать коммуникативные игры на старшей вечёре;

- исполнять припевки локальных певческих традиций Вологодской области;

- исполнять хороводы изучаемой традиции Вологодской области;

- исполнять плясовые песни изучаемого района Вологодской области;

- исполнять «дивью» и молодецкую лирику Бабушкинского и Тарногского р-ов;

- исполнять календарно-обрядовые песни святочного периода (колядки и песни для гадания), характерные для изучаемой традиции;

- воспроизводить сольный свадебный причет;

- исполнять календарно-обрядовые песни на масленицу;

- исполнять духовный стих;

- исполнять колыбельную песню изучаемой локальной традиции;

- «сказывать» сказку, записанную братьями Соколовыми (или Н. Ончуковым, или по материалам экспедиций учреждения).
По окончании 2-го года обучения по подпрограмме обучающиеся должны знать:

- специфику жатвенных обрядов.

- сюжеты жнивных частушек Белозерского и Нюксенского районов

- сюжеты частушек на проходку по деревне,

- тексты частушек на долгий голос (Бабушкинский, Нюксенский, Тарногский р-ны);

- контекст исполнения частушек под драку;

- семантику девичьих обрядовых хороводов, приуроченность к календарю;

- сюжеты припевок, характерные для изучаемой локальной традиции;

- хороводы и протяжные лирические песни;

- сюжеты плясовых песен Нюксенского и Бабушкинского районов Вологодской области.

- специфику календарно-обрядовых песен святочного периода (на примере одного из районов Вологодской области);

- локальные традиции ряженья районов Вологодской области (Бабушкинский р-н;

- особенности исполнения коллективного свадебного причета невесты и подруг (матери);

- сюжеты духовных стихов в традициях Русского Севера;

- образцы материнского фольклора изучаемой локальной традиции;

- сюжеты изучаемых баллад и былин;

- сюжет пасхального тропаря и контекст его исполнения.
По окончании 2-го года обучения по подпрограмме обучающиеся должны уметь:

- исполнять комическое причитание в рамках праздничной вечеры, посвященной Семенову дню для младших групп учреждения;

- исполнять жнивные частушки Белозерского и Нюксенского районов;

- исполнять частушки на проходку по деревне,

- исполнять частушки на долгий голос (Бабушкинский, Нюксенский, Тарногский р-ны);

- исполнять девичьи обрядовые хороводы;

- исполнять припевки, характерные для изучаемой локальной традиции;

- исполнять хороводы и протяжные лирические песни;

- плясовые песни Нюксенского и Бабушкинского районов Вологодской области;

- исполнять календарно-обрядовые песни святочного периода, характерные для традиции Бабушкинского района;

- исполнять коллективную форму причета в рамках реконструкции фрагмента свадебного обряда;

- исполнять календарно-обрядовые песни, отражающие локальную традицию, разных календарных периодов;

- исполнять духовный стих в традициях Русского Севера;

- исполнять пасхальный тропарь.
По окончании 3-го года обучения по подпрограмме обучающиеся должны знать:

- музыкальные образцы разных жанров, характеризующие певческую и певческо-хореографическую традицию одного из районов Вологодской области;

- роль и место подростков и молодёжи в праздничном гулянии, обрядовом действе;

- особенности взаимоотношений парней и девушек на вечерах;

- манеру исполнения, диалектные особенности песен (не менее 3-4 образцов) одного из районов Вологодской области;

- хороводы (3-4 образца), характерных для изучаемой традиции и их приуроченность к календарю;

- бытование архаичных и поздних музыкальных образцов на территории изучаемого района;

- ход свадебного обряда, музыкальные образцы, сопровождающие свадебный обряд одного из районов Вологодской области;

- музыкальное своеобразие семейно-бытовых обрядов (свадебного, рекрутского).
По окончании 3-го года обучения обучающиеся должны уметь:

- расшифровывать тексты музыкальных образцов (плясовых, календарно-обрядовых и лирических песен, духовных стихов и т.д.) и исполнять их;

- воспроизводить сольные и полифонические формы свадебной причети;

- слышать и воспроизводить гармонический строй песни;

- исполнять различные музыкальные образцы, характеризующие ту или иную певческую и певческо-хореографическую традицию;

- организовывать старшую вечёру;

- уметь воспроизводить сцены святочного и масленичного ряженья.

Учебный план (2 уч. ч. в нед.)

программа «Музыкальный фольклор» (Мастер)

подпрограмма «Народное пение» (девочки)

1-ый год обучения


Тема

Кол-во часов

Самостоятельная работа

Сроки

Текущий контроль,


аттестация







всего

теор.

практ

1.

Введение

1

1













2.

Семён – летопроводец

1




1




сентябрь




3.

Частушка

6

1

5




октябрь

зачет

4.

Покров

2




2




Покр.недел

зачет

5.

Хороводы

12

2

9

1

На прот. года

зачет

6.

Вечерочные припевки

1




1




октябрь




7.

Кузьминки

2




2




Ноябрь

зачет

8.

Плясовые песни

4

1

3




апрель




9.

Протяжные лирические песни

12

1

10

1

Ноябрь-декабрь

зачет

10.

Походные песни

1




1




февраль




11

Исторические песни

1




1




февраль




12

Святки

6

1

5




Декабрь-январь

зачет

13

Свадебные песни

8

2

6




Январь-март

зачет

14.

Масленица

2

1

1




Февраль-март

концертн. выступ.

15

Великий Пост

4




4




Март




16

Колыбельные песни, пестушки, потешки

1




1




Февр.-апр.




17

Эпические жанры

4




4




Апрель-май




18

Пасха

2




2




Апрель-май




19

Егорьевские песни

1




1




Апрель-май




20

Заключение

1




1




май

конц. выстпуление




ИТОГО:

72ч.

10

60

2






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10