Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка. Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения младшими школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий


Скачать 272.69 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения младшими школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий
Заголовок« Шуйская средняя общеобразовательная школа»
Документ создан автором14.02.2016
Размер файла272.69 Kb.







1.Пояснительная записка.

Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения младшими школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.

Рабочая программа «Занимательная информатика» составлена на основе:

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.

  • программы курса «Творческая среда Перволого-3»

Универсальная учебная компьютерная среда ПервоЛого разработана российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc.

Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.

Лого – эффективное программно-педагогическое средство, развивающее интеллект, умение решать задачи, познавательные способности и творческое мышление детей.

ЦЕЛЬ: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации, освоение основ программирования и приобретение умений в совместной проектно-творческой деятельности.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Развивать творческие способности и логическое мышление детей.

  2. Освоение навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого.

  3. Обучение основам алгоритмизации и программирования.

  4. Овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой.

  5. Развитие образного, художественного мышления.

  6. Развитие мелкой моторики.

  7. Приобщение к проектно-творческой деятельности.

  8. Развитие межпредметных связей: информатика; русский язык; литература; изобразительное искусство; музыка.

Воспитательные:

  1. Формирование потребности в саморазвитии.

  2. Формирование активной жизненной позиции.

  3. Развитие культуры общения.

  4. Развитие навыков сотрудничества.

Развивающие:

  1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  2. Развитие чувства прекрасного.

  3. Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Решение данных задач способствует:

  • выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации;

  • формированию алгоритмического мышления школьников;

  • развитию навыков проектно-творческой деятельности;

  • воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.

2.Общая характеристика предмета.

Программа основана на адаптации к условиям дополнительного образования предметов, изучаемых в рамках основной программы: информатика и ИКТ, литература, русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир, музыка.

К числу таких форм адаптации относится комплексное искусство мультипликации, близкое и понятное детям.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов.

Универсальная учебная компьютерная среда ПервоЛого разработана российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc.

Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки, графический текст и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.

ПервоЛого3.0 обладает всеми мультимедийными и Интернет-возможностями своего "старшего брата" - программы ЛогоМиры 2.0. В частности, можно опубликовать свой проект в сети Интернет. Установив так называемый Web-плеер, любой посетитель страницы сможет увидеть проект в действии прямо в сети через браузер. Кроме того, в программу входят: графический редактор (тысячи цветов), музыкальный редактор, до сотни черепашек, 64 полноцветных формы для них, параллельные процессы, встроенный справочник и многое другое. Таким образом, ученики имеют мощный инструмент для создания собственных проектов, в том числе мультимедийных презентаций на любую тему

Новизна данной программы заключается в самом понятии проекта в Перволого:

  • Задание сформулировано достаточно свободно.

  • Имеется цель – содержательно понятная и привлекательная для реализации.

  • По мере выполнения задания цель может уточняться.

Лого – это философия образования, это компьютер для детей, это индивидуальное обучение, конструктивизм: ребёнок как зодчий, это развитие творческих способностей, это развитие практических навыков решения ежедневных задач.

Лого – эффективное программно-педагогическое средство, развивающее интеллект, умение решать задачи, познавательные способности и творческое мышление детей, а использование в начальной школе информационных технологий создает условия для самостоятельной творческой деятельности ребят.
3. Описание места программы.

Программа внеурочной деятельности «Творческая среда Перволого-3» является частью организационного раздела ООП. Данная программа ориентирована на детей 1 - 3 классов общеобразовательной школы. 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю.


4. Описание ценностных ориентиров

Среди проблем, обращающих на себя внимание педагогов, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности обучения. Одним из критериев оценки эффективности обучения является наличие интереса у учащихся.

Потребность в активной познавательной деятельности возникает в конце младшего школьного возраста. Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности.

В современной дидактике одним из инновационных направлений является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Также метод проектов развивает умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, особенности критического мышления. Данный метод наиболее легко вписывается в учебный процесс.

ПервоЛого – это универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого для дошкольного начального школьного образования. Содержит минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок. Включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов, ПервоЛого может успешно использоваться для изучения различных «профессий» современного компьютера и овладения его инструментарием. При работе с Лого не придется тратить время на предварительное изучение системы. Запуская программу, открывается компьютерный альбом, в котором практически сразу можно заниматься содержательной работой: рисовать картинки, создавать мультфильмы, управлять черепашками и т.д. Программа управляется с помощью простого графического меню. В ПервоЛого решен вопрос о «наследственности» Лого-программ. Ребенку, «выросшему» из ПервоЛого, не составляет труда перейти к работе в ЛогоМирах 2.0. Более того, ребенок сможет открыть в ЛогоМирах проект, созданный в ПервоЛого, и продолжить над ним работу. Среда обучения Лого является примером новых технологий обучения, направленных на освоение средств, при помощи которых учащиеся могут самостоятельно добывать знания. В системе Лого Миры (Лого) активно используется визуализация – она может быть применена для решения задач, интересных ребенку. Лого – среда, открытая для занятий любым школьным предметом. Лого важен не как язык программирования, а как средство развития личности, познания мира. Ребенок учится анализировать любую проблему, относиться к любой ошибке не как к катастрофе, а как к тому, что следует найти и исправить.

5. Результаты освоения программы

Ожидаемые результаты обучения – умение самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого.

1 класс

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

  • управлять движением Черепашки;

  • рисовать простейшие фигуры.

2 класс.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности Поля форм;

  • технологию создания декорации микромира.

Учащиеся должны уметь:

  • переодевать Черепашку в разные формы;

  • пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров;

  • создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане.

6. Cодержание программы.

1 класс «Программирование в среде ПервоЛого»

Знакомство со средой ПервоЛого и технологией работы в ней.


Интерфейс программы ПервоЛого и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Понятие команды в среде ПервоЛого. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисова­ние фигур с помощью Черепашки.

2 класс

Команды управления Черепашкой; оживление рисунка: простейший алгоритм движения объекта, создание мультипликационного эффекта; создание новых форм и оживление их; создание мультипликационного сюжета. Оживление сюжетов: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”. Создание мультипликационного сюжета на свободную тему.

Реагирование объектов друг на друга, реагирование объектов на цвет, управление объектами при помощи светофора; создание сложного мультипликационного сюжета. Создание мультипликационного сюжета: “Регулируемый перекресток”. Мультипликационный сюжет на свободную тему. Этапы создания анимационного сюжета.

7. Тематическое планирование 1 класс



темы

Название темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся


1-3


Правила поведения при работе с компьютером.

Знакомство с компьютером.

Включение, загрузка и выключение компьютера.

3

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.


4-6


Рабочий стол.

Учимся управлять окнами и папками.

Знакомство со средой ПервоЛого.


3

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.

Понимать и принимать задачу, видеть ее практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).

7


Окно ПервоЛого.

Начало: работать с ПервоЛого легко.

1

Работать по правилам игры. Выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом.

8

Графический редактор ПервоЛого.

1


Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры. Выполнять действия «соедини», «обведи» в соответствии с правилами игры. Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах.

9

Инструменты и палитра ПервоЛого. Проект Орнаменты.

1

10

Инструменты и палитра Перволого. Проект Зоопарк.

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.

11

Проект Стадо, стая, табун. (отпечатки форм)

1


Работать по правилам игры. Выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне» в соответствии с правилами игры. Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах.

12


Проект Гобелены, коврики.

1



Работать по правилам. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов).

13

Проект Шотландский плед.

1

14-15

Формы черепашки.

2

Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук.

16

Работа с формами. Проект.

Полёты в космос.

1

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов.

17-18

Оглавление альбома. Как добавить новый лист, как листать альбом

2

Работать по правилам. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов).

19


Оглавление альбома. Как установить эффект для листа

1

Работать по правилам игры. Выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне» в соответствии с правилами игры. Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах.

20

Оглавление альбома. Как показать альбом в режиме демонстрации

1

Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук.

21-24

Инструменты. Закладки.

Проекты по выбору.

4

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов.

25-30

Команды управления черепашкой. Проекты Секундомер Аквариум.

6

Работать по правилам. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов).

31-33

Создаём мультфильм. Демонстрация проектов.

3

Работать по правилам. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в компьютерной адаптированной среде. Подведение итогов.



Тематическое планирование 2 класс.



темы

Название темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся


1


Правила поведения при работе с компьютером.

Интерфейс среды ПервоЛого.

3

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.


2

Графический редактор среды ПервоЛого.

Проект по выбору.


1

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.

Понимать и принимать задачу, видеть ее практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).

3


Инструмент Штамп. Проект Орнаменты.

1

Работать по правилам игры. Выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом.

4

Cоздание новых форм.

1


Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры. Выполнять действия «соедини», «обведи» в соответствии с правилами игры. Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах.

5

Проект Гобелены, коврики

1

6

Использование коллекции рисунков для фона.

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.

7

Работа в поле команд. Управление пером.

1


Работать по правилам игры. Выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне» в соответствии с правилами игры. Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах.

8


Проект Майка с картинками.

1



Работать по правилам. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов).

9-10

Формы черепашки.

2

Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук.

11

Работа с формами.Проект.

Полёты в космос.

1

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов.

12-13

Оглавление альбома. Как добавить новый лист, как листать альбом

2

Работать по правилам. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов).

14


Оглавление альбома. Как установить эффект для листа

1

Работать по правилам игры. Выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне» в соответствии с правилами игры. Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах.

15

Оглавление альбома. Как показать альбом в режиме демонстрации

1

Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).

Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук.

16-19

Инструменты. Закладки.

Проекты по выбору.

4

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов.

20-25

Команды управления черепашкой. Проекты Секундомер Аквариум.

6

Работать по правилам. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов).

26-30

Создаём мультфильм.

5

Работать по правилам. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов).

31-32

Редактируем текстовую запись команды.

2

Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи).

33-34

Демонстрация проектов.

2

Работать в компьютерной адаптированной среде. Подведение итогов.



8.Описание материально-технического обеспечения.

  1. Наличие индивидуальных компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.

  2. Программа ПервоЛого 3.0.

  3. Возможность выхода в Интернет.

  4. Электронный учебник ПервоЛого 3.0.

  5. Видеоуроки.

  6. Демонстрационные уроки и проекты на каждую тему.

  7. Мультимедийное оборудование.

  8. Сканер.

Литература для преподавателя

  • Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2008

  • Баракина Т.В. Основы моделирования в начальном курсе информатики.// Информатика и образование. № 3, 2007. С. 83-91.

  • Богомолова Е.В. Психолого-педагогические аспекты обучения информатике в начальной школе: Учебно-методическое пособие. Рязань, 2005.

  • Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2008 года.

  • Ильясова Э.Н. Психолого-педагогические проблемы информатизации начального образования: Учебно-методические материалы для студентов. Стерлитамак, 2006.

Литература для обучающихся

  • Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого, 2007

  • Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2006

  • ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/ )


Психологические игры

Игра «Волшебные сундучки»

Предлагаем ребёнку подумать, какое у него сейчас настроение, что он чувствует. Затем просим его сложить все отрицательные эмоции: обиду, грусть, злость, страх в волшебный сундучок и выбросить. Вместе с тем из другого сундучка (он яркий, красочный) ребенку предлагаю взять себе положительные эмоции, которые он сам хочет, и желал бы подарить другим.

Игра «Новоселье»

Предлагаю детям нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. Эта игра направлена на формирование чувства единения с окружающими.

Игра «Цветик-семицветик »

Игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать с окружающими. Для этой игры понадобится цветик - семицветик, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по - моему вели.

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей - ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но детям я об этом не говорю, т.к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры я всегда обсуждаю с детьми какие желания понравились всем детям, почему. Можно сделать и так. Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

Игра «Комплимент»

Перед классом выходит ученик, садится на стул. Дети называют его положительные качества.

второй вариант этой игры: каждый ученик по очереди говорит «Я хороший. У меня всё получается так, как я хочу, потому что...». В конце игры все вместе произносят: «Мы - самые хорошие». Проводится своеобразный тренинг. Но в результате этой игры ребенок переосмысливает своё поведение, поступки; по-другому смотрит на своего одноклассника, ведь многие говорят о нем хорошее. В 4 классе все это делается осознанно и, что самое главное, честно. Дети решают проблемные ситуации, умело и правильно оценивают поступки детей, но, что очень приятно слышать и видеть, когда ребенок осознанно контролирует и оценивает себя, свой поступок, старается быть вежливым, культурным, доброжелательным по отношению к окружающим: одноклассникам, учителю, и родителям.

Тесты для выявления интолерантной личности:

№ 1 На доске записываю черты толерантной личности, а дети должны выбрать те черты, которые, как они считают присущи им.

Запись на доске:







А

Б

В

1

Расположенность к другим

1 чел.

6 чел.

6 чел.

2

Снисходительность

2 чел.

5 чел.

4 чел.

3

Терпение

3 чел.

6 чел.

6 чел.

4

Уважение к одноклассникам

5 чел.

9 чел.

7 чел.

5.

Чувство юмора

4 чел.

9 чел.

7 чел.

6.

Чуткость

4 чел.

5 чел.

6 чел.

7.

Доверие

3 чел.

5 чел.

6 чел.

8.

Помощь людям

7 чел.

9 чел.

8 чел.

9.

Умение владеть собой

3 чел.

6 чел.

6 чел.

10.

Доброжелательность

2 чел.

9 чел.

8 чел.

11.

Умение не осуждать других

2 чел.

5 чел.

5 чел.

12.

Умение слушать

4 чел.

8 чел.

7 чел.

13.

Любознательность

5 чел.

9 чел.

8 чел.

14.

Способность к сопережи­ванию

4 чел.

9 чел.

8 чел.

В колонке А дети выбрали те черты, которые, как они считают, присущи им. В колонке Б - выбор родителей, в колонке В- учителя. Вывод: дети в 4 классе относятся к себе самокритично, хотя я считаю, что из 9 человек - 7 толерантные личности и меняются в лучшую сторону 2 девочки. Но из этого теста следует, что мне необходимо усилить работу по толерантному воспитанию, т.к. дети 10-11 лет умеют оценивать людей, их поступки, но важно, чтобы они были добрыми, терпимыми.

Тест «На сколько ребёнок толерантен?»

Я даю детям вопросы, они выбирают ответ.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали .Расстроитесь?

а) да, б) нет

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы
предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?

а) да;

б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются
нетрезвыми?

а) если они не грубят, не хулиганят, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди пьяные.

5. Быстро ли вы можете подружиться или начать общаться с детьми других
национальностей?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на это, буду дружить.

6. Как вы реагируете на шутку, относящуюся к вам?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же
манере.

7. Согласны ли вы с утверждением: «В классе все дети одинаковы»

а) да;

б) нет.

8. Вы приводите к своим друзьям своего друга, который становится объектом
всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за друга.

9. Дома мама часто плохо отзывается о твоих друзьях. Ваша реакция:

а) вы уйдете, найдя причину;

б) вступите в спор.
Анализ результатов:

все 9 человек набрали от 6 до 12 очков. Это значит, что дети могут отстаивать свои убеждения, могут вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость. Но нужно контролировать свои поступки, слова и быть уважительнее. Эти результаты соответствуют толерантной личности 10 лет.

Для проверки дружелюбности, терпимости к другим я провела такой тест.

«Проверь себя: проявляешь ли ты толерантность?»

1ситуация. Петя плохо одет ....

- Это неважно.

-Ты подсмеиваешься над ним.

2.Эльдар питается не так, как ты, по причине своей религии...

-Ты говоришь, что он выглядит смешно.

- Ты просишь, чтобы он объяснил это.

З.Цвет кожи мальчика отличается от твоего...

-Ты стремишься лучше узнать его.

-Ты говоришь: все люди другого цвета кожи мне не нравятся.

4.Пожилая женщина медленно идёт...

-Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.

- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

5.Ты - мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

-Ты говоришь, что с девочками не дружишь.

-Ты разговариваешь с ней.

6.Ты - девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

-Ты говоришь, что не хочешь стоять рядом с ним.

-Ты разговариваешь с ним.

7.На твоих глазах кого-то обижают...

-Ты пытаешься защитить его.

-Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь

8.К тебе подходит ребёнок - инвалид...

-Ты разговариваешь с ним.

-Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать.