Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка Общая характеристика курса внеурочной деятельности. Описание места курса в учебном плане


Скачать 244.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка Общая характеристика курса внеурочной деятельности. Описание места курса в учебном плане
Документ создан автором03.05.2017
Размер файла244.04 Kb.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»

для обучающихся 1-х классов

на 2016/2017 учебный год

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

  3. Описание места курса в учебном плане.

  4. Описание ценностных ориентиров содержания курса.

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

  6. Содержание курса «Школа Этикета»

  7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

  8. Планируемые результаты изучения курса.


I. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования. В основе программы лежат идеи начального литературного образования В. А. Левина, Л. Е. Стрельцовой, Н. Д. Тамарченко, Н. А. Чураковой.

Предметом изучения в данной программе являются произведения русских и зарубежных писателей и поэтов, используемые как средство в развитии у детей культуры художественного слова. На занятиях художественного слова воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи.

Исходя из сказанного, можно сформулировать цели и задачи программы.

Цель программы: формирование устойчивого интереса и воспитание любви
к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала воспитанников для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.

Задачи программы:

  • добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

  • развивать умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно,
    в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

  • учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

  • развивать мыслительных операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

  • развивать умения творчески использовать приобретённые навыки;

  • развивать умения преодолевать негативное состояние;

  • развивать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

  • воспитывать организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

Курс будет реализован в 2012/2013 учебном году

«Художественное слово» состоит в том, что обучение детей искусству художественного чтения является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитание через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.

Литература как факт существования духовно-нравственной жизни общества остается нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей.
Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Поэтому очень важно пробуждать, а затем формировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала.

Возрастные особенности обучающихся позволяют использовать произведения устного народного творчества и детских авторов: сказки, стихи, басни.

Предполагаемые результаты.

К концу первого года обучения учащийся будет способен:

  • осознать необходимость для человека чёткой, осмысленной и целенаправленной речи;

  • уметь слышать и улавливать различия в человеческой речи, воспроизводить слышимое;

  • сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в жизни словесные действия, быть убедительным в передаче простейших видений, уметь общаться со слушателем.

В течение срока обучения учащиеся должны усвоить программу по дополнительному образованию, в качестве промежуточных результатов будут учитываться участие детей
в викторинах, смотрах, конкурсах, в школьных мероприятиях.
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования

в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

Программа внеурочной деятельности «Художественное слово» направлена
на изучение искусства слова (формирование коммуникативных навыков взаимного сотрудничества, самосовершенствования), а также культуры отношений: внутрисемейное общение, личностно-ориентированное общение в кругу друзей и знакомых, внутришкольное общение.

Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие.

Дети приходят в первый класс школы со своим характером, со своими потребностями. Школа, новые требования, общение со сверстниками являются стрессовыми ситуациями,
в которых ребёнок часто теряется, не знает, как себя вести. Часто это ведёт
к неординарному поведению, становится проблемой для ребёнка, родителей, учителя. Художественное слово помогает войти в мир через раскрепощение, раскрытие души, обретение новых представлений, новых, более высоких потребностей.

Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Ребенок живет
в слове, развивается, передает и получает информацию, следовательно, как можно больше и раньше узнаёт о слове.

Владение художественным чтением помогает детям полноценно воспринимать текст, осознавая его образную природу. Оно усиливает внимание к родному языку, развивает речевой слух; текст начинает ощущаться как живой поток, где нет пугающего набора букв и знаков препинания, а есть взаимосвязь и движение мыслей, образов, эмоций.

Занятия по художественному чтению развивают у детей выразительность речи, эмоциональную сферу и образное мышление, раскрепощают их личность, воспитывают уверенность в себе, формируя основы мировоззрения и нравственных представлений.

Программа ориентирована на реализацию коммуникативного подхода к обучению родному языку младших школьников и позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практическая часть, предполагающая работу над отдельными произведениями.

Оценивание – безотметочное.

Программой предусмотрено сотрудничество с родителями, в частности:

  • оказание помощи детям при разучивании произведений;

  • совместное с детьми и педагогом изготовление костюмов и декораций;

  • индивидуальные беседы.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:

1. Игровая деятельность.

2. Познавательная деятельность.

3. Проблемно - ценностное общение.

4. Досугово – развлекательная деятельность.
III.Описание места курса в учебном плане
Формой реализации внеурочной деятельности является развивающий курс, который относится к художественно- эстетическому направлению.

Развивающий курс реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности для 1 – х классов, расчитан на 33 часа в год (занятия проводятся 1 раз в неделю)

Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после перерыва продолжительностью один академический час. Продолжительность занятий 40 минут.
IY.Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов обучения художественному слову является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Y.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Обучающийся научится:

  • осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «я» позиции и «хороший ученик;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность)

  • основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к учебному материалу;

  • любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;

  • умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

  • позитивной самооценки;

  • умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале
    в сотрудничестве с учителем;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать правильность выполнения действий по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • осуществлять первоначальный контроль своих действий;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

  • понимать фактическое содержание текста;

  • выделять события, видеть их последовательность в произведении;

  • выделять в тексте основные части;

  • выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);

  • отличать поэтический текст от прозаического;

  • узнавать сюжет по иллюстрациям;

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять и формулировать познавательную цель;

  • структурировать знания;

  • группировать тексты по заданному основанию;

  • различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

  • работать с информацией, осуществлять поиск информации в текстах.

  • осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

  • воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

  • понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

  • принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять интерес к общению и групповой работе;

  • уважать мнение собеседников;

  • преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

  • следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

  • входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.


YI.Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание предмета «Художественное слово» для 1-го класса включает следующие разделы:

Раздел

Содержание разделов

Кол-во часов на тему

Форма контроля



В мире звуков.

11 часов

Игра - путешествие

2

Культура речи

11 часов

Инсценирование сказки

3

Стихотворная речь

6 часов

Конкурс чтецов

4

Слово на ладошке.

5 часов

Викторина

Итого:




33 час





В каждом разделе в процессе различных игр дети будут учиться коммуникативным навыкам сотрудничества, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

1 класс

1 раздел. «В мире звуков». Понятия: мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения. Ориентирование в различных ситуациях общения. Артикуляционный аппарат и природа правильного дыхания. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.

Речевые разминки. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

2 раздел. «Культура речи». Речевой аппарат. Культура речи. Бытовая речь и её недостатки.

Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. Источники средства выразительности речи. Речь монологическая и диалогическая. Роль интонации
в речевом общении. Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость
в устной речи.

Речевые разминки. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Инсценировка сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

3 раздел. «Стихотворная речь». Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность. Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений. Характерные особенности стихотворной речи. Координация слова с движением. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Упражнения
на развитие сценического (творческого) внимания, воображения и фантазии. Магическое «если бы». «Я» в предлагаемых обстоятельствах. «Я» – животное, птица, дерево, предмет.

Речевые разминки. Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки. Декламация любимых стихов. Инсценировка стихотворения. Игры со словами – двойниками. Игра
«Найди рифму». Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

4 раздел. «Слово на ладошке». Загадки. Декламация любимых стихов. Знакомство с докучной сказкой. Сочинение сказки. Обобщение теоретических знаний: Подведение итогов.

Речевые разминки. Загадки. Докучные сказки. Игра «Достань слово из корзинки». Викторина «Знаешь ли ты сказки?». Игра – путешествие «Волшебная шкатулка». Игра «Да – нет».

Технология реализации образовательной программы

Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Основным предметом изучения и овладения на занятиях курса является выразительность чтения текстов.

Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.

Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно проводятся упражнения над интонацией.

Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.

YII.Тематическое планирование

1 класс.

№ п/п


Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Теорет-х

занятий

Прак-х

занятий

Форма деятельности




В мире звуков.






5.09

Речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика.

1

0,3

0,7

Беседа, речевые разминки



12.09

В мире безмолвия и неведомых звуков. Узнавание неречевых звуков.

1

0,3

0,7

Разыгрывание немых сцен



19.09

Звуки речи. В страну слов. Первые встречи.

1

0,3

0,7

Проблемный диалог, игра



26.09

Особенности произношения согласных звуков.

1

0,3

0,7

Беседа, речевые разминки



3.10

Особенности произношения гласных звуков.

1

0,3

0,7

Беседа, речевые разминки



10.10

Особенности произношения твердых и мягких согласных звуков.

1

0,3

0,7

Игра, речевые разминки



17.10

Речевые упражнения со звуками [Р] и [Р]

1

0,3

0,7

Игра, речевые разминки



24.10

Речевые упражнения
на закрепление произношения звука “щ"

1

0,3

0,7

Речевые разминки, разгадывание загадок



31.10

Речевые упражнения со звуками [Л] и [Л]

1

0,3

0,7

Речевые разминки,

инсценирование



14.11

Произносите слова правильно. Ударение.

1

0,5

0,5

Беседа, игра, практическая работа



21.11

Путешествие в играй – городок.

1




1

Игра - путешествие




Культура речи



28.11

Культура речи. Бытовая речь и её недостатки. К тайнам звуков и букв.

1

0,3

0,7

Беседа, практическая работа



5.12

Артикуляция, динамизм, пауза - средства выразительности речи.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа



12.12

Тембр и высота голоса-средства выразительности речи

1

0,3

0,7

Беседа, практическая работа



19.12

Речь монологическая и диалогическая.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа



26.12

Рассказывание, как один из видов декламации. Сказка «Три медведя»

1

0,3

0,7

Практическая работа



16.01

Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа



23.01

Значение орфоэпии для культуры речи.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа



30.01

Интонация в тексте.

1

0,5

0,5

Практическая работа



6.02

Работа над сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». Выбор интонации.

1

0,3

0,7

Практическая работа, инсценирование



20.02

Работа над сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». Диалоги героев.

1

0,3

0,7

Беседа, практическая работа.



27.02

Инсценировка сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»

1

0,3

0,7

Практическая работа, инсценирование




Стихотворная речь



6.03

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма".

1

0,5

0,5

Проблемный диалог, практическая работа



13.03

Характерные особенности стихотворной речи. Игра «Найди рифму».

1

0,3

0,7

Беседа, практическая

работа , игра.



20.03

Практическая фонетика. Скороговорки.

1

0,3

0,7

Практическая работа, беседа



3.04

Практическая фонетика. Считалки.

1

0,3

0,7

Практическая работа, беседа



10.04

Координация слова с движением. Декламация любимых стихов.

1

0,3

0,7

Беседа, практическая работа



17.04

Инсценировка стихотворения. Работа в группах.

1



1

Практическая работа в группах




Слово на ладошке



24.04

Слово на ладошке.

1

0,3

0,7






2.05

Турнир чтецов.

1




1

Декламация любимых стихов



10.05

Слово можно «прошагать». Кто дальше уйдёт? Знакомство
с докучной сказкой.

1

0,3

0,7

Беседа, практическая

работа



15.05

Достань слово из корзинки. Кто дарит нам сказки? Сочинение сказки.

1

0,3

0,7

Практическое применение знаний



22.05

Итоговое занятие. Чему мы научились за год.

1



1

Викторина


YIII.Планируемые результаты изучения курса «Художественное слово»
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Обучающийся научится:

  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

  • ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям;

  • работать с литературным произведением (читать, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать, анализировать, сравнивать, сопереживать героям).

  • определять жанр художественного произведения.

  • выразительно читать художественное произведение, передавая характер и настроение героев.

  • оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме;)

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведениям.

Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения
к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно – познавательный интерес к художественным текстам;

  • опыт игры с элементами художественной формы;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой.

  • умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

  • опыт ролевой игры;

  • опыт участия в подготовке и проведении творческой работы.

Получит возможность для формирования:

  • обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями;

  • ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному миру.

Конечный результат:

К концу первого года обучения учащиеся готовят не менее 10 произведений малых форм или небольших отрывков с учебными целями и не менее 3 к исполнению на сцене
IX. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Источники информации

  1. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М., 1978.

  2. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. – М., 1989.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

  4. Завадская Т.Ф. «Искусство чтения в художественном развитии младшего школьника» - М; «Просвещение», 2009.

  5. Занимательное азбуковедение / Сост. В.В. Волина. – М., 1991.

  6. Итина О.М. Единого слова ради. – М., 1985.

  7. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. – М., 1992.

  8. Клюева Н.В., Касаткина ЮВ. Учим детей общению. Я.: Академия развития, 1996.

  9. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М., 1977.

  10. Кочарян С. В поисках живого слова. – М., 1979.

11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

12. Андреева Р. П. Этимологический словарь для школьников. - СПб: Издательский Дом «Литература», 2004

13. Великие писатели: справочник школьника / О. Д. Ушаков. – СПб., 2005.

словари:

14. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Как обмануть ошибки?» Орфографический словарик для младших школьников.- Новосибирск, 1997.

15. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Шанский Н. М. «Фразеологический словарь русского языка», - Москва: АСТ; 2004

16 Грушников П.А. «Орфографический словарик»: Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1985.

17. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик русского языка» Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1989.

18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».- Москва: Азбуковник; 2002.

19. Словарь синонимов русского языка: СПб.: ООО «Полиграф услуги», 2005

20. Толковый словарь русского языка для школьников/ Сост. Ю. В. Алабугина 2005

Фразеологический словарь русского языка для школьников/ Авт. - сост. М. А. Котова - М6 РИПОЛ классик, 2005

21. Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2006.

22. Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2008.

23. Универсальный справочник школьника. 1–4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Колпакова, С. Ю. Ращупкина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru

4. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

5. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://www.nachalka.info

6. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: http://uroki.ru

7. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. – Режим доступа: http:// zankov.ru.

8. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

9. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

10. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

CD «Звуковая книга. Андерсон. Сказки»

CD «Звуковая книга. Гауф. Сказки»

CD «Звуковая книга. Гримм. Сказки»

CD «Звуковая книга. Кастанеда. Сказки»

CD «Звуковая книга. Пушкин. Сказки»

CD «Звуковая книга. Сказки русских писателей»

Большая детская электронная энциклопедия (CD).