Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка Основы безопасности жизнедеятельности Статус программы


Скачать 387.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка Основы безопасности жизнедеятельности Статус программы
Авторучитель ОБЖ
Документ создан автором06.04.2016
Размер файла387.04 Kb.


Рабочая программа учебного курса

«ОБЖ»

для 5 класса
Составитель: учитель ОБЖ

Пояснительная записка

Основы безопасности жизнедеятельности


Статус программы

Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011).

Настоящая примерная программа определяет объем содержания образования по предмету, дает распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам  курса  и может использоваться в качестве основы для разработки рабочих программ. При разработке рабочих программ возможны изменения структуры программы, дополнения ее содержания, изменения числа часов на изучение отдельных тем в зависимости от уровня подготовки преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), возрастных особенностей учащихся, а также особенностей региона в области безопасности жизнедеятельности и организации защиты населения.

Программа выполняет две основные функции.

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.

Структура программы
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы тре­бования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при­родной среды», «О пожарной безопасности», «О граж­данской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели основного общего образования:
1)    формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2)    приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3)    подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы  здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического  поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повсе-дневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и пра-вил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом

Особенности содержания программы

Понятийная база и содержание  курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы  при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания,
определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7—9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. На его изучение выделяется 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.

Использование действующих учебников и учебно-методических комплектов по основам безопасности жизнедеятельности

 4.1. При организации изучения  учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении календарно-тематического планирования руководствуемся следующими документами:

Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования  Российской Федерации от 19.05.1998       № 1236);

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования  Российской Федерации от 30.06.1999 № 56);

стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;

авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V - IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2009 );

примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для X - XI классов общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2009);

требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ. Этот вопрос довольно подробно представлен в «Методических рекомендациях по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях» авторами Н.А. Крючек, С.К. Мироновым, Б.И. Мишиным (изд-во «Дрофа», 2005).

4.2. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования используется учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования  (учебники «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов (автор А.Т. Смирнов, изд-во «Просвещение», 2009 ); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5, 6, 7, 8, 9 классов (авторы: В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, издательство «Дрофа», 2005).

4.4. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом уровне в старшей школе рекомендуется использовать учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для среднего (полного) общего образования; учебники  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (авторы                 А.Т. Смирнов и др., издательство «Просвещение»); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 и 11 классов (под редакцией    Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»); мультимедийное учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса (под редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, издательство ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение»).

Основное содержание программы в 5 классе

  1. Город как источник опасности – 2 часа.

  2. Опасные ситуации в доме, квартире – 7 часов.

  3. Опасные ситуации на улице – 3 часа.

  4. Чрезвычайные ситуации на транспорте – 5 часов.

  5. Ситуации криминогенного характера – 5 часов.

  6. Изменение среды обитания человека – 3 часа.

  7. Защита от последствий чрезвычайных ситуаций – 3 часа.

  8. Основы медицинских знаний. Первая помощь при кровотечениях – 3 часа.

  9. Основы здорового образа жизни. Движение, здоровье, развитие, осанка – 3 часа.



Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать


  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь


  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,

респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


Календарно-тематическое планирование по предмету Основы безопасности жизнедеятельности

5 класс

п/п

Дата

Тема урока

(страницы учебника, тетради)

Деятельность учащихся

Понятия

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС ООО)

Предмет-ные

результаты

Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Личност-ные

ИКТ-компетент-ность

Основы учебно-исслед. и проект.

деятель-ности

Основы смыслового чтения и работа с текстом


























П.

Ф.

Раздел 1. Безопасность человека – 28 часов

1







Особенности города как среды обитания человека.

С.4 - 9

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций

Особенности города как среды обитания.

Знать отличия городского жителя от сельского.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

Владеть понятиями горожанин и сельчанин.

Формирование приемов работы с электронным приложением.

Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу

Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

2







Система обеспечения безопасности города.

С.10 - 13

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове

Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации

Р: Применять установленные правила в планировании способа решения.

П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную

Порядок вызова соответствующей службы.

Работа с электронным приложением, знакомство с презентацией.




Умение находить в тексте требуемую информацию.

3







Дом, в котором мы живём.

С.13 - 15

Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией

Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище и источники их возникновения.

О том, какие опасные ситуации возможны в квартире и каковы их источники.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты (объяснение)

4







Пожар.

С.16 - 30

Работа с учебником, иллюстрациями, решение задач

Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.

О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Правильно действовать в случае пожара в доме.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение находить в тексте требуемую информацию.

5







Затопление квартиры.

С. 32 - 35

Работа с учебником, решение заданий

Правила поведения при затоплении жилища.

Основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению; правила поведения при затоплении жилища.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Уметь правильно действовать в случае затопления жилища.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение находить в тексте требуемую информацию.

6







Электричество.

С.36 - 39

Работа с учебником, иллюстрациями, решение заданий

Правила безопасности при пользовании электрическими приборами.

Почему опасно электричество и в чем это заключается;

как уберечь себя от поражения электрическим током.


Р: Преобразование практической задачи в познавательную.П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы.

Иметь представление об электротравмах.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

7







Опасные вещества.

С.40 - 45

Работа с учебником, ответы на вопросы

Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.

В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека;

какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления.


Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Правильно обращаться с опасными веществами;

грамотно действовать в случае появления запаха газа.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

8







Взрыв и обрушение дома.

С. 46 - 48

Решение задачи, ответы на вопросы

Правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций.

Знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Уметь действовать при взрыве в квартире (доме).

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

9







Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялся ключ).

С.49 - 50

Решение заданий из учебника

Утеря ключа, поломка замка.

Чего нельзя делать, когда потерян ключ.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы.

Знать о способах предотвращения ситуации, когда невозможно попасть домой.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

10







Гололёд.

С.50 - 51

Работа с учебником плакатами, презентацией

Гололед, гололедица.

Знать правила безопасного поведения во время гололеда.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

11







Толпа.

С.51 - 54

Работа с учебником, работа в группах

Как уцелеть в толпе, действия при паническом бегстве.

Знать правила безопасного поведения в толпе.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

12







Опасность нападения собак.

С.54 - 56

Ответ на вопросы учебника

Что делать, если напала собака.

Знать правила безопасного поведения при встрече с собакой.

Р: Применять установленные рекомендации П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

13







Транспорт – зона повышенной опасности.

С.57 - 60

Формирование понятий о видах транспорта

Причины транспортных аварий. Правила безопасного поведения на транспорте

а) знать основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом;

б) уметь правильно действовать в случае захвата транспортного средства террористами

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы


Сформулировать основные правила безопасного поведения в любом транспортном средстве.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

14







Общественный и городской транспорт.

С.60 - 66

Решение задач учебника, работа с плакатами

Знать об основных видах опасных и аварийных ситуаций в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро) и правилах безопасного поведения.

Уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы


Сформулировать основные правила безопасного поведения в общественном транспорте.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

15







Железнодорожный транспорт.

С.69 - 71

Работа с плакатами, иллюстрациями

Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным транспортом.

Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

16







Авиационный транспорт.

С.72 - 74

Решение заданий, работа в группах

Правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом.

Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на авиационном транспорте.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы


Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

17







Морской и речной транспорт.

С.75 - 78

Работа с учебником, решение задач

Правила поведения при посадке в любое спасательное средство, а также в случае, если человек оказался за бортом судна;

Уметь пользоваться спасательным жилетом;

правильно действовать в аварийной ситуации.


Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы


Сформулировать основные правила безопасного поведения на морском и речном транспорте.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

18







Психологические основы самозащиты.

С.80 - 83

Решение заданий учебника

Знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха);

Уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть понятиями и премами самозащиты.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог

.



О манере поведения и о языке жестов.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

19







Ситуации в доме (квартире).

С.83 - 86

Решение задачи, работа с учебником

Знать о характерных криминогенных ситуациях.

Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог.

Умение противодействовать злоумышленнику.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

20







Ситуации в подъезде.

С.87 - 89

Ответы на вопросы, ознакомление с плакатами

Знать о характерных криминогенных ситуациях.

Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Аргументировать свою точку зрения.

Умение противодействовать злоумышленнику.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

21







Ситуации на улице.

С.89 - 91

Решение задачи

Об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности;

правила безопасного поведения на улице;

Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком

К: Аргументировать свою точку зрения.


Умение противодействовать злоумышленнику.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

22







Как избежать опасных домогательств и насилия.

С.92 - 94

Ответы на вопросы и задания из учебника

Знать о характерных криминогенных ситуациях.

Уметь избегать опасных домогательств со стороны злоумышленников и насильников.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком

К: Аргументировать свою точку зрения.


Умение противодействовать злоумышленнику.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

23







Загрязнение воды.

С.95 - 97

Определение способов получения чистой воды, работа с учебником

Иметь представление о требованиях, предъявляемых к качеству питьевой воды, способах очистки воды в быту.

Научиться очищать воду кипячением, фильтрацией, вымораживанием.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..


Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

24







Загрязнение воздуха.

С.98 - 100

Работа с плакатами, иллюстрациями

Иметь представление о требованиях, предъявляемых к воздуха, способах очистки воздуха в быту.

Как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

25







Загрязнение почвы.

С.100 - 102

Работа с учебником, ответить на вопросы

Свалки мусора, сточные воды.

Владеть понятиями. Снос плодородных земель, опустынивание, загрязнение отходами.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..


Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

26







Пользование противогазом.

С.103 - 105

Практические занятия по надеванию противогаза

Правила использования гражданских противогазов.

Положения противогаза: походное, наготове, боевое.

Порядок перевода противогаза в боевое положение.

Р: Применять установленные правила по выбору противогаза.

П: одевать и снимать противогаз.

К: Умение работать в группе.



Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

27







Фильтрующие гражданские противогазыс.102 - 103.

Ознакомление с противогазом, презентацией

О назначении и принципе действия детского противогаза ПДФ-2Ш и гражданского противогаза ГП-7;

Подбирать размер шлем-маски противогаза;

Р: Применять установленные правила по выбору противогаза.

П: одевать и снимать противогаз.

К: Умение работать в группе.


Разбираться в видах и назначении противогазов.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

28







Детские противогазы

С.105 - 107.

Практическое упражнение по подбору и использованию противогаза

Отличия детских противогазов от гражданских.

Особенности использование детской маски. Положение лямок упоров.

Подбирать и регулировать детский противогаз.

Р: Применять установленные правила по выбору противогаза.

П: одевать и снимать противогаз.

К: Умение работать в группе.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.




Раздел II. Основы медицинских знаний. Правила оказания первой медицинской помощи – 3 часа.

29







Виды ранений и их причины, характеристика кровотечений.

С.110 - 111

Работа с учебником, презентацией

Характеристика повреждений и их причины.

Различать по характерным признакам повреждения.

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Умение работать в группе.

Владеть правилами оказания первой медицинской помощи.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ

Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу

Умение разбираться в видах травм.

30







Оказание ПМП при некоторых видах повреждений.

С.111 - 115

Ознакомление с презентацией, работа с учебником

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений;

Иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при ушибах и растяжениях.

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Умение работать в группе.


Владеть правилами оказания первой медицинской помощи.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение пользоваться справочной информацией

31







Оказание ПМП при кровотечениях.

С.114 - 115

Практические занятия по способам остановки кровотечений

Оказание помощи при разных кровотечениях.

Уметь оказать первую помощь при незначительных ранениях.

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Умение работать в группе.


Владеть правилами оказания первой медицинской помощи.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.




Раздел 3. Основы здорового образа жизни – 2 часа.

32







Движение и здоровье, нарушение осанки.

С.126

Ответы на вопросы учебника

Двигательная активность - составляющая здорового образа жизни.

Иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Овладевать методами ЗОЖ

К: Умение работать в группе.


Умение вести здоровый образ жизни.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.

33







Телевизор и компьютер. Развитие организма.

С.127

Ответы на вопросы учебника

Развитие и изменение организма в подростковом возрасте.

Знать о последствиях малоподвижного образа жизни. Об особенностях взросления.

Р: Применять установленные правила по охране здоровья.

П: Соблюдение гигиены.

К: Аргументировать точку зрения.


Правила личной гигиены. Режим дня.

Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ




Умение ориентироваться в содержании текста учебника.




Раздел 4. Безопасность на дороге – 1 час.

34







Правила дорожного движения для пешеходов (дорога и её элементы, участники дорожного движения).

ПДД для детей.

Работа с мультемидийным приложением ПДД для детей, детские билеты

Дорога. Участники дорожного движения.

Элементы дороги. Знать отличие пешеходов от других участников дорожного движения.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Давать определение понятиям.

К: Ставить вопросы.


Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения.


Работа с МУП (мультимедийным учебным пособием) ОБЖ

Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для безопасности человека по изучаемому разделу

Сопостовлять основные текстовые и внетекстовые компоненты (объяснение)