егэ 2017-2018
|
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования мбоу «Оштинская средняя школа», дошкольная группа

п
/п
| содержание
| стр
| I
| Целевой раздел
|
| 1.
| Пояснительная записка основной образовательной
программы дошкольного образования МБОУ «Оштинская средняя школа», дошкольная группа.
|
| 1.1
| Введение
|
| 1.2
| Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
|
| 1.3
| Принципы и подходы к реализации программы
|
| 1.4
| Значимые характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
|
| 2.
| Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
основной образовательной программы дошкольного образования
|
| 2.1.
| Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в ФГОС дошкольного образования
|
| 2.2.
| Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
|
| II
| Содержательный раздел
|
| 3.
| Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДГ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.
|
| 4.
| Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
|
| 5.
| Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
|
| 5.1
| Физкультурно-оздоровительная работа в ДГ
|
| 5.2.
| Региональный компонент
|
| 5.3.
| Приоритетное направление деятельности ДГ – физическое развитие
|
| 5.4.
| Преемственность ДГ и школы
|
| 5.5.
| Взаимодействие с социумом
|
| 5.6.
| Дополнительные образовательные услуги
|
| 5.7.
| Экспериментальная работа в ДГ
|
| 6.
| Способы и направления поддержки детской инициативы
|
| 7.
| Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
|
| III
| Организационный раздел
|
| 8.
| Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
|
| 9.
| Режим дня
|
| 10.
| Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
|
| 11.
| Организация развивающей предметно-пространственной среды
|
|
I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного образования МБОУ «Оштинская средняя школа» Дошкольная группа 1.1. Введение
Образовательная программа разработана рабочей группой педагогов МБОУ «Оштинская средняя школа» Дошкольная группа в составе: Ерёмина С.Е.,воспитатель, Мартынова И.А., воспитатель, Савастьянова Н.В., воспитатель. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования. Основная образовательная программа БОУ ВМР «Оштинская СОШ» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Общие сведения о ДОУ
Полное наименование бюджетного учреждения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Оштинская средняя общеобразовательная школа»Дошкольная группа.
Официальное сокращенное наименование бюджетного учреждения: МБОУ «Оштинская средняя школа».
Тип - дошкольное образовательное учреждение.
Вид – дошкольная группа.
Место нахождения учреждения: 162134, Вологодская область, Вытегорский район, с.Ошта, ул. Строителей,7.
Почтовый адрес: 162910, Вологодская область, Вытегорский район, с.Ошта, ул. Строителей, д. 7
МБОУ « Оштинская средняя школа» дошкольная группа осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:
- Устав № 664 от 26 октября 2011 года утверждён Приказом Управления образования Вытегорского муниципального района
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 7209 от 15 февраля 2012 года
1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования Цель и задачи деятельности ДГ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой программы «От рождения до школы».
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе дошкольных групп и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и
укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. В Уставе ДОУ основными целями являются:
-создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
-осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами программы «От рождения до школы» осуществляется решение следующих задач:
1. Обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы.
2. Обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического).
3. Всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали). Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Вологодского края.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края. 1.3. Принципы и подходы к реализации программы Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДГ с семьей.
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей. Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «От рождения до школы»:
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
Принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.
Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
Возрастная категория
| Направленность групп
| Количество групп
| Количество детей
| От 3 до 5 лет
| Общеразвивающая
| 1
| 12
| От 5 до 7 лет
| Общеразвивающая
| 1
| 15
| Всего группы – 2 27детей
| Кадровый потенциал
Дошкольная группа полностью укомплектован кадрами. Коллектив ДГ составляет 6 человек. Воспитательно-образовательную работу осуществляют 3 педагога.
Характеристика кадрового состава
|
| 1. По образованию
| высшее педагогическое образование
| 0 человек
| среднее педагогическое образование
| 3 человека
|
|
| от 5 до 10 лет
| 0
| от 10 до 15 лет
| 0
| свыше 15 лет
| 3
| 3.По результатам
аттестации
| высшая квалификационная категория
| 1
| первая квалификационная категория
| 1
| не имеют квалификационная категории
| 0
| соответствие занимаемой должности
| 1
| Средний возраст педагогического коллектива - 46 лет. В учреждении работает 100% педагогов со стажем работы свыше 15 лет, прошли основные этапы становления детского сада, являются инициаторами инноваций в ДОУ.
Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обсуживающего персонала. Все педагоги своевременно проходят курсовую подготовку, обучаются на хозрасчётных и проблемных курсах при ВИРО. Педагоги владеют навыками пользователя ПК, пройдя обучение или освоив компьютер самостоятельно. 100% педагогов прошли курсовую подготовку по программе «От рождения до школы». А также повышают свой профессиональный уровень через посещения методических объединений, прохождение процедуры аттестации, самообразование. Задолженности по курсовой подготовке нет. Социальный статус родителей
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
|
| 2016-2017
|
| Количество детей
| 28
| О
собенности семьи
| Полные семьи
| 21
| Одинокие
| 3
2
1
| В разводе
| Вдовы
| Опекуны
| -
| многодетные
| 9
| Образование
| высшее
| 2
| н/высшее
| 1
| среднее
| 10
| с/спец.
| 14
| н/среднее
| 1
|
|
|
|