Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка Пояснительная записка


Скачать 85.72 Kb.
НазваниеПояснительная записка Пояснительная записка
АвторГ.В. Коваленко
Документ создан автором21.01.2017
Размер файла85.72 Kb.





Пояснительная записка

Пояснительная записка

Данная программа создана на основании авторской программы Г.В. Коваленко и М.С. Яблуновской (СШ №5, г. Ноябрьск, Тюменской области) «Удивительные молекулы – носители генетической информации».

Курс предусматривает работу учащихся с дополнительной литературой, способствует совершенствованию их самостоятельной деятельности, выработке практических умений в решении задач по молекулярной биологии, написании химических формул веществ, необходимых в дальнейшем для изучения биохимии. Все темы курса изложены в логической последовательности, фактический материал курсов химии и биологии носит взаимодополняющий характер и даёт целостное представление о нуклеиновых кислотах.

Минимум содержания биологического и химического образования предусматривает изучение нуклеиновых кислот на нескольких уроках, в результате учащиеся не могут достаточно подробно понять строение нуклеиновых кислот, их роль в биосинтезе белка, использование в медицине, народном хозяйстве и совсем не получают знаний об истории открытия и изучения нуклеиновых кислот.

Знания о нуклеиновых кислотах – это инструмент, с помощью которого можно проникнуть в тайны природы, решать проблемы плодородия, выводить новые сорта растений и породы животных, разрабатывать новые биотехнологические процессы, предупреждать и лечить заболевания.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 11-го класса, интересующихся биологией и химией и планирующих поступление в сельскохозяйственные, медицинские и другие профессиональные образовательные учреждения химико-биологического профиля.

Цели курса: изучить строение и синтез нуклеиновых кислот, их основные свойства, роль в организме, развивать познавательный интерес учащихся.

Задачи курса: изучить историю открытия и исследования нуклеиновых кислот, расширить знания учащихся о строении нуклеиновых кислот, выявить особенности строения и функций ДНК и РНК, сформировать представления о роли нуклеиновых кислот о роли в биосинтезе белка, в медицине и народном хозяйстве, развивать умения решать биологические задачи по молекулярной генетике.

Курс рассчитан на 17 часов, по 0,5 часа в неделю.
Содержание программы

Тема 1. История открытия и изучения нуклеиновых кислот (1 ч)

Тема 2. Строение нуклеиновых кислот (3 ч)

Гетероциклические соединения. Пиримидиновые и пуриновые основания. Рибоза, дезоксирибоза. Нуклеозиды и нуклеотиды. Образование и распад нуклеиновых кислот в организме. Методы исследования нуклеиновых кислот.

Тема 3. ДНК – химическая основа хромосомного генетического материала (2 ч)

Состав и структура ДНК. Физико-химические свойства. Представление о гене. Генетический код, его свойства. Репликация ДНК. Трансформация, трансдукция.

Тема 4. РНК – носитель наследственной информации (2 ч)

Структура РНК. Информационная рибонуклеиновая кислота. Транспортная рибонуклеиновая кислота. Рибосомная рибонуклеиновая кислота и рибосомы.

Тема 5. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка (1 ч)

Этапы передачи генетической информации. Транскрипция, трансляция. Рибосомы – центры синтеза белка. Полисомы. Особенности репликации нуклеиновых кислот и синтеза белков капсида у вирусов.

Тема 6. Нуклеиновые кислоты и медицина (2 ч)

Наследственные болезни – результат хромосомных и генных мутаций. Хронические заболевания и интоксикации – следствие недостатка РНК в организме. Инфекционные заболевания. Канцерогены. Канцероген табачного дыма. Онкогены. Развитие злокачественных опухолей. Нуклеиновые кислоты и возраст. Регенерация.

Тема 7. Применение знаний о нуклеиновых кислотах в биотехнологии и геносистематике (2 ч)

Тема 8. Решение задач по молекулярной генетике (4 ч)

1. Решение задач на определение структуры участка молекулы ДНК, кодирующего фрагмента молекулы белка.

2. Решение задач на определение количества (в %) различных видов нуклеотидов на определённом участке гена (правило Э. Чаргаффа).

3. Решение задач на определение длины участка гена.

Учебно-тематический план на 2016-2017 учебный год

№ п/п

Название темы

Дата

план.

Дата факт.

Кол-во часов

Образовательный

продукт




1

История открытия и изучения нуклеиновых кислот








1

Опорный конспект

2

Гетероциклические соединения. Пиримидиновые и пуриновые основания.







1

Опорный конспект

3

Рибоза, дезоксирибоза. Нуклеозиды и нуклеотиды.






1

Опорный конспект

4

Методы исследования нуклеиновых кислот.






1

Опорный конспект

5

Состав и структура ДНК. Физико-химические свойства.








1

Опорный конспект

6

Представление о гене. Генетический код, его свойства. Репликация ДНК. Трансформация, трансдукция.







1

Сообщения

7

Структура РНК. Информационная и транспортная РНК








1

Опорный конспект

8

Рибосомная РНК и рибосомы.








1

Сообщения

9

Этапы передачи генетической информации.








1

Опорный конспект, схема

10

Наследственные болезни – результат хромосомных и генных мутаций. Хронические заболевания и интоксикации – следствие недостатка РНК в организме.







1

Сообщения, кластер

11

Инфекционные заболевания. Канцерогены. Онкогены. Регенерация








1

Сообщения, кластер

12

Применение знаний о нуклеиновых кислотах в биотехнологии








1

Сообщения

13

Применение знаний о нуклеиновых кислотах в геносистематике








1

Сообщения

14

Решение задач на определение структуры участка молекулы ДНК, кодирующего фрагмента молекулы белка.







1

Практикум

15

Решение задач на определение количества (в %) различных видов нуклеотидов на определённом участке гена (правило Э. Чаргаффа).







1

Практикум

16

Решение задач на определение длины участка гена.








1

Практикум

17

Решение задач, обобщение








1

Практикум




Итого







17





Предполагаемый результат

В результате изучения данного курса учащиеся должны быть компетентными в следующих вопросах:

-что такое наследственность;

-что является материальными носителями наследственной информации;

-как реализуется наследственная информация, какую роль в этом играет молекула ДНК;

о чем может рассказать анализ ДНК, в каких областях деятельности его можно применять; -что такое генная инженерия и почему у неё большое будущее;

-в чем причина наследственных болезней человека и как можно их предупредить.

Уметь:

-грамотно и доступно преподносить полученную информацию другим;

-аргументировано отстаивать свою точку зрения;

-пользоваться знаниями на практике.

Литература
1. Богданова Т. , Солодова Е. А. –Биология, справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. .-М.: Просвещение,1981.

2. Богданов А. А., Медников Б. М. – Власть над геном.-М.: Просвещение,1989.
3. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. -М.: Просвещение, 1981.
4. Решение задач по общей и молекулярной генетике//»Биология», приложение к газете «1 сентября», - 2004, -№12, 14.

5. Шерстнев М.П., Комаров О.С. химия и биология нуклеиновых кислот. –М.: Просвещение, 1990.

Литература для обучающихся:

1. Общая биология. Учебник для 10-11 кл. для школ с углубленным изучением биологии.//Под ред. Рувинского А. О.- М.: Просвещение.1983

2. Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая биология словарь понятий и терминов. М.: Просвещение,1989.