Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, представлений, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся


НазваниеПояснительная записка Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, представлений, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся
страница1/6
ЗаголовокБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г
Документ создан автором19.02.2017
Размер файла1.11 Mb.
  1   2   3   4   5   6



1. Пояснительная записка

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, представлений, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся.

Цели изучения истории:

- сформировать у обучающихся исторические ориентиры самоидентификации в современном мире;

- на историческом опыте предшествующих поколений находить свою позицию в культурном и поликонфессиональном многообразии мира, быть толерантным и открытым к социальным коммун- выработать основы исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;

икациям;

- сформировать систему позитивных гуманистических ценностей, анализируя исторический опыт человечества.

Задачи изучения истории:

- усвоение интегративной системы знаний об истории человечества;

- развитие навыков исторического анализ и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов;

- обучение современным методам поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование у школьников умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

Сроки реализации программы: учебный 2014-2015 год.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет « Всеобщая история» является составной частью единого учебного предмета «История». Изучение всеобщей истории позволяет видеть единство и универсальность мирового развития от первобытности и древности до наших дней.

Специфика всеобщей истории как учебного предмета заключается в познавательном материале, мыслительных операциях и способах интеллектуальной работы обучающегося, в формировании мотиваций социального поведения и перспектив личностного развития школьника. Изучение всеобщей истории открывает широкие возможности гуманитарного и социального поиска, реализации творческих устремлений детей.

В основу отбора предметного содержания предлагаемого курса всеобщей истории положен проблемно-хронологический принцип. Раскрытие всемирно-исторического процесса осуществляется в социально-экономическом, политическом, историко-культурном и этнонациональном аспектах.

Особенности содержания и методического аппарата УМК;

В основу УМК положена идея организации учебно-воспитательного процесса в информационно-образовательной среде, которая представляет собой систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включает следующие учебно-методические издания: Учебник, Электронное приложение к учебнику, Тетрадь-тренажёр, Тетрадь-экзаменатор, Учебный атлас.

Главное преимущество УМК – это возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения на основе работы в новой информационно-образовательной среде.

3. Описание места учебного курса в учебном плане
Курс «История древнего мира» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объёме 68 часов по 2 часа в неделю.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использование современных источников информации, в том числе и на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельность на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
5.Содержание учебного курса
Раздел I. Зачем изучать историю (2 часа) Что такое история. Ключи к познанию прошлого. Счёт лет в истории. Лента времени. Счёт лет до нашей эры.

Раздел II. От первобытности к цивилизации (7 часов) Древнейшие люди. Появление человека разумного. Зарождение религии и искусства. Древние земледельцы и скотоводы.

От неолита к медному веку. Первые очаги цивилизации. Повторение материала.

Раздел III. Древний Восток (18 часов) Древние цивилизации Месопотамии. Древний Египет. Восточное Средиземноморье в древности. Великие империи Древнего Востока.

Древняя Индия. Древний Китай. Повторение материала.

Раздел IV. Древняя Греция (19 часов) Что такое античность. Древнейшая Греция. Полисы Греции и древнегреческая демократия. Расцвет Греции. Упадок Древней Греции. Рождение нового мира.

Раздел V. Древний Рим (19 часов) Ранний Рим. Римская республика. Возникновение и расцвет Римской империи. Поздняя Римская империя. Повторение материала.

Итоговое повторение. (2часа)
Календарно-тематическое планирование. 5 класс.




Тема

урока

Дата

проведения

Основные элементы содержания

образования

Основные

понятия

Планируемые результаты

Д З

Предметные

Личностные

Метапредметные

Введение

Глава 1. Зачем изучать историю

1

Что такое история. Ключи к познанию прошлого




Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к пониманию истории

История, археология, источник исторический

Смогут участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Смогут раскрывать значение понятий История, археология, исторический источник

Смогут объяснить, как гипотезы и научные споры ученых способствуют развитию исторической науки

Смогут выдвинуть версии по вопросу «Что является историческим источником?» (Р).

Проект: Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, узнают, как ученые работают с разными типами исторических источников (П).

Смогут представить свое мнение о важности труда археологов (К)

§1

2.

Счет лет истории




Счет лет в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний, Вспомогательные исторические науки

Век, тысячелетие

Научатся решать хронологические задачи, самостоятельно составлять задачи на счет лет в истории

Смогут охарактеризовать название измерителей времени и соотносить исторически события во времени

Смогут выстроить предположения, чем отличаются лунный и солнечный календарь

§2

От первобытности к цивилизации

Глава 2. Первобытный период

3

Древнейшие люди




Расселение древнейшего человека. «Человек разумный». Условия жизни и занятия древнейших людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей

Палеолит, мезолит, неолит, орудия труда, рубила, скребки

Научатся показывать на карте места расселения древнейших людей, рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей

Смогут определить изобретения древнейшего человека и дать оценку их значения для дальнейшего развития первобытного общества

Научатся выдвигать версии, доказывающие, что труд способствовал развитию мышления человека (Р).

Смогут доказать, что использование огня «приблизило» первобытного человека к современному.

Научатся работать с иллюстрацией, как источником исторической информации, составляя рассказ по рисунку «Стоянка древнейших людей» (П, К)

§3

4

Появление «человека разумного»




Появление «человека разумного». Неандертальцы, кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас

Родовая община, старейшины, расы

Научатся определять отличия «человека разумного» от древнейших людей

Смогут объяснять значение открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества

Смогут выдвигать предположения, какие умения и способности были необходимы древнему человеку для охоты на крупных зверей (Р).

Научатся составлять рассказ о древних людях по предложенному плану (Р, П).

Научатся работать в парах, обсуждая вопрос: почему в родовых общинах зародился тотемизм (К)

§4

5

Зарождение религии и искусства




Представления об окружающем мире. Верования первобытных людей. Древнейшие формы первобытных людей. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер. Дети и первобытное искусство. Искусство древних людей на территории России

Миф, религия, искусство

Научатся рассказывать о верованиях и искусстве первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы

Смогут определить значение мифов, рисунков древних людей для современных цивилизаций

Научатся выдвигать версии, выявляя причины возникновения искусства у первобытных людей (Р).

Научатся проводить исследования, «Какие элементы древнейших верований сохранились до наших дней», (используя различные источники информации и Интернет) (П).

Смогут высказать свое мнение «Может ли пещерная живопись, быть источником информации о жизни древних людей». Свой ответ аргументировать (К)

§5

6

Древние земледельцы и скотоводы




Древние земледельцы и скотоводы. Трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Соседская община, племя, большая семья. Дети в большой семье Возникновение имущественного и социального неравенства. Выделение знати : вождь, дружина

Земледелие, скотоводство, оседлый образ жизни, неолитическая революция, ремесленники

Научатся объяснять понятия: земледелие, скотоводство, рассказывать об изменениях жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству, объяснять значение отделения земледелия от скотоводства

Смогут определить значение новых изобретений в эпоху неолитической революции для последующих цивилизаций

Научатся составлять описание образа жизни человека эпохи неолита по предложенному плану (Р).

Работая с текстом учебника в технологии продуктивного чтения, смогут проанализировать, как изменилась жизнь людей по окончании ледникового периода (П).

Смогут подготовить сообщение «Появление керамики. Прошлое и современность» (К)

§6

7

От неолита к медному веку




Появление ремесел и торговли Зарождение обмена. Появление денег. Изобретение плуга. Изменение в земледелии. Строительство металлических сооружений. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания, бытовые преобразования

Ремесло

Смогут объяснить понятие «ремесло», рассказывать об изменениях в жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству

Смогут оценить значение использования металлов в истории первобытного общества

Смогут высказать предположения «Почему плуг заменил мотыгу» (Р).

Работая с текстом учебника, научатся анализировать учебный текст и выделять главное, определяя признаки соседской общины и выписывая их в тетрадь

Научатся с помощью учителя изобразить схематически управление племенем (П).

Работая в группе, определят черты сходства между соседской общиной, имущественным неравенством, выделением знати и появлением вождя племени (К)

§7

8

Первые очаги цивилизаций




Первые очаги цивилизаций. Понятие «цивилизация». Изобретение бронзы. От бронзы к железному веку

Цивилизация

Научатся разъяснять термин цивилизация, рассказывать о первых очагах цивилизации, сравнивать жизнь людей в первых очагах цивилизации и в предшествующую эпоху

Смогут определить значение открытия бронзы для последующих цивилизаций

Смогут высказать предположения: Как изменилась жизнь людей с использованием металлов (Р).

Анализируя учебный текст параграфа, научатся выделять признаки появления первых цивилизаций (П).

Работая в группе, смогут изобразить мир первобытности и мир цивилизации. Смогут составить сравнительную таблицу по заданным признакам (К)

§8

9

Урок повторения




Значение первобытности для последующей истории человечества. Характеристика складывания цивилизации. Сравнение человека древнего и человека современного в культурно-исторических аспектах

Цивилизация, первобытность, род, племя, вождь

Научатся называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории. Смогут назвать основные признаки первобытности

Смогут объяснить значение открытий и изобретений первобытных людей для развития человеческого общества

Смогут перечислить, где зародились первые цивилизации и показать на карте. Смогут доказать, как соседская община способствовала зарождению государства (П).

Работая в группах, смогут составить перечень главных событий, описанных в главе «Предыстория человечества» (К)




Древний Восток

Глава 3. Древние цивилизации Месопотамии

10

Шумер:

зарождение цивилизации




Междуречье: рождение цивилизации. Шумерские города государства: Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии, законы. Понятие «государство». Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия, подданные рабы

Государство, монархия

Научатся объяснять значение термина государство, показывать на карте местоположение древнейших государств Междуречья. Смогут рассказывать об условиях жизни и занятиях населения крупнейших городов

Смогут высказать свое мнение о значении строительства дамб и каналов для развития человечества

Смогут высказать версии по вопросу: «Почему древние города государства возникали на берегах рек» (Р).

Работая с текстом учебника, смогут определить, почему с возникновением государства традиции и обычаи уже не могли обеспечить порядок в обществе (П).

Смогут объяснить, почему правители Шумера опирались не на родовую знать, а на чиновников. Свое мнение смогут аргументировать (К)

§9

11

Культура Шумера




Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Астрономия. Математика. Обучение детей

Клинопись, культура, миф

Научатся объяснять значение терминов культура, миф

Смогут обосновать, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире

Смогут высказать версии по вопросу «Почему на смену рисунку пришло письмо?» (Р).

Работая с текстом учебника, смогут сформулировать и представить в таблице достижения шумеров, которые способствовали возникновению этой цивилизации (П).

Смогут подготовить электронную презентацию о возникновении клинописи и представить её (К)

§10

12

Древний Вавилон




Законы царя Хаммурапи. Устройство обществ Древнего Вавилона. Особенность «власти-собственности». Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства

Деспотия, закон

Смогут объяснить понятие «закон», рассказывать о жизни Древнего Вавилона. Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях

Смогут выразить свое мнение, что и почему запомнилось в истории Вавилонского царства.

Смогут высказать версии по вопросу «Почему были приняты законы Хаммурапи в Междуречье?» (Р).

Смогут составить сравнительную таблицу, выделяя общее и различие в истории Вавилонского царства и Шумера (П).

Смогут объяснить, почему имя царя Хаммурапи вошло в мировую историю (К)

§11

Глава 4. Древний Египет

13

Страна на берегах Нила и её жители




Страна на берегах Нила и его жители. Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила. Оросительные сооружения. Египет становится единым государством. Власть фараона. Столица государства Мемфис. Жизнь в городе: жилища, одежда, еда. Семья и дети в Древнем Египте

Фараон, раб, жрец

Научатся показывать на карте территории и центры древнеегипетского государства, рассказывать об основных группах населения Древнего Египта, их положении и занятиях

Будет сформирован устойчивый познавательный интерес к истории Древнего Египта

Смогут высказать версии по вопросу «Почему египтяне называли «Египет – дар Нила?» (Р).

Смогут объяснить, почему египтяне строили ирригационные системы (П).

Смогут подготовить сообщение «Один день из жизни египетского мальчика», используя различные источники исторической информации (К)

§12

14

Мир пирамид




Для чего строились пирамиды. Почитание фараона, как бога и воплощение этого почитания в пирамидах. Пирамида-гробница. Строители пирамид. Пирамиды - первое из семи чудес света. Мир живых и мир мертвых. Мумии

Пирамиды, мумия

Научатся высказывать суждения о причинах создания пирамид, рассказывать о строительстве пирамид

Научатся описывать древнеегипетские пирамиды, как памятники истории и культуры

Смогут выдвигать версии по вопросу «Почему фараоны ещё при жизни строили себе пирамиды?» (Р).

Научатся сравнивать по заданным признакам управление Древним Египтом и Вавилоном (П.)

Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, смогут подготовить проект «История открытия гробницы Тутанхамона» (К)

§13

15

Могущество Древнего Египта




Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Привилегированные и бесправные слои населения Древнего Египта. Превращение Египта в могущественную военную державу. Армия фараонов. Войны и завоевания. Фараоны и покоренные народы

Наемники, папирус, иероглиф

Научатся характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной, показывать на карте направления военных походов феодалов. Смогут объяснить главные причины могущества и упадка Древнего Египта

Будет сформировано освоение общемирового культурного наследия на примере египетской письменности

Научатся выдвигать версии по вопросу «На каком этапе организации общества появилась письменность у египтян и шумеров?» (Р).

Научатся проводить сравнение по заданным признакам системы власти в Древнем Египте и Древней Месопотамии (П).

Научатся писать изысканное пожелание от имени египтянина фараону. Смогут представить оформленное письмо к фараону (К)

§14

16

Верования древних египтян




Главные боги Древнего Египта. Миф об Осирисе и Исиде. Древнеегипетские храмы. Египетское жречество. Реформы фараона Эхнатона

Храмы, жрецы

Научатся называть особенности древнеегипетской религии, рассказывать о пантеоне египетских богов, объяснять, в чем заключалась роль религии и жрецов в древнеегипетском обществе

Смогут определить особенности цивилизации Древнего Египта и дать им свою оценку

Научатся адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий. Смогут привести примеры отражения религиозных верований в занятиях и в жизни египтян (Р).

Смогут сравнить по заданным признакам положение жрецов в Египте и Шумере, заполняя таблицу (П).

Смогут выразить свое мнение, объясняя, почему древние египтяне особо почитали Осириса и Исиду (К)

§15

Глава 5. Восточное Средиземноморье в древности

17

Финикия страна мореплавателей




Финикийцы торговцы и строители городов. Города финикийцев. Жизнь в финикийских городах Создание алфавита и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Финикийцы и название континента Европа

Алфавит

Научатся показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья, рассказывать об особенностях государства и общественной жизни

Смогут определить роль финикийского алфавита в истории мировой культуры

Научатся выдвигать версии о создании финикийского алфавита (Р).

Смогут объяснить, в чем проявились изобретательность и предприимчивость финикийцев, и что заставляло их покидать родину и основывать колонии (П). Работая в парах, смогут сравнить развитие ремесел у египтян, вавилонян и финикийцев (К)

§16

18

Древняя Палестина




Переселение древних евреев в Палестину, отношения с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля. Иерусалим. Храм Соломона

Библия, Ветхий Завет

Научатся показывать территорию Древней Палестины, рассказывать о занятиях населения этой страны и об особенностях общественной жизни

Будет сформирован историко-географический образ Древней Палестины

Научатся планировать пути достижения целей, отвечая на вопрос, что отличало евреев от других народов древности (Р).

Смогут объяснить, как древние евреи оказались в Палестине и смогут определить связи между Израилем, Финикией и Египтом (П).

Смогут составить рассказ о том, что прославило Давида, и за что он получил признание еврейского народа

§17

19

Библейские пророки




Ветхий Завет- часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки и десять заповедей. Сопоставление религии древних евреев с религиями Месопотамии и Древнего Египта

Иудаизм, монотеизм, заповеди, пророки

Научатся понимать значение термина иудаизм. Рассказывать о Ветхом Завете, объяснять значение перехода к монотеистической религии

При ознакомлении с десятью заповедями Ветхого Завета, как вечными ценностями для многих народов, будет сформирована ориентация в системе моральных норм и ценностей

Научатся осуществлять познавательную рефлексию, отвечая на вопрос «Какова была миссия пророков?» (Р).

Научатся составлять развернутый план параграфа (П).

Смогут изложить свое мнение «Почему десять заповедей Ветхого Завета со временем стали вечными ценностями для многих людей?» (К)

§18
  1   2   3   4   5   6