Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса составлена на основе следующих документов


Скачать 231.59 Kb.
НазваниеПояснительная записка Рабочая программа учебного курса составлена на основе следующих документов
Документ создан автором14.01.2017
Размер файла231.59 Kb.


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена на основе следующих документов:
1 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.-М: Просвещение, 2011 – 48 с.- (Стандарты второго поколения)

2.Авторской рабочей программы А.Я.Данилюка, Т.В.Емельяновой, О.Н.Марченко, и др. «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы светской этики» Шемшуриной А.И.)

4.Учебного плана ОО.

Цели курса: 1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.2. Достижение нравственных и культурных оснований в ценностных ориентациях и опыте поведения развивающейся личности. 3. Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на уважении к другим; совестливость, патриотизм. 4. Актуализация нравственного потенциала личности.

Задачи:

  • развитие и систематизация этических знаний ребёнка;

  • формирование логического мышления детей путём развивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий;

  • овладение умениями и навыками диалогического взаимодействия с окружающими;

  • развитие интереса к этике и её определяющим жизнь

смыслам;

  • расширение словарного запаса в процессе освоения эти-

ческих понятий и определения нравственных качеств;

  • развитие речи в процессе построения этического диалога;

  • развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок;

  • становление и развитие этической культуры школьников, их ценностных ориентаций;

  • формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;

  • развитие адекватной нравственной самооценки учеников в процессе этических занятий;

  • развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;

  • повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;

  • развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях.

Содержание программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики» А.И.Шемшурина)

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина…В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Основы светской этики»

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гума-нистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) определение общей цели и путей её достижения; формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России;

4) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

5) осознание ценности человеческой жизни.

Календарно-тематическое планирование курса «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)




Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Часть 1.

1

Введение. Этика—наука о нравственной жизни человека

Понятия «этика» и «вежливость», «нравственные «нормы».

Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности. Аргументировать свою позицию.




Раздел 1. Этика общения (4 ч)

2

Добрым жить на белом свете веселей.

Использование электронного приложения.

Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями.

Вести учебный,социокультурный диалог.Определятьпонятия добраизла.Сопоставлять проявления добра и зла.Аргументироватьсвою точку зрения.Применять полученные знания в жизни.Составлятьнебольшой текст-рассуждение на темы добра и зла.

3

Правила общения для всех. Использование электронного приложения.

Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении – стремление к пониманию. Тактичность — важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность идр.)

Объяснять значение изучаемых понятий. Определять основные характеристики общения. Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности .Аргументировать свою позицию.

4

От добрых правил добрые слова и поступки .

Использование электронного приложения.

Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков.

Различать проявления добра и зла.Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих.Осознавать с позиции нравственности свои по-ступки. Характеризовать примеры добрых правил.Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков

5

Каждый интересен.

Этические основы правил общения в классе для каждого. Проявление индивидуальной особенности личности. Признаки дружбы и её сохранения


Определять особенности индивидуального проявления окружающих.Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов

Раздел 2.Этикет (4ч.)

6

Премудрости этикета.

Использование электронного приложения.

Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения эти-кета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета

Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета. С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение. Обосновывать свою точку зрения.

7

Красота этикета.

Использование электронного приложения.

Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами.

Обозначать сущность понятия «этикет».Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл.

8

Простые школьные и домашние правила этикета.

Использование электронного приложения.

Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и пого-ворках.

Знать основные правила этикета.Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень. Осознанно комментировать текст учебника.

9

Чистый ручеёк нашей речи.

Характеристика и определение понятия «речь», её смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.

Осознавать значение понятия «речь».Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка».Характеризовать образную выразительность слова. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства.

Раздел 3. Этика человеческих отношений (4ч.)

10

В развитии добрых чувств — творение души.

Использование электронного приложения.

Этическая основа понятия «душа», её образные характеристики и определения. Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души. Характеристика производного понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.

Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия«душа».Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия. Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность».Соотносить понятия «душа», «духовность»

11

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Использование электронного приложения.

Природа как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы. Значимость природы для человека. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней. Природа – книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.

Определять смысловое значение понятия «спра-ведливость». Иллюстрироватьпримеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы и жизни челове-ка, аргументировать свои высказывания.

12

Чувство Родины.

Использование электронного приложения.

Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств. Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно-смысловое содержание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм».

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно определять, что значит быть патриотом.

Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий.

13

Жизнь протекает среди людей.

Использование электронного приложения.

Многообразие видов взаимодействий человека с людьми и его содержательная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание людей во взаимодействии с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя – одни из ведущих качественных характеристик человека в его отношениях с другими людьми.

Понимать значение понятия «человечности». Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст учебника.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (5ч.)

14

Чтобы быть коллективом.

Использование электронного приложения.

Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического взаимодействия. Значение нравственной установки поведения в коллективе.

Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?» Анализировать особенности коллектива. Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность» .Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов.

15

Коллектив начинается с меня. Использование электронного приложения.

Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути развития коллективных отношений. Важные правила для каждого члена коллектива. Самооценка, самоопределение самовоспитание. Реализация задачи стать единомышленниками.

Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба»,«уважение».Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе. Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе.

16

Мой класс – мои друзья.

Использование электронного приложения.

Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.

Умение понять состояние другого человека. Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека. Осознавать значение семьи для человека, общества и государства. Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид.

17

Скажи себе сам. (защита проектов)

Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинение-эссе, проект, совместное мероприятие .(см.учебник).

Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою деятельность. Раскрывать содержание изучаемых понятий. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения.

Часть II

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи…

Золотое правило этики и, его сущность и содержание. Вежа — знаток правил поведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Основы восприятия человеком простых нравственных истин. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях, единое в нравственных нормах отношений к человеку. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей.

Осознавать значение золотого правила этики. Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении. Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аргументировать свою точку зрения.

Раздел 1. Простые нравственные истины.(4ч.)

19

Жизнь священна.

Использование электронного приложения.

Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.

Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь» Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.

20

Человек рождён для добра.

Использование электронного приложения.

Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.


Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия.


21

Милосердие —закон жизни.

Использование электронного приложения.

Значимость этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Их взаимосвязь и обоюдная действенность. Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Суть противоположности, благодарности и неблагодарности

Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие».Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести

22

Жить во благо себе и другим

Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения. Необходимость нравственно ориентированного выхода из любой ситуации взаимодействия с людьми другой национальности и вероисповедания. Недопустимость осуждения любого человека и недоброжелательности к нему. Тактичность и простые правила справедливости.

Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения. Применять усвоенные знания в общении.

Раздел 2. Душа обязана трудиться(4ч.)

23

Следовать нравственной установке. Использование электронного приложения.



Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Позиция добра как нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Дерево мудрости векового опыта как ориентир в нравственных действиях и поступках

Устанавливать связь между намерением и поступком. Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка». Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия». Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни»

24

Достойно жить среди людей.

Использование электронного приложения.

Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение в свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях.

Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность».Анализировать свои поступки, чувства, помыслы. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета. Совершенствовать умения в области коммуникации. Аргументировать свои рассуждения.

25

Уметь понять и простить.

Использование электронного приложения.

Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии отношений. Как контролировать свои необдуманные порывы. Советы векового человеческого опыта.

Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему. Контролировать свои поступки и высказывания. Соотносить своё поведение с опытом поколений.

26

Простая этика поступков.

Использование электронного приложения.

Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир — любые наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие. Закономер-ность простой этики поступков

Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. Совершенствовать умения в области общения. Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков. Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими.

Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4ч.)

27

Общение и источники преодоления обид. Использование электронного приложения.


Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем

мы общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды, неприятности, плохое настроение, грустное состояние души. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, отражённые в мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие гармоническому общению.

Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия. Отвечать на учебные вопросы. Систематизировать и обобщать полученные знания. Делать выводы. Адекватно использовать полученные знания в практике общения.

28

Ростки нрав-ственного опыта поведения.

Использование электронного приложения.

Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.

Объяснять понятие «нравственность».Систематизировать и обобщать полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения

29

Доброте сопутствует терпение.

Использование электронного приложения.

Закономерность сочетания и взаимодействия добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости

Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность».Соотносить свои представления с опытом поведения других людей. Анализировать своё поведение и высказывания .Обобщать полученные знания

30

Действия с приставкой «со» — вместе.

Действия с приставкой «со» — вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании. Осознание необходимости своего участия и полезность его для другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.

Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии. Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.

Раздел 4. Судьба и Родина едины (4ч.)

31

С чего начинается Родина… Использование электронного приложения.


Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины начинается с семейного порога и колыбельной песни, она крепнет и расширяется в годы взросления. Ценностно-смыс-ловые оттенки этой связи. Значимость лада в семье. Простые правила его сохране-ния. Напутствия векового опыта.

Соотносить понятия «Родина», «Отечество».Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии. Вырабатывать умение, рассуждать на морально-этические темы и делать выводы. Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения.

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

Использование электронного приложения.

Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества, гражданин – его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родине спокойно.

Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность».Выделять главное в тексте учебника. Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его.

33

Человек — чело века Использование электронного приложения.

Человек как образ века. Суть современного человека. Главные ценности и смыслы важных качеств человека.

Сравнивать чувство любви к Родине и матери. Выделять общее и различия. Аргументировать свои высказывания. Объяснять, что значит быть защитником Отечества.

34

Слово, обращённое к себе (защита проектов).

Итоговая творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация. (см. учебник).

Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на практике полученные знания. Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты. Аргументировать свою позицию.

Формы контроля: сочинение, проект или презентация (на выбор учащихся).

Учебно- методическое обеспечение

УМК

1.Шемшурина.А.И. Основы светской этики: учебное пособие , 4 класс, М:Просвещение, 2015.

2. Шемшурина.А.И. Основы светской этики: рабочая тетрадь , 4 класс, М:Просвещение, 2015.

Методическая литература.

2. А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко,Е. В. Мацыяка Основы религиозных культур и светской этики, сборник рабочих программ 4 класс, М: Просвещение, 2014.

3. Данилюк.А.Я. Книга для родителей, М: Просвещение, 2015.

4. Книга для учителя. 4-5 классы, под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошникова. М: Просвещение, 2015.

5. Основы светской этики. 4 класс : электронное приложение к учебному пособию. М: Просвещение, 2015.