Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка рабочей программы педагогов подготовительной к школе группы


НазваниеПояснительная записка рабочей программы педагогов подготовительной к школе группы
страница1/10
Документ создан автором23.02.2017
Размер файла1.29 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Содержание.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка рабочей программы педагогов подготовительной к школе группы.……………………………………………………………………………………………3

1.2.Цели и задачи рабочей программы………………………………………………………....3

1.3.Принципыи подходы к реализации программы……………………………………..........4

1.4.Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей

Развития детей 6-7 лет. Общие сведения о коллективе детей, родителей…………………..4

1.5.Планируемые результаты, как ориентиры освоения воспитанниками

Образовательной программы дошкольного образования……………………………………..8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Программные задачи приоритетного направления – образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»…………………………………………………...12

Программные задачи образовательной области «Познавательное развитие»…………….19

Программные задачи образовательной области «Речевое развитие»……………………...22

Программные задачи образовательной области «Художественно - эстетическое

развитие»………………………………………………………………………………………..23

Программные задачи образовательной области «Физическое развитие»………………….26

2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов……………………………………………………………………..30

2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Региональный компонент. Раздел «Мой край родной»………………………………………31

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы……………………………..32

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………………………..33


2.6. Психолого-педагогические условия реализации программы………………………….39

2.7.Взаимодействие группы ДОО и социума…………………………………………………40

2.8. Дополнительные образовательные услуги……………………………………………….41

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.


3.1.Материально-техническое обеспечение программы……………………………………..42

3.2.Обеспеченность методическими материалами…………………………………………...45

3.3.Распорядок и режим дня…………………………………………………………………...51

3.4. Расписание образовательной деятельности на учебный год……………………………51

3.5.Режим проведения закаливающих и оздоровительных мероприятий………………….56

3.6.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в группе…………………………………………………………………………………………...57

3.7. Приложения (перспективное планирование, конспекты, работа с детьми, родителями)


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1.Пояснительная записка рабочей программы педагогов подготовительной к школе группы.
Рабочая программа подготовительной к школе группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с ФГОС, и обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения основной образовательной программы, установленных соответствующими ФГОС стандартами, для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей 6-7летопределяются особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом требований нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13)

  • Основная образовательная программа дошкольного образования БДОУСМР«Детскийсад№24»,

  • Положение о рабочей Программе.


1.2.Цели и задачи рабочей программы.
Цель рабочей программы.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

Задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

2) обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;

3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

7) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3.Принципыи подходы к реализации программы.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы полностью соответствуют заявленным в интегративной программе «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальных программ на основе принципиальных положений, заявленных в ООП ДОО.

1.4.Значимыехарактеристики,втомчислехарактеристикиособенностейразвитиядетейсреднегодошкольного возраста. Общие сведения о коллективе детей, родителей.
Основными участниками реализации программы являются: дети 6-7 лет, родители (законные представители), педагоги.

Списочный состав детей:



ФИ ребенка

Дата рождения

Группа здоровья

Группа физкультуры

1

Баудер Валерия

22.01.10

II

основная

2

Борисова Маша

11.04.10

II

основная

3

Воронов Богдан

04.09.10

II

основная

4

Демидова Алена

07.01.10

II

основная

5

Драгунова Эвелина

16.06.10

II

основная

6

Замараев Кирилл

07.10.10

I

основная

7

Зубарева Алена

05.04.10

II

основная

8

Иванов Степан

27.10.09

II

основная

9

Клюшниченко Лиза

17.10.10

II

основная

10

Козлова Валерия

05.10.10

II

основная

11

Королева Варя

13.01.11

II

основная

12

Кочев Арсений

30.03.10

II

основная

13

Кряквина Анфиса

25.07.10

II

основная

14

Куликова Алиса

12.01.11

II

основная

15

Морозова Феодора

13.02.10

II

основная

16

Мошнина Вика

18.09.10

II

основная

17

Навроцкая Валерия

23.05.10

II

основная

18

Новожилов Максим

05.11.10

II

основная

19

Перлинен Егор

11.11.10

II

основная

20

Попов Роман

22.01.10

II

основная

21

Семукова Евгения

05.05.10

II

основная

22

Сетый Женя

04.05.10

II

основная

23

Синицына Лиля

15.03.10

II

основная

24

Скамьина Алина

19.07.10

II

основная

25

Ушкова Рита

19.11.09

II

основная

26

Фабришев Витя

08.08.10

II

основная

26

Яблокова Соня

08.07.10

II

основная

27

Яркушин Виталик

18.01.10

II

основная


Социальный статус родителей:

Критерии

Количество

Количество детей - 27

Особенности семьи

Полные семьи

17

Одинокие

3

В разводе

2

Вдовы

1

Опекуны

1

Многодетные

3


Жилищные условия

Имеют собственное жилье

26

Живут с родителями

-

Съемное жилье

1


Образование

Высшее

11

Неполное высшее

1

Среднее

-

Среднее - специальное

16

Неполное среднее

-


Социальный состав

Рабочие

22

Служащие

5

Домохозяйки

-

Предприниматели

-


Возрастные особенности детей 6-7 лет.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма: стабилизируются все физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается двигательная культура. По данным ВОЗ средние антропометрические показатели к семи годам следующие: мальчики весят 23,0 кг при росте 121,7 см, а девочки весят 22,7 кг при росте 121,6 см. При этом главный показатель нормы –комфорт и хорошее самочувствие ребенка.

Развитие моторики и становление двигательной активности.

Движения детей 6-7 лет становятся все более осмысленными, мотивированными и целенаправленными. Старшие дошкольники осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая разные способы ее решения. В процессе выполнения двигательных заданий проявляют скоростные, скоростно-

силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость. К семи годам улучшается гибкость, возрастает амплитуда движений, отмечается высокая подвижность суставов за счет эластичности мышц и связок. Отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений и времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Значителен прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к продолжительной двигательной деятельности низкой и средней интенсивности, готовы к незначительным статичным нагрузкам. На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно

произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь

положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. В результате успешного достижения цели и преодоления трудностей дети способны получать «мышечную» радость и удовлетворение. Им свойствен широкий круг специальных знаний, умений анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует увеличению

двигательной активности детей, проявлению их инициативы, выдержки, настойчивости, решительности и смелости. В то же время у старших дошкольников появляется умение самостоятельно пользоваться приобретенным двигательным опытом в различных условиях (в лесу, в парке, на спортивной площадке) и ситуациях (на прогулке, экскурсии, в путешествии).

Психическое развитие.

Социальная ситуация развития характеризуется все возрастающей инициативностью и самостоятельностью ребенка в отношениях с взрослым, его попытками влиять на педагога, родителей и других людей. Общение с взрослым приобретает черты внеситуативно-личностного: взрослый начинает восприниматься ребенком как особая, целостная личность, источник социальных познаний, эталон поведения. Ребенок

интересуется рассуждениями взрослого, описывает ему ситуации, в которых ждет моральной оценки поступков людей. Социальный мир начинает осознаваться и переживаться в общении с взрослым. Таким образом, ребенок приобщается к ценностям общества, прежде всего ценностям близких людей.

Общение со сверстниками также приобретает личностные черты –дети становятся избирательны в общении, выбирают друзей, которых бывает трудно заменить, даже если они не устраивают взрослого. Социальные роли в группе становятся устойчивыми, формируется внутренняя позиция ребенка в социальном взаимодействии, он начинает осознавать себя субъектом в системе социальных отношений. Появляется эмоциональное отношение к нормам поведения, ребенок начинает оценивать себя и других с точки зрения

норм, критиковать поступки сверстников и взрослых. У детей формируется позиция самых старших, умелых и опытных в детском саду.

Сюжетно-ролевая игра достигает пика своего развития. Ролевые взаимодействия детей содержательны и разнообразны, дети легко используют предметы-заместители, могут играть несколько ролей одновременно. Сюжеты строятся в совместном со сверстниками обсуждении, могут творчески развиваться. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в игре знания, которые они получили из книг, кинофильмов, мультфильмов и окружающей жизни, могут сохранять интерес к избранному игровому сюжету от нескольких часов до нескольких дней. Моделируют отношения между различными людьми, плановость и согласованность игры сочетается с импровизацией, ролевая игра смыкается с играми по правилам. В игре воспроизводятся мотивы и морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности, игра становится символической.

Более совершенными становятся результаты продуктивных видов деятельности: в изобразительной деятельности усиливается ориентация на зрительные впечатления, попытки воспроизвести действительный вид предметов (отказ от схематичных изображений); в конструировании дети начинают планировать замысел, совместно обсуждать и подчинять ему свои желания. Трудовая деятельность также совершенствуется, дети становятся способны к коллективному труду, понимают план работы, могут его обсудить, способны подчинить свои интересы интересам группы.

Память становится произвольной, ребенок в состоянии приза поминании использовать различные специальные приемы: группировка материала, смысловое соотношение запоминаемого, повторение и т.д. По-прежнему эмоционально-насыщенный материал запоминается лучше и легче включается в долговременную память. Наряду с механической памятью развивается смысловая, функционирует и эйдетическая память.

Ребенок овладевает перцептивными действиями, т.е. вычленяет из объектов наиболее характерные свойства и к 7 годам полностью усваивает сенсорные эталоны –

образцы чувственных свойств и отношений: геометрические формы, цвета спектра, музыкальные звуки, фонемы языка.

Усложняется ориентировка в пространстве и времени; развитие восприятия

все более связывается с развитием речи и наглядно-образного мышления, совершенствованием продуктивной деятельности.

Воображение становится произвольным. Ребенок владеет способами замещения реальных предметов и событий воображаемыми, особенно впечатлительные дети в этом возрасте могут погружаться в воображаемый мир, особенно при неблагоприятных обстоятельствах (тем самым воображение начинает выполнять защитную функцию).Развивается опосредованность и преднамеренность воображения –ребенок может создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями по заранее предложенному плану, контролировать их соответствие задаче. К 6-7 годам дети способны произвольно порождать идеи и воображать план их реализации. На развитие воображения оказывают влияние все виды детской деятельности, в особенности изобразительная, конструирование, игра, восприятие художественных произведений, просмотр мультфильмов и непосредственный жизненный опыт ребенка.

Внимание к 7 годам становится произвольным, что является непременным условием организации учебной деятельности в школе. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным. Игра начинает вытесняться на второй план деятельностью практически значимой и оцениваемой взрослыми. У ребенка формируется объективное желание стать школьником. Кроме того, в этот период ребенок постепенно теряет непосредственность: он освоил нормы общественного поведения и пытается им соответствовать. В процессе совместной деятельности ребенок научается ставить себя на место другого, по-разному ведет себя с окружающими, способен предвидеть последствия своих слов или поступков. Взрослому становится трудно понять состояние семилетнего ребенка –он начинает скрывать свои чувства и эмоции.

Развитие личности ребенка связано с появлением определенной линии поведения –

ведущими становятся моральные, общественные мотивы, ребенок может отказаться от интересного ему дела в пользу важного. Возникает соподчинение мотивов: один мотив становится лидером, другие –подчиненными. Формируются новые мотивы –желание действовать как взрослый, получать его одобрение и поддержку. Мотивы самоутверждения и самолюбия начинают доминировать в отношениях со сверстниками. Основы самооценки в основном сформированы, появляется самокритичность,

внутренняя позиция в общении и деятельности.

В различных видах деятельности развивается личность ребенка и его познавательные процессы, формируются новообразования возраста. Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, –всеми этими качествами характеризуется волевое поведение как важнейшее

условие готовности ребенка к обучению в школе.

Характеристика речевого развития.

У детей подготовительной к школе группы в норме развитие речи достигает довольно высокого уровня. Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов и

действий. Дети свободно используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. К семи годам в основном завершается усвоение детьми лексической стороны речи. Дети начинают задавать вопросы о значении разных слов, понимают переносное значение слов разных частей речи. Закрепляется умение согласовывать существительные с другими частями речи. Дети образуют однокоренные слова, превосходную степень прилагательных. Возрастает и удельный вес разных типов предложений –простых, распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных. Многие дети седьмого года жизни овладевают умением строить разнообразные сложные

предложения при составлении коллективного письма (сложносочиненные и сложноподчиненные предложений), у детей развивается самоконтроль при использовании

синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью. Речь становится объяснительной: ребенок последовательно и логично излагает события. В процессе развития связной речи дети начинают активно

пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру текста (начало, середина, конец). Дети седьмого года жизни обычно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. С помощью выразительных средств дети

передают содержание литературных текстов. Совершенствуется умение составлять рассказы по картине, из личного опыта, рассказы творческого характера; дети сочиняют небольшие сказки и истории. Формируется культура речевого общения. Дети приобретают широкую ориентировку в звуковой стороне речи, овладевают умениями звукового анализа и синтеза, развивается фонематическое восприятие. Особое значение в этом возрасте имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи. Речь становится предметом внимания и изучения. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки детей к обучению чтению и письму.
1.5.Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования.
Планируемые результаты освоения детьми программы осуществляются на основе целевых ориентиров в ФГОС ДО и комплексной программы «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, реализуемой в подготовительной к школе группе по всем направлениям развитий.

Целевые ориентиры в соответствии с ФГОСДО

Показатели освоения детьми программы по образовательным направлениям

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Становление самостоятельности. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


- ребенок овладевает основными культурными средствами и способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок владеет способами передачи собственных эмоциональных состояний, умеет сдерживать проявления негативных эмоций; откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; бережно относится к животным и растениям;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Формирование познавательных действий.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, об особенностях ее природы, праздниках и традициях.


- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен экспериментировать и наблюдать;

- ребенок проявляет познавательный интерес и уважение к явлениям истории и культуры своей семьи, города, страны; проявляет толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, стремится к познавательно-личностному общению с ними;

- ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем);

- ребенок умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); с помощью взрослого может определить свое затруднение, выявить его причины и сформулировать познавательную задачу, зафиксировать достижение результата и условий, которые позволили его достичь.

Речевое развитие

Владение речью как средством общения и культуры.

Обогащение активного словаря.

Развитие связной речи.

Знакомство с книжной культурой.

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

Художественно-эстетическое развитие

Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Восприятие музыки, художественной литературы и фольклора.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей

- ребенок эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться ее красотой;

- ребенок знаком с произведениями детской литературы

Физическое развитие

Приобретения опыта во всех видах двигательной деятельности детей.

Формирования начальных представлений о некоторых видах спорта.

Овладение подвижных игр с правилами.

Становление ценностей здорового образа жизни.

Овладение его элементарными нормами и правилами.

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены



Вариативная часть. Целевые ориентиры части Программы, формируемой участниками образовательных отношений на этапе завершения освоения парциальных программ:


Название программы, автор

Целевые ориентиры

А. И. Буренина «Ритмическая мозаика»



У ребенка развиты психические процессы: умение выражать эмоции в мимике и пантомимике; восприятие, внимание, мышление.

У ребенка развиты нравственно-коммуникативные качества личности: умение сопереживать другим людям, животным; умение вести себя в группе во время движения; сформировано чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

У ребенка сформированы и развиты двигательные качества и умения: развиты ловкость, точность, координация движений; развиты гибкость и пластичность; сформирована правильная осанка, умение ориентироваться в пространстве; двигательный опыт обогащен разнообразными видами движений.

У ребенка развита музыкальность: развита способность воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков; развита музыкальная память; развиты творческое воображение и фантазия.

К.В. Тарасова,

Т.В. Нестеренко,

Т.Г. Рубан «Гармония»


Различает средства музыкальной выразительности в пьесах одного жанра, но различных по характеру, музыкальные образы.

Воспринимает одновременное звучания пяти музыкальных инструментов.

Может петь, точно интонируя мелодию и правильно передавая ритмический рисунок, в сопровождении музыкального инструмента и без него.

Ритмично двигается под музыку, самостоятельно инсценирует песни, хороводы.

Умеет выполнять танцевальные движения, придумывает свои комбинации в танцах по одному и в парах, самостоятельно подбирает способы действий игрового образа.

Умеет исполнять знакомые песни на металлофоне, воспроизводить различные ритмы на ударных инструментах.

К концу дошкольного обучения:

- замечает изобразительные средства музыки;

- сопоставляет музыкальные произведения с произведениями изобразительного искусства и литературы;

- поет эмоционально, точно, в соответствии с характером музыки;

- может сравнивать и оценить пение свое и сверстников;

- узнает знакомые песни по фрагменту мелодии;

- может самостоятельно менять движение в соответствии с музыкой;

- самостоятельно инсценирует песни хороводы;

- может исполнять простейшие элементы народных плясок, при-думать движения для персонажей игр, инсценировок;

- исполняет сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Князева О.Л.,

Стеркина Р.Б.

«Я, ты, мы»

Осознает на доступном ему уровне свои права.

Может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий.

Проявляет инициативу в разных видах деятельности.

Владеет навыками самообслуживания.

При благоприятной эмоциональной атмосфере у него сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению.

Региональный компонент

«Мой край родной».


Ребенок имеет представления: об основных исторических событиях, достопримечательностях родного города; об устном народном творчестве, знакомится с архитектурой, произведениями живописи, декоративно-прикладным искусство Вологодского края.

Испытывает чувство восхищения результатами культурного творчества представителей родного края; ощущает принадлежность к культуре родного города.


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Содержаниепрограммыопределяетсявсоответствииснаправлениямиразвитияребенка,соответствуетосновнымположениямвозрастнойпсихологииидошкольнойпедагогикииобеспечиваетединствовоспитательных,развивающихиобучающихцелей изадач. Воспитаниеиобучениеосуществляетсянарусскомязыке-государственномязыкеРоссии.
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,представляющиеопределенныенаправленияразвитияиобразованиядетей (далее-образовательные области):

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Физическое развитие.

Реализация задач образовательных областей предусмотрена как в обязательной части рабочей программы, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений.
2.1. Приоритетное направление – образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» в обязательной части Программы соответствует ООП ДО «Мир открытий» и раскрывается через тематические подразделы:

  • Содержание общения с детьми

  • Развитие игровой деятельности (с целью освоения различных социальных ролей)

  • Развитие коммуникативных умений

  • Формирование культуры безопасности

  • Знакомство с трудом взрослых

  • Расширение опыта самообслуживания

  • Приобщение к труду

Формы работы:

  • Проблемные ситуации

  • Игровые ситуации

  • Беседы

  • Творческое рассказывание

  • Словесные, дидактические игры, игры с правилами

  • Самодеятельные игры

  • Ситуативные разговоры

  • Практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты

Решение образовательных задач программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

- принятие и удержание учебной задачи;

- самостоятельный выбор средств для достижения результатов;

- точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей программой предусмотрено:

- выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;

- организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочтений детей;

- поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;

- стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;

- формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками и детьми разных возрастов;

- участие педагога в детских играх как равного партнера по игре;

- поощрение содержательных игровых диалогов как проявлений размышлений детей о

действительности;

- формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;

- расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.
Программные задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание общения с детьми:

Человек среди людей:

1.Формировать первоначальные представления об истории появления и развития человека.

2.Формировать обобщенные о собственных чертах характера, привычках, способах передачи своих желаний, чувств, настроений; о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища; о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной культуре.

3.Способствовать проявлению адекватных реакций на различные эмоциональные состояния других людей.

4.Способствовать проявлению познавательного интереса к истории семьи, родословной;

проявлению восхищения успехами и достижениями родных; становлению чувства собственного достоинства.

5.Содействовать становлению способов передачи собственных эмоциональных состояний (жесты, мимика, интонация, поза, движения),формированию умения сдерживать проявления негативных эмоций; безопасного поведения.

6.Содействовать проявлению заботы по отношению к малышам и пожилым людям,

ответственного отношения к своим домашним обязанностям; сопереживания, сочувствия в общении с близкими ;адекватных способов разрешения коллизийных ситуаций.

7.Воспитывать уважительное, понимающее, бережное отношение к реликвиям и интересам членов семьи.

8.Совершенствовать речевые навыки, необходимые для общения: умение вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать свою точку зрения, убеждать, доказывать, соглашаться, возражать, конструктивно разрешать противоречия.

9.Продолжать учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета («будьте добры», «извините», «пожалуйста»).

10.Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать их со сверстниками и взрослыми.

Разделы:

Я – Человек: я – мальчик, я – девочка.

Мужчина и женщина.

Моя семья.

Детский сад – мой второй дом.
Человек в истории:

1.Формировать первоначальные представления об истории России, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях; о назначении и функциях армии; о планете Земля, людях, ее населяющих, их равноправии.

2.Формировать дифференцированные представления о культурных достояниях, основных исторических событиях, достопримечательностях детского сада, города, страны; о роли техники в прогрессе человечества; о взаимосвязи труда взрослых в городе, селе.

3.Формировать обобщенные представления о развитии цивилизации, об истории жилища, предметов быта; о составе семьи, ее родословной, семейных реликвиях; о нормах этикета, принятых в семье и общественных местах.

4.Способствовать осознанию нравственной ценности поступков людей; общественной

значимости исторических событий.

5.Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи, детского сада, города, страны.

6.Учить определять хронологическую последовательность возникновения и совершенствования предметов быта, техники, исторических событий.

7.Воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям других

национальностей.

8.Способствовать формированию осознанного отношения к праздникам своей семьи, детского сада, города, страны.

9.Воспитывать чувство восхищения достижениями человечества, чувства собственного

достоинства, ответственность, осознание своих прав и свобод, признание прав и свобод других людей.

10.Способствовать проявлению уважения к личным правам и достоинству других людей.

11.Воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране.

12.Формировать навыки проявления симпатии, любви, уважения, сочувствия по отношению к близким; доброжелательного, уважительного отношения к людям труда; выполнения обязанностей по дому, поручений в детском саду; социально принятого поведения в общественных местах; поддержания порядка, чистоты, благоустройства, уюта в доме, в группе детского сада, в микрорайоне, в городе.

13.Способствовать развитию уважительного отношения к историческим личностям,

памятникам истории.

Разделы:

Появление и развитие Человека на Земле.

История семьи.

История детского сада.

Родной город

Родная страна.

Моя земля.

Человек в культуре:

1.Формировать первоначальные представления о культуре и культурном наследии; об

отдельных культурных ценностях (искусство, техника), их наиболее ярких представителях; о национальных, этнических и расовых различиях между людьми.

2.Формировать обобщенные представления о различных элементах русской (а также

национальной, местной) культуры; об устном народном творчестве, архитектуре,

произведениях живописи, скульптуры; декоративно-прикладном искусстве, театре и кино; об особенностях труда в городе и деревне.

3.Способствовать установлению простейших связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека.

4.Воспитывать чувство восхищения результатами культурного творчества представителей своей и других культур.

5.Воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов.

6.Способствовать ощущения принадлежности к культуре своего народа.

7.Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о культурных ценностях, обычаях и традициях семейных взаимоотношений.

8.Формировать навыки бережного отношения к культурным ценностям.

9.Воспитывать толерантное отношение, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, стремление к познавательно-личностному общению с ними.

10.Расширять и углублять представления детей о труде человека и его социальной значимости; поддерживать интерес к отображению представлений о различных профессиях в сюжетно-ролевых играх; поощрять желание помогать взрослым в доступных видах и формах трудовой деятельности.

11.Знакомить со структурой трудовой деятельности: учить осознанно принимать и ставить цель, выявлять мотив, планировать и точно осуществлять последовательность действий, оценивать результат и отношение к делу.

12.Продолжать приобщать к разным видам посильного труда; содействовать овладению

культурой трудовой деятельности; формировать позитивное отношение к труду и качествам человека труда трудиться добросовестно, с интересом и желанием, старательно, достигать качественного результата, проявлять волю, радоваться успехам).

13.Содействовать формированию социально-психологической готовности кколлективной трудовой деятельности (принятие общей задачи, умение договариваться и распределять обязанности, уступать, доводить начатое делодо конца, согласовывать свои действия с действиями других людей – детей ивзрослых).

14.Формировать основы экологической культуры.

15.Формировать культуру безопасного поведения и навыки рационального

природопользования:

Природа и безопасность:

- систематизировать знания о свойствах различных природных объектов,совершенствовать умение выявлять связанные с ними потенциально опасныеситуации;

- формировать умение применять знание правил сбора растений и грибов,правила

безопасности у водоемов в зимний и летний период, правилаповедения, связанные с

различными природными явлениями, контактами сдикими и домашними животными;

- учить сопоставлять поведение реальных людей, персонажейлитературных произведений,

собственное поведение с правилами, выявлятьстепень соответствия, возможные последствия для человека и природынарушения этих правил;

- обогащать опыт анализа естественных, специально созданных ивоображаемых ситуаций, поиска путей избегания и (или) преодоленияопасности;

- способствовать формированию физической готовности косуществлению безопасной

жизнедеятельности;

- формировать экологически безопасное поведение с учетом ранееполученных знаний о

взаимосвязях в природе.

Безопасность на улице:

- формировать умение применять правила дорожного движения в ходеанализа различных ситуаций, выбирать оптимальные модели поведения;

- учить давать оценку действий участников дорожного движения с точкизрения соблюдения правил дорожного движения;

- совершенствовать умение работать с символьной, графическойинформацией, схемами, самостоятельно придумывать символьныеобозначения, составлять схемы;

- учить детей на основе анализа схемы улицы, модели дорожнойситуации выбирать наиболее безопасный маршрут;

- формировать элементарные представления об изменении дорожнойситуации в связи с

различными природными явлениями (туман, дождь, снег,гололедица и др.);

- формировать осознанное отношение, стремление и умение соблюдатьправила безопасностина игровой площадке в ходе самостоятельной игровой,двигательной, трудовой деятельности, при организации совместнойдеятельности с ровесниками, младшими дошкольниками;

- совершенствовать умение выявлять и избегать потенциально опасныеситуации, возникающиена игровой площадке в связи с различнымипогодными условиями.

Безопасность в общении:

- формировать осознанное отношение к собственной безопасности,стремление неукоснительно выполнять правила поведения при контакте снезнакомыми людьми;

- совершенствовать умение применять коммуникативный опыт вситуациях общения со

сверстниками, старшими детьми, формировать умениепонимать побуждения партнеров по взаимодействию, выявлять проявленияагрессии, недоброжелательности в свой адрес,

совершенствовать навыкибезопасного поведения в различных ситуациях;

- обогащать и систематизировать представления о правах ребенка, одоступных дошкольнику способах защиты своих прав, формировать умениевыявлять факты их нарушения;

- в ходе анализа литературных произведений, моделей естественныхситуаций формировать умение безопасно действовать в различных ситуацияхобщения и взаимодействия;

- способствовать формированию психологической готовности кпреодолению опасных

ситуаций.

Безопасность в помещении:

- формировать умение самостоятельно выявлять факторы потенциальнойопасности в

помещении, соблюдать правила безопасного поведения,выбирать оптимальные модели поведения в проблемных ситуациях;

- воспитывать ответственное отношение к поддержанию порядка,соблюдению правил

использования предметов быта;

- совершенствовать умение применять знание правил безопасногоповедения в общественных местах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10