Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка Сложные социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека.


НазваниеПояснительная записка Сложные социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека.
страница1/7
Документ создан автором18.10.2016
Размер файла0.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7



Пояснительная записка
Сложные социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека. Мы сегодня отчётливо осознаём, насколько важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодёжи, от её доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от её любви к своей Родине.

Нравственное, духовное формирование личности ребёнка происходит путём присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм социально-этических и общечеловеческих гуманистических отношений в целом. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие их выживание и активное функционирование.

Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Такой памятью выступают прежде всего духовные, материальные ценности этноса, устные, письменные произведения народного творчества, а также художественно-прикладное искусство.

Народные традиции гуманистичны по своей природе, они обращены к человеку. В них сфокусированы потребность в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека – достоинства, совести, милосердия, терпимости, добротворчества, заботы о сохранении окружающей среды, снисхождения к слабому, отвращения к насилию - всё это является одновременно нравственным ценностным потенциалом всего человечества.

Народные традиции, в свою очередь, представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий индивидуализацию духовно-нравственного и художественно-эстетического опыта человеческой общности. Это происходит в процессе усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения, заложенных в народной культуре, в младшем школьном возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, когда он открыт к восприятию социальных образцов.

С погружением ребёнка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его художественно-эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Кроме того, логика развития сознания и психики ребёнка и логика исторического развития народа сходны в целом ряде общих признаков. Это делает естественным воспроизведением в детской среде особенностей культуры прошлого. Все культурные переживание основаны на повторяемости общечеловеческого в процессе развития ребёнка, истории его духовного становления. Таким образом, из вышесказанного следует, что воспитание ребёнка посредством народных традиций не только желательно, но и крайне необходимо, так как в значительной степени соответствует особенностям его психики.

Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребёнка. Их недостатком, в частности, является односторонность воздействия на личностное становление. Поэтому эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать всё ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий.

Передача детям социально-нравственных и художественно-эстетических ценностей предшествующих поколений, осуществляется через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую сознательную деятельность и через изучение и освоение народной культуры Севера. Народные праздники, ритуалы, легенды, сказки, пословицы, поговорки и другие формы народного творчества, особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной, а через него – мировой культуры.

Ребёнок младшего возраста живёт больше чувствами, чем разумом. Явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им прежде всего эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития не только художественно-эстетических чувств ребёнка, но и целостного развития личности: нравственного, трудового, интеллектуального и физического.

Организация педагогического процесса на основе познания традиционной народной культуры может осуществляться различными способами. Одним из них может быть комплексное изучение явлений, объектов традиционной культуры.

Традиционная народная культура «Круглый год» рассчитана на младших школьников, предполагает осуществление комплексного изучения традиционной народной культуры. Она построена с учётом естественного интереса детей этого возраста к различным видам художественной деятельности.

Целью программы является формирование целостного мировосприятия, этнического самосознания, формирование художественно-эстетического вкуса на основе постижения культурных ценностей своего народа.

Задачи:

  • формирование у младших школьников интереса к традиционной культуре своего народа

  • включение ребёнка в деятельностное освоение годового природного цикла народного календаря

  • развитие художественно-эстетических и творческих способностей, фантазии детей

  • развитие практических умений и навыков

В основе предлагаемой программы лежат местные, региональные материалы (по музыкальному фольклору, этнографии, народной педагогике и т.д.).

Учебный материал в программе расположен в соответствии с циклами народного календаря с учётом традиционно сложившихся ритмов.

В традиционной народной культуре годовой ритм жизни человека всецело зависел от природных ритмов. Возможно, этот закреплённый, разработанный до мелочей ритм круглого года, позволял человеку жить направленно, со смыслом, лишая угнетающего чувства безвременья. «Жизнь – смерть – жизнь» - эта цепочка взаимоотношений, постоянное движение по кругу – от одного события к другому - являлся основополагающим в народном мировоззрении.

В программе «Круглый год» традиционный народный календарь является как содержательной основой процесса обучения, так и методом освоения народной культуры в целом.

Программа рассчитана на два года обучения, что позволяет реализовать идею цикличности времени в народной культуре.

Всего программа включает в себя семь периодов-циклов:

1 – от Семёна Летопроводца до Покрова (с 14 сентября до 14 октября).

2 – от Покрова до Кузьмы-Демьяна (с 14 октября до 14 ноября).

3 – от Кузьмы-Демьяна до Николы зимнего (с 14 ноября до 19 декабря).

4 – от Николы зимнего до Крещенья (с 19 декабря по 19 января).

5 – от Крещенья до Масленицы (с 19 января до начала масленичной недели).

6 – от Масленицы до Пасхи (с Прощеного воскресенья до Светлого Христового Воскресенья).

7 – от Пасхи до Троицы

Первую половину года (до 19 января, Крещенье) периоды остаются постоянными, включая в себя, в основном, месяц; после Крещенья – становятся «подвижными», изменяются ежегодно в зависимости от сроков празднования Пасхи.

Такое распределение учебного материала по периодам связано с природными изменениями: Семён Летопроводец – конец лета, встреча осени; от Покрова до Кузьмы-Демьяна – зазимье; с Кузьмы-Демьяна до Николы зимнего – начало зимы; Масленица – проводы зимы; Пасха - начало Весны; Троица – встреча лета. Эти изменения влияют на жизнедеятельность человека: Покров – переход в дом, уход из мира природы в мир дома; Кузьма-Демьян – начало вечёрок, совместной трудовой деятельности в доме; Никола зимний – подготовка к Святкам; Святки – начало Нового года, гадания об урожае, судьбе, поиск пар для создания семьи; Мясоед – период свадеб; Великий пост – период ткачества; послепасхальный период – пахота и сев.

На занятиях учащиеся «проживают» весь традиционный календарный цикл дважды (1 и 2 год обучения).

Комплекс занятий каждого из семи периодов являются одной из форм формой подготовки к календарному празднику. Но народная культура – это не только календарь праздников и обрядов, это и календарь трудовых действий. Поэтому программа «Круглый год» органично включает в себя как знакомство с содержанием праздника, подготовку к нему и проведение, так и овладение традиционными трудовыми процессами.

Особенностью программы «Круглый год» является её структурное построение – логически завершённые три курса:

- народный календарь

- народная игрушка

- народные игры

Разделение на предметы является весьма условным. Такое структурирование программы отражает её логику, показывает самостоятельность и взаимозависимость курсов:

Народный календарь



Народные игры




Народная игрушка

Каждый курс предполагает решение задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера.

Задачи курса «Народный календарь»:

- изучение цикла народных календарных праздников, обрядов семейного цикла, объектов материальной культуры и организации традиционного быта

- изучение народной этики через знакомство жанры устного поэтического фольклора

- развитие навыков общения

- воспитание потребности в самореализации в условиях «проживания» традиционного календарного цикла

Задачи курса «Народная игрушка»:

- изучение особенностей традиционной народной игрушки

- обучение детей навыкам изготовления простых игрушек из различных материалов и освоение приемов обработки глины, ткани, бересты, природного материала

- воспитание эстетического вкуса

- развитие мелкой моторики

Задачи курса «Народные игры»:

- изучение простейших жанров музыкального фольклора

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, голоса, чувства ритма, дикции, тембра, дыхания

- развитие эмоционального восприятия фольклорного материала

- воспитание потребности в накоплении и обогащении музыкального репертуара

Режим занятий2 раза в неделю: 1ч – народный календарь, 1ч – народная игрушка, 1ч – народные игры. Всего – 6 учебных часов (по 2 учебных часа на каждый предмет).

Количество часов по каждой теме может увеличиваться или уменьшаться – в зависимости от календаря подвижных праздников (даты празднования Пасхи, которая определяет даты празднования Масленичной недели, Прощеного воскресенья, Троицы).

Каждая тема программы раскрывается в содержании всех трёх курсов.

Курс «Народный календарь» направлен на изучение традиционных обрядов, праздников, этнографии, традиционного быта русского человека. Курсы «Народные игры» и «Народная игрушка» – практические. Здесь воплощается в звук, ритм, движение, форму, цвет, приобретает вполне реальные очертания тот материал, с которым дети знакомятся в ходе изучения народного календаря в рассказах, беседах, на экскурсиях, видеопросмотрах и т.д.

В ходе изготовления народных игрушек ребёнок познаёт принципы конструирования вещей, включается в процесс формирования предметного мира традиционной культуры, развивает свои художественно-эстетические навыки

На занятиях курса «Народные игры» дети учатся совместному исполнительству, постигают жанры музыкального фольклора, формируют свой базовый фольклорный репертуар.

Второй год обучения предполагает постепенное расширение, существенное углубление полученных в первый год обучения знаний, способов продуктивной и творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, что отражается в содержании и методике образовательного процесса.

Реализация программы предполагает ведение курсов отдельными педагогами. В то же время, если педагог владеет всеми видами предлагаемой профессиональной деятельности, то организацию занятий может осуществлять он один. В этом случае возможна полная интеграция предметов, так как темы всех занятий в программе выстроены параллельно. В этом случае педагог должен обладать знаниями по этнологии, этнографии, фольклору и т.д., практическими умениями в реализации программы.

Опыт переноса традиционной народной культуры в детскую среду, её художественно-эстетическое оформление и личностно-ориентированное содержание позволяют определить принципиальные идеи реализации программы:

  1. Целостность образовательного содержания и форм его передачи в условиях определённого возрастного состава детей и взрослых, единство образования, воспитания и развития личностных свойств и качеств ребёнка, подготовки его к жизни в определённых социальных условиях региона.

  2. Индивидуализация воспитания, необходимость психолого-педагогического изучения каждой личности в отдельности и в плане общения в коллективе, бережного отношения к каждому ребёнку с тем, чтобы найти ему соответствующее место в процессе обучения традиционной народной культуре.

  3. Интеграция различных жанров, видов традиционной народной культуры, разнообразных форм, методов, средств воспитания, содержательного материала, школьной и внешкольной работы, игры в качестве основы включения детей в «проживание» народного календаря.

  4. Гуманизация воспитания на основе интереса, потребностей детей, их ценностной ориентации на Добро и Красоту, на сотрудничество со взрослыми.


  1   2   3   4   5   6   7