Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка Учебный план


Скачать 282.72 Kb.
НазваниеПояснительная записка Учебный план
ЗаголовокБОУ ДОД « Вашкинский районный Дом детского творчества»
Документ создан автором25.01.2016
Размер файла282.72 Kb.





ОГЛАВЛЕНИЕ




  1. Пояснительная записка…………………………………….3-5




  1. Учебный план ………………………………………………5



  1. Учебно – тематический план 1 года обучения…………...6-7



  1. Содержание программы 1 года обучения…………………7-8



  1. Учебно – тематический план 2 года обучения…………….9-10



  1. Содержание программы 2 года обучения………………….10



  1. Учебно – тематический план 3 года обучения…………...11-12



  1. Содержание программы 3 года обучения ………………12



  1. Учебно – тематический план 4 года обучения ………......13-14



  1. Содержание программы 4 года обучения……………....14



  1. Методическое, дидактическое и техническое
оснащение программы …………………………………..15



  1. Список литературы для детей и педагога……………..15
  1. Приложения



  1. Пояснительная записка.

Важная роль в приобщении детей к изобразительному искусству отводиться учреждениям дополнительного образования. Именно в условиях объединения возможно целенаправленное и планамерное развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

Предлагаемая в данной программе система занятий основывается на единстве задач обучения и воспитания. Художественно – творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобретательной деятельности и посильного самостоятельного отражения жизненных впечатлений в композициях, этюдах, рисунках и т. д.

Задача художественно – творческого восприятия обучающихся – развитие умения видеть, поскольку владение специфическими художественными средствами изображения опосредует восприятие действительности, а постоянство обогащающееся восприятие окружающего мира вынуждает обучающихся искать средства воплощения этих восприятий под руководством педагога.

Навыки изображения могут воспитаться системе проблемных ситуаций.

Художественное творчество при этом является результатом учебно – воспитательного процесса и выполнения конкретных учебных задач. Необходимый уровень художественно – творческого развития обучающихся достигается только в результате воспитания навыков видения и воплощения. Система занятий строится с учетом возрастных особенностей детей.

Традиционные в курсе разделы « Рисунок/Живопись», «Композиция» отвечают основным видам учебной работы. Однако это деление условно, поскольку все виды учебной работы взаимосвязаны и в каждом из них присутствуют элементы другого: в задачах по рисунку – элементы композиции т.д. Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно – тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.
Цель: привитие устойчивого интереса к изобразительному искусству, а также развитие у детей творческих способностей и эстетического восприятия.
Задачи:

Обучающие:

- обучение детей основам изобразительной грамоты (основам рисунка, живописи, композиции);

- обучение детей рисованию с натуры, по памяти и по воображениюи на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения.
Развивающие:

- развитие художественно – творческих способностей детей;

- развитие у детей эстетического восприятия/ эстетического вкуса и

эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям

действительности.

Воспитательные:

- формирование у детей интереса и любви к изобразительному искусству.
Принципы деятельности по программе:

- добровольность обучения;

-доступность;

-индивидуальный подход;

-результативность.

Прием обучающихся в объединение осуществляется по письменному заявлению обучающихся или их родителей.

Программа рассчитана на 4 года, с общей выдачей часов 576. Обучаться по данной программе могут дети от 7 до 18 лет. Занятия будут проходить в кабинете прикладного творчества Дома детского творчества 2 раза в неделю по 2 часа (45 минут занятие, 15 минут перерыв, 45 минут занятие).

Контроль за результатами обучения

  1. Стартовый контроль проводится через анкетирование.

  2. Текущий контроль на первых этапах обучения – в виде устных опросов, бесед и самостоятельных групповых и индивидуальных работ.

  3. Итоговый контроль – в виде самостоятельных зачетных работ по каждой теме в конце учебного года, а также по результатам отбора работ обучающихся на районные, областные и всероссийские конкурсы.

Композиция

Термин «композиция» в переводе с латинского compositio означает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке в соответствии с какой – либо идеей. Иными словами, композиция –это правильное расположение объектов на листе: выделение главного объекта, заполнение всей плоскости листа, уравновешенность правого и левого края, наличие общего замысла или идеи.

В процессе обучения обучающийся должен использовать различные варианты пластических решений самых разнообразных тем, от натюрморта до сложного сюжета и наметить возникающие при этом выразительно – смысловые эффекты.

Программа предусматривает выполнение значительного числа разнообразных заданий – длительных иллюстрирующих путей проработки замысла до максимальной законченности.

Рисунок/живопись

В течение первого года обучения дети получают знания по основам цветоведения, усваивают основные положения живописи, овладевают основными приемами работы карандашом и кистью, изучают виды и жанры изобразительного искусства, учатся рисовать с натуры и по представлению, приобретают навыки ведения работы над рисунком.

В течение последующих лет обучения совершенствуются навыки работы акварелью и гуашью. Обучающиеся овладевают широким диапазоном графических средств: линий, штрихом, пятном и т.д., позволяющим передать тонкие нюансы формы в связи с общим замыслом работы. Дети сами изготавливают приглашения, открытки на праздники, выставки.

Увеличивается формат листа, появляется разнообразие техник исполнения работ. На занятиях «рисунком/живописью» обучающиеся выполняют работы на районные и областные конкурсы изобразительного искусства. Большое место отводиться умению самостоятельно вести работу от создания замысла до ее выполнения.
По окончании изучения программного курса 4 лет обучения воспитанники должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- работать карандашом и кистью, правильно смешивать краски;

-работать с натуры и по представлению, вести поэтапную работу над рисунком;

-пытаться передавать объем и пространство в натюрморте, портрете, пейзаже;

- передавать черты сходства и характерные особенности внешности человека в портрете;

-соблюдать пропорции и характерные формы тела в набросках животных и человека;

- собирать материал для композиции;

-оформлять простыми способами свои работы, разрабатывать открытки к праздникам;

-работать в разных техниках изобразительного искусства.

II. Учебный план.




п/п

Разделы программы

1 год

2 год

3 год

4 год

Всего

1

Вводное занятие

2

2

2

2

8

2

Рисунок /живопись

54

70

78

76

278

3

Композиция

42

36

30

30

138

4

Посещение музея

8

-

-

-

8

5

Самостоятельная работа

28

26

18

20

92

6

Массовая работа

8

8

14

14

44

7

Итоговое занятие

2

2

2

2

8




Итого:

144

144

144

144

576


III.Учебно-тематический план

1 года обучения.


№ п\п

Наименование темы

теорети

ческие

практи

ческие

всего

I

1.1

1.1

Организационное занятие

Правила техники безопасности и план эвакуации

Правила для обучающихся на занятиях.


1
1


-
-

2

2

2.1.

2.2
2.3

2.4
2.5

2.6
2.7

2.8
2.9
2.10
2.11
2.12

2.13

2.14
2.15

Русунок/живопись

Живопись понятие. Краски: гуашь, акварель. Различие. Кисть, Правила работы кистью. Палитра.

Техника живописи: мазок, набрызг, монотипия, оттиск.

Рисование на свободную тему.

Основные и дополнительные цвета.

Радуга.

Цветовой круг.

Карандаш. Как правильно держать.

Штрих. Линия.

Графика.

Рисование с натуры. Правила компоновки в листе.

Натюрморт. Понятие. Натюрморт из 2-3 –х предметов. Графика.

Пейзаж. Понятие. Ночной и дневной пейзаж.

Портрет. Понятие. Пропорции лица человека.

Портрет по памяти.

Портрет с натуры.

Фигура человека. Пропорции. Наброски стоящей фигуры. Графика.

Поздравительная открытка. Правила оформления. Рисование открыток к праздникам.


1

-
-

1
1

1
1

1
1
1
1
-

-

1
-


1

4
2

1
1

1
1

3
3
3
3
2

2

5
12

54

2

4
2

2
2

2
2

4
4
4
4
2

2

6
12

3

3.1
3.2

3.3

3.4

3.5
3.6

Композиция

Зарисовка растений: цветов, листьев, деревьев, трав.

Орнамент. Понятие. Функции.

Символика знаков и символов народного искусства. Виды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный.

Символы северного русского орнамента.

Основные законы композиции: симметрия, асимметрия.

Правила компоновки в различных геометрических формах:

-композиция в круге;

-композиция в квадрате;

-композиция в полосе.

Эскиз.



-
-

2

2

-


-

-

-

-


8
2

-

8

4


4

4

4

4

42

2

2

10

4


4

4

4

4

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Посещение музея

Что такое коллекция

Как рождается музей

Экскурсия в музей.

Зрители в музее


1

2

-

1


-

-

4

-

8

1

2

4

1

5

Самостоятельная работа

-

28

28

6

6.1

6.2

Массовая работа

Участие в праздниках ДДТ

Участие в выставках и конкурсах учрежденческого и районного уровней


-

-


4

4

8

4

4

7

Итоговое занятие

-

2

2




Итого:

18

126

144


IV.Содержание образовательной

деятельности 1 года обучения.
Тема №1.Организационное занятие.(2 часа)

Цель: выработать у обучающихся правильное поведение в чрезвычайных ситуациях и во время работы на занятиях.

Правила ТБ. План эвакуации на случай пожара. Практическая эвакуация.
Тема № 2. Рисунок/живопись (54 часа).

Живопись, понятие. Краски: гуашь – клеевые водорастворимые краски, один слой можно покрыть другим. Акварель – водяные краски с растительным клеем в качестве связуещего вещества и живопись этими красками. Кисть. Виды кистей (колонок, белка, щетинка, коровье ушко). Правила пользования: аккуратность в наборе краски, воды. Палитра – пластмассовая, деревянная или бумажная плоскость для смешивания красок. Техника живописи: мазок, набрызг, монотипия, оттиск. Радуга из семи цветов. Три основных цвета (желтый, красный, синий) и дополнительные, получаемые смешиванием трех основных (оранжевый, зеленый, фиолетовый и т.д.). Расположение цветов в радуге. Сколько оттенков цвета. Хоровод из красок, наука «Цветоведение». Все оттенки одного цвета. Правила работы карандашом. Штрих – корткая линия, виды. Штриховка. Линия, ее виды (горизонтальные, вертикальные, волнистые, ломаные, прямые и т.д.) Графика. Понятие. Материалы для графики. Правила компоновки рисунка в листе. Композиционный центр. Ракурс. Рисунок посуды с разных точек зрения. Натюрморт. Понятие. Виды натюрмортов. Художники – натюрмонисты (Машков, Попов). Рисунок натюрморта из 2-3 –х предметов. Пейзаж. Понятие. Виды. Художники – пейзажисты (Шишкин, Левитан). Рисование пейзажа. Портрет. Понятие. Виды. Художники – портретисты (Серов, Репин). Пропорции лица человека. Портрет по памяти. Портрет с натуры. Наблюдение особенности внешности человека. Отображение настроения, черт характера. Фигура человека. Наблюдение. Пропорции особенности у детей и взрослых. Наброски стоящей фигуры. Графика. Поздравительная открытка. Правила оформления. Рисование открыток к праздникам. Использование всех известных техник оформления.

Тема №3. Композиция (42 часа).

Зарисовка растений: цветов, листьев, деревьев, трав. Сбор материала. Наброски с натуры живых растений. Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент как оберег и как украшение. Круг, ромб, квадрат, крест, спирали, полосы – древнейшие мотивы орнамента. Характерные особенности орнамента: повторность, ритм, симметрия. Символика знаков и символов народного искусства. Солярные знаки (круг) – образ небесных светил, символы земли (квадрат), плодородия (ромб), дерева (крест), жизни и защиты семьи, горизонтальные прямые линии (земля), волнистые линии (вода). Виды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный. Символы северного русского орнамента. Основные законы композиции: симметрия (соразмерность двух половин изображения), ассиметрия (несоразмерность). Виды симметрии. Монотопия – отпечаток изображения на сложенной вдвое бумаге. Правила компоновки в различных геометрических формах. Особенности – подчеркивание орнаментом геометрической формы, расположение по периметру формы, виды компоновок. Композиция в круге. Композиция в квадрате. Композиция в полосе. Эскиз.

Тема №4. Посещение музея (8 часов).

Что такое коллекция. Как рождается музей. Экскурсия в музей. Зрители в музее.

Тема №5. Самостоятельная работа (28 часов).

Выбор темы. Выполнение рисунка самостоятельно.

Тема №6. Массовая работа (8 часов).

Участие в праздниках Дома детского творчества.

Участие в выставках и конкурсах учрежденческого и районного уровней.

Тема №7. Итоговое занятие (2 часа).

Цель: подведение итогов работы обучающихся за год.

Результаты выставок и творческих работ.


V.Учебно-тематический план

2 года обучения.


№ п\п

Наименование темы

теорети

ческие

практи

ческие

всего

I

1.1



Организационное занятие

Правила техники безопасности и план эвакуации (повторение)


1


1


2

2

2.1.

2.2

2.3
2.4

2.5

2.6
2.7

Русунок/живопись

Повторение пройденного материала за первый год

Рисование на свободную тему.

Натюрморт:

-из 2-3 –х предметовнесложной формы с разноокрашенными поверхностями;

-из близких по цвету предметов, с четким тематическим содержанием;

- из контрастных по цвету предметов на цветном ровном фоне.

Рисование с натуры:

- отдельного предмета с функциональными деталями;

- деревьев различных пород;

-аллеи в саду или парке;

-ветки дерева с листьями.

Пейзаж:

-городской и сельский;

-осенний, весенний.

Портрет с натуры.

Наброски фигуры человека. Передача пропорций и характера формы.

Поздравительная открытка.


1


-
-
-

-
-

-

-
1

-

-

-
-


1


8
6
6

4
4

4

4
3

4

6

6
12

70

2


8
6
6

4
4

4

4
4

4

6

6
12

3

3.1
3.2

3.3

3.4

3.5
3.6

Композиция

Композиция на заданные темы:

- осень;

-на вокзале, автостанции;

-прохожие.

Композиция на литературные темы:

-лирического стихотворения;

- современному рассказу.

Композиция на свободную тему

(по собственному выбору детей)



-

-

-
1

1

-



6

6

6
5

5

6

36
6

6

6
6

6

6

4

Самостоятельная работа

-

26

26

5

5.1

5.2

Массовая работа

Участие в праздниках ДДТ

Участие в выставках и конкурсах учрежденческого и районного уровней


-

-


4

4

8

4

4

6

Итоговое занятие

-

2

2




Итого:

6

138

144


VI.Содержание образовательной

деятельности 2 года обучения.
Тема №1.Организационное занятие.(2 часа)

Цель: выработать у обучающихся правильное поведение в чрезвычайных ситуациях и во время работы на занятиях.

Правила ТБ. (повторение).

Тема № 2. Рисунок/живопись (70 часов).

Рисование по летним впечатлениям.

Натюрморт: из 2-3-х предметов несложной формы с разноокрашенными поверхностями, из близких по цвету предметов, с четким тематическим содержанием, из контрастных по цвету предметов на цветном ровном фоне. Пространство в натюрморте: Ближе – ниже, дальше – выше. Передача объема. Свет, полутень, тень, рефлекс.

Рисование с натуры: отдельного предмета с функциональными деталями, деревьев различных пород, аллеи в саду или парке, ветки дерева с листьями. Попытка передать объем, цвет, тень. Отражение характерных черт. Пейзаж: городской и сельский, осенний, весенний. Перспектива. Попытка передачи пространства. Портрет с натуры. Попытка передать объем, цвет, тень. Наброски фигуры человека. Передача пропорций и характера формы. Поздравительная открытка. Рисование открыток к праздникам.

Тема №3. Композиция (36 часов).

Композиция на заданные темы: осень, на вокзале, автостанции, прохожие.

Композиция на литературные темы: лирического стихотворения, современному рассказу. Композиция на свободную тему (по собственному выбору детей).

Тема №4. Самостоятельная работа (28 часов).

Выбор темы. Выполнение рисунка самостоятельно.

Тема №5. Массовая работа (8 часов).

Участие в праздниках Дома детского творчества.

Участие в выставках и конкурсах учрежденческого и районного уровней.

Тема №6. Итоговое занятие (2 часа).

Цель: подведение итогов работы обучающихся за год.

Результаты выставок и творческих работ.

VII.Учебно-тематический план

3 года обучения.


№ п\п

Наименование темы

теорети

ческие

практи

ческие

всего

I

1.1



Организационное занятие

Правила техники безопасности и план эвакуации (повторение)


2


-


2

2

2

2.1.

2.2

2.3

2.4


2.5

2.6

2.7

Русунок/живопись

Повторение пройденного материала за второй год

Рисование на свободную тему.

Натюрморт:

-из 2-3 –х стеклянной посуды:

разноокрашенными поверхностями;

-из металлических и стеклянных предметов;

- из разнохарактерных по форме и фактуре, цвету предметов;

- из разнохарактерных по форме и фактуре поверхности предметов;

-из свободно расставленных предметов.

Рисование с натуры:

- отдельных предметов сложной формы;

- драпировки.

Пейзаж:

-постройки;

-с движущимися объектами по памяти;

-тематический по памяти.

Портрет с натуры.

Наброски фигуры:

- животных и птиц;

-человека.

Поздравительная открытка.


1


-
-
-
-
-
-

-
1

-

-

-

-

-

-

-


1


6
6
6
6
6
2

2
3

4

6

4

4

6

6

12

78

2


6
6
6
6
6
2

2
4

4

6

4

4

6

6

12

3

3.1

3.2

3.3


Композиция

Композиция на заданные темы:

- осенний урожай в саду;

-рисуем будущее.

Композиция на литературные темы:

-лирического стихотворения;

- современному рассказу.

Композиция на свободную тему

(по собственному выбору детей)



-

-
1

1

-



6

6
5

5

6

30
6

6
6

6

6

4

Самостоятельная работа

-

18

18

5

5.1

5.2

Массовая работа

Участие в праздниках ДДТ

Тематическое рисование на районные и областные конкурсы.


-

-


4

10

14

4

10

6

Итоговое занятие

-

2

2




Итого:

6

138

144


VIII.Содержание образовательной

деятельности 3 года обучения.
Тема №1.Организационное занятие.(2 часа)

Цель: выработать у обучающихся правильное поведение в чрезвычайных ситуациях и во время работы на занятиях.

Правила ТБ. (повторение).

Тема № 2. Рисунок/живопись (78 часов).

Рисование по летним впечатлениям.

Натюрморт: из 2-3 –х предметов стеклянной посуды, из металлических и стеклянных предметов; из разнохарактерных по форме и фактуре, цвету предметов; из разнохарактерных по форме и фактуре поверхности предметов;из свободно расставленных предметов. Пространство в натюрморте: Ближе – ниже, дальше – выше. Передача объема цветом.

Рисование с натуры: отдельных предметов сложной формы, драпировки. Отражение характерных черт.

Пейзаж: постройки, с движущимися объектами по памяти, тематический по памяти. Многоплановость.. Перспектива. Попытка передачи пространства. Портрет с натуры. Наброски фигуры животных и птиц (утки, курицы, кошки), человека ( обучающегося в различных позах: сидит, идет), выполнение быстрых (десятиминутных) набросков. Попытка передать объем, цвет, тень. Передача пропорций и характера формы.

Поздравительная открытка. Рисование открыток к праздникам.

Тема №3. Композиция (30 часов).

Композиция на заданные темы: осенний урожай в саду, рисуем будущее (защита фантастических проектов).

Композиция на литературные темы: лирического стихотворения, современному рассказу. Композиция на свободную тему (по собственному выбору детей).

Тема №4. Самостоятельная работа (18 часов).

Выбор темы. Самостоятельный выбор формы листа (удлиненный по высоте или длине и т.д.). Особенности компоновки изображения.

Тема №5. Массовая работа (8 часов).

Участие в праздниках Дома детского творчества.

Тематическое рисование на районные и областные конкурсы.

Тема №6. Итоговое занятие (2 часа).

Цель: подведение итогов работы обучающихся за год.

Результаты выставок и творческих работ.
IX.Учебно-тематический план

4 года обучения.


№ п\п

Наименование темы

теорети

ческие

практи

ческие

всего

I

1.1



Организационное занятие

Правила техники безопасности и план эвакуации (повторение)


2


-


2

2

2

2.1.

2.2

2.3
2.4


2.5

2.6

2.7

Русунок/живопись

Повторение пройденного материала за третий год

Рисование на свободную тему.

Натюрморт:

-из стеклянной посуды с водой:

- цветы в натюморте.

Рисование с натуры:

- интерьера;

- отдельной фигуры;

-группы керамических сосудов;

-детали гипсового орнамента;

-гипсовой головы.

Пейзаж:

-мотив с водой;

-с движущимися объектами по памяти;

-тематический по памяти.

Портрет с натуры.

Наброски фигуры:

- животных и птиц;

-человека.

Поздравительная открытка.


1


-

-
-

-

-

-

-
-

-

-

-
-

-

-


1


4

4
6

6

6

6

6
4

4

4

4
4

4

12

76

2


4

4
6

6

6

6

6
4

4

4

4
4

4

12

3

3.1

3.2

3.3


Композиция

Композиция на заданные темы:

- с одной и двумя фигурами в интерьере;;

-сцена.

Композиция на литературные темы:

-лирического стихотворения;

- современному рассказу.

Композиция на свободную тему

(по собственному выбору детей)



-

-
1

1

-



6

6
5

5

6

30
6

6
6

6

6

4

Самостоятельная работа

-

20

20

5

5.1

5.2

Массовая работа

Участие в праздниках ДДТ

Тематическое рисование на районные и областные конкурсы.


-

-


4

10

14

4

10

6

Итоговое занятие

-

2

2




Итого:

5

139

144


X.Содержание образовательной

деятельности 4 года обучения.
Тема №1.Организационное занятие.(2 часа)

Цель: выработать у обучающихся правильное поведение в чрезвычайных ситуациях и во время работы на занятиях.

Правила ТБ. (повторение).

Тема № 2. Рисунок/живопись (78 часов).

Рисование по летним впечатлениям.

Натюрморт: из стеклянной посуды c водой, цветы в натюрморте. Пространство в натюрморте: Ближе – ниже, дальше – выше. Передача объема цветом.

Рисование с натуры: интерьера, отдельной фигуры, группы керамических сосудов, детали гипсового орнамента, гипсовой головы. Отражение характерных черт.

Пейзаж: мотив с водой, с движущимися объектами по памяти, тематический по памяти. Многоплановость. Перспектива. Попытка передачи пространства. Портрет с натуры. Наброски фигуры животных и птиц (вороны, скворца, кролика, собаки), человека ( обучающегося в различных позах: бежит, прыгает, копает), выполнение быстрых (десятиминутных) набросков. Попытка передать объем, цвет, тень. Передача пропорций и характера формы.

Поздравительная открытка. Рисование открыток к праздникам.

Тема №3. Композиция (30 часов).

Композиция на заданные темы: с одной и двумя фигурами в интерьере, сцена.

Композиция на литературные темы: лирического стихотворения, современному рассказу. Композиция на свободную тему (по собственному выбору детей).

Тема №4. Самостоятельная работа (18 часов).

Выбор темы. Самостоятельный выбор формы листа (удлиненный по высоте или длине и т.д.). Особенности компоновки изображения.

Тема №5. Массовая работа (8 часов).

Участие в праздниках Дома детского творчества.

Тематическое рисование на районные и областные конкурсы.

Тема №6. Итоговое занятие (2 часа).

Разработка темы, выбор формата, техники исполнения. Анализ, обсуждение итоговой работы

XI. Методическое, дидактическое и материально – техническое обеспечение программы.

Программа будет успешно реализована при наличии:

- образовательной программы объединения;

- специально оборудованного кабинета;

-стенды для демонстрации методических материалов и образцов изделий обучающихся;

- гуашь, акварель, кисти, карандаши, ластики, точилки для карандашей, бумага, альбомы для рисования, бумага для черчения, ватманы.

-методические разработки по отдельным темам;

- методическая литература с иллюстрациями.
XII. Литература для педагога и детей.


  1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства М., 1973г.

  2. Барышников А.П., Лямин И.В. Основы композиции. М., 1951-161с.

  3. Васильевская Л.А. Специальное рисование М: Высшая школа, 1989г.

  4. Волков Н.Н. Композиция в живописи М,1977г

  5. Герчак Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа М: Галарт, 1998г.

  6. Дитмар Н. М. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир! М: Просвещение, 1993г.

  7. Кузин В.С. Наброски и зарисовки М., 1980г.

  8. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд М: Просвещение, 1991г.

  9. Путилова Н.В. Глубоковская роспись Ярославль: Нюанс, 1994г.

  10. Шорохов Е.В. Основы композиции М., 1979г