Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Основное содержание программы


Скачать 109.39 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Учебно-тематический план. Основное содержание программы
Документ создан автором13.04.2017
Размер файла109.39 Kb.



Структура программы:



  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план.

  3. Основное содержание программы.

  4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  5. Литература.


I. Пояснительная записка:
Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа его национальным характером. Деревянные игрушки известны на Руси с глубокой древности – это и орудия охоты: лук, стрелы; и посуда, и предметы быта, и детские погремушки. Так же давно известны и глиняные игрушки-свистульки: кони, медведи, птицы.

Некоторым из них придавалась магическая сила. Но меняется мир, не чего не стоит на месте, вместе совсем меняется и мир детской игрушки. Те игрушки, которыми играли мы или наши родители канули в прошлое.

Пришли новые «герои»- Барби, лего, игрушки-трансформеры, фарфоровые куклы, пришли и запросто вытеснили мир плюшевого мишки, чебурашки, исчез мир сказки, так необходимой детям. Особенность нынешнего «игрушечного мира» в том, что он отдалился от мира реального. Возьмём «лего», его плюсом является то, что он развивает мелкую мускулатуру, очень яркий, чем привлекает внимание ребёнка, но он не даёт практических навыков, что затруднит переход к настоящей работе. Играя в компьютерные игры, ребёнок так же не научится необходимым в реальной жизни навыкам.

Актуальность:

Для ребёнка дошкольного возраста очень важно поверить в свои силы, такую возможность, в том числе ему даёт изготовление игрушек своими руками. Создавая игрушку, он проявил мастерство, творчество, самоутвердился, почувствовал себя хоть и маленьким, но творцом. Умения, которые ребёнок приобретает в детстве, пригодятся ему и во взрослой жизни.

Владея навыками работы с иглой, тканью, он сможет применить их во взрослой жизни. Игрушки-самоделки развивают интеллект детей, их умение творить, изобретать, воплощать свои замыслы в жизнь. Когда самоделка сделана, её хочется подарить, она сама просится стать подарком, а как приятно родителям получить в подарок доказательство мастерства своего ребёнка. Работа над игрушкой-самоделкой развивает навыки трудолюбия, рукоделия, мастерства; способствует развитию аккуратности, усидчивости, образного и логического мышления, а материал для работы над игрушкой у каждого под рукой.

Программа имеет художественно-эстетическое направление, адаптирована. Контингент детей постоянный, набор свободный. Программа рассчитана на 1год обучения, возраст детей 6-7 лет.

В группе: 10-12 человек, учебных часов 72, занятия 2 раза в неделю по 1 часу.

Цель:

Развитие творческих способностей детей через изготовление игрушки-самоделки.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей развития игрушки, её значимостью в жизни ребёнка и взрослого.

  2. Научить детей самостоятельно, изготовлять игрушки-самоделки из нетрадиционного (бросового) материала.

  3. Воспитывать интерес к работе, бережное отношение к игрушкам, умение жить в коллективе.

  4. Познакомить с мастерами народной игрушки.

Для успешной работы в объединении необходимо иметь следующие инструменты: ножницы, карандаши, линейки, шило, клей, резаки для бумаги.

Для изготовления игрушек имеется следующий материал: бумага ( цветная, картон, наждачная, гофрированная, самоклейка), природный материал (опилки, крупа, стружка, семена растений), поролон, пенопласт, ткань различной фактуры, пряжа, металлическая фольга.

Описание результатов:

К концу I года обучающиеся должны знать:

  • Виды бумаги и методы её применения

  • Природный материал: семена, листья, дерево, крупа, стружки, опилки, мох, шишки

  • Нетрадиционные материалы для изготовления игрушек-самоделок: упаковочная тара (коробки, фантики), флаконы, пуговицы, поролон

  • Правила работы с инструментами

  • Виды теста (солёное, бумажное) и методы работы с ним

Должны уметь:

  • Выполнять аппликацию из бумаги с использованием шаблона

  • Выполнять самоделку из бумаги, применяя изученные приёмы работы (разрезание, вырезание, склеивание, оклеивание)

  • Выполнять аппликации и игрушки из природного материала( опилки, стружка, береста, шишки, мох) с использованием шаблонов различных видов клея

  • Выполнять игрушки-подвески из солёного теста

Механизм оценки:

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. У этих детей нет ещё определенных навыков и знаний в изготовлении игрушки, в оценке своих работ и работ товарищей, поэтому к оценке подхожу с особой осторожность, чаще поощряю за старание, успехи в работе, самостоятельность в выполнении изделия. Стараюсь чаще обращать внимание на качественно выполненные работы, поясняя, почему выбрана именно эта работа. Дети уносят изготовленные игрушки к себе домой, показать родителям. Выставка детских работ проводится по окончанию каждой темы, во время выставки организуется игра «Магазин игрушек», суть которой заключается в ответах на вопросы: - Какую игрушку и почему ты купил бы для себя, а для мамы? Выбирая игрушки, дети оценивают работы как свои, так и друзей, выявляют достоинства и недостатки, воспринимая замечания безболезненно и спокойно. Для преподавателя ведётся оценочный лист, где оценки выставляются по 3-х бальной системе, в оценку включены: самостоятельность изготовления игрушки, качество игрушки, её сложность и неординарность.
Задачи обучения:


  1. Дать понятие игрушки самоделки, рукотворной игрушки

  2. Познакомить обучающихся с игрушками из бросового материала разной фактуры (дерево, ткань, пластик, бумага)

  3. Познакомить с новыми видами бумаги: картон, гофрированная бумага и способами её применения

  4. Обучить способам обработки бумаги: склеивание, обклеивание, разрезание, вырезание.

  5. Познакомить с природными материалами растительного происхождения: стружка, опилки, семена растений, листья, кора

  6. Обучить приёмам аппликации из природного материала с использованием шаблонов.

  7. Обучить изготовлению игрушек из бумаги с использованием шаблонов и разных видов клея

  8. Обучить приёмам лепки из бумажного и солёного теста.

  9. Воспитывать усидчивость, интерес к игрушке, умение доводить начатое дело до конца

  10. Закрепить правила работы с необходимым инструментом: ножницами, шилом, линейкой, шаблонами, клеем.


II. Учебно-тематический план:


Тема работы:

Теория:

Практика:

Общее количество часов:

1.Введение

3

1

4

2.Игрушка-самоделка из бумаги

4

26

30

3.Игрушка –самоделка из солёного и бумажного теста, из глины

3

15

18

4.Игрушка –самоделка из природного материала растительного происхождения

4

12

16

5.Развлечения

2

2

4

Всего:

16

56

72


III. Основное содержание программы:



Тема работы:

Количество часов:

Теория:

Практика:

1.Введение

4 (3/1)

Экскурсия по ДДТ, знакомство с игрушками-самоделками -1, классификация материалов для игрушек -1, знакомство с мастером деревянной игрушки Жуковым В.Н.-1

Сбор материала для работф-1

2.Игрушка-самоделка из бумаги.

30 (4/26)

Знакомство с разновидностями бумаги и способами работы с ней-1, правила работы над аппликацией из цветной бумаги, картона, оформление работы-1, работа с литературой, иллюстрациями изделий из обёрточной бумаги, упаковочной тары, приёмы её обработки, правила работы с инструментами-1, игра «моя первая игрушка»-1

Закрепление навыков разрезания, вырезания по прямой и по контуру, из бумаги сложенной гармошкой-3, аппликация «Волшебные кружочки»-3 (вырезание кружочков разной величины, составление картинок), «Волшебная коробочка» игрушка по образцу – телефон: обклеивание коробочки, оформление телефона, игра «Позвони другу»-6, работа с цветным картоном – игольница: сгибание по линиям, склеивание, заполнение поролоном, оформление изделия аппликацией, анализ-6, изготовление панно «ваза с цветами»: вырезание цветов из открыток, аппликация на картоне, оформление работы, применения панно, фантики: изготовление шаров, бабочек (работа в парах)-4, коллективная работа «робот»: рассмотрение иллюстраций, материал, последовательность изготовления, работа над поделкой, подарок детям детского сада-4.

3.Тестопластика

18 (3/15)

А) Бумажное тесто: свойства, приготовление, образцы игрушек из него-1

Б) «Глина»: экскурсия, знакомство с игрушками из глины, посудой-1

В) Солёное тесто: приготовление, свойства, применение, знакомство с работами Лавровой О.К.-1

-Работа с бумажным тестом «ваза» или рамка для фото (по образцу)-3.

-Лепка посуды и игрушек из глины, оформление, анализ-5.
-Приготовление теста, приемы лепки плоских изделий «сердечко»-3, лепка изделий по желанию-4

4.Игрушка-самоделка из природного материала.

16 (4/12)

Природный материал растительного происхождения (пух, перо, береста …)-1, игра «путешествие в мир природы»-1, работа с литературой, иллюстрациями, образцами игрушек-2,.

Классификация материала-1, аппликация из листьев, из бересты, опилка «аквариум», «узоры на окне»-4, лепка с использованием природного материала «ёжик», «подсолнухи»-2, изготовление игрушек из природного материала по желанию-5

5.Развлечения:

4 (-/4)

-

Изготовление новогодних игрушек и проведение новогоднего праздника.


IV. Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы:
Особенности возраста:

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, придя в объединение, не обладают достаточным объёмом знаний, умений, навыков в изготовлении игрушек, в большинстве своём неусидчивы, недостаточно внимательны. Всё это и многое другое им нужно привить в результате совместной работы педагогов и воспитателей д/с. Любая неудача огорчает и пугает их, они очень трепетно относятся к тому, что пытаются сделать. Для этого возраста, основным видом деятельности является игра, поэтому в программе уделяется большое внимание игровой деятельности, как средству обучения и приобщения к прекрасному. Игровые моменты, предлагаемые на занятиях, несут большую развивающую нагрузку, делают занятия более интересными и эмоционально насыщенными. Главным принципом работы является принцип от простого к сложному.

Формы организации обучения:

  1. Индивидуальная работа, даёт возможность дополнительного показа и индивидуального объяснения.

  2. Групповая работа, используется для учебных занятий и массовых мероприятий.

  3. Коллективная работа, эффективная форма организации занятия, при малых затратах времени и сил, позволяет выполнять трудоемкую работу, развивает у детей чувство ответственности, сопереживания, умение подчинять свои интересы интересам других.

  4. Работа в парах, более подготовленный помогает менее подготовленному.

Методы и приемы обучения:

  1. Использование наглядности и дидактического материала.

  2. «Игра-путешествие», игровые моменты.

  3. Беседа.

  4. Экскурсия.

  5. Творческие задания

  6. Практические задания.

  7. Выставки.

Дидактический материал:

  1. История развития игрушки-самоделки.

  2. Конспект вводного занятия «Юный самоделкин»-1 класс.

  3. Конспект вводного занятия «Путешествие в мир творчества»- д/с, 1 класс.

  4. Технология работы с различного вида бумагой.

  5. «Путешествие в мир природы» - беседа.

  6. Тестопластика и глина:

  • Виды теста, рецепты приготовления.

  • Приёмы работы с тестом.

  • Способы лепки.

  • Инструменты для работы.

  • Рельефная композиция.

  • Конспекты занятий 1-2 классы («фрукты в вазе» и т.д.).

  • Способы лепки посуды.

  1. Чеканка (из истории, техника выполнения работ).

  2. Конспект занятия – изготовление чеканки «цыплёнок».

  3. Конструирование из природного материала, конспект занятия – поделка по образцу «еж» - д/с, 1 класс.

  4. Конспект занятия для подготовительной группы д/с, работа с цветным картоном (панно «букет» с использованием открыток).

  5. Конспект занятия по тестопластике «Бумажное тесто» 1-2 класс.

  6. Конспект занятия по тестопластике в подготовительной группе д/с «Подарок Федоре Егоровне» (посуда).

  7. Конспект занятия для подготовительной группы д/с из цветной бумаги и фольги «Бабочки на цветах».

  8. «Волшебная пуговица»- конспекты занятий, образцы поделок.

  9. «Кошкин дом» - конспект занятия для подготовительной группы и 1 класса.

  10. Конспект занятия по тестопластике «солонка» (глина).



Образцы:

Шаблоны:

1«копилка»

2 «телефон»

3 «шары»

4 «цветы»

5 «собачка» (тестопластика)

6 «хавронья» (тестопластика)

7 «оленёнок» (гротаж)

8 «панно» (гротаж)

9 «грибы», «вишня», «воробей» (чеканка)

1 геометрические фигуры

2 деревья

3 цветы

4 птицы

5 домики

6 рыбки

V. Литература для детей и педагога:


  1. Богатеева З.А. «Аппликация в детском саду».- М.- «Просвещение».-худ. Юдина С.В.-1988 год.-224 страницы.




  1. Газарян С. «Прекрасное своими руками».- М.- «Детская литература».-1987 год.- художник-оформитель Газарян С.-146 страниц.



  1. Калинич М. , Павловская Л. «Рукоделие».- Минск.- художник Савиных В.-1998.-90 страниц.



  1. Молотобарова О.С. « Кружок изготовления игрушек сувениров».-пособие для руководителей кружков.- М.-«Просвещение».-1990 год.-176 страниц.



  1. Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина».- Ярославль.- «Академия развития» 1997 год.- 204 страницы.



  1. Нагибина М.И «Чудеса для детей из ненужных вещей».- Ярославль.- «Академия развития».- 1997.-160 страниц.



  1. Тарасенко С. Ф. «Забавные поделки».- М.- «Просвещение». - рисунки Тарасенко С.Ф., 1992 год.-108 страниц.



  1. Цамутамина Е. «Сто поделок из ненужных вещей».- Ярославль.-«академия развития».-пособие для педагога и родителей.- художник-оформитель Сизов К.-1990 год.-160 страниц.