Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание образовательной программы. Система контроля и оценивания результатов. Методическое обеспечение образовательной программы. Условия реализации программы


Скачать 420.32 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание образовательной программы. Система контроля и оценивания результатов. Методическое обеспечение образовательной программы. Условия реализации программы
страница1/3
Документ создан автором13.04.2017
Размер файла420.32 Kb.
  1   2   3

c:\users\1\pictures\2017-04-13\020.jpg

Структура программы.



  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план.

  3. Содержание образовательной программы.

  4. Система контроля и оценивания результатов.

  5. Методическое обеспечение образовательной программы.

  6. Условия реализации программы.

  7. Список литературы.

  8. Календарно-тематическое планирование.

  9. Приложение.



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана для детского объединения «Росток» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Образовательная программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования в условиях сельской малокомплектной школы, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Образовательная программа подразумевает знакомство и практические занятия с некоторыми техниками в декоративно - прикладном творчестве, знакомство с различными играми.

Программа является интегрированной – в ней соединены самые различные виды деятельности, скрапбукинг, квилинг, вязание крючком. аппликация – всё это в рамках одного учебного курса, что позволяет ребенку всесторонне развиваться в художественно-эстетическом направлении, осваивать различные техники.

Актуальность программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на различных техниках декоративно-прикладного творчества. «Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени»,- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир игры, декоративно - прикладного творчества, способствует повышению практических знаний и умений и развитию творческой личности.

Внедрение такой формы предоставления результата обучения, как «Портфолио», способствует личностному росту воспитанников, развитию мотивации на успех. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, а также  представить значимые образовательные результаты, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности применить приобретенные знания и умения.

Педагогическая целесообразность. В настоящие время достаточно остро стоит вопрос о самостоятельной организации детьми своего досуга и стремления к свободе и самоопределению. Необходимо научить детей с пользой проводить свободное время, создавать условия для собственного динамического творческого роста, а также развивать свое стремление узнать мир во всех его проявлениях. На занятиях по данной программе любой ребенок может раскрыть свой творческий потенциал. Применить свою фантазию на практике и открыть для себя что-то новое, потому что творчество доступно всем детям без ограничений, не зависимо от образовательного, интеллектуального уровня и национально-культурной принадлежности, каждый ребенок может создавать свои неповторимые работы, в силу своих способностей и сил.

Самое важное – это то, что в процессе изготовления творческой работы или поделки, ребёнок приобщается к творчеству, открывает в себе прежде скрытый потенциал образного восприятия мира, у него пробуждаются и развиваются интеллектуальные способности, которые, возможно, он еще не успел открыть.

Ручная работа способствует согласованности в работе глаз, рук и деятельности центральной нервной системы, что, в свою очередь, совершенствует координацию движений, совершенствуется моторика рук, образное мышление, речевой аппарат, усидчивость, терпение, ребенок учится анализировать, сравнивать и сопоставлять. В процессе систематического труда, руки приобретают уверенность, движения становятся точными, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для развития творческого потенциала и самореализации ребенка в школьной учебной деятельности.

Изученные техник декоративно - прикладного творчества, а так же приобретённые навыки и умения, переданные педагогом, непременно пригодятся ему в жизни, какую бы профессию он не выбрал. Ведь творческий подход к любому делу – залог успеха.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и игры, детям предоставляется уникальная возможность на протяжении всего курса изучить большое количество техник по прикладному творчеству и реализовать свои творческие способности в разных направлениях, таким образом, естественное стремление ребенка узнать, что-то новое удовлетворяется полностью. В этом – важнейшее преимущество данной образовательной программы.

С первых дней занятий обучающиеся создают свое собственное портфолио, в которое они помещаются награды, дипломы, грамоты и творческие работы, которыми ребенок сможет гордиться и делиться полученными знаниями с родителями и сверстниками.

Межпредметные связи с программами общего образования:

С программами «Технология». «Изобразительное искусство», «Физкультура»

Программа предусматривает замену или дополнение тем в зависимости от изменения уровня развития детей.

Важно выделить нормативные правовые документы, регламентирующие образовательный процесс по данной программе.

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  • Приказ Минобнауки России от 29.09.2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации 4 сентября 2014 года.

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 4 июля 2014 г. №41г. Москва « Об утверждении СанПин 2. 4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.

  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Цель настоящей программы является развитие у детей интереса к различным видам деятельности, создание условий для раскрытия индивидуальных способностей ребенка, через освоение различных технологий изготовления декоративно-прикладных поделок и создания собственных авторских творческих работ.

В процессе реализации программы решаются следующие основные задачи:

- Обучение разнообразным художественным техникам, работе с различными материалами и инструментами

- Развитие активности, самостоятельности, любознательности, творческих способностей, физических качеств.

- Воспитание трудолюбия, культуры поведения, ответственности, любви к природе и окружающему миру, к родине.

- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Программа относится к социально-педагогической направленности, по типу – адаптированная. Возраст обучающихся 7-11 лет. Набор обучающихся в объединение свободный. Занятия проводятся в разновозрастной группе.

Количественный и возрастной состав обучающихся обусловлен следующими факторами:

– требуется индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных особенностей;

– каждая творческая работа воспитанника индивидуальна и требует особой проработки со стороны педагога (помощь в подборе материалов и в других, чисто технических моментах);

– работа с режущими инструментами должна проводиться с учётом возраста обучающихся детей.

Программа рассчитана на 1 год. Пять занятий в неделю (1 занятие в день). За год – 180 занятий. Продолжительность занятия -1 час.
Формы реализации программы.

- Программа реализуется в соответствии с психофизическими особенностями школьников. Дети организуются в учебную группу постоянного состава. Форма обучения очная.

- Особое внимание уделяется здоровье - сберегающему компоненту. Начинается занятие с организации и проведения подвижных игр (возможно на улице). На протяжении занятий чередуются различные формы деятельности обучающегося: – теоретический материал может восприниматься сидя, а практическая часть занятия – может выполняться стоя или сидя (ребятам не воспрещается прохаживаться по кабинету, подходить к другим детям и педагогу, поскольку на остальных уроках дети преимущественно сидят). Только чередование положения тела способствует формированию правильной осанки обучающегося.

- В процессе реализации программы предполагается активное участие родителей в работе объединения. Родители при реализации настоящей программы тоже включаются в образовательный процесс. Предполагается активное участие родителей обучающихся в отдельных занятиях, совместное создание творческих коллективных работ, выставок.

Для отслеживания результативности образовательной программы используются следующие виды контроля:

- начальный контроль (сентябрь)

- текущий контроль (в течение всего учебного года)

- промежуточный контроль (декабрь-январь)

- итоговый контроль (май)

Формы контроля уровня усвоения материала.

  1. Анкетирование.

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки, изготовление индивидуальных и коллективных работ.

  4. Участие в выставках и конкурсах разного уровня.



Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Организация выставок на базе школы, в администрации сельского поселения.

  2. Участие во внутриучрежденческих, районных, межрегиональных выставках.

  3. Участие во всероссийских и международных дистанционных конкурсах.

  4. Оформление альбома лучших работ.

  5. Создание портфолио обучающихся.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед детским объединением, принадлежит чёткой организации деятельности детей по двум блокам: «Играй-ка», «Умелые руки».

1 блок - «Играй-ка»

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. А так же представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Игра – ведущая деятельность детей, она вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Цель данного блока: Содействие всестороннему развитию личности обучающегося, укреплению здоровья через организацию подвижных игр, проведение календарно-обрядовых праздников.

Задачи:

Обучающие:

- овладевать умением проведения игры и приобретением детьми элементарных знаний, умений в игровой деятельности;

- обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- дать  знания о народных традициях и играх разных народов;      

- обучить правилам безопасного поведения во время игры.

Развивающие:

- развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость.

- развивать культуру речи, коммуникативные способности;

 Воспитывающие:

- воспитывать  культуру общения и сотрудничества со сверстниками в условиях  учебной, игровой и соревновательной деятельности.

- воспитывать культуру поведения в природе.

- формировать потребность в здоровом образе жизни.
Прогнозируемые результаты.

Ученик узнает

- элементарные правила общения друг с другом;

- различные виды игр;

- традиции игр разных народов;
Научиться

- выбирать водящего при помощи считалок;

- соблюдать правила игры;

- владеть элементами спортивных и других игр;
Получит возможность

-участвовать в спортивных соревнованиях и занимать призовые места;

-улучшать спортивные достижения;

-применить полученные знания для организации свободного времени.

2 блок - «Умелые руки»

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. При этом активно работает воображение (измени сюжет, выбери другой материал и т. д.) Эти занятия способствуют развитию мышления, фантазии, дисциплинированности, творческих способностей. Для всех поделок используются доступные материалы: бумага разных видов, текстиль, природные материалы, бросовые материалы.

Некоторые изделия требует больших затрат времени и поэтому, их могут выполнять в домашней обстановке. Тем самым расширяется возможность для общения детей и родителей.
Цель данного блока: создание условий для развития творческих способностей детей,

художественного вкуса, творческого воображения, эстетического восприятия окружающего мира на основе освоения различных технологий изготовления декоративно-прикладных поделок и создания собственных авторских творческих работ.
Обучающие:

- обучать различным приёмам работы с бумагой, бросовым материалом.

- научить вязать крючком.

- научить работать с атласными лентами в технике канзаши

Развивающие:

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление и художественный вкус.

- развивать мелкую моторику рук;

-развивать положительные эмоции и волевые качества.

Воспитательные:

- воспитывать взаимовыручку, самостоятельность, трудолюбие, терпение.

-воспитывать бережное отношение к материалам и результатам творчества.
Прогнозируемые результаты

Ученик узнает

- основные сведения о разнообразии художественных техник и декоративно-прикладном творчестве;

- основные сведения из истории искусства;

- основные свойства и технологии применения материалов, и инструментов;

- основы цветоведения;

- правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами (ножницами, иглой, клеем и.т.д.)

- элементарные правила общения друг с другом;
Научится

- правильно организовать рабочее место;

- правильно пользоваться инструментами;

- составлять простейшие композиции в соответствии с замыслом или заданной темой;

- выполнять творческую работу с натуры или по памяти;

- работать по схеме, технологической карте;

- работать аккуратно в достаточно быстром темпе;

- согласовывать индивидуальные творческие замыслы со сверстниками, оказывать им помощь при выполнении работ;

- ответственно относиться к любому делу и поручениям;

- пользоваться справочной литературой;
Получит возможность:

- участвовать в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня;

- дальнейшего развития творческих способностей;
Для отслеживания результативности образовательной программы используются следующие виды контроля:

- начальный контроль (сентябрь)

- текущий контроль (в течение всего учебного года)

- промежуточный контроль (декабрь-январь)

- итоговый контроль (май)

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1 блок. «Играй-ка» – 90 часов.



темы


Название разделов

и тем


Форма

занятия

Количество часов

Всего

Теория



Практика



1.

1.1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.


беседа

1

1

-

2.

2.1

ИГРЫ НАРОДОВ МИРА.

Русские народные игры.

«Вас приглашает страна игр»

Русские народные игры.


беседа


игра

10

2

8

2.2

Игры Сибири и Дальнего Востока.

«Историческое наследие игр»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока.



беседа
игра

10

2

8

2.3

Игры Коми, Бурятии, Карелии.

Особенности игр Коми, Бурятии, Карелии. Как правильно организовать игру?

Игры народов Коми, Бурятии.



беседа


игра

7

1

6

2.4

Игры народов Кавказа.

Связь подвижных и спортивных игр.

Игры народов Кавказа.


беседа
игра

10

2

8

2.5

Игры народов Украины, Белоруссии.

Особенности игр. Для чего нужен режим дня?

Игры народов Украины.



беседа
игра


8

1

7

2.6

Игры народов Прибалтики.

Особенности игр Прибалтики. Личная гигиена.

Игры народов Прибалтики.



беседа
игра

10

2

8

2.7

Игры своего края.

Сбор материала по теме.

Игры своего края.


беседа

игра

10

4

6

2.8

Календарно-обрядовые праздники




9

3

6

2.9

Настольные игры




15

3

12




ИТОГО ЧАСОВ:




90

21

69

2 блок. «Умелые руки» – 90 часов



Содержание

Теория

количество

часов

Практика

количество

часов

Всего

количество часов

1

Вводное занятие. Тестирование.

Анкетирование.

1

-

1

2

Техника изонити

4

10

14

3

Квилинг

4

10

14

4

Аппликация.

4

12

16

5

Скрапбукинг

2

10

12

6

Канзаши

3

11

14

7

Вязание крючком

4

10

14

8

Выставки, конкурсы, аттестация,

Оформление портфолио

1

4

5


Всего:


29


61


90







темы

Название разделов и тем




Форма

занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с планом работы

Лекция, беседа

1

1




2

Техника изонити



практическая

работа

14

4

10

1

Вводное занятие.

беседа

1

1

-

2.

Знакомство с технологией

Заполнения угла. Хорда.

Грибы. Вазы .Снежинка.

Беседа

практическая

работа

3

1

2

3.

Правила заполнения квадрата. Дом.

Беседа, практическая

работа

3

1

2

4.

Правила заполнения круга


Беседа, практическая

работа

3

1

2

5.

Творческие работы детей

практическая

работа

4

1

3

3

Квилинг




14

4

10

1

Вводное занятие, знакомство с материалами

практическая

работа

1

1




2

Основные элементы квилинга

практическая

работа

2

1

1

3

Изготовление рамок для фотографий.

практическая

работа

2




2

4

Изготовление цветов создание композиций, панно.


практическая

работа

9


2

7

4

Аппликация




16

4

12

1

Вводное занятие.

практическая

работа

1

1




2

Аппликация способом обрывания (деревья, животные, цветы, фрукты).

практическая

работа

2

1

1

3

Аппликация из бумажных полос (цветы, новогодние украшения)

практическая

работа

3

1

2

4

Ленточная аппликация: цветы, деревья,

фигуры людей.

практическая

работа

2




2

5

Аппликация из скрученной бумаги (цветы, деревья)

практическая

работа

2

1

1

6

Аппликация из геометрических фигур (только кругов, кругов и квадратов)


беседа


2



2

7

Симметричная аппликация (фрукты, овощи, деревья, цветы и пр., коллективные работы)

практическая

работа


2



2

8

Торцевание (цветы, животные)

практическая

работа

2



2

5

Скрапбукинг




12

2

10

1

Оформление открыток к календарным датам

практическая

работа

6

1

5

2

Оформление альбома для фотографий

практическая

работа

6

1

5

6

Канзаши




14

3

11

1

Цветы из атласных лент ширина 2,5 см

практическая

работа

4

1

3

2

Цветы из атласных лент шириной 5 см

практическая

работа

4

1

3

3

Панно из цветов в технике канзаши

практическая

работа

6

1

5

7

Вязание крючком




14

4

10

1

Вводное занятии. Материалы. Инструктажи по технике безопасности

практическая

работа

1

1




2

Воздушная петля. Цепочка, Панно из цепочек

практическая

работа

5

1

4

3

Условные обозначения. Узоры из столбиков и воздушных петель

практическая

работа

5

1

4

4

Круг, овал .Прихватки

практическая

работа

3

1

2

8

Выставки, конкурсы, аттестация,

Оформление портфолио Итоговое занятие.




5


1


4







Итого часов:







90


31


59



Темы занятий, включенные в программу, могут быть заменены в зависимости от способностей и возможностей обучающихся. Допускается корректировка наименования тем, последовательность их изучения, и время (количество часов) на освоение тем.

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
1 блок. «Играй-ка».
Раздел 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

  1   2   3