Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Предупреждение и устранение речевых запинок


Скачать 45.09 Kb.
НазваниеПредупреждение и устранение речевых запинок
Документ создан автором23.12.2016
Размер файла45.09 Kb.



Урюпина Ю.Н. учитель-логопед

БУ ВО «Великоустюгский центр ППМСП»

Предупреждение и устранение речевых запинок

Очень важно не путать заикание с речевыми запинками несудорожного характера, когда ребёнок начинает повторять не только звуки и слоги, но даже слова и предложения или прерывать речь молчанием. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы как следствие того, что мышление опережает развитие речевой возможности ребёнка: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью и ребёнок не в состоянии сразу вербально (словесно) оформить свои мысли и желания. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

Физиологические запинки могут возникнуть и под неблагоприятным воздействием социума, при задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи или при нарушении высшей нервной деятельности у ребенка.

Предупреждение и устранение речевых запинок у детей должно быть предметом серьезного внимания со стороны логопедов, воспитателей и родителей.

Взрослым, желающим уберечь ребенка от речевых запинок, нужно позаботиться прежде всего об упорядочении его поведения и развитии речи.

Упорядочение поведения

Для упорядочения поведения ребенка необходимо создать условия, способствующие его нормальному психическому развитию и неторопливо-спокойной речи. К числу таких условий в первую очередь относится создание для ребенка определенного и твердого режима, который вырабатывает у него привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма. Нормализации поведения способствует также уравновешенная, спокойная атмосфера, царящая в семье, ровное и ласковое отношение к ребенку окружающих. Отрицательное влияние на психическое развитие оказывают ссоры и скандалы дома, свидетелем которых ребенок может быть. Это не может не отражаться на состоянии его высшей нервной деятельности: ребенок растет запуганным, раздражительным, очень неустойчивым в своих желаниях, неспокойным и т.д.

Развитие речи

Сделать речь ребенка четкой, содержательной фонетически и грамматически правильной, выразительной — желание и цель каждого родителя и воспитателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям ее плавности и темпа, т.е. для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривания звуков и слов во фразе и пр.

В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится по трем направлениям.

Первое — расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением их словарного запаса. В основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать, или от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).

Вот почему взрослые должны обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, объяснить их назначение и сущность. Чтение и рассказывание сказок способствует расширению понятий, представлений и словарного запаса ребенка; но необходимо предостеречь от перегрузок детей многообразием сказок, рассказов, стихов, так как это может привести к нежелательным результатам — к появлению речевых запинок вплоть до заикания.

Поэтому, рассказывая, читая или показывая что-либо ребенку, не нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Значительно больше пользы ему принесет углубленная работа с одним материалом, который можно внимательнее осмыслить, ознакомиться с новыми понятиями и словами, пересказать по вопросам и целиком, сопоставить со знакомыми представлениями, сделать выводы и пр. Спустя некоторое время полезно попросить ребенка пересказать то, что он слышал ранее. Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и т.д.) не только принесет радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.

Второе — воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей должна быть направлена на способности последовательно излагать свои мысли, желания. Взрослые должны воспитывать у ребенка способность говорить неторопливо, спокойно, правильно строить фразы, воспитывать неторопливый темп речи на личном примере воспитателей и родителей.

Третье — при предупреждении или устранении речевых запинок у детей нельзя недооценивать и значение фонетических несовершенств их речи. Недостатки звукопроизношения могут мешать правильному оформлению и течению детской речи.
!

Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путем нормализации детской речи в их повседневной деятельности, в играх, в общении со взрослыми и сверстниками, путем специальных речевых занятий.

Особо следует обратить внимание на речевые занятия с ребенком. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. Проводя беседу, взрослые должны помнить, что речь их служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала. Взрослые в этом случае как бы намечают опорные пункты, которые облегчают ребенку формулирование своих мыслей, правильное построение своего ответа, сообщения. Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы.

Для конкретизации речи ребенка можно использовать как опорные моменты и всевозможные предметы, игрушки, картинки, все то, с чем связана повседневная жизнь ребенка и о чем он собирается рассказать. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т.д.) речью.

Речь взрослых на занятиях способствует упорядочению и развитию речи ребенка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые запинки.
Список литературы:


  1. http://www.maam.ru/detskijsad/rechevye-zapinki.html

  2. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.(Коррекционная педагогика).