Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Процесс лепки


НазваниеПроцесс лепки
страница1/5
Документ создан автором13.04.2017
Размер файла0.57 Mb.
  1   2   3   4   5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ      ЗАПИСКА

Известно, что АРТ ТЕРАПИЯ - прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.

Обращение к любому виду искусства помогает ребенку самовыразиться, улучшить настроение, развить творческие способности.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции, или полуобъемные картины. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Процесс лепки оказывает психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, развитию мелких мышц руки, развитию воображения, фантазии, памяти.

Большое влияние оказывает лепка на умственное развитие ребенка, развитие его мышления. Занимательность лепки из любых материалов (глина, тесто, пластилин и др.)  и желание найти им применение, способствует развитию внимания. Повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Занятия лепкой  комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что они способствуют развитию творческих способностей детей.

1.Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5. Развивает творчество ребенка.

      Лепка как  деятельность в большей  мере, чем рисование или  аппликация, подводит  детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению  целого ряда  математических  представлений.

      Еще одной специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

     Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами.

     Лепка из солёного теста, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Создание ребенком даже самых простых скульптур из теста или пластилина – творческий процесс. Творчество любого вида способствует разностороннему развитию ребенка: раскрывается его личность, способность применять свои знания и умения для решения нестандартных проблем, проявляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Цель программы:

    Создание условий для развития самостоятельности, творчества, индивидуальности «творческого почерка» детей, художественных способностей, путем работы с различными материалами (соленое тесто и пластилин), формирования чувства отзывчивости к прекрасному.

Задачи: 


  • Учить видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки.

  • Учить различать разные геометрические фигуры, используемые в процессе лепки.

  • Создавать простейшие формы, учить лепить не только ладонями, но и    пальцами (соединять детали примазывая, защипывать края, вытягивать, оттягивать).

  • Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.

  • .Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

  • Учить работать на заданном пространстве.

  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога действовать по образцу, затем по словесному указанию, самостоятельно.

  • Научить новым приемами работы с пластилином и соленым тестом:

  • Научить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

  • Развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности.

  • Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук; глазомера.

  • Формировать и развивать навыки ручного труда.

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

  • Воспитывать  любовь к прекрасному, понимание красоты окружающего мира;


Направленность программы «Ловкие ладошки» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению - художественно–прикладной;  по форме организации - кружковой; по времени реализации – двухгодичной.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и рассчитана на возраст - 7- 11 лет.

Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа, с переменой 10 минут. Общий объем программы в 1-ый год обучения составляет – 144 часа, во второй год обучения – 144 часа.

Программа разработана на основе методических разработок авторов Головиной С.Е., Давыдовой Г.Н..

Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса и программа изначально строиться на основе использования в работе кружка разные виды материалов: соленое тесто и пластилин. Это разные по структуре, составу, пластичности материалы, но их объединяет то, что их можно использовать в процессе лепки, создавая изделия декоративно-прикладного творчества, от изготовления игрушек размером в 1 см до объемных скульптур, и создания настоящих картин и сувениров.

Актуальность программы состоит в том, что  развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по лепке способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в художественной росписи изделий из соленого теста - кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Педагогическая целесообразность программы «Ловкие ладошки»  объясняется тем, что в ней основной материал для творчества не один — пластилин и соленое тесто, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занимаясь по данной программе, ребенок развивает умелость рук, укрепляет силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.  Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по программе с детьми школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность кружка позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.

Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. Соль, мука, вода, пластилин - вот и всё, что нужно для «ловких ладошек». Мы можем лепить картины, игрушки, сюжетные композиции, открытки, объемные скульптуры, магниты, сувениры и мн.др.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки, картины. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких и точных движений, и если вначале ребенок еще не может вылепить мелкие детали. То потом в результате труда рука приобретет уверенность и точность. Пальцы гибкость, а это очень важно и для учебной деятельности.

Для увеличения эффективности реализации программы делается специальный подбор:

- интересных для детей тем кружковых занятий,

- познавательных презентаций исходя из тематического планирования,

- изделий в коллективном и индивидуальном исполнении;

- конкретных учебных проектов;

- тематических игр для обучения по программе.

Отдых тоже должен быть познавательным и интересным для детей, поэтому на занятиях используются различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов, физминутки с музыкальными паузами и танцевальными играми.

Благоприятный эмоциональный настрои во время занятия очень важно, поэтому на занятиях может использоваться фоновая музыка, элементы «арт-терапии» для снятия эмоционального напряжения и зажима, творческие игры и конкурсные задания.

Радость общения в труде, удовольствие вылепить поделку и подарить близкому человеку. Сколько радости испытывает ребенок. Когда из простого кусочка теста или пластилина  появляется забавная русалочка, поросенок, птенчик или настоящая картина! А положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

При планировании работы кружка учитывается план коллективно – творческих дел Дома детского творчества, планирование познавательного блока, что помогает поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.

Хочется обратить внимание на то, что программа предусматривает достижение конкретного результата, но не основывается на принципе "слепи именно то или именно это" или "именно такую игрушку", лепка - как копирование – не приветствуется! Педагог учит детей получать удовольствие от творческого процесса. Постепенно приходя к результату.

      

Ожидаемые результаты реализации программы

К концу курса обучения программе «Ловкие ладошки» обучающиеся должны

Знать:

  • правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

  • основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;

  • пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;

  • разнообразие техник работ с пластилином;

  • жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

  • о дымковской, хохломской и городецкой росписи;

  • особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;

  • основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;

  • правила работы в коллективе.

Уметь:

  • пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;

  • пользоваться различными видами пластилина;

  • владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;

  • использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

  • применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, Городец;

  • использовать понятие симметрия при работе;

следовать устным инструкциям педагога;

  • уметь пользоваться технологическими картами;

  • анализировать образец, анализировать свою работу;

  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;

  • планировать предстоящую практическую деятельность;

  • осуществлять самоконтроль;

  • вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве;

  • выполнять коллективные работы.

Владеют техническими приёмами: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

Умеют изготавливать из пластилина картины…

  • Историю развития искусства лепки из солёного теста;

  • Известных мастеров пластилиновой живописи;

  • Разные приемы работы с тестом, пластилином, изготовление простых и сложных изделий;

  • Уметь работать с литературой и подбирать иллюстрации из книг, интернет-источников,;

  • Уметь самим составлять различные композиции, уметь оформлять картины, объемные изделия;

  • Самостоятельно подбирать цветовую гамму

  • знание технологии работы с пластическими материалами с использованием необходимых инструментов и оборудования;

  • знание понятий используемых в скульптуре: "круглая скульптура", "рельеф", "круговой обзор", "объемность", "плоскость", "декоративность", "пропорция", "характер предметов", "композиция";

  • умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

  • умение передавать объем, массу, пропорции, фактуру, характерные особенности предметов;

  • умение работать с натуры и по памяти;

  • умение создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

  • умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

  • навыки конструктивного и пластического способов лепки;

  • навыки работы с инструментами и оборудованием для лепки.


знакомство с видами скульптуры (круглая скульптура и рельеф);

изучение основных принципов построения композиции; приобретение первоначальных профессиональных навыков работы (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор, отход от работы);

развитие творческого воображения, наблюдательности и зрительной памяти.

изучение одного более простого вида скульптуры – рельефа (учащиеся должны правильно определять пропорции, находить выразительный силуэт, различать передний и дальний план многопланового рельефа, решать пластическое построение композиции); развитие способности творчески воспринимать окружающий мир, среду;

дальнейшее развитие объемно-пространственного восприятия мира; развитие умения передавать строение животных, их пропорции в форме, доступной детям данного возраста;

понятие о декоративности в скульптуре.

 

укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Освоить основные приемы лепки, используемые как при работе с пластилином, так и соленым тестом.

- Освоить приемы размазывания пластилина подушечкой пальца в стиле «мазка», «растирание»;

-Научиться работать на ограниченном пространстве

- Научиться  размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина в процессе лепки;

- Использовать несколько цветов гуаши в процессе росписи изделий;

- Для выразительности работ уметь использовать разные варинаты художественного оформления изделия;

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу.

- Научиться действовать по словесному указанию.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Программа разработана с учетом образовательных технологий, которые отражают

Принципы, лежащие в основе программы:

Принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому» » (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

Принцип развивающего характера художественного образования;

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей);

Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

Принцип обратной связи (совместное обсуждение с учащимися того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы.);

Принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение).

Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта и кругозора.

Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
Программа предусматривает проведение, как традиционных занятий, так и нетрадиционных:

- комбинированные и практические занятия;

- беседа, беседа с показом образцов;

- практические занятия с элементами исследования;

- игра;

- праздник;

- конкурс;

- игровой тренинг;

- творческая мастерская;

- мини-проект;

- выставка работ обучающихся.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;

- индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповая – организация работы в группах;

- индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

Для введения в тему занятия используются загадки, стихи, беседы, проблемные задания, сказки, практические упражнения.

Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

Самостоятельное изготовление поделки.

Анализ готовых поделок своих и товарищей.

Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Методическое обеспечение программы

Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
  1   2   3   4   5