Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа элективного курса «Страницы истории родного края»


Скачать 110.31 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Страницы истории родного края»
ЗаголовокТематическое планирование курса “История Кирилловского края 6, 7 класс” (субрегиональный компонент)
Документ создан автором08.11.2016
Размер файла110.31 Kb.

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кирилловская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Г. Обухова»

 










 

 

Программа элективного курса «Страницы истории родного края» для 11 класса
Учитель высшей категории: Котяшева Т.Н.


г. Кириллов,

2016 г.


Пояснительная записка.

В настоящее время сложилась стабильная модель исторического образования, предусматривающая синхронное изучение всемирной, отечественной и региональной истории. Региональная история позволяет проследить сочетание общего и особенного, спецефического в развитии народов, определить устойчивые, типичные для всего общества тенденции развития. Познание общих закономерностей исторического процесса позволяет школьникам глубже понимать историю своего края, как частицу истории нашей страны, а знание местной истории способствует осознанному пониманию общеисторических закономерностей. Изучение истории родного края помогает сформировать и сохранить познавательный интерес к истории как к школьному предмету. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие: содействует формированию нравственных позиций личности, проявлению чувств сопричастности к людям, населяющим родной край, способствует социальной адаптации ученика. Когда идет изучение значительных исторических событий и показывается, как они преломлялись в данной конкретной местности, история становится ближе и понятнее ученикам, превращаясь в личностно-значимую. Использование краеведческого материала позволяет приблизить образование к ребенку.
Задачи курса:

  1. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.

  2. Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.

  3. Формировать у обучающихся умения и способы деятельности для решения практически важных задач (поиск информации по заданной теме, проектная деятельность, создание собственных презентаций, исследовательская работа).

  4. Развивать значимые качества личности обучающихся: самостоятельность, коммуникабельность, творческие способности, навыки публичного выступления и т. д.

  5. Способствовать сознательному самоопределению обучающихся относительно профиля дальнейшего обучения.

Литература:



  1. Краеведческий альманах «Кириллов», Вологда, выпуск 1,2,3,4,5,6.

  2. Макаров Н.А. «Русский Север: таинственное средневековье», М., 1993

  3. История Вологодского края с древнейших времен до конца ХVI века, Вологда,2006

  4. История Вологодского края ХVII – ХVII веков, Вологда,2006

  5. Хрестоматия для 6, 7 класса, Вологда, 2006.

  6. Кирпичников, Хлопин « Великая государева крепость», 1954.

  7. РоманенкоЕ.В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря», М.,2002.

  8. 8.Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. Т.1 Вып.1, СПб.,1897.

  9. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб.,1993.

  10. Романенко Е.В. Преподобный Нил Сорский, М., 2008.

  11. Символика русского храмоздательства, ж-л «К свету», М., 1992.и др.


Учебно-тематический план элективного курса “Страницы родной истории”(34 часа)

п/п

Часы

Тема

Смысловые блоки

Опорные понятия и термины, персоналии

Формы работы

1

2

3

4

5

6

1.

2

Древнейшие поселения на территории Белозерского края.

История края как отражение истории Отечества .Древнейшие поселения и погребения: на р. Модлона, Караваиха на р.Еломе, оз. Воже, Усть-Ситское у с.Талицы. Технология обработки камня. Кремация как основной погребальный обряд. Финно-угорское население края. Весь.

Исторические источники, археология, палеолит, мезолит, энеолит, железный век, кремень, язычество, керамика, курганы, кремация

Экскурсия в Кирилло-Белозерский монастырь музей, экспозиция «Древности Белозерья» с последующим обсуждением.

2.

2

Славянская колонизация Белозерского края

Волныславянской колонизации.Направления славянской колонизации. Поселения: Крутик, Городище, Киснема. Древний город Белоозеро. Волок Славенский. Погребение Нефедьево. Начало распространения христианства. Смена погребального обряда. Движение смердов на Белоозере. Начало борьбы ростово-суздальских князей за земли края.

Колонизация, подсечное земледелие, князь, воевода, дружина, волхвы, христианство, волок, Заволочье, Белозерье, славяне, промыслы, ингумация.

Экскурсия в Кирилло-Белозерский монастырь музей, экспозиция «Древности Белозерья» с последующим обсуждением.

3.

2

Белозерский край в период объединения и борьбы за независимость (XIII – XV вв.)

Участие населения в Куликовской битве, Героизм белозерцев. Приток населения с юга. Хозяйство. Прекращение бытования Белоозера (старого города). Рост Белоозера- Белозерска. Белозерское княжество. Глеб Василькович Белозерский и его потомки.

Политическая раздробленность, княжества, ордынская дань, Золотая Орда, баскаки, Батый, Дмитрий Донской, Глеб Василькович,

Комбинированное занятие – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ ( вторая часть презентации “Наш край в эпоху средневековья,V-XIVвв.) и работу учеников

1

2

3

4

5

6










Феодальная война II четверти XV века. Василий Темный в Кирилло-Белозерском монастыре. Белозерское княжество князей московского дома (1389-1486 гг.) и его включение в состав единого Русского государства.

Двуполье, трехполье, подсека, соха, промыслы, Василий II Василий Косой, Дмитрий Шемяка, удельное княжество, Иван III.

-сообщения, подготовленные к занятию “Участие белозерцев в Куликовской битве”, ”Игумен Трифон и его роль в судьбе Василия Темного”.

4.

2

Распространение монастырей в крае: основание Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей.

Активизация монастырского строительства в конце XIV- XV вв. Сподвижники и ученики Сергия Радонежского в крае. Святые Кирилловского края. Монастыри – центры православия, экономики, культуры. Узники монастырских тюрем. Нестяжатели в крае.

Монастырь, игумен, скит, канонизация, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, иосифляне, монахи, пустынь, Ферапонт Белозерский,. Нил Сорский, нестяжатели.

Презентация проектных работ учащихся: “Кирилл Белозерский – основатель монастыря”, “Первые монастыри в крае”, “Нил Сорский-святой-подвижник, просветитель, гуманист и его обитель на реке Соре”.

5.

2

Кирилло-Белозерский монастырь – центр культуры края в конце XIV – XV вв.

Монастырь – центр культуры. Библиотека монастыря. Книгописцы. Летописание в монастыре. Деревянное храмовое зодчество. Церковь Ризоположения 1485 г. Начало каменного строительства в крае: Собор Рождества Богородицы, 1490 г. (Ферапонтов монастырь), Успенский собор, 1497 г. (Кириллов монастырь). Иконописание.

Иконопись, храм, пергамен, летописи, жития, клетские церкви, восьмерик, четверик. Иконописные школы. Дионисий Глушицкий.

1) экскурсия в музей

2)фотографии архитектурных памятников, видеоряд “Иконы Успенского собора – шедевр русской живописи XV века”. Беседа.

6.

2

Кирилловский край в XVI веке.

Экономическое развитие края. Водные торговые пути: Сухоно-Двинский и Белозерско-Онежский. Основные формы землевладения. Категории крестьян. Политика московских государей по отношению к монастырю. Хозяйственное

Монастырские крестьяне, соляные промыслы, Тарханные грамоты Василий III, Елена Глинская, Иван Грозный, Ефросинья

1) Просмотр фильма “Быль монастырская”, c предварительным заданием и последующей беседой.


1

2

3

4

5

6










процветание монастыря. Основание Горицкого монастыря и Нило-Сорской пустыни. Монастырь – место ссылки.

Старицкая, бояре Шереметевы, Воротынские, Телятевские.

2)Презентация “Нил Сорский…”, вторая часть ”.. его обитель на реке Соре”.

7.

2

Монастырская культура XVI века в крае.

Библиотека монастыря. Летописание. Каменное строительство в монастырях. Иконопись XVI века. Прикладное искусство: лицевое шитье из мастерской Горицкого монастыря, Серебряная мастерская Кирилло-Белозерского монастыря. Вкладное серебро. Дионисий и фрески Ферапонтова монастыря.

Пергамен, бумага, летописи, иконы, лицевое и орнаментальное шитье, фрески, Дионисий

1) экскурсия в музей

2) документальный фильм “Дионисий”, обсуждение

3) Кирилловская литургия XVI века, компакт-диск.


8.

2

Практическое занятие в компьютерном классе







Занятие в компьютерном классе, индивидуальная работа с программой обучающего теcтирования по теме “Белозерский край с древнейших времен до конца XVI века.”



9.

1

Оборона Кирилло-Белозерского монастыря от польско-литовских интервентов.

Борьба за освобождение страны и края от польско-шведских интервентов в 1611-1618 гг. Оборона Кирилло-Белозерского монастыря. Разорение Ферапонтовского, Горицкого монастырей, всего края. Последствия Смутного времени.

Смута, самозванцы, стрельцы, ополчение, Борис Годунов, Василий Шуйский, М.Скопин-Шуйский, К.Минин, М.Романов, Д.Пожарский.

1) экскурсия в музей

2) презентация “ Оборона Кирилло-Белозерского монастыря от польско-литовских интервентов”, работа с документами, словарями, составление синквейна.


1

2

3

4

5

6

10.

2

Расцвет Кирилло- Белозерского монастыря в XVII веке.

Монастырь – крупный вотчинник. Бурное экономическое развитие монастыря. Строительство Нового города. Строительство каменных храмов: церковь Епифания Кипрского, церковь. Евфимия, Архимандричьи кельи, братский корпус. Иконопись XVII века. Библиотека монастыря. Духовная музыка XVII века.

Великая государева крепость, Новый город, шатровые церкви, Кирилл Серков.

1) презентации обучающихся “Великая государева крепость”,

“Церковь Епифания Кипрского”.

3) Духовная музыка XVII века, компакт-диск.

11.

1

Патриарх Никон в ссылке в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях.

Монастыри – центры православия. Проявления церковного раскола. Старообрядчество. Пребывание патриарха Никона в ссылке.

Монастырь, епархии, патриарх, церковный раскол, патриарх Никон.

1) презентация “Патриарх Никон в ссылке в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастыре”.

2)экскурсия в музей “Старообрядческий лубок и медное литье”.

12.

3

Кирилловский край в XVIII веке.

1.Северная война и реформы Петра I, их негативные последствия для Кирилловского края. Потеря оборонительного значения Кирилло-Белозерского монастыря.

2. Реформы Екатерины II. Кириллов – уездный город с 1776 года. Секуляризация монастырского землевладения. Указ Екатерины II 1764 года о духовных штатах.

3. Формирование города Кириллова в 18 веке

Реформы, губернии, уезды, секуляризация, духовные штаты, план застройки города, архитектура 18 века

1) презентация “Уездный город Кириллов”,

2) фильм “Быль монастырская”.

13.

5

История нового времени. 19 век.

1.Кирилловское купечество.

2. Приходские церкви города Кириллова и Кирилловского уезда.

3.Приходское духовенство города Кириллова и Кирилловского уезда.

4.Учебные заведения города Кириллова на рубеже 19-20 вв.

5.Ремесла и промыслы крестьян.

Кирилловское купечество и Кирилло-Белозерский монастырь благотворительная деятельность купцов.

Совместно с научными сотрудниками КБИАХМЗ, экскурсии, лекции

14.

3

Новейшая история. 20 век.

1.Кирилловский уезд в годы Первой мировой войны.

2.Кирилловский район в годы Великой Отечественной войны.

3.Кирилловцы – полные Георгиевские кавалеры, Герои Советского Союза.

Георгиевский кавалер, Герой Советского Союза, труженики тыла.

Совместно с научными сотрудниками КБИАХМЗ, экскурсии, лекции

15.

2

Итоговое занятие по курсу

Конференция «Наш край с древнейших времен до конца XYIII века»




Защита зачетных работ по курсу