Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа «Изобразительное искусство»


Скачать 142.24 Kb.
НазваниеПрограмма «Изобразительное искусство»
Заголовок
Документ создан автором18.02.2016
Размер файла142.24 Kb.





Аннотация на дополнительную общеобразовательную

общеразвивающую программу художественной направленности

«Изобразительное искусство» Галашовой Веры Николаевны,

педагога дополнительного образования МБУДО ЧМР «ЦДО»
Название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство».

Направленность программы: художественная.

Сроки реализации программы: 3 года.

Возраст детей: 5-14 лет.

ЦЕЛЬ: Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами изобразительной грамоты.

ЗАДАЧИ:

1. Предметные:

- обучать основам изобразительной грамоты: композиции и живописи акварельными, гуашевыми красками; основам рисования с натуры, по памяти, по воображению пастелью, углём, графитными и восковыми карандашами; дать представления о видах жанрах изобразительного искусства, о сказочном мире изобразительного и декоративно-прикладного искусства, о его роли в жизни людей.

- учить передавать в рисунках формы, пропорций, объем, общее строение предметов; соблюдать законы перспективы, светотени и цветоведения.

- знакомить с произведениями выдающихся художников с использованием музыки и литературных произведений, декоративно-прикладного искусства.

2. Метапредметные:

Регулятивные: постановка и сохранение умений и знаний; определение последовательности и учитывание правил планирования; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; выбор способа результата действий: осуществление пошагового контроля; способность к волевому усилию.

Познавательные: осуществлять анализ, сравнение, выделение признаков; формировать пространственные представления и мышления, художественно-образное восприятие действительности, навыки передачи цветом объёма предметов (с натуры, по памяти, по представлению) и умение пользоваться художественно-выразительными средствами живописи; эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности; сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России общее достояние нашего Отечества, их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках; развивать способности к абстрагированию конструированию, художественно-творческие способности, фантазию, зрительную память, образное мышление.

Коммуникативные: сотрудничество с педагогом и сверстниками; управление поведением; соблюдать правила общения; выражать своё отношение к результатам творческой деятельности.
3. Личностные:

- формировать положительное отношение к занятиям изобразительного искусства;

- формировать понимание красоты и гармонии цветового богатства окружающей действительности родного края; творческую индивидуальность; представления об общечеловеческих ценностях.

- способствовать идейно-патриотическому воспитанию.

-приобщать к достижениям отечественного и мирового искусства.

-осуществлять знакомство с традиционной культурой родного края для активизации познавательного интереса для увеличения диапазона творческого выбора;

- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

- способствовать формированию нравственно-этического оценивания результата, обеспечение личностного морального выбора на основе социальных и личностных ценностей.

Краткое содержание образовательной деятельности.

В учебно-тематический план входят следующие разделы;

Введение. Педагог через беседу, показ, ролевую игру, демонстрацию слайдов презентации завлекает обучающихся в среду будущей творческой работы. Рассказывает о правилах поведения на занятиях. Даёт инструктаж по технике безопасности работы с красками, кистями и т.д. Ведёт интерактивную беседу о роли занятий изобразительного искусства в жизни человека.

Композиция. При работе с композицией обучающиеся 1 года узнают, как отличать главное от второстепенного; как выбирать формат листа в плоскости; об элементарных понятиях о цветовом решении; знакомятся с техникой работы акварелью, гуашью, цветными восковыми мелками и т.д. Обучающиеся выполняют простые темы за одно занятие. Большую роль в работе играют игры. Они бывают познавательными и воспитательными. На втором этапе обучения при работе над композицией задачи усложняются по сравнению с первым годом обучения. Обучающиеся 2 года вспоминают и повторяют пройденный ранее материал, больше упражняются на практике. Дети уже свободно выбирают формат листа для заданной темы, осваивают технику гуаши, различают тонкие цветовые отношения и оттенки. При знакомстве с одним из видов и жанров изобразительного искусства таким, как портрет, учатся рисовать лицо человека, пропорции всей фигуры, человека в движении. Организуются экскурсии по осеннему парку для зарисовок композиций по наблюдению, дети смотрят, разглядывают, сравнивают, запоминают увиденное. В программу включены и тематические композиции «Времена года» для лучшего усвоения детьми цветовых гамм холодных и теплых тонов. На таких занятиях используются стихи, в которых ярко описывается состояние природы, леса, неба. Во время занятий дети знакомятся с произведениями русских художников. На третьем этапе обучения учатся использовать зарисовки и эскиз; выполнять композиции в различной технике; осваивают навыки в выполнении граттажа. На этом этапе большое внимание отводится предварительным зарисовкам, выполнению эскизов. Композиции дети выполняют в различной технике, которая требует определенного опыта и знаний. Усложняется графическая техника (с предварительной подцветкой).

Рисование с натуры, по памяти, представлению. Изображаемый предмет должен быть узнаваем, поэтому в программе отведено место рисованию с натуры. Предметы для рисования подбираются такие, которые доступны для изображения и вызывают интерес. Для детей 1 года обучения основное время отводится живописи, так как в этом возрасте (6-7 лет) дети ярче воспринимают цвет, а не форму. Детей легче научить обобщать цвет, если они будут находить его сначала на палитре, потом на листе бумаги, тогда дети научаться и передавать локальный цвет предмета. При рисовании с натуры для сравнения рекомендуется ставить два предмета разной формы и разного цвета, оттенка. На втором этапе обучающиеся закрепляют ранее полученные навыки. Цели и задачи на третьем этапе усложняются. Обучающиеся знакомятся более глубоко с законами перспективы, учатся изображать геометрические формы (в перспективе круг превращается в овал), предметы с боковым освещением, передавая объем с помощью штриховки. Живописные работы выполняют акварелью, гуашью. Обучающиеся знакомятся с более сложным натюрмортом, из нескольких предметов, с драпировками. В хорошую погоду обучающиеся выходят на пленер рисовать деревья, дома, улицу в перспективе карандашом (наброски), людей. Чтобы обучающиеся лучше освоили штриховку в рисунке целесообразно проводить упражнения по проведению линий, а в живописи – упражнения на заливку (акварель).

Изучение декоративно-прикладного искусства расширит кругозор обучающихся. Таким образом, в программе включены такие техники, как "Декупаж", "Витраж", "Граттаж", обучающиеся знакомятся с видами росписей по дереву, народной игрушкой (глиняной, тряпичной, соломенной,деревянной) Программа предусматривает беседы об искусстве, о русских народных праздниках, традициях, обрядах, что развивает эстетическое восприятие окружающего мира, о мастерах, народных промыслах. Обучающиеся выполняют монотипии в разных сложностях техники; аппликации и лепка из различных материалов; самостоятельно работают штампами над орнаментом; знакомятся с видом оформительской деятельности «набрызг»; выполняют узоры росписи по дереву. Для обучающихся третьего года техника достаточно усложняется, что требует определенного опыта и аккуратности; при оформлении открыток используют новую технику «набрызг», выполняют и создают орнамент, сюжет росписей по дереву.

Цель экскурсии, выставки – знакомство с произведениями изобразительного и народного искусства, с творчеством художников, писателей, музыкантов. При проведении экскурсии учитываются особенности данного возраста, его потребности, интересы, возможности. Обучающиеся знакомятся с произведениями народных промыслов. Содержательная сторона промыслового искусства им особенно понятна. Наивная нарочитость его образов родственна детскому видению мира. Каждое посещение выставки завершается интерактивной беседой, обсуждением увиденного. В детском возрасте свойственно мыслить образами, на этой основе происходит развитие понятийного мышления. С учетом этого при разборе художественных произведений объясняется детям и закрепляются такие понятия, как причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость. На экскурсии в беседах используется терминология, доступная для детей. Если экскурсия организуется в природе обязательно проводится инструктаж по правилам поведения. На выставке демонстрируется достигнутый качественный уровень подготовки обучающихся. Выставочная работа побуждает к дальнейшему соревнованию в совершенствовании художественного мастерства. На выставке экспонируются не только работы лучших обучающихся, каждый ребенок имеет право быть представленным хотя бы одной работой. Отбор детских работ осуществляется в присутствии всего коллектива. Каждый должен знать, по каким достоинствам его работа взята на выставку. Отбор детских работ на региональные выставки производится без участия обучающихся, по результатам комиссии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

По окончании 1 года обучения обучающие должны

знать:

- понимать значение терминов: «краски», "локальный цвет", «насыщенный цвет», «мало насыщенный цвет», «палитра», «портрет», «пейзаж», «натюрморт», «композиция», «художник», "художник-портретист", "художник-пейзажист", "художник-маринист", "колорит". «иллюстрация», «линия», «орнамент», «аппликация», «симметрия», «асиметрия», «силуэт», «пятно», «обжиг», «роспись», «керамика»;

-сведения по цветоведению: основные, дополнительные, тёплые, холодные цвета, элементарные правила смешения цветов, правила работы с красками

- виды формата (вертикальный, горизонтальный)

- различные нетрадиционные техники акварели.

- иметь представления о сказочном мире изобразительного искусства, о его роли в жизни людей, о творчестве художников и народных мастеров о красоте природы и вещей декоративно-прикладного искусства.

- названия основных, составных цветов, холодные и теплые цвета цветового тона, насыщенные, мало насыщенные цвета

-о характерных особенностях росписей по дереву, изобразительные основы декоративных элементов;

-правила поведения в ЦДТ и на занятиях ИЗО, правила подготовки рабочего места к занятию

уметь:

- правильной организовывать рабочее место, правильно сидеть за столом;

- правильно пользоваться инструментами: карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, кистью, палитрой;

-выбирать формат, полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

- владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов смешивать цвета, получая новые и их оттенки, составлять таблицу цветов.

- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

- располагать (компоновать) объекты на плоскости.

- выполнять простые объекты, композиции, сюжеты по замыслу.

- передавать смысловую связь объектов в композиции, выделять главное

-использовать техники акварели «сухая кисть», «размывка», «заливка».

- выполнять иллюстрации к сказкам, загадкам по выбору.

-самостоятельно выбирать изобразительный материал для творческой работы, пользоваться художественными материалами;

- видеть красоту и величие окружающей природы, проявлять эмоциональную чуткость, чувства, активно-действенную отзывчивость на добро и зло, эстетическое отношение к окружающему миру, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке

-выполнять простейшие узоры в полосе, круге, квадрате из декоративных форм растительного мира, используя линии мазки, точки

-применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений, моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

-проявлять эстетическое восприятие чувства ритма, цвета в приемах рисования декоративны форм;

-анализировать объекты изображения, сравнивать рисунок с натурой, узнавать работы знаменитых художников и народных мастеров, изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия

-любить народные сказки их положительных героев, сопереживать к происходящим в сказках событиям;

-быть аккуратными в процессе работы, проявлять самостоятельность и помощь другим обучающимся;

-проявлять идейно патриотическое и эстетическое воспитание, интерес к памятникам боевой славы, увековечившим трагические события нашего прошлого; чувство гордости за русский народ.

- самостоятельно искать необходимую информацию для решения проблемы

- стремиться к самостоятельному выполнению проектной деятельности

По окончании 2 года обучения обучающие должны

знать:

- профессиональные термины: «краски», "локальный цвет", «насыщенный цвет», «мало насыщенный цвет», «палитра», «портрет», «пейзаж», «натюрморт», «композиция», «художник», "художник-портретист", "художник-пейзажист", "художник-маринист", "колорит", «иллюстрация», «линия», «орнамент», «аппликация», «симметрия», «асимметрия», «силуэт», «пятно», «обжиг», «роспись», «керамика», «дизайн»

- виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, и др) изобразительного искусства

-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

-основы графики: правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;

-сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, орнаменте

-о истории развития и специфических особенностях росписей по дереву, народной игрушке.

уметь:

-располагать лист бумаги по вертикали и горизонтали в зависимости от замысла и композиции.

-пользоваться палитрой, гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, углём, белой и цветной бумагой для пастели;

-видеть и называть цвета и цветовые оттенки, грамотно подбирать цветовые оттенки, выделять цветом главные объекты композиции

-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-компоновать сюжетный рисунок, передавать логическую связь между изображаемыми объектами композиции простейшими художественными средствами

-правильно выбирать размер изображения на листе

- анализировать объект изображения и выстраивать последовательность изображения.

-отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- рисовать кистью элементы растительного орнамента; творчески стилизовать формы объектов в декоративные, выполнять орнамент в круге, овале, ленте;

- стремиться самостоятельно выполнять проектную деятельность.

По окончании 3 года обучения обучающие должны

знать:

- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная, воздушная перспективы;

-о разнообразных возможностях художественных материалов;

-основы цветоведения;

-отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

-о художественно-выразительных средствах, их роли в эстетическом восприятии произведений, особенности композиции;

-простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

-простейшие закономерности перспективы, светотени, элементы цветоведения разнообразие возможных выразительных средств изображения;

-художественную жизнь родного края;

- живописные приемы-техники в декоративном рисовании;

видах декоративно-прикладного искусства, художественные промыслы

-об элементах орнамента и его видах;

уметь:

-рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду, жанру искусства

-работать в определенной цветовой гамме;

-добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;

-передавать пространственные планы способом загораживания;

-передавать движения фигур человека и животных, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры, находящегося в движении и в покое

-сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

-свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

-выполнять изображения отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы;

- проводить анализ объёмных форм предметов: положение объёмного тела в пространстве по отношению горизонтали и вертикали, мысленное расчленение объёмного объекта на составляющие геометрические объёмные формы, пространственно-перспективный анализ плоскостей (взаимосвязь внешних плоскостей с внутренним строением), линейно-конструктивное изображение объекта (объёмно-тональное решение формы, основанное на законах перспективы, распределения светотени, техники наложения штриха

-рисовать с натуры, по памяти, представлению отдельные предметы и несложные натюрморты (2-3 предмета) доступными графическими или живописными средствами

-передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

-использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

-использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи;

-использовать различные художественные материалы и техники

-самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни людей…

-соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

"Изобразительное искусство"



Раздел учебно-тематического плана

Формы занятий

Приёмы и методы организации

учебно-воспитательного процесса

Дидактический

материал

Техническое оснащение занятий

Формы

подведения итогов

1

 введение

 Экскурсия

 Показ, объяснение, инструктаж

 Таблички "Правила", схемы

 Магнитофон

Ноутбук

 коллективная рефлексия

2

 композиция

 традиционное занятие, интегрированое занятие, практическое занятие, тематическое занятие ролевая игра, праздник, путешествие, лабораторная работа, консультация

 Словесный (беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный индивидуально-фронтальный, анализ деятельности частично-поисковый, исследовательский, практический

 Тематические наборы иллюстрации, портреты художников, иллюстрации картин, презентации,

интерактивные упражнения


  Магнитофон,

Ноутбук

 опрос, зачет, тест, интерактивные упражнения

3

 Рисование с натуры по памяти по представлению

 традиционное занятие, интегрированне занятие, практическое занятие, ролевая игра, тематическое занятие, экскурсии, практические занятия на местности, консультация

 Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный индивидуально-фронтальный, анализ деятельности частично-поисковый, исследовательский, практический,

педагогическая поддержка

 Набор геометрических форм, посуда, схемы, эскизы, рисунки, лекала, презентации, интерактивные упражнения



  Магнитофон

Ноутбук

 Выставка, интерактивные упражнения

4

ДПИ

практическое занятие, проектная деятельность, консультация

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный индивидуально-фронтальный, анализ деятельности частично-поисковый, исследовательский, практический,

педагогическая поддержка,

Иллюстрации с росписями по дереву, тематические наборы. Презентации, интерактивные упражнения


 Магнитофон

Ноутбук

Выставка, интерактивные упражнения

5

Экскурсии, выставки

творческая встреча, отзыв

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

фотоаппарат

 Магнитофон

Ноутбук

коллективная рефлексия

6

Аттестация

Итоговое занятие занятие, комбинированное занятие

индивидуальный

Иллюстрации, кроссворды, карты с тестами. Интерактивные упражнения

Ноутбук

Итоговое занятие, тест, опрос, зачёт