Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа кружка «Готовимся к егэ: от простого к сложному»


Скачать 271.02 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Готовимся к егэ: от простого к сложному»
Авторпрограммы
Документ создан автором11.04.2016
Размер файла271.02 Kb.


e:\титул доп образование 2015-16\cci11042016_0002.jpg


Автор программы:

Ковырзин Федор Павлович

учитель физики


п. Депо


Содержание


Введение

Программа кружка «Готовимся к ЕГЭ: от простого к сложному»

Цель кружка

Методические особенности изучения кружка

Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля

Содержание программы


Тематическое планирование учебного материала при прохождении кружка в течение двух лет


Методические рекомендации при прохождении кружка в течение двух лет


Введение

Одна из проблем профилизации старших классов большинства общеобразовательных школ во многих случаях — недостаточное число учащихся для комплектования профильных классов. Поэтому удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на профильном уровне, можно с помощью кружка, дополняющих базовый уровень. Одним из таких может быть «Готовимся к ЕГЭ по физике», где уровень обучения повышается не столько за счет расширения теоретической части курса физики, сколько за счет углубления практической — решения разнообразных физических задач.

Мы предлагаем двухуровневую программу кружка, рассчитанную на учащихся Х-XI классов, календарно-тематическое планирование кружка, а также тексты работ для текущего и итогового контроля, которые могут одновременно служить репетиционными работами для подготовки к ЕГЭ. В конце изучения курса проводится тестирование.

Используемая программа: Терновая, Л.Н. Физика. Подготовка к ЕГЭ Элективный курс. /Л.Н. Терновая, Е.Н. Бурцева, В.А. Пивень; под ред. В.А. Касьянова. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 128 с. (Серия «Элективный курс»)

Программа кружка «Готовимся к ЕГЭ по физике»
Цель кружка

  • обеспечить дополнительную поддержку учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике (эта часть программы напечатана прямым шрифтом и предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти повышенного уровня);

  • развить содержание кружка физики для изучения на профильном уровне (эта часть программы выделена курсивом и предусматривает решение задач повышенного и высокого уровня).


Методические особенности изучения кружка

Программа кружка опирается на знания, полученные при изучении курса физики на базовом уровне. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок. Теоретический материал удобнее обобщить в виде таблиц, форму которых может предложить учитель, а заполнить их должен ученик самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 3-4 ч в неделю.

В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях и в измененных или новых ситуациях (для желающих изучить предмет и сдать экзамен на профильном уровне). При решении задач рекомендуется широко использовать аналогии, графические методы, физический эксперимент. Экспериментальные задачи включают в соответствующие разделы. При отсутствии в школе необходимой технической поддержки эксперимента рекомендуется использовать электронные пособия.

Изучение программы кружка можно начинать как в X, так и в XI классе. Ниже приведены соответствующие учебные планы и методические рекомендации.

В первом случае, рассчитанном на два года (Х—XI классы), программа предусматривает 68 ч аудиторных занятий, и ее выполнение позволяет довести курс физики до уровня профильного класса.

Во втором случае (XI класс) предусматривается 34 ч, которые обеспечивают приобретение навыков решения задач для успешной сдачи ЕГЭ.

Программа, рассчитанная на 68 ч, может использоваться и в классах с повышенным уровнем изучения физики для углубления профильного учебного предмета.

Распределение часов для изучения различных разделов программы не является жестко детерминированным. Оно может варьироваться в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.
Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля

Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних заданий. Минимально необходимый объем домашнего задания - 7-10 задач (1-2 задачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1-2 задачи повышенного или высокого уровня с развернутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа (тип А).

Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса:

— текущие (десятиминутные) контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа (подробнее работы представлены в следующих пособиях: Касьянов В.А. и др.) Физика: Тетрадь для контрольных работ. Базовый уровень. 10-11 класс: тесты». - М.:Дрофа, 2006; «Физика. Тетрадь для контрольных работ. Профильный уровень. 10-11 класс». - М.: Дрофа, 2006;

— получасовые контрольные работы-тесты (по окончании каждого раздела);

— итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.

Ввиду малочисленности группы учащихся, достаточно двух вариантов работы по 6 задач по любой теме (4 - тип А, 1 — тип В, 1 - тип С).

Оценивание задач контрольной работы: задачи типа А -1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 4 балла.

Критерии оценивания контрольной работы:

Оценка «5» - 9– 10 баллов,

оценка «4» - 7-8 баллов,

оценка «3» - 4-6 баллов,

оценка «2» - 0-3 балла.

Так как целью контрольной работы в данном случае является не столько оценка и сравнение достижений учащихся, сколько предоставление им возможности испытать свои силы, то нет смысла стремиться к безукоризненной равноценности содержания вариантов. Напротив, целесообразно охватить заданиями возможно более широкий круг вопросов, а на дом задать решить задачи другого варианта контрольной работы.

Для итогового тестирования рекомендуем использовать два или более вариантов по 10 заданий в каждом.

Распределение задач итогового тестирования по разделам:

тип А (с выбором ответа—7 задач): механика — 1 задача, молекулярная физика (1), электродинамика (электростатика или постоянный ток - 1, заряженные частицы и токи в магнитном поле или электромагнитная индукция — 1), колебания и волны (1), оптика (1), квантовая физика — 1 задача;

тип В (с кратким свободным ответом — 2 задачи): механика, молекулярная физика, электростатика, постоянный ток (1), магнитное поле, электромагнитная индукция, колебания и волны, оптика (1 задача из любого раздела);

тип С (с развернутым свободным ответом –1 задача): задача высокого уровня сложности из любого раздела или комбинированная задача с применением законов физики из разных разделов или экспериментальная задача (по фотографии экспериментальной установки).

Оценивание задач экзаменационной работы: задача типа А - 1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 3 балла.

Критерии оценивания работы - итогового тестирования:

оценка «5» — 13-15 баллов,

«4» - 9-12 баллов

«3» - 6-8 баллов

«2» - 0-5 баллов.

Таблица 2

Тематическое планирование учебного материала при прохождении программы кружка в течение двух лет

(X - XI классы, 68 ч, 1 ч в неделю)



урока.

Тема

Вид занятия

Примечание

X класс (34ч, 1 ч в неделю)

I. Эксперимент (1 ч)

1/1

Эксперимент

Лекция 1




II. Механика (11 ч)

2/1

Кинематика. Динамика

Лекция 2




3/2

Движение тел со связями. Статика и гидростатика.

Лекция 3




4/3

Кинематика

Практическое занятие 1




5/4

Графики основных кинематических параметров

Практическое занятие 2




6/5

Динамика

Практическое занятие 3




7/6

Динамика

Практическое занятие 4




8/7

Движение связанных тел

Практическое занятие 5




9/8

Статика. Гидростатика.

Практическое занятие 6




10/9

Законы сохранения

Лекция 4




11/10

Законы сохранения

Практическое занятие 7




12/11


Уравнение Бернулли

Контрольная работа № 1 «Механика»

Практическое занятие 8

0,5 ч

0,5 ч

III. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч)

13/1

Основы MKT. Газовые законы

Лекция 5




14/2

Первый и второй законы термодинамики

Лекция 6




15/3

Основное уравнение MKT

Практическое занятие 9




16/4

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Практическое занятие 10




17/5

Определение экстремальных параметров

Практическое занятие 11




18/6

Полупроницаемые перегородки

Практическое занятие 12




19/7

Первый закон термодинамики

Практическое занятие 13




20/8

Агрегатные состояния вещества. Насыщенный пар.

Практическое занятие 14




21/9

Круговые процессы

Практическое занятие 15




22/10

Поверхностный слой жидкости

Лекция 7




23/11

Поверхностный слой жидкости

Практическое занятие 16




24/12

Тепловые двигатели

Контрольная работа № 2 «Молекулярная физика»

Практическое занятие 17


0,5 ч

0,5 ч

IV. Электродинамика(10ч)

25/1

Электростатика. Конденсаторы

Лекция 8




26/2

Постоянный ток

Лекция 9




27/3

Электростатика

Практическое занятие 18




28/4

Энергия взаимодействия зарядов

Практическое занятие 19




29/5

Соединение конденсаторов

Практическое занятие 20




30/6

Движение электрических зарядов в электрическом поле

Практическое занятие 21




31/7

Закон Ома для участка и полной цепи

Практическое занятие 22




32/8

Правила Кирхгофа

Практическое занятие 23




33/9

Перезарядка конденсаторов

Практическое занятие 24




34/10

Нелинейные элементы в цепях постоянного тока

Контрольная работа № 3 «Электродинамика (электростатика, постоянный ток)»

Практическое занятие 25

0,5 ч
0,5 ч




XI класс (34ч, 1 ч в неделю)

V. Электродинамика(6ч)

1/1

Магнитное поле. Электромагнитная

индукция

Лекция 1




2/2

Силы Ампера и Лоренца

Практическое занятие 1




3/3

Суперпозиция электрического и магнитного полей

Практическое занятие 2




4/4

Электромагнитная индукция

Практическое занятие 3




5/5

Движение металлических перемычек в магнитном поле

Практическое занятие 4




6/6

Самоиндукция
Контрольная работа № 4 «Электродинамика»


Практическое занятие 5

0,5 ч

0,5 ч

VI. Колебания и волны (10 ч)

7/1

Механические колебания и волны

Лекция 2




8/2

Электромагнитные колебания и волны

Лекция 3




9/3

Кинематика механических колебаний

Практическое занятие 6




10/4

Динамика механических колебаний

Практическое занятие 7




11/5

Превращения энергии при механических колебаниях

Практическое занятие 8




12/6

Электромагнитные колебания в контуре

Практическое занятие 9




13/7

Превращения энергии в колебательном контуре

Практическое занятие 10




14/8

Переменный ток. Резонанс напряжений и токов.

Практическое занятие 11




15/9

Механические и электромагнитные волны

Практическое занятие 12




16/10

Векторные диаграммы

Контрольная работа № 4 «Колебания
и волны».


Практическое занятие 13

0,5 ч

0,5 ч

VII. Оптика (11 ч)

17/1

Законы геометрической оптики. Построение изображений

Лекция 4




18/2

Оптические системы

Лекция 5




19/3

Законы преломления. Призма.

Практическое занятие 14




20/4

Построение изображений в плоских зеркалах

Практическое занятие 15




21/5

Построение изображений в тонких линзах и сферических зеркалах

Практическое занятие 16




22/6

Оптические системы

Практическое занятие 17




23/7

Волновая оптика

Лекция 6




24/8

Расчет интерференционной картинки

Практическое занятие 18




25/9

Расчет интерференционной картинки

Практическое занятие 19




26/0

Дифракционная решетка

Практическое занятие 20




27/11

Дисперсия света

Контрольная работа № б «Оптика»

Практическое занятие 21

0,5 ч

0,5 ч

VIII. Квантовая физика (2 ч)

28/1

Квантовая физика

Лекция 7




29/2

Уравнение Эйнштейна

Практическое занятие 22




30/3

Применение постулатов Бора

Практическое занятие 23




31/4

Закон радиоактивного распада

Практическое занятие 24




32/5

Применение законов распада в задачах о ядерных превращениях

Практическое занятие 25




33/6

Волны де Бройля

Контрольная работа № 7 «Квантовая физика»

Практическое занятие 26



0,5 ч

0,5 ч

34

Итоговое тестирование







Методические рекомендации при прохождении программы кружка

в течение двух лет
При изучении программы кружка «Готовимся к ЕГЭ по физике» в течение 68 ч сохраняются те же рекомендации, что и для изучения 34-часового курса.

Домашние задания можно сделать более объемными: 10 задач с выбором ответа базового уровня, 5 задач повышенного и высокого уровня.

Структура и критерии оценивания контрольных работ остаются прежними.

Большее число аудиторных часов позволяет не ограничиваться решением задач, опирающихся на базовый теоретический курс физики.

В X классе на уроке, посвященном теориипогрешностей, можно рассмотреть вопрос о максимальной погрешности косвенных измерений. При этом не следует ограничиваться сообщением готовых формул; в качестве примера можно вывести формулы для расчета максимальной относительной погрешности произведения и частного. Чтобы не прибегать к дифференцированию, следует указать на малость погрешностей по сравнению с измеряемой величиной и при выводе пренебречь малыми величинами второго порядка.

При решении задач по механике полезно при возможности решать одну и ту же задачу в разных системах отсчета.

В решении задач по кинематике предпочтительней использовать не формулы пути, пройденного при равномерном или равноускоренном движении, а уравнения движения, определяющие координаты движущегося тела в зависимости от времени.

Следует уделить время решению задач по небесной механике, в том числе с использованием законов Кеплера; подробно остановиться на совместном применении законов сохранения в механике: упругий и неупругий нецентральные удары, разделение неподвижного и движущегося тела на две или более частей, реактивное движение, уравнение Бернулли и его частные случаи — истечение жидкости из отверстия в сосуде, течение жидкости в горизонтальных трубах разного диаметра, измерение давления жидкости в трубах.

В разделе «Молекулярная физика и термодинамика» целесообразно остановиться на двух подходах к изучению тепловых явлений — статистическом и термодинамическом; решить задачи о процессах в газе, не являющихся изопроцессами.

Необходимо рассмотреть условие равновесия смеси газов в сосуде, разделенном полупроницаемой перегородкой. Полупроницаемыми называют перегородки, через которые одни вещества (газы) могут проникать, а другие не могут. Например, металлы палладий и никель проницаемы только для водорода инепроницаемы для других газов, а серебро проницаемо только для кислорода. Когда с обеих сторон от перегородки установятся одинаковые концентрации проникающего через него газа, потоки газа в обе стороны выравниваются и устанавливается динамическое равновесие, т.е. результирующий поток через перегородки равен нулю. Другие газы при этом не проникают через перегородки, их парциальные давления и, соответственно, полные давления по разные стороны от перегородки могут быть различными.

При решении задач по термодинамике об изменениях агрегатного состояния вещества нужно обратить внимание учащихся на используемое при решении этих задач уравнение теплового баланса (это не что иное, как частный случай первого закона термодинамики). Особого внимания требуют задачи с не определенным в условии конечным равновесным состоянием вещества.

Круговые процессы могут быть представлены в различных координатах (p,V; V,T; p,T). Необходимо четко объяснять ученикам, что работа газа в круговом процессе определяется по площади полученной фигуры из участков графика только в координатах (р,V).

Следует в краткой, но доступной форме объяснить особенности молекулярного строения жидкостей, физическую природу дополнительной (избыточной) энергии молекул жидкости в ее поверхностном слое и, соответственно, образования поверхностной энергии свободной поверхности жидкости, сил поверхностного натяжения. Вопросы смачивания и несмачивания следует увязать с различием в силах притяжения между молекулой жидкости и молекулой (атомом) твердого вещества, с одной стороны, и между молекулами жидкости, с другой. Формулу Лапласа для давления под искривленной поверхностью жидкости можно привести без вывода, только для сферической поверхности. Объяснение капиллярных явлений дать со ссылкой на давление Лапласа; формулу высоты подъема (опускания) жидкости в капилляре вывести как пример применения формулы Лапласа. Привести примеры проявления капиллярных явлений в природе, технике, бытовых условиях. Решить экспериментальные задачи на определение коэффициента поверхностного натяжения.

Раздел «Электростатика» нужно дополнить расчетом напряженности и потенциала поля распределенных зарядов на примерах равномерно заряженных сферы, плоскости, бесконечной тонкой нити, тонкого кольца. Для решения этих задач необходимо ввести понятия линейной и поверхностной плотности заряда.

Рассматривая суперпозицию электрических полей, полезно вернуться к пройденному ранее материалу и решить комбинированные задачи на суперпозицию электрического и гравитационного полей.

Задачи о превращениях энергии при перезарядке конденсаторов в этом курсе следует усложнить, включив в цепь источники тока для того, чтобы учесть работу сторонних сил. Закон сохранения энергии в этом случае целесообразно записывать в форме, аналогичной форме записи первого закона термодинамики:

ΔW = A + Q,

где ΔW— изменение энергии системы, А - работа сторонних сил, Q— выделившееся при перезарядке количество теплоты (аналогично ΔU = A+ Q).

Расчет разветвленных цепейпостоянного токаможно провести с применением правил Кирхгофа. Достаточно использовать схемы с тремя контурами (один внешний, два внутренних) как наиболее простые для применения правил Кирхгофа. В этом случае получается система трех уравнений (одно - по первому правилу для одного из узлов цепи, два других — по второму правилу для двух из трех контуров). Рекомендуется после составления системы уравнений в общем виде подставить числовые значения для упрощения решения полученной системы.

В раздел «Постоянный ток» целесообразно включить прикладные вопросы о расчете шунтов и добавочных сопротивлений (способ изменения цены деления амперметра или вольтметра).

Следует рассмотреть задачи о нелинейных элементах в цепях постоянного тока (идеальном полупроводниковом диоде, газоразрядной трубке и т.д.) при прямом и обратном включениях.

В XI классе в разделе «Магнитное поле, электромагнитная индукция» необходимо рассмотреть задачи о движении частиц при одновременном действии на них электрического и магнитного полей (случаи движения частицы по винтовой линии или по прямой).

Исследуя движение металлических перемычек (подвижный проводник в замкнутом контуре в магнитном поле) и применяя закон электромагнитной индукции, следует при определении ЭДС индукции использовать эквивалентные схемы: существование ЭДС индукции эквивалентно действию источника тока с ЭДС, равной ЭДС индукции, возникающей на данном участке цепи. Знаки полюсов определяют, применяя правило Ленца и правило левой руки. Составив эквивалентную схему, для ответа на поставленный в задаче вопрос, можно воспользоваться правилами Кирхгофа. Следует рассмотреть частный случай: возникновение разности потенциалов на противоположных параллельных поверхностях массивного проводника, расположенного в магнитном поле, при прохождении по нему электрического тока; массивный проводник при этом неподвижен (эффект Холла).

В разделе «Колебания и волны» нужно рассмотреть механические колебания как результат действия квазиупругих сил. Раздел полезно дополнить рассмотрением эффекта Доплера в акустике и указать на проявление этого же эффекта в оптике.

Простейшие колебательные системы (математический и пружинный маятник) рассматривают в случаях ускоренного движения точек подвеса маятников и влияния внешних сил на движение маятников (например, действие электрического поля на заряженное тело, входящее в систему маятника). При рассмотрении электромагнитных колебаний и волн целесообразно использовать аналогию электромагнитных и механических колебаний.

В решении задач о цепях переменного тока, резонансе напряжений и токов целесообразнее использовать векторные диаграммы, чем готовые формулы. Для последовательного соединения элементов цепи используют векторную диаграмму напряжений, а для параллельного - векторную диаграмму токов.

Рассматривая превращения энергии в колебательном контуре, наибольшее внимание уделяют применению закона сохранения и превращения энергии в схемах колебательного контура при изменении его параметров (индуктивности и электроемкости). Здесь могут также быть рассмотрены задачи с подключением в колебательный контур активного сопротивления (выделение теплоты на активном сопротивлении). Полезно вернуться к цепям постоянного тока и обсудить роль катушек индуктивности и конденсаторов в процессах установления равновесия при размыкании или замыкании цепи.

В задачах о периодических процессах следует широко использовать графики и таблицы.

В разделе «Геометрическая оптика» задачи о построении изображений в зеркалах и линзах усложняются рассмотрением изображений движущихся предметов. Полезно решить задачи на построение изображений в двойных зеркалах (показать, что все изображения точки в паре плоских зеркал находятся на одной окружности, центр которой расположен на ребре двухгранного угла, образованного зеркалами; получить формулу, позволяющую определить число изображений в двойных плоских зеркалах).

Применением известных учащимся законов отражения и преломления будут, по сути дела, задачи на построение изображений в плоскопараллельных пластинах, сферических зеркалах.

Следует также рассмотреть зависимость оптической силы линзы от показателя преломления среды и радиусов кривизны сферических поверхностей линзы. Выяснить, как определяется оптическая сила и увеличение оптической системы для случаев, когда отдельные элементы системы расположены вплотную друг к другу и на расстоянии друг от друга. Рассмотреть случай расположения линзы на границе раздела сред с различными показателями преломления.

В волновой оптике нужно не ограничиваться решением формальных задач на условие возникновения интерференционных экстремумов, а рассмотреть конкретные интерференционные картины от двух отверстий, зеркал Ллойда и Френеля, бипризмы Френеля. Рассматривая интерференцию в тонких пленках, нужно решить практическую задачу о просветлении оптики, задачу о кольцах Ньютона, клинообразных пластинах. Все виды задач необходимо рассмотреть как в проходящем, так и в отраженном свете.

В раздел «Квантовая физика» необходимо включить вопрос о квантово-волновом дуализме, не рассмотренный в некоторых учебниках физики; рассчитать длину волны де Бройля для классической (v<< с) и релятивистской (v ≈с) частиц.

При решении задач о давлении света следует вернуться к вопросу о механизме давления газа и при решении задач использовать модель фотонного газа. Задачи о фотоэффекте нужно разнообразить определением характеристик фотоэффекта (ток насыщения, красная граница фотоэффекта, работа выхода, запирающее напряжение и т.д.) и постоянной Планка, используя график.

В задачах о линейчатых спектрах излучения и поглощения энергии атомом обратить внимание на границу применимости постулатов Бора; не ограничиваться только атомом водорода, использовать понятие водородоподобного атома (иона) – ;;;и т.п.