Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа кружка «Теремок» 1-4классы Педагога: Кузнецовой Ольги Николаевны


Скачать 144.3 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Теремок» 1-4классы Педагога: Кузнецовой Ольги Николаевны
Документ создан автором13.01.2017
Размер файла144.3 Kb.

c:\users\секретарь\desktop\титул.jpg

Рабочая программа кружка

«Теремок»

1-4классы

Педагога: Кузнецовой Ольги Николаевны

С. Сидорово 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка: Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.

Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является организация кукольного Театра Петрушки. Программа «Театр Петрушки» по времени реализации является двухгодичной.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.

Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Задачи: Формировать интерес к театру кукол. Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.

Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.

Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.

Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.

Совершенствовать артистических навыков детей.

Принцип построения программы.

На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.

Срок реализации образовательной программы – 1 год.

Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

 Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Формы и методы занятий.Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, практических занятий, лекций, тренингов, игр, бесед. Результатом театральной деятельности детей будут представления кукольного театра для школьников, родителей, детей.

Для развития театрализованной творческой деятельности программой предусмотрено знакомство с разновидностями театров, историей возникновения, посещения театра кукол, обсуждение спектакля, знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы. Ребятам предоставляется возможность в выборе произведения, изготовлении кукол, распределении ролей. Отрабатывают чтение каждой роли и интонации.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, т.е. количество часов в неделю 1; 34 часа в год. В реализации программы участвуют ребята 1-4 классов. В группе 10 человек.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В конце года обучения ученик будет знать:

Сценой в кукольном театре, является ширма.

Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь: Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

Правильно одевать на руку куклу.

Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

Результатом освоения программы является: творческое и духовное развитие участников процесса, и воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: Репетиций. Кукольный спектаклей ( в школе, поселке, в детском саду).

Условия реализации программы.

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 10 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Форма проведения кружка разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.

Учебно-тематический план

 

№ заня-

тия

Содержание

(Раздел, тема)

Характер

деятельности

учащихся

УУД

1

Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

Рассказ с элементами беседы.

Игра.

Экскурсия в

Театр Обыгрывание

ситуаций.

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

Формирование правильного поведения в театре.

2

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы .
Культура и техника речи.

Беседа.

Практическая деятельность.

Артикуляцион-

ная гимнастика.

 

Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на уроках труда мальчиками- старшеклассниками, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю). 

Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

3


Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра.

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы учителем.

Инсценировка.

Ролевая игра.

Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился.

Скороговорки.

Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.

Развивать память, воображение, общение детей

Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку.

4.

Распределение ролей.

 Пальчиковые игры.

Ролевая игра.


Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

5.

Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Инсценировки.

Пальчиковые игры.

Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.

6.

Отработка чтения каждой роли. Обучение работе над ширмой, за ширмой.

Обыгрывание.

Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него”.

7.

Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли.

Практическая деятельность.

Дать вторую жизнь вещам.

Развивать воображение и фантазию детей.

Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе.

8

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами.

Практическая дея-стьнадеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы.

Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы.

9.

Изготовление декораций, костюмов кукол.

Репетиции.

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

Продолжить репетировать эпизоды спектакля.

10

Музыкальное оформление спектакля.

Репетиция с куклами.

Рассказ с элементами беседы.

Обсуждение.

Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

11

Театральная азбука: потешки, считалки.

Репетиция пьесы с куклами.

Игра.

Инсценировка.

 

Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.

Совершенствовать находить ключевые слова в предложении.

12

Театральная игра: «Сказка, сказка, приходи».

Репетиция пьесы.

Практическая деятельность.

Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей.

13

Генеральная репетиция, звуковое оформление

спектакля.

 

Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.

14

Показ пьесы

ученикам начальных классов, воспитанникам детского сада, родителям учащихся.

Выступление.

Формирование четкой и грамотной речи.

 Добиваться выразительности действия.

 Формирование сплоченности коллектива.

15

Выбор сказки. Чтение по ролям.

Беседа.

Игра.

Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.

16

Викторина по сказкам. Чтение по ролям с куклами.

Беседа.

Практическая деятельность

Беседа о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма).

Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику

17

Инсценирование мультсказок: «Лучшие мультяшки малышам».

Инсценировка.

Ролевая игра.

Вспомнить и инсценирование сказок «Теремок», «Колобок». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики. Развивать память, воображение.

18

Работа над декорациями. Чтение по ролям.

Практическая работа.

Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку.

19

Отработка чтения слов героев с куклами.

Ролевая игра.

Пальчиковые игры.

Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

20

Театральная игра.

Репетиция.

Инсценировки.

Пальчиковые игры.

Формирование умения вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.

21

Основы театральной культуры. Чтение по ролям.

Обыгрывание.

Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения.

22

Ремонт и изготовление костюмов героям сказки.

Практическая деятельность.

Дать вторую жизнь вещам. Развивать воображение и фантазию детей. Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе.

23

Инсценирование на тему: «Жили-были». Генеральная репетиция.

Практическая деятельность.

Выполнять физические упражнения. Дети должны поднимать руки вверх и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы.

24

Постановка сказки.

Выступление.

Формирование четкой и грамотной речи.

 Добиваться выразительности действия.

 Формирование сплоченности коллектива.

25

Культура и техника речи.

Выбор сказки.

Рассказ с элементами беседы.

Обсуждение.

Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

26

Театральная игра. Чтение сказки в лицах.

Игра.

Инсценировка.

 

Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита.

Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

27

Подбор костюмов. Репетиция.

Практическая деятельность.

Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.

Распределение технических обязанностей по спектаклю.

Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

28

Отбор реквизитов, оформление афиши.

 Практическая деятельность.

Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.

29

Работа над культурой и техникой речи.

Беседа.

Игра.

Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма

30

Чтение по ролям с передвижением кукол.

Беседа.

Игра.

Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.

31

Театральная азбука. Чтение пьесы по ролям.

Рассказ с элементами беседы.

Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения.

32

Оформление ширмы и зала для выступления.

Репетиция.

Обыгрывание.

Обсуждение.

Формирование умения вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.

33

Ритмопластика. Генеральная репетиция.

Театральная игра.

Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.

34

Показ пьесы

воспитанникам детского сада, родителям учащихся.

Выступление.

Формирование четкой и грамотной речи.

 Добиваться выразительности действия.

 Формирование сплоченности коллектива.

 Список литературы, рекомендуемой и используемой для учителя

1. «Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год. 2. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.

3. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.

4. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство , 1973.

5. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство , 1973.

6. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993. 7. Федотов А. «Секреты театра кукол» - М ; Искусство, 1963.

8. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.

.