Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа курса «Литература Вологодской области»


НазваниеПрограмма курса «Литература Вологодской области»
страница1/4
Документ создан автором19.10.2016
Размер файла0.57 Mb.
  1   2   3   4

c:\users\люба\desktop\титулы 2\2 003.jpg

Пояснительная записка

Программа курса «Литература Вологодской области» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.

Она ориентирована на формирование субъекта культуры, обладающего основными компетенциями в сфере словесности данного региона.

Включение этого курса в базисный план обусловлено значимостью литературы как вида искусства в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей-вологжан. История литературы на территории края насчитывает около семи столетий, в ее ходе был накоплен большой фонд произведений разных жанров, знакомство с лучшими из которых может дать значительный образовательный, воспитательный и развивающий эффект. Изучение этих произведений будет способствовать интеграции школьников в культурное пространство Вологодчины, укреплению духовных и социальных связей с ней.

В основу программы и планирования курса «Литература Вологодской области» положен историко – культурный принцип, то есть литература рассматривается как часть русской культуры, развивающейся со временем. Объектом изучения являются произведения авторов, чье творчество или биография связаны с Вологодской землей, а также произведения устного народного творчества Вологодчины.

Программа предусматривает обращение учащихся к разным жанрам фольклора и литературы. Для чтения и изучения предлагаются произведения художественные, публицистические, документальные, что позволяет дать учащимся представление о жанровом и стилистическом многообразии литературы Вологодской области, показать вклад писателей – вологжан в формирование русской культуры.

Знакомство с фольклором и литературой Вологодской области способствует расширению кругозора учащихся, формированию читательского интереса, понимания о единстве литературного процесса. Оно будет способствовать выработке умений и навыков, предусмотренных обязательным минимумом образования по литературе.

Литература Вологодской области в узком смысле – это произведения авторов, живших и писавших на территории данного региона. Стандарт исходит из более широкого понимания объекта изучения, трактуя его как совокупность фактов литературной жизни, способствующих формированию культурного пространства Вологодчины. К подобным фактам относятся биографические и творческие связи писателей с регионом, тематика произведений, история их создания и восприятия, деятельность писательских объединений – все явления истории литературы, имеющие отношение к созданию культурно значимого образа Вологодской области.

Включение данной учебной дисциплины в базисный учебный план мотивировано большими образовательными возможностями литературы как вида искусства, важной ролью художественной словесности в культуре региона и широким общественным признанием творчества писателей, связанных с регионом.

В основу стандарта положены теоретические и историко-литературные знания, накопленные филологической наукой, а также результаты работы краеведов, изучавших культуру Вологодчины. Дидактической основой данной учебной дисциплины в стандарте является литературоведение, объект которого – духовная культура, воплощенная в художественных текстах. Литературоведение интерпретируется как область гуманитарного знания, тесно взаимодействующая с языкознанием, историей, культурологией и краеведением. Образовательная специфика учебной дисциплины определяется: 1) ключевыми положениями федерального стандарта по литературе; 2) тематическими, историко-культурными и ценностными характеристиками литературы Вологодской области; 3) возрастными особенностями школьников.

Место, отведенное учебной дисциплине в базисном плане, количество времени на ее изучение (по 17 часов в каждом классе), предопределяют особенности отбора и структурирования материала. Сложность проблематики и художественной организации ряда значительных произведений (таких, например, как «Привычное дело В. И. Белова, «Пастух и пастушка» В. П. Астафьева, «Колымские рассказы» В. Т. Шаламова) препятствует их изучению на ступени основного общего образования. Кроме того, на данной ступени историко-литературный принцип преподавания, предполагающий последовательное освещение процесса развития литературы, не является ведущим. Поэтому курс литературы Вологодской области строится как изучение ряда относительно самостоятельных тем или произведений отдельных авторов, представляющих разные эпохи и доступных восприятию школьников определенного возраста. Главное внимание сосредоточено на устном народном творчестве, древнерусской словесности, литературе XIX и XX вв. Стандарт исходит из того, что материал, позволяет создать целостное представление о художественной словесности Вологодского края, соответствующее уровню основного общего образования. Принципиально важной является установка стандарта на изучение данной дисциплины в тесной связи с основным (по федеральному базисному плану) курсом литературы. Весь процесс преподавания должен строиться на убеждении, что литература Вологодской области, исторически существуя в специфических региональных условиях, в то же время является неотъемлемой частью большой русской литературы. Отмеченная установка дает возможность преподавать литературу Вологодской области не только как самостоятельную учебную дисциплину, но и интегрировать определенный региональным стандартом материал в федеральный курс литературы, рассматривать его как модуль этого курса. В любом случае четко разграничить региональный и общерусский материал чрезвычайно трудно, поскольку ряд имен и произведений, включенных в федеральный стандарт, относятся к явлениям, неразрывно связанным с литературой Вологодского края (творчество К. Н. Батюшкова, Н. А. Клюева, И. Северянина, В. Т. Шаламова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Н. М. Рубцова).

Цель курса:

- формирование у обучающихся разностороннего, систематизированного и показательного в историко-литературном аспекте представления о художественной словесности, связанной с Вологодским краем.

Задачи:

– установить ценностные ориентиры в изучаемом материале;

– расширить культурный кругозор учащихся;

– воспитывать через посредство литературных текстов патриотизм, любовь к малой родине, основанную на духовном освоении ее культурного достояния.

Преподавание литературы родного края имеет в Вологодской области давнюю и богатую традицию. Творчество отдельных писателей, эту литературу представляющих, входит в федеральные программы. К литературе Вологодской области школьники приобщаются и на уроках внеклассного чтения.

Проблематике, с ней связанной, посвящаются факультативные и специальные курсы, внеклассные мероприятия, занятия кружков. В образовательных учреждениях области ведется большая работа по литературному краеведению. Вместе с тем ощущается потребность в единой для всего образовательного пространства области основе изучения литературы Вологодской области. Такая основа должна быть административно санкционированной, унифицированной, четко структурированной, филологически обоснованной и методически обеспеченной. В соответствии с Региональным базисным планом в образовательных учреждениях области вводится преподавание учебного предмета «Литература Вологодской области». Принципы преподавания и содержание этого предмета определены Региональным стандартом.

Настоящая программа призвана обеспечить реализацию установок стандарта. Помимо основных целей регионального компонента, определенных этим планом, программа ориентирована на решение специфических задач, определяемых содержанием и образовательными возможностями учебного предмета.

Непременным условием успешной работы является постановка преподавания литературы Вологодской области на прочную филологическую основу – как теоретическую, так и историко-литературную. На уроках литературы Вологодской области действуют те же методические принципы, что и при изучении курса «Литература» по федеральному базисному плану.

В процессе изучения программного материала необходимо уделять внимание установлению теоретических, тематических, ассоциативных связей с основным курсом литературы.

Внедрение настоящей программы в учебный процесс не отменяет других форм работы по предмету (внеклассное чтение, факультативные и элективные курсы, кружки, культурно-массовые мероприятия).

Рабочая программа соответствует авторской программе в 5 8, 9 классах. Рабочая программа для 6 и 7 классов составлена на основе учебников «Литература Вологодского края» для 5-6 классов и 7-8 классов автора И.В.Мовнар.

Учебно – тематический план 5 класс



п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

Введение

1

2

Мифология

2

3

Народные сказки и их литературные обработки

4

4

П. В. Засодимский «Заговор сов»

1

5

А. Я. Яшин «Старый Валенок»

1

6

И. Д. Полуянов «Кирик и Аленка»

3

7

В. И. Белов «Скворцы»

2

8

В. П. Астафьев «Жизнь Трезора»

1

9

Стихи вологодских поэтов о родном крае

2

Содержание программы учебного курса. 5 класс (17 часов)

Введение

1 час

Важная роль литературы в культурной жизни Вологодского края на протяжении всей его истории. Общие сведения о литературе Вологодского края и об авторах, ее представляющих. Разнообразие биографических и творческих связей писателей с Вологодчиной. Литература Вологодского края – неотъемлемая часть великой русской литературы.

Образ Вологодчины в произведениях литературы и искусства. Литературное краеведение – источник знаний о литературе края.

Мифология

(1–2 текста по выбору)

2 часа

Мифы – древние представления о мире, воплощенные в образах. Отражение этих представлений в устном народном творчестве, создание на их основе литературных произведений. Мифология народа коми, потомка финно-угорских племен, населявших территорию Вологодского края в древности. Мифы коми о происхождении мира. Краткие сведения о К. Ф. Жакове. Его поэма «Биармия» (фрагменты) и сказание «Бегство северных богов», основанные на мифах народа коми. Олицетворение стихий суровой северной природы в образах героев этих мифов. Изображение Жаковым прихода христианской религии на смену язычеству, вере в древних богов.

Народные сказки и их литературные обработки

(3 текста по выбору)

4 часа

Богатство, широкое распространение и разнообразие жанров устного народного творчества на территории Вологодского края. Собирание фольклора Вологодчины. Устойчивость фольклорных сюжетов и их передача разными рассказчиками. Литературная обработка вологодскими писателями произведений устного народного творчества. Волшебная сказка «Перышко Финиста – Ясна сокола» из сборника А. Н. Афанасьева. Варианты одного сказочного сюжета: записанная в Никольском уезде сказка «Морозко» из сборника А. Н. Афанасьева и коми сказка «Арале - дедушка». Нравоучительный смысл этого сюжета. «Страшная» сказка «Белая уточка» и бытовая сказка «Знахарь» в обработке А. А. Брянчанинова.

Народная сказка «Петух и жерновцы» в поэтической обработке П. Е. Вересова.

П. В. Засодимский «Заговор сов»

1 час

Краткие сведения о писателе. Отличие литературной сказки от народной. «Заговор сов» – произведение литературное. Черты мифов и народных сказок в произведении Засодимского. Резкое противопоставление света и тьмы, добра и зла в нем. Вера писателя в непобедимость сил добра. Нравоучительный смысл сказки. Роль описаний природы в ней.

А. Я. Яшин «Старый Валенок»

1 час

Краткие сведения о писателе. Привязанность двух одиноких существ друг к другу – главная тема рассказа «Старый Валенок». Яркие образы человека и кота в произведении. Наделение животного человеческими чертами. Особенности характеров персонажей. Снисходительное отношениеписателя к их слабостям. Сочувствие автора Луппу Егоровичу и Старому Валенку, окрашенное мягким юмором.

И. Д. Полуянов «Кирик и Аленка»

3 часа

Краткие сведения о писателе. Знание автором рассказа «Кирик и Аленка» деревенской жизни, природы и людей. Широкое использование им разговорных слов и местных выражений. История поисков пропавшей коровы, положенная в основу произведения. Раскрытие характеров главныхгероев в ходе этих поисков. Черты детей и взрослых в их поведении и переживаниях. Участие Кирика и Аленки в трудовой жизни родного села, их ответственность за состояние дел в хозяйстве, забота друг о друге.

В. И. Белов «Скворцы»

2 часа

Краткие сведения о писателе. Переживания мальчика Павлуни, обостренные болезнью, роль этих переживаний в построении рассказа. Окружающий мир в восприятии маленького героя. Бережное отношение родителей к сыну. Основные события произведения, связанные с обитанием птичьей семьи в скворечнике на огороде. Участие Павлуни в этих событиях. Его доброта, самоотверженность, готовность защищать слабых и противостоять злу.

В. П. Астафьев «Жизнь Трезора»

1 час

Краткие сведения об авторе. Интерес писателя к различным явлениям природы и живым существам. «Жизнь Трезора» – рассказ о собаке и ее связи с родной деревушкой. Повадки, мысли и переживания животного в изображении писателя. Противопоставление Мухтара и Трезора.

Смешное, печальное, доброе и жестокое в истории главного персонажа.

Стихи вологодских поэтов о родном крае

(3 произведения по выбору)

2 часа

Тема родного края – одна из главных в творчестве поэтов-вологжан. Выражение в их произведениях любви к России, к родным местам, к северной природе, к землякам.Сходство и различие картин, описываемых ими. Вологодские поэты о значении родины в жизни человека. Ф. П. Савинов. «Родное», Н. А. Иваницкий. «Любимый уголок страны моей родной…», А. А. Ганин. «Где в лесные купели-затоны…», А. Я. Яшин. «Всполошились над лесом вороны…», С. В. Викулов. «Вечер на Шексне», Н. М. Рубцов. «Привет, Россия…», А. А. Романов. «Смотрю опять…», О. А. Фокина. «Простые звуки родины моей…». Краткие сведения об авторах стихотворений.

Учебно – тематический план 6 класса



п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

Введение

1

2

Мифология

1

3

Народные сказки и их литературные обработки

1

4

Загадки

1

5

П. В. Засодимский. «Из воспоминаний о детстве»

1

6

А.С.Ольхон «Бобровая речка», В.С.Железняк «Рассказ о Киянге»

1

7

М.Н.Фарутин «Из повести «Ледоход»

1

8

А. Я. Яшин «Журавли»

1

9

В.В.Гарновский. Рассказы

1

10

Е.Г. Твердов «Зазевинка»

1

11

В. И. Белов. Из «Рассказов о всякой живности»

2

12

О.С.Кванин «Скворечник»,

1

13

С.П.Багров «Гостинец»

1

14

Стихи вологодских поэтов о родном крае

2

15

Литературная гостиная

1

Содержание программы учебного курса. 6 класс (17 часов)

Введение

1 час

Важная роль литературы в культурной жизни Вологодского края на протяжении всей его истории. Общие сведения о литературе Вологодского края и об авторах, ее представляющих. Разнообразие биографических и творческих связей писателей с Вологодчиной. Литература Вологодского края – неотъемлемая часть великой русской литературы.

Образ Вологодчины в произведениях литературы и искусства. Литературное краеведение – источник знаний о литературе края.

Мифология

1 час

Мифы – древние представления о мире, воплощенные в образах. Отражение этих представлений в устном народном творчестве, создание на их основе литературных произведений. Мифология народа коми, потомка финно-угорских племен, населявших территорию Вологодского края в древности. Мифы коми о происхождении мира.

Народные сказки и их литературные обработки. Загадки

1 час + 1 час

Богатство, широкое распространение и разнообразие жанров устного народного творчества на территории Вологодского края. Собирание фольклора Вологодчины. Устойчивость фольклорных сюжетов и их передача разными рассказчиками. Литературная обработка вологодскими писателями произведений устного народного творчества.

П. В. Засодимский «Из воспоминаний о детстве»

1 час

Краткие сведения о писателе. Отличие литературной сказки от народной. Черты мифов и народных сказок в произведении Засодимского. Резкое противопоставление света и тьмы, добра и зла в нем. Вера писателя в непобедимость сил добра. Нравоучительный смысл сказки. Роль описаний природы в ней.

А.С. Ольхон «Бобровая речка», В.С.Железняк «Рассказ о Киянге»

1 час

А.С. Ольхон создал немало лирических произведений. Они отличаются мягкими поэтическими красками, напевностью. Наибольшую известность и признание читателей. Книги Анатолия Ольхона для детей – это невыдуманные рассказы о птицах и животных, обитателях тайги и тундры. Они дополняются сказками, заимствованными из фольклора народов Севера. В произведении «Бобровая речка» труженик Бобр раз навсегда отучил Выдру обижать рыб в тех местах, где он работает.

В.С.Железняк работал в вологодских газетах и областном краеведческом музее, изучал историю и искусство Русского севера, интересовался народными промыслами. В его произведении «Рассказ о Киянге» описаны воспоминания морского врача В.П.Попова об обезьянке Киянге, которая неожиданно у него оказалась.

М.Н.Фарутин. Из повести «Ледоход»

1 час

Краткие сведения о писателе. Его рассказы, повести, сказки посвящены людям деревни с их широкой душой, большим добрым сердцем. В повести «Ледоход» описана жизнь деда Макара в деревне, и его мечта найти заветную траву.

А. Я. Яшин «Журавли»

1 час

Краткие сведения о писателе. Привязанность двух одиноких существ друг к другу – главная тема рассказа «Старый Валенок». Яркие образы человека и кота в произведении. Наделение животного человеческими чертами. Особенности характеров персонажей. Снисходительное отношениеписателя к их слабостям. Сочувствие автора Луппу Егоровичу и Старому Валенку, окрашенное мягким юмором.

В.В. Гарновский. Рассказы

1 час

Краткие сведения о писателе. В произведениях В.В.Гарновского читатель ясно представляет себе героев его произведений и всё что их окружает. Читая его произведения чувствуешь себя так, будто становишься на некоторое время тем самым персонажем, о котором он рассказывает.

Е.Г.Твердов «Зазевинка»

1 час

Краткие сведения о писателе. Произведения Е.Г Твердова с интересом были встречены читателями, потому что он имел богатый жизненный опыт, прекрасно знал то, о чём рассказывал, и читателю казалось, будто он сам видит и слышит всё описанное.

В. И. Белов Из «Рассказов о всякой живности»

2 часа

Краткие сведения о писателе. Переживания мальчика Павлуни, обостренные болезнью, роль этих переживаний в построении рассказа. Окружающий мир в восприятии маленького героя. Бережное отношение родителей к сыну. Основные события произведения, связанные с обитанием птичьей семьи в скворечнике на огороде. Участие Павлуни в этих событиях. Его доброта, самоотверженность, готовность защищать слабых и противостоять злу.

О.С.Кванин «Скворечник

1 час

Краткие сведения о поэте. Его стихи сходны по содержанию с рассказами В.И.Белова и В.П.Астафьева.

С.П.Багров «Гостинец»

1 час

Краткие сведения о писателе. В своём произведении «Гостинец» он поделился с читателями мудростью, доброжелательностью, знанием традиций родного края стариков, в образе бабушки Мани.

Стихи вологодских поэтов о родном крае

2 часа

Тема родного края – одна из главных в творчестве поэтов-вологжан. Выражение в их произведениях любви к России, к родным местам, к северной природе, к землякам.Сходство и различие картин, описываемых ими. Вологодские поэты о значении родины в жизни человека. Ф. П. Савинов. «Родное», Н. А. Иваницкий. «Любимый уголок страны моей родной…», А. А. Ганин. «Где в лесные купели-затоны…», А. Я. Яшин. «Всполошились над лесом вороны…», С. В. Викулов. «Вечер на Шексне», Н. М. Рубцов. «Привет, Россия…», А. А. Романов. «Смотрю опять…», О. А. Фокина. «Простые звуки родины моей…». Краткие сведения об авторах стихотворений.

Литературная гостиная

1 час

Творчество писателей и поэтов Нюксенского района.

Учебно – тематический план 7 класс



п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

Несказочная народная проза

3

2

Былички

2

3

Духовная поэзия

2

4

Картины старины

3

5

И.Д.Полуянов. Рассказы.

3

6

Л.А.Фролов «Полярная звезда»

2

7

Народная речь

2

Содержание программы учебного курса. 7 класс (17 часов)

Несказочная народная проза

3 часа

Легенды, предания и былички – жанры устного народного творчества. Легенда – рассказ религиозного характера о чудесных событиях. Предание – рассказ с установкой на историческую достоверность. Былички – рассказ, основанный на историческую достоверность. Быличка – рассказ, основанный на народных суевериях. Распространение и собирание произведений этих жанров на территории Вологодского края. Использование их сюжетов и образов в литературном творчестве. Легенда о святом «Как мужик с Николой путешествовали, и что они видели», легенды об основании Спасо-Каменного монастыря и о белозерцах. Предания об Иване Грозном и Петре Первом, связанные в Вологодском краем (происхождение названия Насон-город, проклятие Грозным Насон-города и реки Вологды, Пётр Первый в Тотьме, замысел строительства Мариинской системы). Их соотношение с исторической правдой.

Житие

2 часа

Житие – один из ведущих жанров древнерусской литературы, род средневековой биографии. Описание жизни христианских святых по определённому канону в произведениях этого жанра. Вологодский край – «Северная фиваида», один из центров православной святости. Основание им крупнейшего на Русском Севере монастыря. Религиозные подвиги и произведения древнерусского изобразительного искусства.

Духовная поэзия

2 часа

Религиозные сюжеты, образы и переживания в творчестве русских поэтов всех времён. Выражение христианского представления о мире и человеке, утверждение нравственных ценностей и духовной поэзии. Священное Писание и народные духовные стихи как её источники. Традиция предложения псалмов в русской поэзии, «Первый псалам царя Давида» Н.Ф.Бунакова как пример следования ей. Поэтическая картина рождественской ночи в одноимённом стихотворении С.П.Киснемского. художественная обработка апокрифического предания в балладе П.Е. Вересова «Камо грядеши?». Современное звучание евангельского сюжета о рождении Христа в стихотворении А.А.Ганина «Был мрак и тишина. Но ангел вдруг явился…» воплощение христианских идей прощения и сострадания к ближнему в стихотворении А.В. Круглова «Молитва». «Слёзный плат» Н.А.Клюева – произведение о святости материнского страдания. Краткие сведения об авторах этих произведений.

Картины старины

3 часа

Богатство истории Вологодского края, участие вологжан в событиях общерусского масштаба. Интерес вологодских писателей к исторической тематике, тесная связь минувшего и настоящего в их произведениях. Патриотическая окраска темы прошлого. Обобщённый образ древней патриархальной Руси в стихотворении Ф.П.Савинова «Спас-Преображенье». Историческая основа стихотворения С.С.Орлова «Монолог воина с поля Куликова» и её поэтическая обработка. Н.М.Рубцов о влиянии земной красоты и небесной святости в Ферапонтовском монастыре как памятнике древнерусской культуры. Тема национального единства в балладе С.Стрибожича «Иосиф Непея». Изображение Петра 1 и повседневного быта жителей Вологодского края в исторической новелле В.С.Железняка «Пётр на Сухоне». Тема патриотизма в стихотворении В.В. Коротаева «Русь».

И.Д.Полуянов. Рассказы.

3 часа

Краткие сведения о писателе. Уроженец Киселёва, этот уголок Вологодчины называемый Городищной, издавна был заселён и когда-то в старину имел значение приграничья Московской Руси. Его рассказы связаны с жизнью людей родного края и животного мира, который ему близок.

Л.А.Фролов «Полярная звезда»

2 часа

Краткие сведения о писателе. В его рассказах ведётся повествование, опираясь на мысли и переживания главных героев, действия которых происходят на территории Вологодского края.

Народная речь

2 часа

Язык – основа национальной культуры. Художественная литература как искусство слова. Роль литературы в освоении богатства русского языка. Использование писателями выраженных возможностей народной речи. Отражение говоров Вологодского края в художественных произведениях.

Учебно – тематический план 8 класс



п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

Несказочная народная проза

2

2

Жития

2

3

Духовная поэзия

2

4

Картины старины

2

5

А.В.Круглов «Отверженный»

1

6

В.А.Гиляровский. «Один из многих»

1

7

В.Т.Шаламов «Пава и дерево»

1

8

А.В.Петухов «Дай лапу, друг медведь!..»

4

9

Народная речь

2

Содержание программы учебного курса. 8 класс (17 часов)

Несказочная народная проза

(3-4 произведения по выбору)

2 часа

Легенды, предания и былички – жанры устного народного творчества. Легенда – рассказ религиозного характера о чудесных событиях. Предание – рассказ с установкой на историческую достоверность. Былички – рассказ, основанный на историческую достоверность. Быличка – рассказ, основанный на народных суевериях. Распространение и собирание произведений этих жанров на территории Вологодского края. Использование их сюжетов и образов в литературном творчестве. Легенда о святом «Как мужик с Николой путешествовали, и что они видели», легенды об основании Спасо-Каменного монастыря и о белозерцах. Предания об Иване Грозном и Петре Первом, связанные в Вологодском краем (происхождение названия Насон-город, проклятие Грозным Насон-города и реки Вологды, Пётр Первый в Тотьме, замысел строительства Мариинской системы). Их соотношение с исторической правдой. Былички «Как девки на беседе сидели» и «Лесовой»

Житие

2 часа

Житие – один из ведущих жанров древнерусской литературы, род средневековой биографии. Описание жизни христианских святых по определённому канону в произведениях этого жанра. Вологодский край – «Северная фиваида», один из центров православной святости. «Житие Кирилла Белозерского», написанное Пахомием Логофетом, - памятник древнерусской словесности. Соответствие произведения жанровому канону. Роль святого Кирилла в истории Православной церкви и духовной культуры Вологодского края. Основание им крупнейшего на Русском Севере монастыря. Религиозные подвиги и произведения древнерусского изобразительного искусства.

Духовная поэзия

(3 произведения по выбору)

2 часа

Религиозные сюжеты, образы и переживания в творчестве русских поэтов всех времён. Выражение христианского представления о мире и человеке, утверждение нравственных ценностей и духовной поэзии. Священное Писание и народные духовные стихи как её источники. Народный духовный стих «О двух братьях лазарях» из собрания Н.А. Иваницкого. Традиция предложения псалмов в русской поэзии, «Первый псалам царя Давида» Н.Ф.Бунакова как пример следования ей. Поэтическая картина рождественской ночи в одноимённом стихотворении С.П.Киснемского. художественная обработка апокрифического предания в балладе П.Е. Вересова «Камо грядеши?». Современное звучание евангельского сюжета о рождении Христа в стихотворении А.А.Ганина «Был мрак и тишина. Но ангел вдруг явился…» воплощение христианских идей прощения и сострадания к ближнему в стихотворении А.В. Круглова «Молитва». «Слёзный плат» Н.А.Клюева – произведение о святости материнского страдания. Краткие сведения об авторах этих произведений.

Картины старины

(3 произведения по выбору)

2 часа

Богатство истории Вологодского края, участие вологжан в событиях общерусского масштаба. Интерес вологодских писателей к исторической тематике, тесная связь минувшего и настоящего в их произведениях. Патриотическая окраска темы прошлого. Обобщённый образ древней патриархальной Руси в стихотворении Ф.П.Савинова «Спас-Преображенье». Историческая основа стихотворения С.С.Орлова «Монолог воина с поля Куликова» и её поэтическая обработка. Н.М.Рубцов о влиянии земной красоты и небесной святости в Ферапонтовском монастыре как памятнике древнерусской культуры. Тема национального единства в балладе С.Стрибожича «Иосиф Непея». Изображение Петра 1 и повседневного быта жителей Вологодского края в исторической новелле В.С.Железняка «Пётр на Сухоне» . Тема патриотизма в стихотворении В.В. Коротаева «Русь».

А.В.Круглов «Отверженный»

1 час

Соединение в рассказе «Отверженный черт художественного произведения и этнографического очерка. Подробное изображение картин суровой северной природы, образа жизни зырянских охотников. Простота чувств и нравственная требовательность обитателей северных лесов. Смелость, самоотверженность и верность – наиболее ценимые ими качества. Поступок Абрама и его трагические последствия. Сходство сюжетов рассказа А.В.Круглова «Отверженный» и поэма М.Ю.Лермонтова «Беглец», черты различия между произведениями.

В.А.Гиляровский «Один из многих»

1 час

Сведения о писателе. Продолжение в его творчестве традиций русского критического реализма. Содержание и издательская судьба сборника. «Трущобные люди». Острота социальной проблематики рассказа «Один из многих», входящего в сборник. Обобщающий смысл названия произведения. Жизнь и нравы социального «дна» в изображении Гиляровского. Преступление Никиты Ефремова в изложении автора газетной заметки и автора рассказа. Простота стиля произведения.

В.Т.Шаламов «Пава и дерево»

1 час

Сведения о писателе. Образ мастерицы Анны Власьевны, хранящей традиции вологодского кружевоплетения. Вехи биографии героини рассказа, смысл жизни в её понимании. Черты крестьянской психологии в характере, в отношении к людям. Профессиональная гордость Анны Власьевны, взыскательность в оценке результатов труда. Сложности и тонкости мастерства кружевниц в передаче автора.

А.В.Петухов «Дай лапу, друг медведь!...»

4 часа

Сведения о писателе. Две сюжетные линии повести: взаимоотношения ребят и история охоты на медведей. Тесная связь этих линий между собой. Тема дружбы, доверия, взаимопонимания. Особенности мальчиков, их интересы и заботы, формирование человеческих качеств. Трудности и радости общения детей со взрослыми. Изображение жизни природы в повести, тема бережного отношения к ней. Охотник дед Макар и браконьеры. Медведи в восприятии людей.

Народная речь

(3-4 произведения по выбору)

2 часа

Язык – основа национальной культуры. Художественная литература как искусство слова. Роль литературы в освоении богатства русского языка. Использование писателями выраженных возможностей народной речи. Отражение говоров Вологодского края в художественных произведениях.

Учебно-тематический план 9 класс



п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

К.Н. Батюшков. Стихотворения

3 часа

2

П.В. Засодимский «Перед потухшим камельком»

2 часа

3

Великая Отечественная война в истории Вологодского края.

В.П. Астафьев «Звёзды и ёлочки».

4 часа

4

В.Ф.Тендряков. «Весенние перевёртыши»

4 часа

5

Огонь родного очага

4 часа

Содержание программы учебного курса. 9 класс (17 часов)

К.Н. Батюшков

3 часа

К.Н. Батюшков – выдающийся поэт начала 19 века. Основные вехи его жизни и творчества, роль в истории русской литературы, влияние на становление таланта А.С. Пушкина. Памятные места Вологодчины, связанные с именем К. Батюшкова. Стихотворение «Беседка муз»: противопоставление скромного усадебного быта и занятий искусством – богатству, знатности и славе. Стихотворение «К Дашкову»: картины бедствий войны и патриотический подъём, вызванный ими в душе лирического героя. «Песнь Гарадьда Смелого» - поэтическая обработка исторического сюжета. В.Г. Белинский о К. Батюшкове, образ Батюшкова в произведениях русских поэтов. Стихотворение А. Романова «К. Батюшков в Париже».

П.В. Засодимский. «Перед потухшим комельком»

2 часа

П.В. Засодимский «Перед потухшим камельком». П. Засодимский – писатель-демократ, продолжатель традиций критического реализма в литературе. Идейная направленность рассказа «Перед потухшим камельком», обличение в нём буржуазного эгоизма, проявление авторской позиции. Своеобразие построения рассказа, образный смысл заглавия. Драматизм судьбы Леночки Неведовой. Оценка рассказа Л. Толстым.

  1   2   3   4