Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа по декоративно-прикладному искусству объединения «абвгд-йка» Возраст обучающихся 6 лет


Скачать 210.4 Kb.
НазваниеПрограмма по декоративно-прикладному искусству объединения «абвгд-йка» Возраст обучающихся 6 лет
Документ создан автором09.12.2016
Размер файла210.4 Kb.

Управление образования администрации Тотемского муниципального района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Тотемский Центр дополнительного образования»

c:\users\тоня\desktop\утверждение.jpg

Дополнительная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному искусству

объединения

«АБВГД-йка»

Возраст обучающихся – 6 лет

Срок реализации – 1 год

педагог дополнительного образования

Скорюкова Юлия Александровна

г. Тотьма

2016 г.

Пояснительная записка

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете — ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное — счастливым!

Дополнительная образовательная программа «Самоделки» разработана на основе программы дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковая страна» (авт.Жусупова Гульбану Сурагановна), программы дополнительного образования по художественному труду «Волшебные пальчики», является адаптированной и относится к художественно-эстетической направленности.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Художественный труд и изобразительное искусство – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей.

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками художественного творчества как: декоративно прикладное искусство, декупаж, айрис-фолдинг, торцевание, кракле и др.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Детей привлекают изделия из разных материалов, поэтому в плане работы включена работа с бумагой, тканью, неткаными материалами, крупами, бусинами, бисером, пайетками, нитками и т.д.

Цель и задачи образовательной программы

Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:

Обучающие

- познакомить детей с нетрадиционными техниками обработки различных материалов.

-научить выполнять поделки из различных материалов

- научить правильно пользоваться иглой, ножницами, клеем

- научить применять инструменты по назначению

Развивающие

-развивать внимание, память, воображения.

- развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитательные

-воспитать уважение к своему труду и труду других людей.

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки

- приобщать детей к декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

Отличительными особенностями программы являются чередование нескольких видов творческой деятельности в течении всего образовательного процесса, тесная взаимосвязь между собой и дополнение друг друга. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств раннего творческого развития детей.

Дополнительная образовательная программа «Самоделки» адаптирована к особенностям образовательного процесса для детей. Рассчитана на обучение детей 6 лет.

Срок реализации – 1 год.

Выполнение программного материала предполагает следующий режим занятий: 2 часа занятий 1 раз в неделю - для обучающихся 6-ти лет длительность составляет 30 мин каждое занятие, между ними перемена 10 мин.

Основной формой работы с обучающимися является – занятие (урок). При организации занятий по обучению ручному труду учитываются: возрастные и индивидуальные особенности, разница в интересах мальчиков и девочек, практическое применение изготовленных поделок. При обучении детей различным способам преобразования материалов, наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы, а так же используются следующие методы и приемы:

  • Создание заинтересованности.

  • Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, кистью и т.д.

  • Показ с объяснением.

  • Динамическая пауза.

  • Практическая деятельность детей.

  • Уточняющие вопросы.

  • Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.

  • Анализ и самооценка деятельности детьми.

На занятиях по ручному труду дети работают с различными материалами:

- Крупы

- Бросовый материал

- Бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

- Ткань, вата, поролон

- Бисер, бусины

- Нитки, бумажная бечевка и др.

Некоторые виды работ имеют парные занятия (т.е. работа в какой-либо технике проводится не один, а два раза, но уже в усложненном варианте.) Дети 6-ти лет более самостоятельные и очень много работы проводят сами, даже без помощи педагога. В связи с этим в течении занятия проводятся систематически физкультминутки (2-3 раза).

В ходе занятий дети продолжают знакомиться с различными техниками декоративно-прикладного творчества : скрапбукинг, плетение из бисера и ниток, квиллинг. Большинство занятий направлено на развитие мелкой моторики рук, что очень важно, так как большинство детей идут в школу через год.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, радости от преодоления возникших трудностей и при выполнении практических заданий. Для достижения успеха при реализации образовательной программы необходимы: продуманная организация и методика проведения занятий

.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения по программе дети должны знать:

- правила техники безопасности при работе с ножницами, красками, клеем, иглой.

- названия материалов и инструментов и их назначение

- названия техник работ

По окончании обучения по программе дети должны уметь:

- правильно пользоваться иглой, ножницами, кистью, клеем.

- аккуратно выполнять работу, рационально использовать материалы.

- оказывать помощь другим, если в этом есть необходимость.

- следовать устным инструкциям.

Основными способами проверки ожидаемых результатов являются промежуточная и итоговая аттестация. В свою очередь аттестация проводится в форме наблюдения и выполнения практической работы.

Формы контроля подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

- проведение выставок работ

- наблюдение

- участие в выставках и конкурсах

Учебно-тематический план




Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Виды деятельности

Форма итоговой аттестации

всего

теория

практика

10.09

Вводное занятие (игровое мероприятие вхождение в программу).

2

-

2

Урок (занятие)







18.09

25.09

Воспоминания о лете «Кленовый лист»,

техника «торцевание»

4

0,5

3,5

Урок (занятие)

Работа бумагой




02.10

09.10

16.10

Работа с нитками и иглой «Вышиваем картинку. Ромашка»

6

1

5

Урок (занятие)

Работа с иглой и нитками




23.10

30.10

Работа с витражными красками

4

1

3

Урок (занятие)

Работа с витражными красками




06.11

Плетение из бумажных полос. Яблоко

2

0,5

1,5

Урок (занятие)

Работа с бумагой




13.11

Работа с нитками «Жираф»

2

0,5

1,5

Урок (занятие)

Работа с ниткам




20.11

Бумагопалстика «Кувшинка»

2

0,5

1,5

Урок (занятие)

Работа с бумагой, нитками.




27.11

2

0,5

1,5

Урок (занятие)

Работа с бросовым материалом




04.12

11.12

18.12

Панно «Новый год к нам мчится…»

6

1

5

Урок (занятие)

Работа с деревом, бумагой




25.12

Промежуточная аттестация

2

1

1

Урок (занятие)




Наблюдение практическая деятельность

15.01

22.01

Зимняя картинка (айрисфолдинг)

4

0,5

3,5

Урок (занятие)

Работа с картоном и бумагой




29.01

Работа с нитками «Веселые кошки»

2

0,5

1,5

Урок (занятие)

Работа с бумагой и нитками




05.02

Работа с витражными красками «Зимние виды спорта»

2

0,5

1,5

Урок (занятие)

Работа с витражными красками




12.02

Работа с пайетками «Символ Тотьмы - картуши»

2

0,5

1,5

Урок (занятие)

Работа с пайетками




19.02

Открытка для папы

2

0,5

1,5

Урок (занятие)

Работа с бумагой




26.02

05.03

Подарок для мамы (Панно в технике «изонить»)

4

-

4

Урок (занятие)

Работа с нитками и иглой




12.03

«Радужная кошка» (айрис-фолдинг)

2

0,5

1,5

Урок (занятие)

Работа с бумагой




19.03

Витражные цветы

2

-

2

Урок (занятие)

Работа с витражными красками




26.03

02.04

Изонитьалтасными лентами

4

0,5

3,5

Урок (занятие)

Работа с атласными лентами и иглой




09.04

16.04

23.04

30.04

Панно в смешанной технике

8

2

6,5

Урок (занятие)

Работа с различными материалами




07.05


Итоговая аттестация

2

1

1

Урок (занятие)




Наблюдение практическая деятельность

14.05

Заключительное занятие

2

1

1

Урок (занятие)










68

14

54










Содержание программы

Тема занятия

Методы и приемы

Задачи

Теория

Практика

Оборудование

Вводное занятие (игровое мероприятие вхождение в программу).

Воспоминания о лете «Кленовый лист»,

техника «торцевание»

Беседа

Практическая работа

- познакомить с техникой «торцевание»

- учить аккуратно заполнять свободное пространство

- формировать бережное отношение к своей и чужой работе

Рассматривание готового образца, иллюстраций с кленовыми листьями.

Выполнение работы: работа с шаблонами, выполнение торцевание по контуру с последующим заполнением свободного пространства.

Для педагога – образец, комплект необходимых материалов

Для каждого ребенка – плотный картон, шаблон кленового листа, карандаш простой, стержень от ручки, клей ПВА, гофрированная бумага.

Работа с нитками и иглой «Вышиваем картинку. Ромашка»

Беседа

Практическая работа

- познакомить с правилами техники безопасности при работе с иглой

- учить выполнять шов «вперед иголка»

- формировать положительное отношение к занятиям

Рассматривание готовой работы, выбор картинки.

Правила техники безопасности при работе с иглой.

Выполнение работы: наклеивание картинки на плотную бумагу, проколы по контуру, выбор цвета ниток, вышивание.

Для педагога – образец.

Для каждого ребенка – картинка, плотная бумага, плитка потолочная (А4), игла, нитки цветные, ножницы; карандаши цветные.

Работа с витражными красками

Беседа

Практическая работа

- познакомить с новым материалом для работы, с правилами работы с витражными красками

- продолжить формировать умение аккуратно заполнять свободное пространство

- учить обводить по контуру рисунок

Правила работы с витражными красками. Выбор рисунка. Рассматривание образца.

Выполнение работы: выбор рисунка, выполнение контура, заполнение свободного пространства.

Для педагога – образец, комплект необходимых материалов.

Для каждого ребенка – рисунок, витражные краски, плотный пластик.

Плетение из бумажных полос «Яблоко»

Беседа

Практическая работа

- учить переплетать полоски бумаги между собой

- учить выдерживать расстояние между полосками бумаги

Рассматривание готовой работы. Чередование «1-1»

Выполнение работы: выбор цвета для фона, переплетение «1-1»

Для педагога – образец, необходимые материалы

Для каждого ребенка – основа с прорезанными отверстиями, цветные полоски бумаги..

Работа с нитками «Жираф»

Беседа

Практическая работа

- продолжать учить аккуратно выполнять работу (заполнение свободного пространства) не выходя за контуры

- формировать самостоятельность при выполнении работы

Рассматривание готовой работы и необходимых материалов, правила техники безопасности при работе с клеем и кистью.

Выполнение работы: нанесение контуров (использование шаблонов), наклеивание элементов (цветных ниток)

Для педагога – образец, комплект необходимых материалов

Для каждого ребенка – плотный картон, шаблоны, карандаш простой, клей, цветные нитки.

Портрет мамы

Беседа

Практическая работа

- формировать положительное отношение к работе, уважение к близким людям

- развивать фантазию при выполнении работы

Беседа о маме, о празднике «День матери». Рассматривание готовых работ (фото).

Выполнение работы: выбор основы для работы (распечатка), подбор материалов (бумага, нитки)

Для педагога – образец, комплект необходимых материалов.

Для каждого ребенка – плотная бумага, шаблоны, карандаши цветные, клей, цветные нитки, разнофактурная бумага.

«Радужная кошка» (айрис-фолдинг)

Беседа

Практическая работа

- познакомить с новой техникой работы

- продолжать учить сгибанию полос пополам

- учить аккуратно выполнять работу.

Рассматривание готовой работы, обсуждение последовательности выполнения.

Выполнение работы: выбор основы, подбор материала (цветных полос).

Для педагога – образец, комплект необходимых материалов.

Для каждого ребенка – плотная бумага, клей, разнофактурная бумага.

Лилия из ложек

Беседа

Практическая работа

- формировать положительное отношение к работе, уважение к близким людям

- формировать аккуратность при выполнении работы

Беседа о маме, о празднике «День матери». Рассматривание готовых работ (фото).

Выполнение работы: выбор основы, цветной середины цветка.

Для педагога – образец, комплект необходимых материалов.

Для каждого ребенка: гофрокартон, пластилин, одноразовые ложки.

Панно «Новый год к нам мчится»

Беседа

Практическая работа

- познакомить с техникой «яичное кракле» (аппликация из яичной скорлупы), «декупаж».

- учить совмещать различные техники работы.

Рассматривание готовой работы, материалов для работы. Обсуждение последовательности работы.

Выполнение работы: подготовка основы (обводка по шаблону, наклеивание скорлупы, покрытие грунтом); декупаж (подбор салфеток, вырезание элементов, наклеивание); доработка изделия (покрытие краской, глиттерами, лаком (осуществляется педагогом при полном отсутствии детей).

Для педагога: набор необходимых материалов и инструментов.

Для каждого ребенка: фанера обработанная (25*25 см), клей ПВА, скорлупа яичная, кисть клеевая, грунт акриловый, глиттеры, лак акриловый, салфетки декупажные.

Промежуточная аттестация

Беседа

Практическая работа

- выявить уровень полученных знаний










Зимняя картинка «айрис-фолдинг»

Беседа, практическая работа.

- познакомить с новой техникой работы

- продолжать учить сгибанию полос пополам

- учить аккуратно выполнять работу.

Рассматривание готовой работы, правила выполнения работы в технике «айрис-фолдинг».

Выполнение работы: выбор основы, подготовка полос бумаги (выбор цвета и сгибание пополам), работа с айрис-шаблоном; оформление.

Для педагога – образцы готовых изделий, комплект необходимых материалов.

Для каждого ребенка – основа для открытки, айрис-шаблон, клей, полоски бумаги.

Работа с нитками «Жираф»

Беседа

Практическая работа

- продолжать учить аккуратно выполнять работу (заполнение свободного пространства) не выходя за контуры

- формировать самостоятельность при выполнении работы

Рассматривание готовой работы и необходимых материалов, правила техники безопасности при работе с клеем и кистью.

Выполнение работы: нанесение контуров (использование шаблонов), наклеивание элементов (цветных ниток)

Для педагога – образец, комплект необходимых материалов

Для каждого ребенка – плотный картон, шаблоны, карандаш простой, клей, цветные нитки.

Работа с витражными красками «Зимние виды спорта»

Беседа

Практическая работа

- познакомить с зимними олимпийскими видами спорта

- закрепить правила работы с витражными красками.


Рассматривание альбома «Зимние олимпийские виды спорта», закрепление правил работы с витражными красками.

Выполнение работы: выбор шаблона-картинки, работа с контуром, работа с цветом, оформление для выставки.

Для педагога – альбом «Зимние олимпийские виды спорта», набор необходимых материалов.

Для каждого ребенка – витражные краски, файл А4, бумага для фона.

Аппликация из пайеток «Тотемские картуши»

Беседа

Практическая работа

- развивать мелкую моторику рук

- продолжать учить аккуратно выполнять работу, работать с клеем.

Рассматривание иллюстраций с картушами. Обсуждение последовательности работы.

Выполнение работы: выбор картинки для работы, обклеивание по контуру.

Для педагога – иллюстрации с изображением дельфинов и кораблика.

Для каждого ребенка – лист с рисунком, клей ПВА, пайетки, зубочистки, салфетка для рук.

Открытка для папы


Беседа

Практическая работа

- развивать мелкую моторику рук

- продолжать учить аккуратно выполнять работу, работать с клеем.

Рассматривание иллюстраций с изображением открыток с 23 февраля. Обсуждение последовательности работы.

Выполнение работы: выбор картинки для работы, обклеивание по контуру.

Для педагога – иллюстрации с изображением открыток с 23 февраля

Для каждого ребенка – лист с рисунком, клей ПВА, пайетки, зубочистки, салфетка для рук, заготовка с поздравлением.

Открытка для мамы (панно в технике «изонить»)

Беседа

Практическая работа

- учить равномерно делать проколы на рисунке

- формировать положительное отношение к своему и чужому труду.

Рассматривание готового образца, обсуждение последовательности работы.

Выполнение работы: выбор рисунка, выполнение проколов, вышивка элементов.

Для педагога – образец работы, набор необходимых материалов.

Для каждого ребенка – лист с изображением цветка, накалыватель, игла, ножницы, нитки.

Работа с витражными красками «Цветы»

Беседа

Практическая работа

- закрепить правила работы с витражными красками.


Рассматривание готовых работ, закрепление правил работы с витражными красками.

Выполнение работы: выбор шаблона-картинки, работа с контуром, работа с цветом, оформление для выставки.

Для педагога –набор необходимых материалов.

Для каждого ребенка – витражные краски, файл А4, бумага для фона.

Изонить атласными лентами

Беседа

Практическая работа

- продолжать учить равномерно делать проколы на рисунке

- формировать положительное отношение к своему и чужому труду.

Рассматривание готовой работы, необходимых материалов, обсуждение последовательности выполнения.

Выполнение работы: выбор шаблона, подготовка основы (проколы), выполнение работы (вышивка атласными лентами).

Для педагога – образец, набор необходимых материалов.

Для каждого ребенка – плотный картон, шаблон; атласные ленты (0,5 см).игла.

Панно в смешанной технике.

Беседа

Практическая работа

- учить совмещать различные техники работы в одном изделии

- продолжать формирование самостоятельности при выполнении работы


Рассматривание готовой работы, определение необходимых техник, обсуждение последовательности выполнения.

Выполнение работы: подбор сюжета для работы, выполнение элементов изделия, сборка.

Для педагога - набор необходимых материалов.

Для каждого ребенка –

Итоговая аттестация

Беседа

Практическая работа

- выявить уровень полученных знаний










Заключительное занятие

Методическое обеспечение программы

Дидактический материал:

- Раздаточный материал на каждого ребенка

- образцы работ

- инструкционно-технологические карты

- иллюстративный материал

- аудиозаписи инструментальной музыки, звуков природы и т.п.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесные (устное изложение, беседа, рассказ)

- наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ или выполнение педагогом, работа по образцу)

- практические (выполнение работ по инструкционно-технологическим картам, схемам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях

- фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися)

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)

- групповой (организация работы в группах)

- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Список литературы и информационных источников

1. Жусупова Гульбану Сурагановна «Пальчиковая страна»

2. Программа дополнительного образования по художественному труду «Волшебные пальчики»

3.http://stranamasterov.ru/

4. https://vk.com/ranneerazvitie

5.https://vk.com/roditeli_i

6.https://vk.com/club_razvivajka

7. http://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования

8 http://doshkolnik.ru/index.php ДОШКОЛЬНИК сайт для всей семьи

9.http://www.solnet.ee/ детский портал