Главная страница
егэ 2017-2018
Учреждение дополнительного образования
Общие положения настоящий
Правила дорожного движения
Какие признаки поведения
Правила заполнения бланка
Правила перевозки детей
Развитие речи детей
Использование здоровьесберегающих технологий
Журнала регистрации посетителей
Правила внутреннего распорядка
Социально-экономические и политические
Цель-воспитание бережного отношения
Правила безопасного поведения
Содержание пояснительная записка
Предупреждение и устранение
Практические советы проведения
Оглавление общие положения
Формирование личности ребенка
Достижение следующих целей
Получение дошкольного образования
Название программы аннотация

Программа по химии составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии


Скачать 489.34 Kb.
НазваниеПрограмма по химии составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии
страница1/4
Документ создан автором03.02.2017
Размер файла489.34 Kb.
  1   2   3   4



Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Программа по химии составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии

  2. Федерального базисного плана

  3. Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования

  4. Базисного учебного плана БОУ «Покровская ООШ»

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 уч.год.

  6. Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 16-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2009 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2005 г.г. издания).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема 2 «Металлы» вместо 15 часов – 17 часов;

-тема 3 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26 часов;

2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

3. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.

4. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание образования
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований  и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Решение задач на нахождение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

Лабораторный опыт: Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.  

Металлы (17 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Простые вещества - металлы. Общие физические свойства металлов.

Химические свойства металлов как восстановителей: реакции с неметаллами, кислотами и солями. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза)

Способы получения металлов: прио-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения железа – оксиды, гидроксиды железа (II) и (III). Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Общая характеристика щелочно – земельных металлов. Строение атомов. Щелочно-земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Важнейшие соединения щелочных и щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.
Демонстрации. 1.Образцы изделий из металлов. 2.Иллюстрация семи чудес света. 3.Восстановление металлов из оксидов углём, водородом. 4.Горение натрия, кальция, алюминия в кислороде. 5.Взаимодействие натрия и кальция с водой. 6.Взаимодействие алюминия с йодом, железа с серой. 7. Коррозия металлов и способы борьбы от коррозии. 8. Взаимодействие лития и натрия с водой. 9.Взаимодействие лития и натрия с хлором. 10. Взаимодействие лития и натрия с серой. 11. Химические свойства оксида лития. 12.Распознование Na+ и K+ по окраске пламени. 13.Горение магния. 14.Взаимодействие кальция с хлором, серой, водой. 15.Горение алюминия. 16. Взаимодействие алюминия с йодом. 17.Показ механической прочности оксидной плёнки. 18.Горение железа в хлоре. 19.Отношение железа к конц.серной и азотной кислотам.

Лабораторные опыты. 1.Ознакомление с коллекцией образцов металлов и их сплавов. 2.Изучение образцов руд железа и соединений алюминия. 3.Цинк+соляная кислота; цинк + серная кислота. 4. Железо + сульфат меди (II). 5.Химические свойства гидроксидов калия и натрия. 6.Свойства негашёной и гашёной извести. 7. Изучение образцов природных соединений щелочных металлов. 8.Изучение коллекции природных соединений кальция. 9. Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия. 10.Коллекция сплавов алюминия. 11.Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей. 12.Расмотрение природных соединений алюминия. 13.Железо + сера,+раствор кислоты, + раствор солей. 14.Рассмотрение руд железа. 15.Получение и свойства гидроксида алюминия. 16.Получение и свойства гидроксида железа (II), окисление его в гидроксид железа (III), свойства гидроксида железа (III). 17.Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.

Практические работы. 1.Осуществление цепочки превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Контрольная работа «Металлы»
Неметаллы (26 часов)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, Получение газообразных веществ: водорода. Применение.

Г а л о г е н ы. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Галогеноводородные кислоты и их соли: хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на галогенид – ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

К и с л о р о д. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода. Получение газообразных веществ: кислорода и его применение. Озон. Качественные реакции на газообразные вещества.

В о д а и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

С е р а. Строение атома, аллотропия, нахождение в природе, физические и химические свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы. Сероводородная и сернистая кислоты, их соли. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат – ион.

А з о т. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства простого вещества, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II)и (IV). Азотная кислота и её применение. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Проблема содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора(V), ортофосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.

У г л е р о д. Строение атома, аллотропия: алмаз, графит. Физические и химические свойства углерода, применение. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на карбонат – ион. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк)

К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Кремниевая кислота и силикаты. Понятие о силикатной промышленности. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (стекло, цемент).

Демонстрации. 26.Образцы неметаллов различных агрегатных состояний. 27.Физические свойства водорода. 28.Горение водорода на воздухе и в кислороде. 29.Взрыв смеси водорода с воздухом. 30.Образцы галогенов – простых веществ. 31. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. 32.Вытеснение хлором брома из растворов солей. 33.Образцы галогеноводородов. 34.Получение и свойства хлороводорода. Распознавание соединений хлора. 35.Физические свойства кислорода. 36.Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. 37.Получение пластической серы. 38. Взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом. 39.Получение SO2. 40. SO2+H2O+щелочь. 41.Обесцвечивание красок с помощью SO2. 42.Разбавление серной кислоты. 43.Взаимодействие конц.серной кислоты с медью, органическими соединениями. 44.Модели аппаратов для производства серной кислоты. 45.Образцы сульфатов, используемые в народном хозяйстве. 46.Корни бобовых растений с клубеньками. 47.Модель колонны синтеза аммиака. 48.Получение, собирание и распознавание аммиака. 49. Растворение аммиака в воде. 50.Аммиак + соляная кислота. 51.HNO3(P-P)+ Cu, HNO3(конц)+ Cu. 52.Горение скипидара в азотной кислоте. 53.Разложение нитрата калия. 54.Получение белого фосфора из красного. 55.Воспламенение белого фосфора. 56.Получение оксида фосфора (V). 57.Растворение оксида фосфора в воде. 58.Модели кристаллических решёток алмаза и графита. 59.Адсорбция. 60.Горение угля в кислороде. 61.Восстановление меди из её оксида углём.

Лабораторные опыты. 20.Получение водорода. 21.Восстановление меди из её оксида водородом. 22.Природные соединения галогенов. 23.Качественная реакция на галогенид – ион . 24.Получение и свойства кислорода. 25.Образцы природных соединений серы. 26.Свойства разб.серной кислоты. 27.Качественая реакция на сульфат-ион. Распознавание сульфатов. 28.Знакомство с образцами солей аммония. 29.Качественная реакция на NH4+. 30.Знакомство с нитратами. 31.Знакомство с природными соединениями фосфора. 32.Свойства фосфорной кислоты как электролита. 33.Качественая реакция на фосфат-ион. 34.Получение и собирание углекислого газа. 35.Свойства углекислого газа. 36.Коллекция карбонатов. 37.Качественная реакция на карбонат-ион. 38.Преход карбоната в гирокарбонат и наоборот. 39.Знакомство с коллекцией природных соединений кремния. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практические работы. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

Контрольная работа «Неметаллы»
Органические соединения (11 часов)

Сложные вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических веществ. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Молекулярные и структурные формулы органических соединений.

У г л е в о д о р о д ы. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

С п и р т ы как представители кислородсодержащих органических соединений. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах этанола и метанола. Трёхатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

К а р б о н о в ы е к и с л о т ы как представители кислородсодержащих органических соединений. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Биологически важные вещества. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот

Биологически важные вещества

Понятие о аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Биологически важные вещества: углеводах. Глюкоза, её свойства и значения. Крахмал и целлюлоза(в сравнении), их биологическая роль.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением

Практическая работа «Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.»

Демонстрации. 62. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Образцы природных и синтетических органических соединений. 63.Шаростержневые модели молекул органических соединений. 64. Горение метана. 65.Получение этилена. 66. Горение этилена. 67.Качественные реакции: отношение этилена к бромной воде, раствору перманганата калия. 68. Образцы этанола, метанола, этиленгликоля, глицерина. 69.Качественая реакция на многоатомные спирты. 70.Окисление спиртов. 71.Свойства уксусной кислоты. 72.Получение сложного эфира. 73.Цветные реакции белков. 74. Растворимость и осаждение белков. 75.Денатурация белка. 76. Образцы углеводов. 77.Гидролиз крахмала и целлюлозы. 78. Образцы лекарственных препаратов.79. Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Лабораторные опыты. 40. Изготовление моделей молекул углеводородов. 41. Свойства глицерина. 42. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 43. Взаимодействие крахмала с йодом. 44.Образцы твёрдых и жидких жиров. 45.Растворимость жиров.

Практическая работа 7. Изготовление моделей углеводородов. 8. Знакомство с образцами лекарственных препаратов. 9. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. 10.Экспериментальное изучение свойств органических веществ.

Контрольная работа №3 «Органические соединения»

Тематическое планирование по химии, 9 класс,

(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа - резервное время)

УМК О.С.Габриеляна.



п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Дата

Практические работы

Контрольные работы

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

6










2.

Тема 1.

Металлы

17

№3. По­лучение и свой­ства соединений металлов.

№ 2




3.

Тема 2.

Неметаллы

26

№ 4. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группа кисло­рода».

№ 5. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода».

№ 6. По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов.

№ 3




4.

Тема 3.

Органические соединения

11










5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8










6.

Итого

68

6

3



  1   2   3   4